Методическая разработка мероприятия "Математические гонки"
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Наталья Ивановна Мазуренко

В этой разработке описана форма работы – соревнование между командами «Математические гонки».

 

Математические ГОНКИ» – особый вид соревнования, который состоит из разнообразных кратковременных конкурсов, во время которых ученики должны проявить сообразительность, знание и понимание математических понятий и законов, логически мыслить и прочее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОНКИ

(Методическая разработка воспитательного мероприятия

в форме группового соревнования)

Автор методической разработки

Мазуренко Наталья Ивановна,

учитель математики МБОУ СОШ № 14.

 

Содержание

1. Введение

2. План-конспект воспитательного мероприятия

3. Сценарий воспитательного мероприятия

4. Критерии оценивания конкурсов

 

1 Введение

И чем труднее доказательство,

тем больше будет удовольствие тому,

кто это доказательство найдет.

                        Р. Декарт

Перед учителями математики, как и перед учителями других дисциплин, стоит важное задание: не только научить ученика своему предмету, но и развивать, обучать учащихся использовать полученные знания на практике. Этому в значительной мере способствуют воспитательные мероприятия по предмету.

В современных условиях очень важно осуществлять единство обучения и воспитания. Воспитательные мероприятия углубляют и расширяют знания учащихся, приобретенные на уроке, повышают интерес к предмету. Воспитательные мероприятия приучают к самостоятельной творческой деятельности, развивают инициативу у учеников, вносят элементы исследовательства в их работу. Кроме этого, они имеют большое воспитательное значение: способствуют развитию личности ученика как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

Воспитательные мероприятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности учащихся.

Следует отметить, что формы воспитательной работы осуществляются и на уроке. Сочетание учебной и воспитательной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, повышает интерес учащихся.

 Можно сформулировать такие требования к воспитательной работе по математике. Нужна тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и во внеклассной работе по предмету. Но воспитательная работа не должна быть простым продолжением учебной деятельности. Содержание и смысл организации внеклассной работы должны быть всегда интересными для учащихся. Каждое дело, организованное учителем, принесет ученикам полное удовлетворение только тогда, когда оно будет учитывать потребности ребенка. В воспитательной деятельности выполнению этого требования содействуют элементы заинтересованности, необходимые для здорового отдыха, хорошего настроения, позитивной деятельности. Но было бы неправильно во внеклассной работе ограничиться только принципом заинтересованности. Воспитательная работа должна также развивать личные качества ученика. Опыт проведения внеклассной работы по математике показывает, что она полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает лучше изучать своих учеников, развивать организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.

В этой разработке описана форма работы – соревнование между командами «Математические гонки».

Математические ГОНКИ» – особый вид соревнования, который состоит из разнообразных кратковременных конкурсов, во время которых ученики должны проявить сообразительность, знание и понимание математических понятий и законов, логически мыслить и прочее.

2. ПЛАН-КОНСПЕКТ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Название мероприятия: Математические гонки

2. Форма работы: групповое соревнование

3. Цель мероприятия:

Дидактическая: Прививать интерес учащихся к изучению математики, Продемонстрировать многогранность использования математики.

Воспитатательная, развивающая:

Развитие творческих способностей, умений и навыков коллективной творческой деятельности, организация досуга учащихся.

4. Оборудование, оформление:

Наглядные средства:

1) плакаты с цитатами;

2) плакаты для проведения конкурса «Зашифрованные слова»;

3) презентация к математическим гонкам;

Технические средства:

1) компьютер; экран; проектор.

Дополнительные средства:

1) музыкальное оформление;

2) ватманы и карандаши;

3) оценочная таблица; листы бумаги, ручки.

4) карточки со словами к конкурсу «Испорченный телефон»;

5. Этап проведения мероприятия:

Структура гонок: 

  • Вступительное слово учителя.
  • Ознакомление команд с правилами гонок.
  • Конкурсная часть математических гонок.

Конкурс №1: «Рассуждалки».

Конкурс №2: Испорченный телефон.

Конкурс №3: Рисунок.

Конкурс №4: «Объяснялки».

Конкурс №5: Зашифрованные слова.

Конкурс №6: Эрудит.

Конкурс №7: Домашнее задание.

  • Подведение итогов гонок.

 

3. СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Устами младенца «Рассуждалки».

Количество участников: вся команда.

Правила конкурса: какой участник раньше отгадал, поднимает руку и отвечает. Если ответ неверный второй раз команда на этот же вопрос не имеет права отвечать.

Пример.  Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь).

