Открытый урок по математике 9кл."Формула п-го члена арифметической прогрессии"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Расширить знакомство с арифмеимческой прогрессией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike.docx | 48.21 КБ |
Предварительный просмотр:
- Открытый урок на тему:
«Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Цели урока:
обучающая - закрепить понятия арифметической прогрессии, разности арифметической прогрессии; научить учащихся применять формулу разности и формулу n–го члена прогрессии при решении задач практического характера и показать учащимся использование арифметической прогрессии в окружающей их жизни;
развивающая - развивать вычислительные навыки, память учащихся, умение сравнивать, обобщать; развивать логическое мышление, внимание и умение работать в проблемной ситуации.
воспитательная - формировать учебно-коммуникативные умения, воспитывать внимательность, математическую культуру, аккуратность, позитивное отношение к учебе, умение работать в коллективе и в группе; воспитывать такие качества характера, как настойчивость в достижении цели.
Тип урока: урок закрепления
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая
Методы: словесный, практический, проблемно-поисковый
Приемы: беседа, фронтальный опрос, решение задач, выделение главного
Оборудование:
1.Рабочие тетради учащихся.
2. Сборники для подготовки к ОГЭ (под. ред. Ященко И.В.)
3.Учебник «Алгебра-9» (под ред. Теляковского С.А.)
4.Тесты для самостоятельной работы.
5.ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, презентация)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель приветствует обучающихся, настраивает их на работу.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Девизом сегодняшнего урока будут слова: «С малой удачи начинается успех».
II. Определение темы урока.
Учитель: Посмотрите на экран. (Слайд 2)
Слушаем внимательно задачу, а затем вопрос к ней.
(Для ввода в тему и мотивации учащихся используется следующая задача):
Курс солнечных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время каждый день на 7 минут. Сколько будет загорать наш герой на 10-й день курса?
Вопрос: О каком математическом понятии идет речь в данной задаче?
Ответ учащихся: Об арифметической прогрессии.
Учитель: А когда вы познакомились с этим понятием?
Ответ учащихся: На прошлом уроке.
Учитель: Да, всё верно, на предыдущем уроке мы познакомились с определением арифметической прогрессии. Давайте вспомним это определение.
Ответ учащихся: Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
an+1 = an + d
(Слайд 3)
Учитель: А знаете ли вы, что означают слова «прогрессия» и «арифметическая» ?
Ответ:
- прогрессия - это последовательность, члены которой всё время «прирастают» одним и тем же числом d, т.е. прогрессируют, либо поднимаясь всё выше, либо опускаясь всё ниже;
- ну а арифметической названа потому, что в ней каждый член, кроме первого, равен среднему арифметическому двух соседних с ним – предыдущего и последующего.
Учитель: А с чем ещё мы познакомились?
Ответ учащихся: С понятием разности арифметической прогрессии и формулой n–го члена арифметической прогрессии.
Учитель: Итак, тема нашего урока…
Все вместе озвучиваем тему урока: «Формула n – го члена арифметической прогрессии». (Слайд 4)
III. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Как вы думаете, а чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?
Ответ учащихся:
- Продолжать работу с формулой n–го члена арифметической прогрессии
- Закреплять умения и навыки применения формулы n–го члена арифметической прогрессии при решении задач.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами закрепим на практике понятие арифметической прогрессии, свойства данной прогрессии. Будем использовать формулу разности и формулу n-го члена данной прогрессии при решении практических задач.
IV. Актуализация знаний учащихся.
Но сначала вспомним понятие разности арифметической прогрессии и формулу n–го члена арифметической прогрессии.
1.Устная работа.
1) Что называется разностью арифметической прогрессии?
d = a2 – a1 = an + 1 - an
(Слайд 5)
2) Записать формулу n–го члена арифметической прогрессии.
an = a1 + d (n – 1)
(Слайд 6)
2.Устные упражнения. (Слайд 7)
Задание на слайде:
1)Определите, является ли заданная последовательность арифметической прогрессией и почему:
а) -5, -5, -5, -5, -5,…;
б) -7, -5, -3, -1, 1,…;
в) 2, 7, 12, 17, 27,… .
2) Найдите первый член и разность арифметической прогрессии:
а) 1, 6, 11, 16,…;
б) 7, 4, 1, -2,… ;
в) , 1, 1, 1,…;
г) -0,9 , -0,6 ,-0,3 , 0 ,… .
Ответы:
1.а) да, так как каждый последующий член отличается от предыдущего на одно и то же число;
б) да;
в) нет.
2.а) 1 и 5;
б) 7 и -3;
в) и ;
г) -0,9и 0,3.
V.Закрепление формулы n–го члена арифметической прогрессии при решении практических задач.
1. Совместная деятельность учителя и учеников.
Учитель: Вернемся к задаче, с которой мы начали наш урок. (Слайд 8)
Задача от медика.
Курс солнечных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время каждый день на 7 минут. Сколько будет загорать наш герой на 10-й день курса?
