конспект урока математики 10 класс
методическая разработка по алгебре (10 класс)
Конспект урока состоит из презентации и материалов по изучении темы "Иррациональные неравенства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irratsionalnye_neravenstva.docx | 35.76 КБ |
irratsionalnye_neravenstva.pptx | 201.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Решение иррациональных неравенств»,
10 класс,
Цель: познакомить учащихся с иррациональными неравенствами и методами их решения.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
№ | Этап урока | Цель этапа | Время |
1 | Организационный момент | Сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока. | 2 мин |
2 | Устная работа | Пропедевтика определения иррационального уравнения. | 4 мин |
3 | Изучение нового материала | Познакомить с иррациональными неравенствами и со способами их решения | 20 мин |
4 | Решение задач | Формировать умение решать иррациональные неравенства | 14 мин |
5 | Итог урока | Повторить определение иррационального неравенства и способы его решения. | 3 мин |
7 | Домашнее задание | Инструктаж по домашнему заданию. | 2 мин |
Ход урока
- Организационный момент.
- Устная работа (Слайд 4,5)
- Какие уравнения называются иррациональными?
- Какие из следующих уравнений являются иррациональными?
- Найти область определения
- Объясните, почему эти уравнения не имеют решения на множестве действительных чисел
- Древнегреческий учёный – исследователь, который впервые доказал существование иррациональных чисел (Слайд 6)
- Кто впервые ввёл современное изображение корня (Слайд 7)
- Изучение нового материала.
Подвести к понятию иррационального неравенства. Составив условие к следующей задаче:
Стрельба из спортивного пистолета по круглой мишени диаметром 1м ведется из точки прямой, перпендикулярной плоскости мишени и проходящей через её центр. На каком расстоянии от мишени должна быть точка выстрела, чтобы разность расстояний от неё до края мишени и до центра была не больше 2 см.?
В тетради со запишите определение иррациональных неравенств: (Слайд 8) Неравенства, содержащие неизвестное под знаком корня, называются иррациональными.
Иррациональные неравенства – это довольно сложный раздел школьного курса математики. Решение иррациональных неравенств осложняется тем обстоятельством, что здесь, как правило, исключена возможность проверки, поэтому надо стараться делать все преобразования равносильными.
Чтобы избежать ошибки при решении иррациональных неравенств, следует рассматривать только те значения переменной, при которых все входящие в неравенства функции определены, т.е. найти ООН, а затем обоснованно осуществлять равносильный переход на всей ООН или её частях.
Основным методом решения иррациональных неравенств является сведение неравенства к равносильной системе или совокупности систем рациональных неравенств. В тетради со справочным материалом запишем основные методы решения иррациональных неравенств по аналогии с методами решения иррациональных уравнений. (Слайд 9)
При решении иррациональных неравенств следует запомнить правило:
(Слайд 10)
1. при возведении обеих частей неравенства в нечётную степень всегда получается неравенство, равносильное данному неравенству;
2. если обе части неравенства возводят в чётную степень, то получится неравенство, равносильное исходному только в том случае, если обе части исходного неравенства неотрицательны.
Рассмотрим решение иррациональных неравенств, в которых правая часть является числом. (Слайд 11)
1.
Возведём в квадрат обе части неравенства, но в квадрат мы можем возводить только неотрицательные числа. Значит, найдём ООН, т.е. множество таких значений х, при которых имеют смысл обе части неравенства. Правая часть неравенства определена при всех допустимых значениях х, а левая при х-40.
Данное неравенство равносильно системе неравенств:
Ответ. [4;5)
2.
Это неравенство равносильно системе неравенств:
Т.к. каждое решение 2 неравенства является решением 1 неравенства системы, то система равносильна 2 неравенству
-+9х.
Ответ: [1;8]
3.
Правая часть отрицательна, а левая часть неотрицательна при всех значениях х, при которых она определена. Это означает, что левая часть больше правой при всех значениях х , удовлетворяющих условию х3.
Ответ: [3; +)
4.
При всех допустимых значениях х, т.е. х1, левая часть неотрицательна.
Ответ. Решений нет.
Далее подводим итог урока, комментарии по Д/з и решаем № №
624,625,626(нечетные)
2-ой урок
На следующем уроке рассмотрим решение неравенств вида (Слайд 12,13)
- Решение задач.
№ 624,625,626(нечетные)
- Итог урока.
Какие неравенства мы решали на уроке?
Дайте определение иррационального неравенства.
Каким методом можно решить иррациональное неравенство?
Рефлексия.
Домашнее задание. П.6, стр. 208-210, № 624,625,626(четные)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Познакомится с методами решения иррациональных неравенств
Стрельба из спортивного пистолета по круглой мишени диаметром 1м ведется из точки прямой, перпендикулярной плоскости мишени и проходящей через её центр. На каком расстоянии от мишени должна быть точка выстрела, чтобы разность расстояний от неё до края мишени и до центра была не больше 2 см.?
Устная работа 1.Какие из следующих уравнений являются иррациональными:
2.Найдите область определения: 3.Объясните, почему эти уравнения не имеют решения на множестве действительных чисел.
Ответьте на вопросы: 1. Что требуется для полученных значений переменной при решении иррациональных уравнений? 2. Способ, которым проводится проверка решений иррациональных уравнений. 3. Как называется знак корня? 4. Сколько решений имеет уравнение х 2 =а, если а < 0? 5. Как называются уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная? 6. Как называется корень второй степени? пров е рка ради к ал но л ь иррац и ональное ква д ратный подстано в ка Древнегреческий ученый-исследователь, который впервые доказал существование иррациональных чисел
Кто впервые ввёл современное изображение корня? Ответьте на вопросы: 1.Сколько решений имеет уравнение х 2 =0. 2.Корень какой степени существует из любого числа? 3.Как называется корень третей степени? 4.Сколько решений имеет уравнение х 2 =а, если а >0? 5.Как называется корень уравнения, который получается в результате неравносильных преобразований? 6.Корень какой степени существует только из неотрицательного числа? о д но н е чётной к убический дв а посто р онний чё т ной
Определение иррациональных неравенств Неравенства, в которых неизвестное содержится под знаком радикала, называются иррациональными
Методы решения При решении иррациональных неравенств используются возведение обеих частей неравенства в одну и ту же натуральную степень, графический способ, введение новых переменных и т. д.
Правило при возведении обеих частей неравенства в нечётную степень всегда получается неравенство, равносильное данному неравенству; если обе части неравенства возводят в чётную степень, то получится неравенство, равносильное исходному только в том случае, если обе части исходного неравенства неотрицательны .
Решить неравенства 3 . ≥ ≥ 0 2 1. 2. 4. 5.
Решение задач 166(2) 167 (2,4,) 168(2)
Самостоятельная работа 166(1) 167 (1,3,) 168(1)
Ответы: 166(1) х (2 ; +∞) 167 (1,3,) 1) х (11 ; +∞) 2) х (3 ; +∞) 168(1) (- ∞ ; ) , ( ; +∞)
Домашнее задание П.10(1 – 5) 167(чёт) 168(2,4)
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"
Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....