Теоретические основы развития познавательных универсальных действий
статья по алгебре
В данной статье рассматривается развитие познавательных универсальных действий, посредством такого вида деятельности обучающихся как самостоятельная работа на уроках математики в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
теоретические основы развития познавательных универсальных действий | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия– это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основной задачей учителя на современном этапе становится организация учебной деятельности таким образом, чтобы у школьников сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Поэтому для формирования у учащихся любых универсальных учебных действий в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
- вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения универсальных учебных действий и мотивация к его самостоятельному выполнению;
- основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого универсального учебного действия;
- далее изученное универсальное учебное действие включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
- в завершение организуется контроль уровня развития этого универсального учебного действия и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 4-ом классе
Данный курс тренировочных упражнений разработан на учебном материале предмета и составляет систему занятий, которые формируют приемы мыслительной деятельности, развивают познавательные про...
Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках физики
Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках физики.Цель: активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их приме...
Формы работы с информацией для развития познавательных универсальных учебных действий
Страшная это опасность – безделье за партой;безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.Это развращает, морально калечит человека, и нишкольная бригада, ни школьный участок, ни мастерская –...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ.
Статья (ФГОС, преподавание геометрии)...
Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО
Выступление на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО»...
ФГОС: формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами СДО.
Система заданий для развития познавательный универсальных учебных действий у учащихся....
Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе преподавания физики
В данной статье рассматривается понятие позновательного интереса.условия и средства его формирования....