(У доски решает один ученик с комментированием, остальные в тетради)
Дано: (аn) - арифметическая прогрессия, а1=15, d=7, n=10
Найти: а10
Решение:
аn=a1 +(n-1)*d
а10=15+(10-1)*7
а10=15+9*7
а10=15+63
а10=78
Ответ: 78минут
2. Работа по группам.
I группа
В первый день после нарушения автомобилистом правил дорожного движения штраф составил 200 рублей, а за каждый последующий день увеличивался на 10 рублей. Какой штраф заплатит нарушитель на 15 день после нарушения правил? (Слайд 9)
II группа
В первом ряду амфитеатра концертного зала 30 мест, а в каждом следующем на 4 больше, чем в предыдущем. Сколько мест в ряду с номером 8?
(Слайд 11)
III группа
Рабочий выложил плитку следующим образом: в первом ряду - 3 плитки, во втором - 5 плиток и т.д., увеличивая каждый ряд на 2 плитки. Сколько плиток понадобится для 7 ряда? (Слайд 13)
IV группа
В школе-новостройке учатся 400 учеников. Каждый год число учащихся увеличивается на 20.Сколько учащихся будет в школе на 5 год обучения, если тенденция сохранится? (Слайд 15)
Школа рассчитана на обучение 550 учащихся. Через сколько лет будет достигнута эта норма?*
VI.Физминутка.
Музыкальная
VII. Решение задач из сборника для подготовки к ОГЭ.
Учитель: Ребята, тема «Арифметическая прогрессия» - очень важная, ведь не зря задания включены в ГИА.
Давайте рассмотрим некоторые из них, а к остальным вернёмся на следующих уроках и занятиях по подготовке к ОГЭ. Тексты заданий у вас на партах.
Сборник для подготовки к ОГЭ:
с.59, В.9,№11 (Слайд 17)
с.82, В.13,№11 (Слайд 18)
Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии …; 8; х; 16; 20; …. Найдите х.
Первый способ: d=20-16 = 4; х = 8 + d = 8 + 4 = 12.
Второй способ: х = (8+16): 2 = 12 (использовали характеристическое свойство прогрессии).
Характеристическое свойство арифметической прогрессии.
Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов.
an =
(Слайд 18)
VIII.Тест (с последующей взаимопроверкой на слайде презентации).
Вариант 1
- Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её.
К) 1; 2; 3; 5;…
П) 1; 3; 5; 7;…
О) 1; 2; 4; 8;…
Т)
- Первый член арифметической прогрессии
Е) 0; М) 2; Р) ; Г) .
Найдите пятый член арифметической прогрессии 3;7;…
О) 19; Б) 15; С) ; Д) другой ответ.
- Найдите разность арифметической прогрессии, если
А) 4; Н) 5; Г) ; В) другой ответ.
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 |
Буква | П | Р | О | Г |
Вариант 2
- Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её.
А) 3; 4; 5; 7;…
П)
Р) 1; 4; 7; 10;…
К) 3; 7; 11; 14;…
- Первый член арифметической прогрессии
О) 1; Н) 0; Е) ; М) .
- Найдите пятый член арифметической прогрессии
- 19; С) 24; Л) ; Г) другой ответ.
Найдите разность арифметической прогрессии, если
В) 2; Т) 3; К) другой ответ; С).
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 |
Буква | Р | Е | С | С |
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Наши познания в курсе алгебры похожи на подъём по лестнице. И, сегодня мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку, под названием «Арифметическая прогрессия».
IX.Рефлексия.
МЕТОД «МИКРОФОН»
На уроке я
Узнал….
Понял….
Научился….
Наибольший мой успех – это…
Наибольшие трудности я ощутил…
Я не умел, а теперь умею…
Я изменил своё отношение к…
На следующем уроке я хочу…
X.Задание на дом: п.24, №582, 585
Сб. ОГЭ: В.14- №11, В.10- №11
XI. Итог урока.
Учитель: Я хочу, чтобы наш урок сегодня принес много открытий, опыта и хорошего настроения.
Выставление оценок и их комментирование. Раздача памяток по теме урока.
Арифметическая прогрессия | |
Определение | Числовую последовательность {an}, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом d, называют арифметической прогрессией |
Формула разности | d = a2 – a1 = an + 1 - an |
Свойство (рекуррентное соотношение) | an = |
Формула n-го члена арифметической прогрессии | an = a1 + d (n – 1) |
Формула, которой можно задать любую арифметическую прогрессию | an = кn + b |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.
Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....
Урок алгебры в 9 классе по теме"«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе на основе деятельного подхода ....
Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...
Открытый урок "Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии "
Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии...
Открытый урок в 9 классе на тему: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Данный урок - первый из двух уроков по теме: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии....
Урок математики в 9 классе по теме"Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Разработка открытого урока на конкурс "Учитель года"Формирование математической грамотности через решение практико-ориентированных задач....