Рабочая программа по алгебре в 8 классе, УМК Ю. Н. Макарычев
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Рабочая программа в 8 классе, УМК Ю.Н. Макарычев, составлена в соответствии ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_8_kl.docx | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОСУДИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю. Директор МБОУ Посудичская ООШ ___________________Л.А.Дятлова приказ №______ от ___. ____. 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре в 8 классе
Разработчик: Лукашова Елена Владимировна
Фамилия Имя Отчество
Принято решением педагогического совета МБОУ Посудичская ООШ
протокол № __ от __.__. 2021 г.
Согласовано с заместителем директора по УВР МБОУ Посудичская ООШ ___________ И.А. Дудина ____. ____. 2021г. | |
Рассмотрено на заседании МО протокол № 01 от 30.08. 2021 г. Руководитель МО _________ Е.в.ЛУКАШОВА |
2021 - 2022 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
В направлении личностного развития:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметная область «Арифметика»
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную — в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;
- выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
- выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
- примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов изменений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Рациональные дроби (23 часа)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции
у =.
Глава 2. Квадратные корни (19 часов)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
Глава 3. Квадратные уравнения (21 час)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где, а 0, с использованием формулы корней. В данной теме обучающиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Обучающиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Глава 4. Неравенства (20 часов)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие, как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда, а<0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Обучающиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
6. Повторение (11 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса
Тематическое планирование | ||||
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Глава I. Рациональные дроби , 23 часа | ||||
1 | Рациональные выражения. | 1 | 01.09. | |
2 | Рациональные дроби. | 1 | 02.09. | |
3 | Основное свойство дроби. | 1 | 06.09. | |
4 | Сокращение дробей. | 1 | 08.09. | |
5 | Сокращение дробей. | 1 | 09.09. | |
6 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 13.09. | |
7 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 15.09. | |
8 | Сложение дробей с разными знаменателями. | 1 | 16.09. | |
9 | Вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | 20.09. | |
10 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 22.09. | |
11 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 23.09. | |
12 | Контрольная работа №1.«Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей» | 1 | 27.09. | |
13 | Умножение дробей. | 1 | 29.09. | |
14 | Возведение дроби в степень. | 1 | 30.09. | |
15 | Умножение дробей. | 1 | 04.10. | |
16 | Деление дробей. | 1 | 06.10. | |
17 | Деление дробей. | 1 | 07.10. | |
18 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | 11.10. | |
19 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | 13.10. | |
20 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | 14.10. | |
21 | Функция и ее график. | 1 | 18.10. | |
22 | Функция и ее график. | 1 | 20.10. | |
23 | Контрольная работа №2. «Произведение и частное дробей» | 1 | 21.10. | |
Глава I I. Квадратные корни, 19 ч | ||||
24 | Рациональные числа. | 1 | 25.10. | |
25 | Иррациональные числа. | 1 | 08.11. | |
26 | Квадратные корни. | 1 | 10.11. | |
27 | Арифметический квадратный корень. | 1 | 11.11. | |
28 | Уравнение | 1 | 15.11. | |
29 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 | 17.11. | |
30 | Функция и ее график. | 1 | 18.11. | |
31 | Функция и ее график. | 1 | 22.11. | |
32 | Квадратный корень из произведения и дроби. | 1 | 24.11. | |
33 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 | 25.11. | |
34 | Квадратный корень из степени. | 1 | 29.11. | |
35 | Контрольная работа №3. «Квадратные корни» | 1 | 01.12. | |
36 | Вынесение множителя из-под знака корня. | 1 | 02.12. | |
37 | Внесение множителя под знак корня. | 1 | 06.12. | |
38 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | 08.12. | |
39 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | 09.12. | |
40 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | 13.12. | |
41 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | 14.12. | |
42 | Контрольная работа №4 «Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 | 15.12. | |
Глава III. Квадратные уравнения, 21 час | ||||
43 | Определение квадратного уравнения. | 1 | 16.12. | |
44 | Неполные квадратные уравнения. | 1 | 20.12. | |
45 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | 22.12. | |
46 | Формула корней квадратного уравнения | 1 | 23.12. | |
