ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА. 6 класс. 2017-18 уч.год.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Дидактический проект урока по теме "Имя существительное. Правописание НЕ с существительными".
Тип урока: Формирование способностей добывания знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактический проект урока | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА мун. КИШИНЭУ
Теоретический лицей им. Дмитрия Кантемира
Дидактический проект урока.
Учитель: Елисеева Анна Семёновна
I-ая дидактическая категория.
Предмет: Русский язык
Класс: 6 «Б» // Дата. 19 октября 2017 г.
ТЕМА УРОКА: Имя существительное. Правописание НЕ с именами существительными.
Специфические компетенции
(Субкомпетенции): Ученик будет способен на уровне слушания
- воспринимать и понимать тексты художественного и научного стилей;
- осмысливать и запоминать главное в содержании услышанных художественных
и учебно-научных текстов;
на уровне говорения
- воспроизводить содержание текстов, построенных по различным
функционально-смысловым типам;
- составлять собственное высказывание с соблюдением основных
коммуникативных качеств речи;
на уровне чтения
- осмысленно читать тексты научного стиля, выделяя в них основную информацию;
на уровне письма
- оформлять чужие и собственные письменные высказывания в соответствии
с орфографическими и пунктуационными нормами.
Операциональные цели:
О-1. Ученик будет знать правила правописания НЕ с именами существительными.
О-2. Уметь составлять связное монологическое и диалогическое высказывание
по теме урока.
О-3. Уметь, используя алгоритм, применять условия выбора слитного и раздельного
написания НЕ с существительными.
О-4. Уметь выразить своё отношение к изучаемой проблеме.
Тип урока: Урок формирования способностей добывания знаний.
Методы, приёмы и техники: Защита проектов, эпиграф урока, беседа, чтение текста, таблица, алгоритм,
сценка-импровизация, тест, исследование текста, цветопись, сюжетный конспект.
Дидактические материалы: Доска, мел, постеры, маркеры, тетрадь, карточки, ИКТ, таблички.
Учебник: Горленко Ф.М., Сузанская Т.Н. «Русский язык и литература».
Учебник для школ с обучением на русском языке. 6 класс.
Litera . Vector Кишинэу. 2015, стр. 79 – 80.
Этапы урока. | Цели | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Техники | Оценивание | Время |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. Актуализация знаний. (продолжение) 3.Постановка учебной задачи. 4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) «Открытие нового знания» (продолжение). 5.Первичное закрепление. 6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. 7.Включение нового знания в систему знаний и повторений. 8.Рефлексия деятельности. (Итог урока). 9.Итоговое оценивание и самооценивание. 10.Задания для углубления. 11.Будущее представление темы. | О-4 О-1 О-2 О-1 О-3 О-2 О-3 О-4 О-2 О-3 О-4 О-1 О-2 О-4 О-1 О-1 О-3 О-1 О-3 О-1 О-3 О-1 О-3 О-1 О-4 О-1 О-2 О-3 О-1 О-3 О-1 О-2 О-3 О-4 О-2 О-4 О-2 О-4 | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Пожелания удачи и успехов. Запись даты урока в тетрадь. Блиц-викторина «Имя существительное». 1.Имя существительное-часть речи
2.Имя существительное имеет общее грамматическое значение
3.Имя существительное может быть членом предложения
4.Имя существительное может быть
5.Имя существительное
Беседа по вопросам дом. задания.
