Прогрессии
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Карелин Константин Сергеевич

Материалы по уроку (УДЕ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9klass_progressii.docx23.21 КБ
Файл 9klass_progressii.pptx130.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект урока

                               9 класс.        Математика.

                                       Тема урока:  

 Определение арифметической и геометрической   прогрессий.

 Формулы  n – го члена арифметической и геометрической прогрессий.

( На уроке использованы элементы УДЕ -укрупнённая дидактическая единица.  Совместное и одновременное изучение родственных разделов- параллельная запись контрастных суждений,  двухэтажная запись

                                            Тема урока:  

  Определение арифметической  и геометрической   прогрессий.

 Формулы  n – го члена арифметической и геометрической прогрессий.

( На уроке использованы элементы УДЕ - укрупнённая дидактическая единица.  Совместное и одновременное изучение родственных разделов - параллельная запись контрастных суждений,  двухэтажная запись.)

 

Цели:

- Ввести  понятие  арифметической и геометрической прогрессий;

- вывести формулы n –го члена арифметической и геометрической прогрессий;

- закрепить умения и навыки применять изучаемые формулы;

- развитие логического мышления, познавательного интереса учащихся.

- воспитание настойчивости, воли для достижения конечных результатов.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями.

                                 

                                         Ход урока:

1. Организационный момент.

Постановка целей урока. 

Сегодня на уроке мы одновременно познакомимся с арифметической и геометрической прогрессией,  выведем формулы n –го члена арифметической и геометрической прогрессий;  решим задачи на применение этих формул.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

 При объяснении применяются элементы УДЕ –

параллельная запись контрастных суждений:

          1).Составим две числовые последовательности с а1 = 5.
В первом случае будем прибавлять, во втором случае – умножать на одно и то же число.

5; 8; 11; 14; 17;20…                                           5; 15; 45; 135; 405…

- арифметическая прогрессия                         -геометрическая прогрессия.

а1  = 5 – первый член                                           в1 = 5 – первый член                      

арифметической прогрессии;                              геометрической   прогрессии;

 d = 3      – разность                                             q = 3    – знаменатель

арифметической  прогрессии                              геометрической прогрессии

3). Определение 1 ( двухэтажная запись )

Постоянное число

d                        которое       прибавляем  к        предыдущему         числу 

q не равное 0,                      умножаем    на      предыдущее              число

 арифметической      прогрессии для получения последующего числа,

 геометрической   

называется разностью               арифметической         прогрессии.

                   знаменателем           геометрической       

Например:

Арифметическая прогрессия:              Геометрическая прогрессия:

5;  8;  11;  14; 17;  20…                             5;  15;  45;  135;  405…

а21 + d = 5 +3 = 8                                   в21 * q =5 * 3= 15  

 а32 +d =8+3 = 11                                   в32 *q=15 * 3 = 45

  1. Определение 2   (двухэтажная запись)

Арифметической            прогрессией называется   такая последовательность,

геометрической               в которой каждый последующий член равен

предыдущему,

   сложенному             с разностью           

     умноженному        на знаменатель.

Определение 3.( параллельная запись контрастных суждений)

                         Числовая последовательность

а123,…аn,..                                                        b1,b2,b3,…bn,…

                                    называется

арифметической                                                  геометрической

 если для всех натуральных n   выполняется равенство

 a n+1= an+ d                                                          b n+1= bn* q

 5)Формула  n – го члена арифметической                 прогрессии.

                                              геометрической

                                               

Выведем формулы n – го члена арифметической и геометрической прогрессий   ( параллельная запись контрастных суждений):

Арифметическая прогрессия:                      Геометрическая прогрессия:

 а1                                                                                                                                        в1

 а2 = а1 +  d                                                                в2 =в1 *q

                                                                                                              2

 а3 = а2+d =а1 + 2 d                                                   в3 = в2  *q = в1* q

                                                                                                                3  

  а4 = а3 +d = а1+3 d                                                  в4 =в3 * q  = в1 *  q

                                                                                                                                                                           n - 1

 а n1 +  d ( n  - 1)                                                   вn  = в1 * q  

                      3.  ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
                                          1) Устная работа.
 Найти члены  
Арифметической                 /     Геометрической  прогрессий:

1) -6; -4; а3; а4; а5;…                     1) 6; 3; в34; в5;…

2)14, а2; 20; а4;…                          2) 20; в2; 80; в4;…

                                2) Математический диктант.

