Рабочая программа по алгебре в 8 классе, УМК Ю. Н. Макарычев
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Лукашова Елена Владимировна

Рабочая программа в 8 классе, УМК Ю.Н. Макарычев, составлена в соответствии ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_algebre_8_kl.docx67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОСУДИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  

ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю.

Директор МБОУ Посудичская ООШ

___________________Л.А.Дятлова

приказ №______  от     ___. ____.        2021 г.

                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                   по алгебре в 8 классе

                                           Разработчик: Лукашова Елена Владимировна

                                        Фамилия Имя Отчество

Принято решением педагогического совета МБОУ Посудичская ООШ

протокол № __ от __.__. 2021 г.

Согласовано

с заместителем директора по УВР МБОУ Посудичская ООШ

___________ И.А. Дудина

____. ____.        2021г.

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 01 от 30.08. 2021 г.

Руководитель МО _________          Е.в.ЛУКАШОВА


                                     

    2021 - 2022 учебный год

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

В направлении личностного развития:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

В метапредметном направлении:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

В предметном направлении:

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметная область «Арифметика»

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную — в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;
  • выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
  • выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.

Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
  • примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов изменений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

                 

                             Содержание учебного предмета

Глава 1. Рациональные дроби (23 часа)

        Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.

Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

        Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.

        Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

        При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

        Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции

 у =. 

        Глава 2. Квадратные корни (19 часов)

        Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.

Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

        При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.

         Глава 3. Квадратные уравнения (21 час)

        Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются  алгоритмы  решения  неполных  квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где, а  0, с использованием формулы корней. В данной теме обучающиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Обучающиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

Глава 4. Неравенства (20 часов)

        Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие, как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда, а<0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 часов)

        Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.

Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

Обучающиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.

               6. Повторение (11 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса                         

         

                                              Тематическое планирование              

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

             Глава I. Рациональные дроби , 23 часа

1

Рациональные выражения.

1

01.09.

     2

Рациональные дроби.

1

02.09.

3

Основное свойство дроби.

1

06.09.

4

Сокращение дробей.

1

08.09.

5

Сокращение дробей.

1

09.09.

6

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

1

13.09.

7

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

15.09.

8

Сложение дробей с разными знаменателями.

1

16.09.

9

Вычитание дробей с разными знаменателями.

1

20.09.

10

Сложение и вычитание дробей.

1

22.09.

11

Сложение и вычитание дробей.

1

23.09.

12

Контрольная работа №1.«Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей»

1

27.09.

13

Умножение дробей.

1

29.09.

14

Возведение дроби в степень.

1

30.09.

15

Умножение дробей.

1

04.10.

16

Деление дробей.

1

06.10.

17

Деление дробей.

1

     07.10.

18

Преобразование рациональных выражений.

1

     11.10.

19

Преобразование рациональных выражений.

1

13.10.

20

Преобразование рациональных выражений.

1

14.10.

21

Функция  и ее график.

        1

18.10.

22

Функция  и ее график.

         1

20.10.

23

Контрольная работа №2. «Произведение и частное дробей»

         1

21.10.

             Глава I I. Квадратные корни, 19 ч

24

Рациональные числа.

1

     25.10.

25

Иррациональные числа.

1

08.11.

26

Квадратные корни.

1

10.11.

27

Арифметический квадратный корень.

1

11.11.

28

Уравнение

1

15.11.

29

Нахождение приближенных значений квадратного корня

1

17.11.

30

Функция и ее график.

1

18.11.

31

Функция и ее график.

1

22.11.

32

Квадратный корень из произведения и дроби.

1

24.11.

33

Квадратный корень из произведения и дроби

1

25.11.

34

Квадратный корень из степени.

1

29.11.

35

Контрольная работа №3. «Квадратные корни»

1

     01.12.

36

Вынесение множителя из-под знака корня.

1

     02.12.

37

Внесение множителя под знак корня.

1

06.12.

38

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

08.12.

39

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

09.12.

40

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

13.12.

41

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1

14.12.

42

Контрольная работа №4 «Применение свойств арифметического квадратного корня»

1

15.12.

              Глава III. Квадратные уравнения, 21 час

 43

Определение квадратного уравнения.

1

16.12.

44

Неполные квадратные уравнения.

1

20.12.

45

Формула корней квадратного уравнения

1

22.12.

