Решение физических задач на уроках математики .
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Интегрированный урок по физике и математике в 9-м классе по теме:
"Решение физических задач на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_reshenie_fizicheskih_zadach_na_urokah_matematiki_9_klass.docx | 105.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по физике и математике в 9-м классе по теме:
"Решение физических задач на уроках математики"
учитель: Пугачевич Галина Леонидовна
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений
Цель: способствовать формированию образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 9 класса в предметной области «Математика» и «Физика» по теме "Решение физических задач на уроках математики"
Задачи:Развивать умение ориентироваться в системе знаний, анализировать и обобщать, делать выводы, умение самооценки, умения исправлять собственные ошибки
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;
- Формирование умения выстраивания аргументации;
- Формирование умения распознавания логически некорректного высказывания;
- Формирование умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов и рассуждений;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, точнее в физике;
- Формирование умения понимать и использовать математические средства наглядности (графики), аргументировать;
- Формирование умения видеть различные стратегии построения графиков;
- Формирование умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- Формирование умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- Формирование понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины и символы);
- Формирование умения понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания зависимостей между физическими величинами;
- Формирование умения проводить исследования, связанные с описание свойств функций.
Методы: проблемно – деятельный, объяснительно-иллюстративный, словесный
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
1. Организационный момент.
На доске написаны слова: ФИЗИКА МАТЕМАТИКА
Учитель: На доске записаны два слова. Прочитаем эти слова (ученики читают). Они переплелись неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга не обойтись.
И сегодня на интегрированном уроке мы попытаемся показать, что математика и физика неотделимы друг от друга. Рассмотрим применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач на движение. Умения и навыки работы с графиками функций вам понадобятся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике.
Эпиграф: Поэтому эпиграфом к нашему уроку хочется взять слова великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова «Слеп физик без математики».
У каждого на столе есть свой маршрутный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем лист – Фамилия, Имя.
- Итак, цель нашего урока научиться решать задачи физического содержания на взаимосвязь физических величин.
2. Актуализация опорных знаний.(фронтальная работа)
Организация устной фронтальной работы с классом по повторению свойств линейной и квадратичной функции, видов механического движения.
Уч.физики: Какие два основных способа существуют и в математике и в физике при решении задач на движение (графический и аналитический)? Какие виды движения мы рассматривали на уроках? (равномерное, равноускоренное)
(На доске - графики квадратичных функций. Вопросы ученикам.) Квадратичная функция: определение, график, направление ветвей, нули функции, координаты вершины параболы.
Уч. физики:
Вы вспомнили графики различных функций. Давайте теперь думать, как же они применяются в физике? (Они описывают движение) А раз они описывают движение, надо вспомнить, какие виды движения мы рассматривали на уроках? (Равномерное, равноускоренное)
3.Практическая часть
-Опыт (групповая работа)- 4 человека
4. Проверочная работа (индивидуальная работа)
Уч. математики:
Теперь, после того, как всё вспомнили, проведём небольшую проверочную работу. (Уч. физики раздаёт листы с заданиями) На выданных вам листах подпишите фамилию, вариант и отметьте правильные, на ваш взгляд, варианты ответа. На выполнение задания у вас есть пара минут. (самопроверка) -каждое правильное задание 1 балл, баллы записать в карте.
- Это график:
а) линейной функции; (1,2) в) прямой пропорциональности;
б) квадратичной функции; г) обратной пропорциональности. - Эта функция:
а) возрастающая; (1)
б) убывающая. (2) - Это график функции, которая задана формулой:
- а) y=kx; в) y=kx+b (1,2)
б) y=b; г) y= ax2+n - Если движение равномерное, то это график зависимости:
а) скорости от времени;
б) координаты от времени. (1,2) - Если это график υ(t), то это движение:
а) равноускоренное; (1) в) равномерное;
б) равнозамедленное; (2) г) криволинейное.
5.Выполнение упражнений
Парная работа
Задача 1
Когда самолёт находится в горизонтальном полёте, подъёмная сила, действующая на крылья, зависит только от скорости. На рисунке изображена эта зависимость для некоторого самолёта. На оси абсцисс откладывается скорость (в километрах в час), на оси ординат – сила (в тоннах силы).
Определите по рисунку:
а) чему равна подъёмная сила (в тоннах силы) при скорости 200 км/ч.;
б) при какой скорости (в км/ч) подъёмная сила достигает 4 тонны силы;
в) на сколько увеличится подъёмная сила (в тоннах силы) при увеличении скорости с 200 км/ч до 400 км/ч;
г) на сколько километров в час надо увеличить скорость, чтобы подъёмная сила увеличилась с 1 тонны силы до 4 тонн сил.
а | б | в | г |
1 | 400 | 3 | 300 |
Задача 2
Расстояние между пунктами А и В равно 100 м. Из пункта А в пункт В выехал велосипедист. Первые t секунд он двигался со скоростью 36 км/ч. Выразите зависимость оставшегося пути S от времени t.
Задача 3.
Первые 2 часа автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч, следующие 3 часа – со скоростью 65 км/ч, а последний час – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
Задача 4.
Кирпич бросают вниз с высоты Н метров со скоростью V метров в секунду, при этом время полета составляет t секунд. Как известно, зависимость между этими величинами без учета трения описывается формулой H=v∙t+ , где g – ускорение свободного падения. Сколько секунд будет падать кирпич с высоты 54 метра, если его начальная скорость равна 3 м/с? Считать g=10. (1089=33∙33)
- Подведение итогов урока
Баллы: 17-20 «5»
13-16 «4»
10-12 «3»
По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляли оценки в листы самоконтроля; в конце урока – итоговую оценку.
Кто оценил себя на “5”? на “4”, на “3”?
Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Я хотела вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.
Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется. Вывод: математика – основа физики.
7.Рефлексия
Учитель: И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.
8. Домашнее задание:
Повторить графики линейных функций и уравнения кинематики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики
Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...
Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС
Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....
Обобщение опыта "Развитие логического мышления у учащихся 6 класса через решение комбинаторных задач на уроках математики"
Данный материал представляет обобщение опыта по решению комбинаторных задач в 6 классе. Также представлены разработки уроков по теме "Решение комбинаторных задач"...
Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"
Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"...
Проектная работа на тему "Решение экологических задач на уроках математики"
Города и посёлки разрастаются, всё больше поглощая прилегающие леса и поля. Они загрязняют атмосферу, изменяют климат, состав подземных и поверхностных вод, понижают прочность пород и т.д. Проблема за...
Презентация на тему:"Решение физических задач на уроках математики"
презентация к интегрированному уроку в 9 классе...