Вопросы:

  1. Есть на стадионе. Бывает в игре «Поле чудес». Кусок круга. (Сектор)
  2. Ее любят летчики. Такой отрезок в треугольнике. Бывает над уровнем моря. (Высота)
  3. Их считают в двигателе машины. Есть такая шляпа. Он похож на кастрюлю. (Цилиндр)
  4. Это постоянно делают младенцы. Знаменитое число. Связь длинны и диаметра окружности. (Пи)
  5. У некоторых овощей только он и есть. Есть у зуба. Его обычно извлекают. (Корень).
  6. Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности. (Дуга).
  7. У одних органов она нормальная, а у других ненормальная. На работе у человека их много. Иногда мы строим ее график. (Функция).
  8.  Запомнить их невозможно. По ним считают. Их полно в справочнике. (Формулы).
  9.  Бывает на номере углового дома. Этим стреляют из ружья. Ее выстукивают на барабане. (Дробь).
  10.  У круга их нет. Проходит из угла в угол. В ромбе они пересекаются под прямым углом. (Диагональ).
  11.  Похож га елку. Шутовской колпак. Круглая пирамида. (Конус).
  12.  Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
  13.  У каждой задачи он есть. Можно честно искать, а можно и посмотреть. А она говорит: «Провинился – изволь держать …»(ответ).
  14.  Она нужна, чтобы не говорить глупостей. Когда одно вытекает из другого. Бывает математическая, а бывает и женская. (Логика).
  15.  Как муравьев в муравейнике … Состоит из элементов. Бывает немного, а бывает … (Множество).
  16.  Одни художники их соблюдают, а другие нарочно искажают. Когда строишь дом, ее нужно выдерживать. Равные отношения. (Пропорция).
  17.  Он есть и у луны и у тангенса. У болезни его называют инкубационным. Если функция постоянно повторяется, то значит, она его имеет. (Период).
  18.  Бывает музыкальный. Есть у квадрата и у тяжести. Середина диаметра. (центр).
  19.  Он очень толстый. Мы на нем живем. Похож на арбуз. (Шар).
  20.  Круг вписанный в прямоугольник. Если на круг поглядеть немного сбоку. Такая форма у орбиты Земли. (Эллипс).
  21.  Бывает Евклидова, а бывает и Лобачевского. Там одних теорем – штук сто. Главное в ней – хороший чертеж. (Геометрия).
  22.  Бывают такие коробки. В них играют малыши. Объемный квадрат. (Куб).
  23.  Оно бывает важное или историческое. В точке у функции. Мама говорит: «Не предавай этому …» (Значения).

2.  Испорченный телефон.

Количество участников: 5.

Правила игры: один из игроков выбирает карточку со словом и передает содержимое карточки другому игроку, не называя самого слова, тем временем все остальные игроки в наушниках слушают музыку. Второй игрок передает содержимое слова другому не называя самого слова и не повторяя слова первого игрока.

Выигрывает та команда, последний участник которой верно назовет слово, написанное на карточке.

Слова на карточках: предел, симметрия, абсцисса, многочлен.

3. Рисунок.

Количество участников: 2 из команды.

Правила игры: один из участников выбирает карточку с изображением сцены литературного произведения математическими фигурами, не показывая ее никому, он руководит действиями другого участника, который с завязанными глазами выполняет рисунок.

После выполнения рисунка выигрывает та команда, которая раньше поднимет руку и угадает сцену литературного произведения.

Сцены литературных произведений: Ромео и Джульетта, Анна Каренина, Егений Онегин, Муму (Приложение А).

4. «Объяснялки».

Количество участников: команды.

Правила игры: перевернуть высказывание, чтобы получилась крылатая фраза. Например, «Запрягайте, девки, кобыл», заменяем на «Розпрягайте, хлопцы, коней».

Команда, которая разгадала фразу, поднимает руку. Если фраза неправильная, то второй раз команда на этот же вопрос не имеет права отвечать. Выполнение задания способствует у учеников выработке умений формулировать обратные теоремы.

Выражения:

  1. Дедушка волка слегка ненавидел. (Бабушка козлика очень любила)
  2. Троицкий иногда мертвый. (Ленин всегда живой)
  3. Гильза – умница, приклад – девица. (Пуля – дура, штык – молодец)
  4. Отдельный страус чужую пустыню ругает. (Каждый кулик свое болото хвалит)
  5. Терпеть не могу засуху в конце августа. (Люблю грозу в начале мая)
  6. Кошка враг обезьяны. (Собака друг человека)
  7. Отморозить ежа под спиной. (Пригреть змею на груди)
  8. Есть прозрачность с водой. (Нет дыма без огня)
  9. Транжируй недостатки в старости. (Береги честь смолоду)
  10. Театр приехал, трагики уехали. (цирк уехал, клоуны остались)
  11.  Война! Досуг! Декабрь! (Мир! Труд! Май!)
  12.  Наша псина продала – таки «Педи гри пал». (Ваша киска купила бы вискас)

5.  Зашифрованные слова.

