Урок "Арифметические действия с рациональными числами"
план-конспект урока по алгебре (6 класс)

Коваленко Ирина Анатольевна

Данный урок относится к типу интегрированных уроков. В настоящее время интегрированные уроки становятся наиболее актуальными, так как они позволяют активизировать познавательную активность учащихся, расширить диапазон их знаний о предметах.

Интегрированный урок математики и биологии разработан для учащихся 6 класса. 

Одна из целей проведения данного урока  - показать взаимосвязь математики с другими предметами (в частности с биологией), используя соответствие между числами и буквами.

       По типу это урок-практикум, где необходимо повторить  и закрепить знания, умения и навыки учащихся.

       Урок состоит из 6 этапов, каждый из которых соответствует определенной цели. Структура урока соответствует его содержанию.

       На уроке применяются разнообразные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Используются рациональные приемы повторения и закрепления материала, отобрана  система заданий, предусматривающая постепенное нарастание сложности упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_arifmeticheskie_deystviya_s_ratsionalnymi_chislami.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Арифметические действия с рациональными числами»

(6 класс).

МБОУ «Гимназия №5».

Подготовили: учитель математики Коваленко И.А., учитель биологии Бавыкина Н.А.

Цели: -организовать деятельность по закреплению умений выполнения арифметических действий с рациональными числами;

           -показать взаимосвязь математики с другими предметами, используя соответствие между числами и буквами;

           -содействовать формированию коммуникативной культуры: умению анализировать, обобщать;

-воспитание коллективизма и взаимовыручки.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Приветствие учащихся.

2.Актуализация знаний.

  Учитель математики. Сегодня нам предстоит необычный урок, на котором встретятся 2 предмета: математика и биология. Что их роднит? На первый взгляд они разные. Но  при изучении биологии возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики.

Учитель биологии. В биологии есть такой раздел как систематика, который изучает многообразие живых организмов и классифицирует их. Многообразие живых организмов, относящихся к разным царствам живой природы, систематики представляют в виде цифрового материала. Так в природе насчитывается 500 тыс. видов растений, около 2 млн. видов животных, 300 тыс. видов бактерий, 100 тыс. видов грибов.

Учитель математики.  Чтобы получить ответы на вопросы, надо уметь хорошо считать. Устный счет, презентация.

Устно:              

    1)      64: (-16)=                           -2,6-4,3 =                    

  -5,4:18=                                   -6,2+2,3=

  -                             3,7*(-2)=

  2- 5,8=                                     -5,3-(-4,1)=

2)

                                                                        да

Нет

п=100,    п = -18,                                                 нет

.                                                                                              

3).

                        х-3,9=-2,7

3 (-х)=-27               -0,1у=33

3. Применение знаний и способов деятельности.

 Учитель математики. Для решения задач в математике часто используют формулы. Например, формулы для нахождения пути, времени, расстояния, формулы для нахождения площади, объема фигур.

 Учитель биологии. В биологии с помощью формул описывают строение цветка. Презентация.

Учитель математики .Уильям Шекспир восклицал: «Что за создание человек! Как благороден разум! Как точен и чудесен в движениях! Венец всего живущего!» Великий гуманист эпохи Возрождения ничуть не преувеличивал. Человек уникален! Он безмерно богат! Он владеет целой планетой с умеренным климатом, с атмосферой, с кислородом в воздухе.

Учитель биологии. За сутки человек потребляет ,кроме пищи и воды, 12  кг воздуха. Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им «питаются» все живые организмы. Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от транспорта, комбинатов и заводов, аэрозолей не может нейтрализовать даже природа! Небезопасна грязная атмосфера и для человека, в первую очередь страдают органы дыхания.

 Учитель математики. Сейчас мы решим задачу и ответим на вопросы, которые будут интересны многих  из нас.

Задача. Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выдыхает 800 г углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек, при  этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. В нашем городе , по данным переписи населения 2010 г, примерно356,4 тыс. жителей. Какое количество кислорода необходимо жителям нашего города? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в нашем городе?

 Учитель биологии. Вы знаете, что в нашей области проводится экологическая акция «Зеленая столица», которая должна привлечь внимание жителей города к зеленым насаждения, их охране.