47 | Решение квадратных уравнений по другой формуле | 1 | 27.12. | |
48 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | 10.01. | |
49 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | 12.01. | |
50 | Теорема Виета. | 1 | 13.01. | |
51 | Теорема Виета. | 1 | 17.01. | |
52 | Решение квадратных уравнений. | 1 | 19.01. | |
53 | Контрольная работа №5 «Квадратные уравнения» | 1 | 20.01. | |
54 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | 24.01. | |
55 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | 26.01. | |
56 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | 27.01. | |
57 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | 31.01. | |
58 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 | 02.02. | |
59 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 | 03.02. | |
60 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 | 07.02. | |
61 | Графический способ решения уравнений. | 1 | 09.02. | |
62 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | 10.02. | |
63 | Контрольная работа №6.«Дробные рациональные уравнения» | 1 | 14.02. | |
Глава IV. Неравенства, 20 часов | ||||
64 | Числовые неравенства. | 1 | 16.02. | |
65 | Числовые неравенства | 1 | 17.02. | |
66 | Свойства числовых неравенств. | 1 | 21.02. | |
67 | Свойства числовых неравенств. | 1 | 23.02. | |
68 | Сложение числовых неравенств. | 1 | 24.02. | |
69 | Умножение числовых неравенств. | 1 | 28.02. | |
70 | Погрешность и точность приближений | 1 | 02.03. | |
71 | Числовые промежутки. | 1 | 03.03. | |
72 | Числовые промежутки. | 1 | 07.03. | |
73 | Контрольная работа №7 «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | 09.03. | |
74 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | 10.03. | |
75 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | 14.03. | |
76 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | 16.03. | |
77 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | 17.03. | |
78 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | 21.03. | |
79 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | 23.03. | |
80 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | 04.04. | |
81 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | 06.04. | |
82 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | 07.04. | |
83 | Контрольная работа №8.«Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | 11.04. | |
Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики, 11ч | ||||
84 | Определение степени с целым отрицательным показателем. | 1 | 13.04. | |
85 | Степень с целым отрицательным показателем. | 1 | 14.04. | |
86 | Свойства степени с целым показателем. | 1 | 18.04. | |
87 | Свойства степени с целым показателем. | 1 | 20.04. | |
88 | Стандартный вид числа. | 1 | 21.04. | |
89 | Выполнение действий над числами в стандартном виде. | 1 | 25.04. | |
90 | Сбор и группировка статистических данных | 1 | 27.04. | |
91 | Сбор и группировка статистических данных | 1 | 28.04. | |
92 | Наглядное представление статистической информации | 1 | 02.05. | |
93 | Наглядное представление статистической информации | 1 | 04.05. | |
94 | Контрольная работа №9. «Степень с целым показателем» | 1 | 05.05. | |
Повторение, 11 ч | ||||
95 | Повторение темы «Преобразование рациональных выражений». | 1 | 09.05. | |
96 | Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». | 1 | 11.05. | |
97 | Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». | 1 | 12.05. | |
98 | Повторение темы «Решение квадратных уравнений». | 1 | 16.05. | |
99 | Повторение темы «Решение квадратных уравнений». | 1 | 18.05. | |
100 | Повторение темы «Решение систем неравенств с одной переменной». | 1 | 19.05. | |
101 | Повторение темы «Решение систем неравенств с одной переменной». | 1 | 23.05. | |
102 | Повторение «Решение задач» | 1 | 25.05. | |
103 | Повторение «Решение задач» | 1 | 26.05. | |
104 | Итоговая контрольная работа №10 | 1 | 30.05. | |
105 | Итоговая контрольная работа №10 | 1 |
Итого:105 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре 8 класс. Учеб. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М. Просвещение
Рабочая программа по алгебре 8 класс. Учеб. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М. Просвещение...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 9 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского
Рабочая программа по алгебре 9 класс, автор Ю.Н.Макарычев на 2013-2014 г....
Рабочая программа по алгебре 7 класс (автор Ю.Н..Макарычев)
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС, Ю.Н. Макарычев
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего ...
Рабочая программа по алгебре 7 класс 3.5 часа (Макарычев Ю. Н.)
Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы УМК по предмету «Алгебра 7 класс», авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. СувороваСтатус до...
Рабочая программа по алгебре 9 класс, авторы Ю. Н. Макарычев и др.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю. В ней содержится учебно - тематическое планирование, пояснительная записка и тематические контрольные рабо...