Программа внеурочной деятельности «Задачи с параметрами» для учащихся 9 класса (повышенный уровень)
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Райкова Лидия Викторовна

Программа внеурочной деятельности «Задачи с параметрами» для учащихся 9 класса (повышенный уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Задачи с параметрами» для учащихся 9 класса (повышенный уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике общекультурной направленности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.     N 1897"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,    31 декабря 2015 г.

Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности 34 ч в учебный год.

Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях.                   Решение задач с параметрами для школьников являются задачами повышенной сложности. Задачи с параметрами это элемент единого государственного экзамена. Хотя на ЕГЭ встречается одна-две задачи с параметрами, но те школьники, которые хотят получить высший балл по ЕГЭ, должны уметь их решать. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже   рассмотреть различные методы решения задач с параметрами.

1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Программа курса обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к об учению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

2) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

 3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности ее решения;

4) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

5) умение создавать, применять и преобразовывать знаково - символические средства, модели и    схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

6) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и д р.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

7) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

8) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

9) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

предметные:

1) умение работать с математическим текстом (структурирование , извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику , использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

2) владение базовым понятийным аппаратом : иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения;

3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умение пользоваться математическими формулам и   самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинам и на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

5) умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения,                   неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

6) овладение системой функциональных  понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства , использовать функционально- графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

 7) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса,  в том числе задач, не сводящихся к непосредственному.

2. Содержание программы курса внеурочной деятельности

1.Что такое параметр. Различные формулировки задач с параметрами(2часа).

2.Линейные уравнения с параметрами(2часа).

3.Линейные неравенства с параметрами(6час.).

4.Квадратные уравнения с параметрами(6час)

5.Квадратные неравенства с параметром(10час.)

6.Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена(8час)

7.Графические методы(10час.)

Угол наклона прямой. Уравнение прямой. Геометрический смысл параметров прямой. Графики линейных функций. Параллельность и перпендикулярность прямых. Графическое решение уравнений и неравенств с параметрами.

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1.

 Что такое параметр. Различные формулировки задач с параметрами

1

1

2.

Линейные уравнения с параметрами

1

1

3.

Линейные неравенства с параметрами

2

4

4.

Квадратные уравнения с параметрами

2

4

5.

Квадратные неравенства с параметром

4

6

6.

Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена

3

5

7.

Графические методы

6

4

Список литературы

1. С.А.Субханкулова. Задачи с параметрами./ — М: Илекса. 2010.

 2.А.Х Шахмейстер. Задачи с параметрами на экзаменах. –М.: МЦНМО, 2011.

3.В.С. Высоцкий. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ.- М.: Научный мир,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса «Задачи с параметрами» (10-11 классы)

Пояснительная запискаЭлективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практи...

Программа внеурочной деятельности «Задача.ru» по математике для учащихся 5-6 классов.

Предлагаемая программа кружка направлена на формирование у учащихся интереса к математике, удовлетворение потребностей школьников, желающих изучать математику на продвинутом уровне.Цель программы: соз...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности "Задачи для подготовки к олимпиадам по математике для учащихся 6 классов"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Задачи с параметрами» для учащихся 9 класса (повышенный уровень)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Задачи с параметрами» для учащихся 9 класса (повышенный уровень)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика. За страницами учебника, 8 класс" (углубленный уровень)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика. За страницами учебника, 8 класс" (углубленный уровень)...

Рабочая программа по кружку внеурочной деятельности по математике "Математика "С" 11б класс (профильный уровень (2024-2025))

Рабочая программа по кружку внеурочной деятельности по математике "Математика "С" 11б класс (профильный уровень (2024-2025))...