 Учитель математики. Интересно, а в нашем городе достаточно количество зеленых насаждений для жителей нашего города? Используя данные Интернет, периодической печати, узнайте, какое количество зеленых насаждений в нашем городе и сравните с полученными данными. Прочитайте еще раз условие задачи и скажите: какие данные при решении задачи нашим способом  являются лишними?

  Учитель биологии. Но для растений углекислый газ является основным источником питания. Как называется этот тип питания? Какие условия необходимы для этого типа питания?

 Учитель математики. Чтобы узнать, какое растение лучше всего очищает воздух, давайте решим примеры и уравнения:

                                                                                   

О

-0.7

М

-0.9

Ь

-2.4

Т

4.5

Л

-1.2

П

-0.8

Учитель биологии. Тополь является чемпионом по скорости роста среди европейских растений. За одно лето небольшой черенок тополя может превратиться в двух – трехметровое дерево.  Он прекрасный санитар воздуха. За лето одно дерево поглощает до 45 кг углекислого газа, а взамен возвращает кислород, освежает, очищает воздух. Является прекрасным улавливателем пыли.  Растения не только очищают воздух , но и участвуют в регуляции водного баланса в биосфере. Например, известный нам тополь увлажняет воздух, испаряя 10 см3 воды.

Физкультминутка. Изображаем рост тополя. Спина опирается на спинку стула, руки подняты вверх, тянемся к свету, ладошками изображаем раскрывшиеся почки. Руки – ветви раскачиваясь от ветра описывают в воздухе ленивую восьмерку.

Учитель математики. Чтобы понять что такое водный баланс, представим себе следующую ситуацию. Вы гуляли в лесу, и вдруг пошел дождь. Вы находитесь в хвойном лесу, в котором растут сосна, ель и пихта. Под каким деревом вам нужно спрятаться, чтобы меньше намокнуть?

Ответ на данный вопрос можно узнать из условия задачи.

Задача.

1. Сосновый лес задерживает на своих кронах 20% выпадающих осадков, еловый — 40%, пихтовый — 60%. За время дождя выпало 10 см осадков. Сколько вылилось на вас влаги, если вы прятались под пихтой, елью, сосной? Считайте, что площадь, занимаемая вами, равна 0,165  м2 .

2. «Выпадение 10 см осадков» на языке метеорологов означает, что выпало 10 см осадков на 1 см2 площади.

0,165м2=1650 м2

V = 1650 • 10 = 16500 (см3) = 16,5 (л). Пихта задержит 60% осадков, значит, на человека прольется 40% дождя, т.е. 16,5 • 0,4 = 6,6 (л), ель задержит 40% воды, человеку достанется 16,5 • 0,6 = 9,9 (л), а сосна удержит 20% воды, а 80% направит вниз, т.е. 16,5 • 0,8 = 13,2 (л).

4. Информация о домашнем задании.

Пояснить понимание  упражнений и способы их выполнения

5. Подведение итогов урока.

Дается качественная оценка работы всего класса и отдельных учащихся. Выявляется степень реализации целей урока.

6. Рефлексия.

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

мне кажется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный счет, математика 6 класс. "Действия с рациональными числами"

Не все дети любят считать. Но забавная "Пчелка" поможет проявить интерес даже к такой трудной теме. Эта презентация наверняка понравится вашим ученикам. А может использоваться и родителями....

Сказочное путешествие по теме "Действия с рациональными числами" (6 класс)

Разработка урока с презентацией  сказочное путешествие по теме: "Действия с рациональными числами" в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина...

Обобщающий урок по теме "Все действия с рациональными числами" 6 класс

Обобщающий урок по теме "Все действия с рациональными числами" для 6 класса выполнен с применением игровых технологий. Сюжет урока - путешествие под водой с целью поиска пиратского клада. В данной мет...

6 класс. Урок на тему: "Действия над рациональными числами".

Обобщить знания учащихся по темам « Сложение, вычитание, умножение рациональных чисел»; совершенствовать вычислительные навыки; развивать активность, самостоятельность, познавательный интерес, л...

Конспект урока по математике в 6 классе "Свойства действий с рациональными числами".

Урок,объяснение нового материала на базе знаний 5 класса в виде устной работы,которая позволяет самим учащимся рассказать о свойствах действий с рациональными числами.На уроке ребята отрабатывают пере...

"Действия с рациональными числами", 6 класс

Цели:повторить действия сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел; закрепить решений уравнений....

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...