Количество участников: команды, один участник вписывает буквы в таблицу.

Правила игры: выполнить действия указанные в таблице и разгадать фамилию великого математика.

Таблица1.

Выражения

-32

53

(-2)3

16

50

82

-41

Ответы

Буквы

а

р

х

и

м

е

д

Ключ 1.

Ответы

1

-9

8

-4

125

64

1

Буквы

и

а

х

д

р

е

м

Таблица 2.

Выражения

-43

(-7)2

6-2

81

-(-2)6

Ответы

Буквы

н

ь

ю

т

о

н

Ключ 2.

Ответы

49

36

8

-64

Буквы

ь

ю

о

т

н

Таблица 3.

Выражения

4-2

50

-(-3)2

92

2-3

71

Ответы

Буквы

д

е

к

а

р

т

Ключ 3.

Ответы

81

1

7

-9

Буквы

а

е

т

д

р

к

Таблица 4.

Выражения

62

(-3)3

20

15

-33

-72

61

Ответы

Буквы

п

а

с

к

а

л

ь

Ключ 4.

Ответы

-27

6

1

1

-49

36

Буквы

а

ь

с

к

л

п

Таблица 5.

Выражения

6-1

40

-(-3)4

25

Ответы

Буквы

э

й

л

е

р

Ключ 5.

Ответы

1

9

32

-81

Буквы

л

э

р

й

е

Таблица 6.

Выражения

-50

72

2-3

-(-2)4

Ответы

Буквы

а

б

е

л

ь

Ключ 6.

Ответы

8

49

-1

-16

Буквы

л

б

е

а

ь


Таблица 7.

Выражения

62

-80

-16

Ответы

Буквы

г

а

л

у

а

Ключ 7.

Ответы

25

-1

8

36

Буквы

у

а

л

г

Таблица 8.

Выражения

-(-4)2

24

-(-7)0

82

(-3)3

01

12

Ответы

Буквы

п

и

ф

а

г

о

р

Ключ 8.

Ответы

-27

64

1

-1

16

-16

0

Буквы

г

а

р

ф

и

п

о

6.  Эрудит.

Количество участников: по 1 участнику из команды.

Правила игры: участники из заданного слова должны составить как можно больше новых слов. На выполнение задания дается 1 минута.

Слово: «Треугольник».

7.  Домашнее задание.

Количество участников: команды.

Правила игры: участники должны рассказывать поговорки или хором исполнить песни с математическими терминами или числами.

 Исполнение  домашнего задания происходит по очереди между командами, в случае повтора или пропуска исполнения команда проигрывает.

           


Критерии оценивания конкурсов

В конкурсе участвует 4 команды.

Максимальная оценка за каждый конкурс – 4 балла.

4 балла получает та команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов или выполнила задание первой по времени (в конкурсах: «Рассуждалки», «Объяснялки», «Зашифрованные слова», «Эрудит», «Домашнее задание»).

Та команда, которая дала наименьшее количество правильных ответов или выполнила задание последней по времени получает 1 балл. Остальные команды получают либо 2 балла, либо 3 балла за конкурс. Если команды дали одинаковое количество правильных ответов или показали одинаковый результат по времени прохождения конкурса, то они получают одинаковое количество баллов.

В конкурсе «Испорченный телефон» принимают участие 5 человек от каждой команды. один из игроков выбирает карточку со словом и передает содержимое карточки другому игроку, не называя самого слова, тем временем все остальные игроки в наушниках слушают музыку. Второй игрок передает содержимое слова другому, не называя самого слова и не повторяя слова первого игрока. На каком человеке потерялся смысл предаваемого математического термина, столько баллов получает команда. 4 балла зарабатывает команда, если слово мог угадать последний (пятый) человек из команды. Если слово смог угадать четвертый член команды, то команда зарабатывает 3 балла, если третий – 2 балла, если первый – 1 балл.

В конкурсе «Рисунок» все четыре команды принимают участие одновременно. Максимум можно угадать 4 литературных произведения. Сколько произведений угадала команда, столько и баллов она получает за конкурс.

Лидер математических гонок определяется путем подсчета всех баллов за каждый конкурс. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов во всех конкурсах.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Ромео и джульетта

 

Ромео и джульетта

Анна Каренина


Евгений Онегин.

