мастер-класс Практико-ориентированные задачи
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс)
При использовании практико-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог- обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает - педагог содействует, обучающийся активен- педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, практико-ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.
Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять практико-ориентированные задания в своей практике
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Сведения об авторе
Цыденова Марина Цырендоржиевна – Tsydenova Marina Tsyrendorzhievna
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 – Municipal Budgetary Educational Institution “Secondary Educational School №7”
г. Мирный, Республика Саха (Якутия), РФ – The Russian Federation, Republic of Sakha (Yakutia), Mirniy.
адрес электронной почты: marinacydenova71@gmail.com
почтовый адрес: Республика Саха(Якутия), Мирнинский район,г.Мирный,ул.Московская,16, к.14.
тел.89149834769
должность- учитель математики.
2.Название статьи.
Практико-ориентированные задачи как условие формирования математической грамотности. – Practice-oriented tasks as a condition for the formation of mathematical competence.
3.Аннотация
4.Ключевые слова
Математическая грамотность, практико-ориентированные задания, функциональная грамотность, структура, особенности, уровень компетентности, педагог, обучающийся.
Keywords: mathematical literacy, practice-oriented tasks, functional literacy, structure, features, level of competence, teacher, student.
5. Рецензия
Расхождение слова и дела – вот основной недостаток уроков математики в школе. Пересказать текст, доказать теорему, дать определение могут многие; ответить на измененный вопрос – уже меньше, а решить задачу – уже отдельные.
В настоящее время для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности.
По международной оценке качества образования PIRLS, TIMSS, PISA (2015-2016 годы), российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.
Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Остановимся на одном из компонентов функциональной грамотности- математическая грамотность.
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах (личная жизнь, образование/ профессиональная деятельность, общественная жизнь, научная деятельность).
Как показывает практика, одним из эффективных способов развития предметной грамотности, т. е. математической грамотности является практико-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменят и организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Для учителя в данной ситуации подойдут слова древнегреческого философа Аристиппа «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», а детям адресовать слова мудрого Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний,
и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».
Практико-ориентированные задания это-
- задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических
навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
- текстовое задание, носящее не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса
Цель практико-ориентированных заданий – «погружение» в решение «жизненной» задачи.
Применение практико- ориентированных задач на уроках математики имеет конкретные цели:
- Доказать учащимся, что математика нужна всем и повсюду
- Научить учащихся применять полученные знания на практике
- Подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ
Особенности практико-
ориентированных заданий
- значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная,
социальная) результата, мотивирующая школьников;
- формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы,
решаемую знаниями различных разделов математики, других наук или жизни;
- представление информации и данных в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что требует распознавания объектов;
- указание (явное или неявное) области использования результата решения».
нестандартная структура, т.е. неопределённость некоторых компонентов заданий;
- избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;
- многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы»;
- многообразие типов вопросов – с выбором ответа, с кратким ответом (в
виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развёрнутым свободным
ответом.
Структура практико- ориентированного задания
1. Название задания.
2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет, фабула.
3. Информация, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее).
4. Задания на работу с информацией.
Виды практико-ориентированных заданий:
- Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели);
- Организационно-подготовительные (планирование и организация практико-ориентированной работы индивидуальной, групповой или коллективной по созданию объектов, анализ и исследование свойств объектов труда, формирование понятий и установление связей между ними);
- Оценочно-коррекционные (формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности).
Уровень сложности практико-ориентированных задач:
Уровень | Практико-ориентированная задача | Соответствие уровню компетентности |
1 уровень | Для решения требуется один теоретический факт при разрешении практической ситуации. | 1 уровень – уровень воспроизведения |
2 уровень | Для решения требуется комбинация нескольких математических идей при разрешении практической ситуации, применяются знания из разных разделов математики, личные наблюдения. | 2 уровень – уровень связи |
3 уровень | Для решения требуется исследовательский подход при построении математической модели ситуации, изучении нового материала, поиска нескольких способов решения одной задачи. | 3 уровень – уровень размышления |
Практико – ориентированные задачи на различных
этапах уроков
ЭТАП Устный счет
Пример (5 класс). Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?
Пример (6 класс). Спидометр на велосипеде у Саши показывает 250, однако не уточняет единицу измерения. В чем измеряется скорость на спидометре Сашиного велосипеда? Выберите подходящий момент и обоснуйте.
1) м/с 2) км/ч 3) м/мин 4) км/мин
ЭТАП актуализации знаний
Пример (8 класс). Тема «Площадь многоугольников»
Необходимо произвести настилку паркетного пола размером 5,1 м × 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольного треугольника, параллелограмма и равнобедренной трапеции. Размеры даны в см. Выполните один из вариантов настилки и посчитайте сколько плиток каждого вида потребуется?
ЭТАП изучения новой темы
Пример (9 класс) Тема «Геометрическая прогрессия».
Представьте себе, что вы стоите перед дилеммой, либо получить 100.000 руб. прямо сейчас, либо в течение 28 дней получать монетку в 1 рубль, который ежедневно удваивается? Чтобы вы предпочли?
Тема «Действия с десятичными дробями».
Задача. В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша (200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается)
При изучении темы в 9 классе «Геометрическая прогрессия» можно выстроить урок «Геометрическая прогрессия и ее приложения в экономике» и рассмотреть вопрос: «Как банки дают кредиты различным фирмам?» Учащиеся видят, что такие, на первый взгляд, бесполезные вопросы, как сумма членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая прогрессия и ее сумма, имеют глубокий экономический смысл.
ЭТАП применения знаний
5 класс. Тема «Десятичные дроби. Объем прямоугольного параллелепипеда».
Кабинет математики имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Сколько потребуется желтой краски, чтобы покрасить стены кабинета, имеющего размеры 8,5 м, 6,5 м, 3 м, если на 1 кв.м. расходуется 150 грамм краски.
При использовании практико-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог- обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает - педагог содействует, обучающийся активен- педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, практико-ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.
Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять практико-ориентированные задания в своей практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Алгоритмы для решения задач по химии"
мастер-класс "Алгоритмы для решения задач по химии" Разработанные алгоритмы при распечатывании с двух строн бумаги складываются в книжку, которой ученики пользуются при решении задач....
Мастер-класс на тему "Анализ задач и альтернативные методы решений"
различные решения некоторых экзаменационных заданий....
Практико–ориентированный проект«Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»
Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...
Мастер-класс "Различные способы решения задач на многогранники в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ по математике"
Рассмотрены основные задачи по стереометрии и различные подходы к их решению...
Мастер-класс «Работа над учебной задачей на примере темы Закон сохранения импульса. Система оценки и рефлексия»
Представлена технологическая карта мастер-класса «Работа над учебной задачей на примере темы Закон сохранения импульса. Система оценки и рефлексия» Мастер-класс разработан для слушателей курсов В...
Мастер - класс"Применение практико-ориентированных технологий на уроке обществознания"
Разработки 3 приемов для использование на уроках обществознания в среднем и старшем звене. Разделы "Социология", "Право", "Экономика"...
Практико-ориентированная математическая задача к сюжету «Исаакиевский собор». Технологическая карта задачи.
Презентация обучающей межпредметной задачи. Класс: 6-9 класс. Данная задача относится к классу стандартных задач: условие четко определено, известен способ решения и обоснования основного вопроса...