1.У арифметической прогрессии                    1.У геометрической прогрессии                        

первый член равен 4, второй 6.                      первый член равен 8, второй 4.

Найти разность d.                                               Найти знаменатель q.

2.У арифметической прогрессии                      2. У геометрической прогрессии

первый член равен 6, второй 2.                       первый член равен 9, второй 3.

 Найти третий член.                                            Найти третий член.

3.Найти десятый член                                       3. Найти четвёртый член

арифметической прогрессии,                             геометрической  прогрессии,  

если её первый член равен 1,                             если её первый член равен 1, а разность d равна 4.                                              знаменатель   q = -2

4. ( аn) - арифметическая                                     4. (вn)- геометрическая прогрессия.                                                            прогрессия.

 Выразите через а1 и d   а10.                                  Выразите через в1 и q  в10.

                                         4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Гимнастика для глаз.

1. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (8-12 раз).

2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно.

При выполнении всех упражнений голова должна быть неподвижна.

                       5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ:

Самостоятельная работа  обучающего характера с последующей проверкой.
1 вариант                                                                 2 вариант

1) В арифметической прогрессии                 1.В арифметической прогрессии

 а5= 8,7  и а8 = 12,3. Найдите d и а1.                            а3 = 7,5 и а7 = 14,3. Найдите d и а1.

    а) d = 1,6 и  а1 = 2,3;                                     а) d = 6,8 и  а1 = -6,1;

    б) d= 3,6 и  а1 = -5,7;                                    б) d= 3,4 и  а1 = 0,7;

    в) d = 1,2 и  а1 = 3,9;                                     в) d= 1,7 и  а1 = 4,1;  

    г) d = 1,4 и  а1 = 3,1.                                     г) d= 1,4 и  а1 = 4,7

                                          Решение:

а1+4d= 8,7;   а1+7d = 12,3                                    а1+2d=7,5;   а1+6d =14,3

                  Составим систему уравнений  и решим её.

                                                Ответ:

Получим d = 1,2;   а1 = 3,                                      Получим d =1,7;    а1 =4,1  

В)                                                                                              В)

                                      2)  Решите:

1 вариант                                                               2 вариант

                                 В арифметической прогрессии                  

а1= -7,3 и а2=- 6,4.                                          а1 = -5,6 и а2= -4,8.                                                                        

                   На каком месте ( укажите номер)   находится число

                             26?                                                 16?  

 а) 39, б) 38,в) 27), г) 28                                 а)14, б) 13, в) 27)  г) 28.

                                            Решение:

а1=-7,3    а2=-6,4   d=-6,4+7,3=0,9                а1=-5,6      а2= -4,8      d=-4,8+5,6=0,8

  26=-7,3+0,9(n-1).                                         16=-5,6+0,8(n-1).

                           Решая данное  уравнение,  получим:

                                           Ответ:

            n = 38     б)                                               n =28             г)  

                                             3) Решите:
1 вариант                                                                 2 вариант

                                 В геометрической прогрессии                          

а1=1      и              а2=1                                                а1=-1,     а2=1.    Найдите пятый

      6                                3.                                              6             2

Найдите шестой член этой                                  член этой прогрессии.   а) 40/3,                      

прогрессии. а)1/384, б)16/3,                              б)40,5, в)-13,5,    г)-1/486.

 в)1/192, г)32/3                                                        

                                                        Решение:

   а1=1    и    а2=1                                                     а1=-1,     а2=1.    

          6                  3.                                                  6             2

q =2                                                                        q=-3

           5                                                                                                                             4

а6=1 *2                                                         а5= -1 *(-3)          

      6                                                                                6

                                                     Ответ:

Получим  16/3   б)                                        Получим -13,5   в)

                                         6. ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

Решение задач в тестовой форме  по  карточкам.