46

 Формула корней квадратного уравнения

1

23.12.

47

Решение квадратных уравнений по другой формуле

1

27.12.

48

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

10.01.

49

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1

12.01.

50

Теорема Виета.

1

13.01.

51

Теорема Виета.

1

     17.01.

52

Решение квадратных уравнений.

1

19.01.

53

Контрольная работа №5 «Квадратные уравнения»

1

20.01.

54

Решение дробных рациональных уравнений.

1

24.01.

55

Решение дробных рациональных уравнений.

1

26.01.

56

Решение дробных рациональных уравнений.

1

27.01.

57

Решение дробных рациональных уравнений.

1

31.01.

58

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

02.02.

59

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

03.02.

60

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

1

07.02.

61

Графический способ решения уравнений.

1

09.02.

62

Решение дробных рациональных уравнений.

1

10.02.

63

Контрольная работа №6.«Дробные рациональные уравнения»

1

14.02.

              Глава IV. Неравенства, 20 часов

64

Числовые неравенства.

1

16.02.

65

Числовые неравенства

1

17.02.

66

Свойства числовых неравенств.

1

21.02.

67

Свойства числовых неравенств.

1

23.02.

68

Сложение числовых неравенств.

1

24.02.

69

Умножение числовых неравенств.

1

28.02.

70

Погрешность и точность приближений

1

02.03.

71

Числовые промежутки.

1

03.03.

72

Числовые промежутки.

1

07.03.

73

Контрольная работа №7 «Числовые неравенства и их свойства»

1

09.03.

74

Решение неравенств с одной переменной.

1

10.03.

75

Решение неравенств с одной переменной.

1

14.03.

76

Решение неравенств с одной переменной.

1

16.03.

77

Решение неравенств с одной переменной.

1

17.03.

78

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

21.03.

79

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

23.03.

80

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

04.04.

81

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

06.04.

82

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

07.04.

83

Контрольная работа №8.«Неравенства с одной переменной и их системы»

1

11.04.

              Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики, 11ч

84

Определение степени с целым отрицательным показателем.

1

13.04.

85

Степень с целым отрицательным показателем.

1

14.04.

86

Свойства степени с целым показателем.

1

18.04.

87

Свойства степени с целым показателем.

1

20.04.

88

Стандартный вид числа.

1

21.04.

89

Выполнение действий над числами в стандартном виде.

1

25.04.

90

Сбор и группировка статистических данных

1

27.04.

91

Сбор и группировка статистических данных

1

28.04.

92

Наглядное представление статистической информации

1

02.05.

93

Наглядное представление статистической информации

1

04.05.

94

Контрольная работа №9. «Степень с целым показателем»

1

05.05.

             Повторение, 11 ч

95

Повторение темы «Преобразование рациональных выражений».

1

09.05.

96

Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни».

1

11.05.

97

Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни».

1

12.05.

98

Повторение темы «Решение квадратных уравнений».

1

16.05.

99

Повторение темы «Решение квадратных уравнений».

1

18.05.

100

Повторение темы «Решение  систем неравенств с одной переменной».

1

19.05.

101

Повторение темы «Решение  систем неравенств с одной переменной».

1

23.05.

102

Повторение «Решение задач»

1

     25.05.

103

Повторение «Решение задач»

1

26.05.

104

Итоговая контрольная работа №10

1

30.05.

105

Итоговая контрольная работа №10

1

Итого:105 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 8 класс. Учеб. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М. Просвещение

Рабочая программа по алгебре 8 класс. Учеб. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М. Просвещение...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 9 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского

Рабочая программа по алгебре 9 класс, автор Ю.Н.Макарычев на 2013-2014 г....

Рабочая программа по алгебре 7 класс (автор Ю.Н..Макарычев)

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС, Ю.Н. Макарычев

Рабочая  программа  учебного курса  по алгебре  для 7 класса  разработана  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего ...

Рабочая программа по алгебре 7 класс 3.5 часа (Макарычев Ю. Н.)

Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы УМК по предмету «Алгебра 7 класс», авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. СувороваСтатус до...

Рабочая программа по алгебре 9 класс, авторы Ю. Н. Макарычев и др.

Рабочая программа по алгебре для 9 класса рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю. В ней содержится учебно - тематическое планирование, пояснительная записка и тематические контрольные рабо...