Муму


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОНКИ

Слайд 2

«Математика – царица всех наук, ее любимцем является истина, а простота и бесспорность – одеянием. Математика, которая оказала столько услуг обществу, наукам и искусству, станет также путеводной звездой человеческого разума во всех областях познания» Ян Снядецкий

Слайд 3

«Приветствие команд»

Слайд 4

«Рассуждалки» Пример Есть на стадионе. Бывает в игре «Поле чудес». Кусок круга.

Слайд 5

Ее любят летчики. Такой отрезок в треугольнике. Бывает над уровнем моря.

Слайд 6

Их считают в двигателе машины. Есть такая шляпа. Он похож на кастрюлю.

Слайд 7

Это постоянно делают младенцы. Знаменитое число. Связь длинны и диаметра окружности.

Слайд 8

У некоторых овощей только он и есть. Есть у зуба. Его обычно извлекают.

Слайд 9

Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности.

Слайд 10

У одних органов она нормальная, а у других ненормальная. На работе у человека их много. Иногда мы строим ее график.

Слайд 11

Запомнить их невозможно. По ним считают. Их полно в справочнике.

Слайд 12

Бывает на номере углового дома. Этим стреляют из ружья. Ее выстукивают на барабане.

Слайд 13

У круга их нет. Проходит из угла в угол. В ромбе они пересекаются под прямым углом.

Слайд 14

Похож на елку. Шутовской колпак. Круглая пирамида.

Слайд 15

Она нужна, чтобы не говорить глупостей. Когда одно вытекает из другого. Бывает математическая, а бывает и женская.

Слайд 16

Как муравьев в муравейнике Состоит из элементов. Бывает немного, а бывает …

Слайд 17

Одни художники их соблюдают, а другие нарочно искажают. Когда строишь дом, ее нужно выдерживать. Равные отношения.

Слайд 18

Он есть и у луны и у тангенса. У болезни его называют инкубационным. Если функция постоянно повторяется, то значит, она его имеет.

Слайд 19

Бывает музыкальный. Есть у квадрата и у тяжести. Середина диаметра.

Слайд 20

Он очень толстый. Мы на нем живем. Похож на арбуз.

Слайд 21

Круг вписанный в прямоугольник. Если на круг поглядеть немного сбоку. Такая форма у орбиты Земли.

Слайд 22

Бывает Евклидова, а бывает и Лобачевского. Там одних теорем – штук сто. Главное в ней – хороший чертеж.

Слайд 23

Бывают такие коробки. В них играют малыши. Объемный квадрат.

Слайд 24

Оно бывает важное или историческое. В точке у функции. Мама говорит: «Не предавай этому …»

Слайд 25

Конкурс «Испорченный телефон»

Слайд 26

Конкурс «Рисунок»

Слайд 27

Конкурс ПРИМЕР Запрягайте, девки, кобыл. «Розпрягайте, хлопцы, коней»

Слайд 28

Дедушка волка слегка ненавидел.

Слайд 29

Гильза – умница, приклад – девица.

Слайд 30

Отдельный страус чужую пустыню ругает

Слайд 31

Терпеть не могу засуху в конце августа.

Слайд 32

Кошка - враг обезьяны.

Слайд 33

Отморозить ежа под спиной.

Слайд 34

Есть прозрачность с водой

Слайд 35

Транжируй недостатки в старости

Слайд 36

Театр приехал, трагики уехали.

Слайд 37

Война! Досуг! Декабрь!

Слайд 38

Конкурс «Зашифрованные слова»

Слайд 39

Конкурс « Эрудит »

Слайд 40

Треугольник

Слайд 41

Конкурс «Домашнее задание»

Слайд 42

«Подведение итогов»

Слайд 43

СЛОВО О МАТЕМАТИКЕ Почему торжественность вокруг? Слышите, как смолкла речь? Это о царице всех наук Мы вели сегодня речь. Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит. Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе . Ты нам, математика, даешь Для победы трудностей закалку, Учится с тобою молодежь Развивать и волю, и смекалку. И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные минуты, Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов.

Слайд 44

За минутою минута Вот игре пришел конец Покажите нам все баллы: Кто сегодня молодец? Все команды классно играли Хоть без опыта они, И оценки показали, Что они все – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физической культуре "Большие гонки"

Внеклассное мероприятие по физической культуре «Большие гонки» проводятся с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыжках,  в играх, развиваю...

Методическая разработка по вопросу правильного питания и личной гигиены спортсменов занимающихся лыжными гонками.

В методической разработке подробно рассказывается о режиме дня спортсмена, занимающегося лыжными гонками, о личной гигиене и о рационе правильного питания....

Методическая разработка "Гонка за лидером"

Разработка серии спортивных мероприятий, объдиненных под названием "Гонка за лидером".Включает в себя различные спортивные эстафеты и конкурсы....