                          7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

1. Определение арифметической и геометрической прогрессий.

2. Приведите примеры арифметической прогрессии.

3. Приведите примеры геометрической прогрессии.

4. Назовите формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n – го члена арифметической и геометрической прогрессий. ( На уроке использованы элементы УДЕ -укрупнённая дидактическая единица. Совместное и одновременное изучение родственных разделов- параллельная запись контрастных суждений, двухэтажная запись.)

Слайд 2

Оборудование урока: Компьютер. Мультимедиапроектор . Карточки с заданиями.

Слайд 3

Цель урока: - Ввести понятие арифметической и геометрической прогрессий; - вывести формулы n –го члена арифметической и геометрической прогрессий; - закрепить умения и навыки применять изучаемые формулы; - развитие логического мышления, познавательного интереса учащихся. - воспитание настойчивости, воли для достижения конечных результатов.

Слайд 4

ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. При объяснении применяются элементы УДЕ. 3. Тренировочные упражнения.

Слайд 5

Составим две числовые последовательности с а 1 = 5. В первом случае будем прибавлять, во втором случае – умножать на одно и то же число. 5; 8; 11; 14; 17;20… - арифметическая прогрессия. 5; 15; 45; 135; 405… -геометрическая прогрессия.

Слайд 6

2. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. 5; 8; 11; 14; 17; 20… а 1 = 5 – первый член арифметической прогрессии; d = 3 – разность арифметической прогрессии. 5; 15; 45; 135; 405… в 1 = 5 – первый член геометрической прогрессии; q = 3 – знаменатель геометрической прогрессии.

Слайд 7

3. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Определение 1 ( двухэтажная запись ) Постоянное число d которое прибавляем к предыдущему числу q не равное 0, умножаем на предыдущее число арифметической геометрической прогрессии для получения последующего числа, называется разностью знаменателем арифметической геометрической прогрессии 5; 8; 11; 14; 17; 20… а 2 =а 1 + d = 5 +3 = 8 а 3 =а 2 + d =8+3 = 11 5; 15; 45; 135; 405… в 2 =в 1 * q =5 * 3= 15 в 3 =в 2 * q =15 * 3 = 45

Слайд 8

4. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Определение 2. Арифметической ___________________ ПРОГРЕССИЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ геометрической такая последовательность, в которой каждый последующий член равен предыдущему, сложенному С РАЗНОСТЬЮ ________________ _________________ умноженному НА ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Слайд 9

5. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия . Формула n – го члена арифметической / геометрической прогрессии. ( параллельная запись контрастных суждений а 1 а 2 = а 1 + d а 3 = а 2 + d =а 1 + 2 d а 4 = а 3 + d = а 1 +3 d ------------------------ а n =а 1 + d ( n - 1) в 1 в 2 =в 1 * q 2 в 3 = в 2 * q = в 1 * q 3 в 4 =в 3 * q = в 1 * q ------------------------ n - 1 в n = в 1 * q

Слайд 10

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. 1. Устная работа. НАЙТИ ЧЛЕНЫ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ / ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИЙ: 1)-6; -4; а 3 ; а 4 ; а 5 ;… 2)14, а 2 ; 20; а 4 ;… 1) 6; 3; в 3 ;в 4 ; в 5 ;… 2) 20; в 2 ; 80;в 4;…

Слайд 11

Тренировочные упражнения. 2. Математический диктант. 1.У арифметической прогрессии первый член равен 4, второй 6. Найти разность d . 2.У арифметической прогрессии первый член равен 6, второй 2. Найти третий член. 1.У геометрической прогрессии первый член равен 8, второй 4. Найти знаменатель q. 2. У геометрической прогрессии первый член равен 9, второй 3. Найти третий член.

Слайд 12

Математический диктант. 3.Найти десятый член арифметической прогрессии, если её первый член равен 1, а разность d равна 4. 4. ( а n ) - арифметическая прогрессия. Выразите через а 1 и d а 10 . 3. Найти четвёртый член геометрической прогрессии, если её первый член равен 1, а знаменатель q = -2. 4. (в n )- геометрическая прогрессия. Выразите через в 1 и q в 10 .

