Урок.27.11.2017
учебно-методический материал по алгебре (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока. Показательные неравенства. (Урок формирования новых знаний.)
Цели урока.
Дидактические
- Развивать вычислительные навыки при решении показательных уравнений и неравенств
- Сформировать понятие показательного неравенства
- Рассмотреть два способа решения показательных неравенств (уравнивание оснований и вынесение наименьшего множителя за скобки) и научиться их решать, пользуясь алгоритмом
- проконтролировать степень усвоения материала по теме.
Развивающие:
- способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний;
- развивать навыки самоконтроля;
- продолжить работу по развитию логического мышления и устной математической речи при поиске решения поставленной проблемы.
Воспитательные:
- приучать к умению общаться и выслушивать других;
- воспитывать внимательность и наблюдательность;
- стимулировать мотивацию и интерес к изучению математики.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, таблицы.
Ход урока:
- Организационный момент. - 2 мин.
- Актуализация опорных знаний. Повторение. – 12 мин.
- Целеполагание. – 1 мин.
- Восприятие, осмысливание и применение новых знаний. – 23 мин.
- Анализ достижений и коррекция деятельности. – 5 мин.
- Выставление оценок – 1 мин.
- Рефлексия. - 1мин.
- Домашнее задание. – 1 мин.
1. Организационный момент. (слайд 1)
– Мы не раз убеждались в том, что математика – это универсальный иностранный язык, на котором общаются все страны и все народы. Но для такого международного общения нужно знать математику. И эпиграфом нашего урока будут слова Альберта Эйнштейна: «Мне приходится делить своё время между политикой и решением уравнений и неравенств. Однако решение уравнений и неравенств, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения и неравенства будут существовать вечно». Давайте продолжим изучение этого вечного универсального математического языка.
2. Актуализация опорных знаний. Повторение.
- Начнём с повторения.
1) тест с самопроверкой
1. Какая из показательных функций возрастает?
А)
Б)
В)
Г)
Как аналитически определить, возрастает или убывает показательная функция? ( Если а>1, то возрастает, если 0<а<1, то убывает)
2. График какой функции изображен на рисунке?
А) Б)
В) Г)
3. Решите уравнение 3х =27
А) 3 Б) 9 В) 4 Г) нет решений
4. Решите уравнение 7х = 0
А) 0 Б) 1 В) - 7 Г) нет решений
5. Решите уравнение
А) - 2 Б) 2 В) 3 Г) - 3
6. Решите уравнение 3х =5х
А) 2 Б) 0,5 В) 0 Г) нет решений
7. Решите уравнение
А) 3 Б) 1 В) -3 Г) - 1
8. Решите уравнение
А) Б) В) 1 Г) - 1
9. Решите уравнение 6(х-1)(х+2) = 1
А) -1; 2 Б) 1; - 2 В) 5; 8 Г) нет решений
2) фронтальный опрос
1) – Как называются уравнения, которые вы решали в тесте? (Показательные)
2) – Какие уравнения называются показательными? (Уравнения, содержащие неизвестную в показателе степени)
3) – Дайте определение показательной функции. (Функция вида y = ax, где а>0, a≠1 называется показательной)
3) задача проблемного характера (слайд 3)
- Давайте рассмотрим ещё один пример процесса, где используются знания о показательной функции.
Рост древесины происходит по закону: y0∙ at = y, где t – время, y0 – начальное количество древесины, y – изменяющееся со временем количество древесины, а = const ≈ 1,2.
За какое время t количество древесины y не превышает 1000 м3, если её начальное количество y0 25 м3.
- Как решается эта задача?
Отвлечёмся от биологического процесса органического роста и запишем задачу на языке математики.
25∙ (1,2)t ≤ 1000
Чтобы вычислить множество значений t надо уметь решать показательные неравенства.
3. Целеполагание ( слайд 4)
Поэтому тема урока:
Показательные неравенства. – запись в тетради темы и даты урока
- Сегодня на уроке мы рассмотрим один из способов решения показательных неравенств, научимся их решать, пользуясь алгоритмом, чтобы потом применять их на практике.
Решить задачу мы сможем в конце урока.
4. Восприятие, осмысливание и применение новых знаний.
1) Определение показательного неравенства. (слайд 5-6)
- Попробуйте сами дать определение показательного неравенства. (запись в тетрадь)
Определение: Показательные неравенства – это неравенства, в которых неизвестная находится в показателе степени.
Определение:
Неравенство вида ах > ab ,где а>0, a≠1 называется простейшим показательным неравенством.
- Что значит решить неравенство? (найти множество его решений или установить, что их нет)
- Как решить простейшее показательное неравенство?
Рисунок 35
Рассмотрим график функции y=ax при a>1 и произвольное значение зтой функции аb, где b – любое действительное число.
Таким образом, если показательная функция возрастает, то знак неравенства сохраняется.
(Аналогично рассмотреть при 0<а<1).
- Именно на свойствах возрастания и убывания показательной функции основан первый способ решения показательных неравенств – уравнивание оснований (в тетрадь).
Неравенство аf(x) > ag(x), где а>0, a≠1 будет равносильно неравенству
при а>1 (y = ax возрастает) при 0<а<1 (y = ax убывает)
f(x)>g(x) f(x)
(знак неравенства сохраняется) (знак неравенства изменяется на противоположный)
В тетрадь : при а>1, y = ax возрастает, то при 0<а<1, y = ax убывает, то
знак неравенства сохраняется знак неравенства изменяется
Практические задания: №228 (1,2)
5) Решение задачи (слайд 9)
- Теперь мы сможем решить задачу и вычислить время t.
1000 ≤ 25∙ (1,2)t | :25≠0
40 ≤ (1,2)t 40≈(1,2)20
(1,2)20 ≤ (1,2)t.
а = 1,2 > 1, то y = at возрастает
20 ≤ t , т.е. время не превышает 20 лет.
Математический более точный ответ можно записать с помощью логарифмов (t≥ log1,240), изучением которых мы займёмся на последующих уроках.
5. Анализ достижений и коррекция деятельности. (слайд 10)
1) Самостоятельная работа (тетради собрать на проверку)
2) Вопрос на «засыпку»: Решите неравенства (устно) 2х-1 ≤ - 3 и 72х ≥ 0.
6. Выставление оценок
7. Рефлексия.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Какой этап урока вам наиболее понравился?
- Где вам пришлось труднее всего?
Математику мы на слух воспринимать не можем, нам нужно обязательно увидеть, как решается задача или пример. А понимаем и усваиваем её только тогда, когда решаем задания сами. Поэтому попробуйте закончить предложение китайской мудрости:
«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - …(я усваиваю)».
8. Домашнее задание: Другой вариант самостоятельной работы.
1 вариант
- Является ли функция возрастающей или убывающей? Ответ свой обоснуйте.
y=0,78x
- Решите уравнения
а) 3x-7=81
б) 999x=0
- Решите неравенства
а) 4x > 16
б)
2 вариант
- Является ли функция возрастающей или убывающей? Ответ свой обоснуйте.
y=1,69x
- Решите уравнения
а) 2x-7=64
б) 199x=0
- Решите неравенства
а) 7x > 49
б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 5 класс 2017
Технологическая карта урока 5 класс...
Технологическая карта урока английского языка 2017«Современное учебное занятие в условиях инклюзии»
Технологическая карта урока английский язык 2017«Современное учебное занятие в условиях инклюзии»...
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА. 6 класс. 2017-18 уч.год.
Дидактический проект урока по теме "Имя существительное. Правописание НЕ с существительными".Тип урока: Формирование способностей добывания знаний....
Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)
Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...