в кроссворде? // ИМЯ // Ребята, вам было задано разработать проект по теме «Что в имени моём»? Предлагаю желающим защитить свой проект. В качестве оценки выступает оценочная медаль. Учитель с помощь коллективного оценивания вручает медали. Сегодня мы продолжим изучать тему «Имя существительное» и будем говорить о правописании НЕ с существительными. Поэтому посмотрите на доску и запишите в тетрадь тему урока. Объявление темы урока: Имя существительное. Правописание НЕ с именами существительными. Определение цели урока. Предлагает учащимся индивидуально определить цель по заданной теме, опираясь на цели урока, разработанные учителем. Послушайте внимательно инфоурок «Правописание НЕ с существительными». Поработайте в группах над сюжетным конспектом, представьте сюжетный конспект в виде творческого проекта. (смотрю Приложение к дидактическому проекту урока). Заполните таблицу. Пользуясь информацией таблицы, приведите 2 примера слитного написания НЕ с существительными. Таблицу подпишите и в конце урока сдайте на проверку. Сценка-импровизация. Проведём работу по отработке алгоритма «НЕ с существительными пишу раздельно». Ученица выбирает группу ребят из 5 человек, которые получают цветки незабудки с напечатанными шагами алгоритма. По каждому цветку ученица прочитывает правило «НЕ с сущ. пишу раздельно». Используя алгоритм, выполните тест «Имя существительное пишется с НЕ раздельно». Проверьте тест по ключу. Посмотрим на доску, прочитаем предложения и ответим на вопрос. С каким произведением связаны данные предложения? Владимир Дубровский старался заглушить душевную скорбь. Слёзы (не)годования навернулись на глаза его. Всё внимание его устремилось на (не)приятеля. Отец не снёс своего (не)счастья. Запишите в тетрадь предложения, раскройте скобки и объясните правописание не с существительными. Исследуем текст «Восточной притчи». Прочитаем текст притчи и ответим на вопрос: как вы понимаете смысл последнего предложения. Найдите в тексте существительные с НЕ, закрасьте цветом, объясните правописание. Ребята, обратите внимание на Бабочек Успеха. Определите, какая Бабочка Успеха к вам полетит. Бабочка Знаю. Бабочка Понимаю. Бабочка Умею. Обратите внимание на мотыльков и бабочек, которые разлетелись вокруг солнышка. Розовые и красные – оценка 10. Зелёные и жёлтые – оценка 9. Синие и голубые – оценка 8. Сиреневые – оценка 7. Оцените свою деятельность на уроке через творческое сочинение СИНКВЕЙНА. Дома на стр. 79-80 правила читать и учить; На стр. 81 упр. 142 (6.8.9) выполнить по целевому заданию и одно предложение по собственному выбору. На данную тему отводится 2 часа, поэтому тема следующего урока «Правописание НЕ с существительными». Мы будем формировать способности применять знания. | Приветствуют учителя, слушают, записывают в тетрадь число, думают, отвечают на вопросы викторины; Отвечают на вопросы учителя, называют разносклоняемые имена существительные, отгадывают кроссворд; защищают проект, высказывают своё мнение, оценивают работы учащихся; слушают, думают, записывают тему в тетрадь, обсуждают цели урока. Слушают, думают; Работают в группах, защищают проект. Работают с таблицей, заполняют колонки примерами. Отрабатывают предложения по алгоритму. Выполняют тест, занимаются самопроверкой, используя ключ к тесту. (2.5.8) Работают в парах, исследуют текст, представляют свою работу в цветописи. Рассуждают, отвечают на вопрос учителя. Думают, определяют, отвечают, поясняют. Выставляют оценки в дневник. Сочиняют синквейн при помощи схемы, выражают самооценку. Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник, задают вопросы. Слушают тему следующего урока, радуются, задают вопросы по организации. | Викторина Беседа, ответы на вопрос, кроссворд; Творческий проект Карточки Информационно-компьютерные технологии. Работа в группах, карточки, сюжетный конспект, защита проекта. Таблица. Алгоритм. Тест. Ключ к тесту. Беседа, Выполнение упражнения, рассуждение. Исследование. Цветопись. Рассуждение. Бабочки Успеха. Оценки-символы Синквейн. | Активность работы Защита проекта. Умение слушать учителя. Умение слушать Таблица Объяснение правописания. Работа в парах. Упражнение Работа с текстом. Синквейн. | 2 мин. 3 мин. 2 мин. 5 мин. 1 мин. 3 мин. 4 мин. 4 мин. 3 мин. 1 мин. 2 мин. 3 мин. 0.5 мин. 3 мин. 5 мин. 1 мин. 0.5 мин. 1 мин. 0.5 мин. 0.5 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ УРОКА ПО ТЕМЕ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ИМЕНАМИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ» .
ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА. Давным – давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды
почувствовал недомогание и задумался: «А всё ли я могу? Всё ли я знаю? НЕ незнайка ли я?» Он решил поймать
бабочку и спросить у Мастера. Если Мастер скажет, что бабочка полетит, значит он поймал бабочку Успеха, значит
он самый способный. А если не полетит…? Ученик приуныл. Он подумал, что его постигнет неудача.
Он отправился на цветущий луг. Поймал там не мотылька, а самую красивую бабочку. Спрятал её между ладонями.
Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, полетит моя бабочка или не полетит?
Он держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение разжать свои руки.
Мастер на бабочку не посмотрел и ответил:
- Всё в твоих руках.
На доске написано упражнение: Владимир Дубровский старался заглушить душевную скорбь.
Слёзы (не)годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на (не)приятеля.
Отец не снёс своего (не)счастья.
Таблица.
Условие | Примеры |
1.Слово не употребляется без НЕ. 2.НЕ является приставкой, и что-то утверждается (слово можно заменить синонимом без НЕ). | 1.__________________________________ __________________________________ 2.__________________________________ __________________________________ |
Алгоритм. НЕ с существительными пишу раздельно.
Читаю предложение. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успеху.
Не ловкость, а стойкость и выдержка помогали людям избежать беды.
1.Вижу существительное.
2.Вижу НЕ.
3.Вижу противопоставление с союзом а.
4.Пишу раздельно.
5.НЕ – частица. Подчёркиваю пробел.
ч.
Не_ везение, а труд и настойчивость приведут к успеху.
Тест. Имя существительное пишется с НЕ раздельно.
1.(Не)видимкою луна освещает снег летучий.
2.Передо мной был (не)враг, а друг.
3.Появилась (не)решительность.
4.Мы остановились в (не)доумении.
5.Это надо считать (не)удачей, а слуучайностью.
6.Вновь наступило (не)настье.
7.Друзья в (не)счастье познаются.
8.(Не)место красит человека, а человек место.
Сюжетный конспект. Учащиеся работают в группах. Группа получает карточку, на которой предложение-пословица, правила правописания
НЕ с существительными и задания.
Первая группа: Нашего непоседа ни дома, ни у соседа.
- НЕ с именами существительными пишется слитно,
если эти слова не употребляются без НЕ.
- НЕ с именами существительными пишется слитно,
если не является приставкой и слово можно заменить близким по смыслу (синонимом).
- НЕ с именами существительными пишется раздельно, если является частицей.
Отрицание обычно усиливается противопоставлением с союзом а.
Задания: Опираясь содержание пословицы, нарисуйте сюжетную картинку, используя правила.
Объясните правописание выделенного существительного.
Вторая группа: В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Третья группа: Не место красит человека, а человек место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс. Дистанционное задание для 7 класса. 2017/2018 уч.год
путешествие по материку...
Технологическая карта урока английский язык 4 класс 2017
Технологическая карта урока 4 класс...
Технологическая карта урока 5 класс 2017
Технологическая карта урока 5 класс...
Разработка Урока Знаний 2017 "Готов к труду и обороне!"
Сегодня наш первый урок 2017 года посвящен празднованию 80-летия со дня образования ростовской области. Ростовская область – крупнейший, динамично развивающийся регион Южного Федераль...
план открытого урока в 9 классе 2017 год
план открытого урока в 9 классе по учебнику Spotlight , " Животные в опасности"...
Урок письма 2017
Учитель СОШ №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова г.Бежецка Бирюкова Н.Н. заняла 3 место во всероссийском конкурсе детских писем15.11.2017 303Методическая разработка у...