Слайд 13

Физкультминутка: Гимнастика для глаз. 1. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (8-12 раз). 2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. При выполнении всех упражнений голова должна быть неподвижна.

Слайд 14

Решение задач в тестовой форме. Самостоятельная работа обучающего характера с последующей проверкой. 1 вариант 2 вариант 1.В арифметической прогрессии а 5 = 8,7 и а 8 = 12,3. Найдите d и а 1 а) d = 1,6 и а 1 = 2,3; б) d = 3,6 и а 1 = -5,7; в) d = 1,2 и а 1 = 3,9; г) d = 1,4 и а 1 = 3,1. 1.В арифметической прогрессии а 3 = 7,5 и а 7 = 14,3. Найдите d и а 1 . а) d = 6,8 и а 1 = -6,1; б) d = 3,4 и а 1 = 0,7; в) d = 1,7 и а 1 = 4,1; г) d = 1,4 и а 1 = 4,7

Слайд 15

Решение: а 1 +4 d = 8,7 а 1 +7 d = 12,3 Составим систему уравнений и решим её. а 1 +2 d = 7 ,5 а 1 +6 d = 14,3 Составим систему уравнений и решим её.

Слайд 16

Ответ: Получим d = 1,2 а 1 = 3,9 В) Получим d =1,7 а 1 =4,1 В)

Слайд 17

2. Решите: В арифметической прогрессии а 1 =-7,3 и а 2 =- 6,4. На каком месте ( укажите номер) находится число 26? а) 39, б) 38, в) 27) г) 28 В арифметической прогрессии а 1 = -5,6 и а 2 = -4,8. На каком месте ( укажите номер) находится число16? а)14, б) 13, в) 27) г) 28.

Слайд 18

Решение: а 1 =-7,3 а 2 =-6,4 d =-6,4+7,3=0,9 26=-7,3+0,9( n -1). Решая данное уравнение, получим: а 1 =-5,6 а 2 = -4,8 d =-4,8+5,6=0,8 16=-5,6+0,8( n -1). Решая данное уравнение, получим:

Слайд 19

Ответ: n = 38 б). n =28 г)

Слайд 20

3. Решите: 1 вариант 2 вариант В геометрической прогрессии а 1 =1/6 и а 2 = 1/3. Найдите шестой член этой прогрессии. а)1/384 б)16/3 в)1/192 г)32/3 В геометрической прогрессии а 1 =-1/6, а 2 =½. Найдите пятый член этой прогрессии. а) 40/3, б)40,5, в)-13,5, г)-1/486.

Слайд 21

Решение: а 1 = 1/6, а 2 = 1/3 q =2 5 а 6 =1/6*2 а 1 =-1/6; а 2 =1/2 q =-3 4 а 5 =-1/6*(-3)

Слайд 22

Ответ: Получим 16/3 Б) Получим -13,5 В)

Слайд 23

Задание на дом: Решение задач в тестовой форме по карточкам.

Слайд 24

Подведение итогов урока: 1. Приведите примеры арифметической прогрессии. 2. Приведите примеры геометрической прогрессии. 3. Назовите формулы n -го члена арифметической и геометрической прогрессий.

Слайд 25

Использованная литература: П.М. Эрдниев. Технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц) Алгебра, 9 класс, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 9 классе "Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии".

Это урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся  с  понятием арифметическая прогрессия,  изучить свойства арифметической прогрессии,  способы ее задания.З...

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»

Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...

Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.

Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....

Геометрическая прогрессия - прогрессия размножения

Материалы для обобщения изученной темы "Геометрическая прогрессия", представлена в виде интегрированного урока с применением информационных технологий, содержат презентацию, конспект и все необходимые...

Конструирование системы задач по теме: «Прогрессии. Арифметическая прогрессия»

Цель: Конструирование системы задач по теме: «Прогрессии. Арифметическая прогрессия» прогрессия»для использования на уроках (дифференцированный подход).  Задачи:1. Образовательные:1) обобщение ...

Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

Открытый урок алгебры в 9 классе.  Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...