Новые подходы к отбору содержания образовательного процесса по математике
статья по алгебре

Новые подходы к отбору содержания образовательного процесса по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novye_podhody._.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ  СмолАПО

Кафедра ИТ

Новые подходы к отбору содержания образовательного

процесса  по математике

Преподаватель кафедры ИТ

Чернышева Л. В.

2019 г.

Ещё несколько лет назад многие полагали, что переход на профильное обучение произойдет сам по себе «автоматически», и к этому не надо прикладывать никаких специальных усилий. Однако этого не произошло. Оптимизация  предпрофильной подготовки является самым важным элементом перехода на профильное образование.

В Концепции профильного обучения указывается, что реализация идеи профильности образования ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора  - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Продолжается это самоопределение у студентов – первокурсников колледжей системы СПО. Проблема выбора профиля является непростым  испытанием  как для юношей и девушек, так и для их родителей.  Многим  впервые в жизни предстоит совершить столь серьёзный шаг, от которого во многом будет зависеть их дальнейшая судьба.

Основной  целью  предпрофильной подготовки студентов – первокурсников является выявление их интересов, проверка их возможностей и способностей на основе широкой палитры небольших элективных курсов, охватывающих основные области знаний, встреч с представителями выбираемых профессий, экскурсий на предприятия и в учреждения.  Все это позволяет составлять представление о характере профессионального труда людей.  

Таким образом, исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная  подготовка  студента  1 курса должна у него сформировать:

  • умение  объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по профилю;
  • высокий уровень учебной мотивации на обучение по выбранному профилю;
  • желание прикладывать усилия для получения качественного образования;
  • готовность нести ответственность за сделанный выбор.

Модель выпускника предпрофильной подготовки

Готов нести ответственность  за сделанный выбор

Умеет объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по профилю

Умеет осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям индивидуальным особенностями и интересам

Высокий уровень учебной мотивации на обучение   по избранному профилю, прикладывает усилия для получения качественного образования

Для того, чтобы перечисленные результаты стали целями обучения в Смоленском промышленно-экономическом колледже, необходимо оценить возможности для их реализации. Основными задачами предпрофильного обучения в колледже являются:

  • выявление    интересов, склонностей,  способностей студентов

1 курса и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и практической деятельности, ориентированного на выбранный профиль обучения;

  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении студентами представлений о жизненных и социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
  • развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, общих компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего образования, пути получения профессии.

       Предпрофильная  подготовка первокурсников  в начале учебного года включает социально-педагогический и психологический диагностические блоки, которые предоставляют студентам возможность не только выяснить своё отношение к будущей профессии, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития.  Анализируя полученные результаты исследований  ЦПП и СС, следует отметить, что 59,2% студентов групп социально-экономического профиля осознанно определили для себя экономический профиль обучения, отталкиваясь от престижности образования и выбранной профессии.

        Оптимизация предпрофильной подготовки студентов социально-экономического профиля осуществляется  с помощью создания УМК по основной профилирующей дисциплине Математика. При изучении этой дисциплины студент приобретает необходимый практический опыт для обоснования выбора экономического профиля образования.  Второй год работа по дисциплине  Математика идет по специально разработанной Рабочей программе, соответствующей стандартам третьего поколения (всего 435 часов: 290 аудиторных, 145 часов на самостоятельную работу). Программа ориентирована на достижение следующих основных целей:

  •   формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  •  развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
  •   овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, требующих математической подготовки;
  •  воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно – технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

В Рабочей программе указаны необходимые для достижения этих целей педагогические технологии обучения. С целью формирования  общих компетенций и приобретения практических навыков используются активные методы обучения (групповая работа, взаимопроверка  и взаимоконтроль, разноуровневые задания, индивидуальная работа).

В УМК для формирования практических навыков создана  Рабочая тетрадь. Подборка заданий выполнена таким образом, чтобы условия имели практико - ориетированный характер и в них использовалась экономическая терминология.

Например: Объём продукции цеха в течение рабочего дня представляет функцию  u(t) = - t3 – 5t2 + 75t + 425,  где  t- время (час). Найти производительность труда через  2 часа после начала работы.  Решение этой экономической задачи производится с помощью нахождения значения производной  функции   u(t)  в момент времени t.

Согласно новым  ФГОС  СПО  50% учебного времени отводится на самостоятельную  работу студента. Специально для этого созданы Методические рекомендации  для самостоятельной работы, содержащие задания,  направленные на формирование общеучебных умений и навыков  счета, установления логических связей,  выделения главного, а также задания   профильной направленности.

В рамках предпрофильной подготовки студентов 1 курса организуются и проводятся элективные курсы по дисциплине Математика «Основы финансовой математики» (30 часов).  Предлагаемые  для изучения темы направлены не только на формирование общих компетенций, но и на формирование основ предпрофильной подготовки. На курсах изучаются формулы простых и сложных процентов, различные схемы погашения кредитов, приближенные вычисления, преобразования степенных выражений.

Система предпрофильной подготовки в Смоленском промышленно-экономическом колледже интегрируется в большую систему - в муниципальную образовательную сеть. Именно сеть позволит решить задачи,  стоящие перед предпрофильной  подготовкой  в  СПЭКе  .

Литература:

1.     Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г.Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2008.

2.   Диагностические методики предпрофильной подготовки : Учебно-методическое пособие для учителей.  /  И. В. Гладкая.  – М.: КАРО, Издательско-полиграфический центр, 2006.

3.        Психология и выбор профессии : Учебно-методическое пособие   /  Г. В. Резапкина.  – М.: Генезис, Издательско-полиграфический центр, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI  века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...

Новые формы в воспитательном и образовательном процессе в рамках ФГОС. Внедрение игровых технологий в ОД «Дополнительные образовательные программы» ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»

Методическая разработка посвящена внедрению новых форм в образовании и воспитании в Московском суворовском военном училище в рамках дополнительного образования. В ней рассматривается новое перспективн...

Новые подходы и способы организации образовательного процесса. Методический семинар

Доклад на тему" Новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика....

Новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе при обучении математике, с целью повышения качества знаний студентов.

Материал подготовила преподаватель математики ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Подосинникова Е.А.Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успеш...

Контроль знаний: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов

Одна из главных задач обучения русскому языку состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к речевому самосоверш...