Алгебра 9 класс. Урок по теме "Геометрическая прогрессия"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Алгебра 9 класс. Разработка урока по теме "Геометрическая прогрессия". Рассматривается применение задач в физике, химии, в разных сферах жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 9 классе.

Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

Цели: 1.   Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить формирование у

                  учащихся умения применять формулу суммы n- первых членов геометрической

                  прогрессии.

  1. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять

                  приемы сравнения, переноса знаний  в новую ситуацию; развитию логического      

                  мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных  

                  задач.

  1. Побуждать учащихся к преодолению трудностей, самоконтролю,

      взаимоконтролю. Воспитывать познавательную активность, стремление  

      расширять свой кругозор.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель показывает вопросы на слайдах

Учащиеся

1. Сформулируйте определение арифметической, геометрической прогрессии.

Дают ответы на вопросы

2. Определите вид прогрессии:   2, 4, 6, 8, 10…

                                                        1, 2, 4, 8…

                                                         9, 3, 1, 1/3…

                                                         10, 5, 0…

3.Восстановите геометрическую прогрессию:  *, 6, 12, *, 48, *…

                                                                                3, -1, *, *…

4.Могут ли члены геометрической прогрессии иметь знак:  

                               +,+,+,+…              - ,+, - ,+…

                               - ,- ,-, -  …             - , +,+,- ,-…

5.Что называют знаменателем геометрической прогрессии?

6.Найдите знаменатель:  ½, ¼, 1/8…

                                           ½, 2, 8…

3. Постановка цели и задач урока.

Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?  

Формулируют тему урока

Какие знания и формулы нам потребуются для решения задач?

Записываются формулы

Как вы думаете, какие знания и умения вы получите во время урока?

Формулируют задачи урока

4.Первичное закрепление.  Решение задач в группах

Учитель помогает учащимся разделиться на группы, раздает по одной задаче каждой группе  (дифференцированные карточки).

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задачу, решает ее и оформляет решение на доске.

1. (bn) – геометрическая прогрессии, b1 =3, g=2. Найдите b5, b6.

2. (bn) – геометрическая прогрессии, b6 =1/27,  g=1/3. Найдите b1.  

3. (bn) – геометрическая прогрессии, b3 =12,  b5= 48, Найдите g - знаменатель.

 (Рассмотреть 2 случая)

4.Найдите сумму первых четырех членов геометрической прогрессии, если , b2 =6,  b4= 24. (Рассмотреть 2 случая)

Защита задач

 

4.Физкультминутка

Учитель говорит несколько членов прогрессии, учащиеся должны определить следующий член прогрессии. Если арифметическая- количеством хлопков, геометрическая – количеством поднятых рук членов группы.

1,2,3,4,*                       625, 125, 25,*              4,6,8,10,*           64,32,16,8,*

5.Решение задач в новой ситуации

Вопрос: Где применяются задачи на прогрессии?

Учащиеся называют предполагаемые  науки, сферы жизни

Увидеть прогрессию мы можем в физике, химии, в повседневной жизни и даже в литературе:

Читают информацию.

1.Физика  Масса радиоактивного вещества за сутки уменьшается вдвое. Какова масса этого вещества будет на 3, 6 сутки, если сегодня его масса 256 г?

(256; 128;64; 32; 16;…)

2.Биология     Летом инфузории размножаются бесполым способом делением пополам.         Вопрос: сколько будет инфузорий после 15-го размножения?

Ответ:  b15 = 2•214 = 32 768 (геометрическая прогрессия)

3.Из жизни   Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?

  Ответ:180 капель больной принимал по схеме в первый период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400(капель), всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.

4.Задача-шутка.  У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?

Ответ: Людей всего 7, кошек 72 = 49, они съедают всего 73 = 343 мыши, которые съедают всего 74 = 2401 колосьев, из них вырастает 75= 16807 мер ячменя, в сумме эти числа дают 19 607.

Каждая группа выбирает карточку и решает задачу. Результат показывают учителю. Далее группы меняются карточками и снова выполняют задание.

6.Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Закончился век, еще век.

Куда стремится человек?

Изучен космос и моря,

Строенье звезд и вся земля.

Но математиков зовет

Известный лозунг

 «Прогрессия — движение вперед».

Прогрессии в литературе: строки из “Евгения Онегина”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок алгебры в 9 классе по теме «Арифметическая прогрессия».

Методическая разработка обобщающего урока алгебры в 9 классе по теме «Арифметическая прогрессия». Урок - презентация....

Презентация к уроку алгебры в 9 классе. Обобщение темы "Арифметическая прогрессия"

Урок обобщения знаний и умений по теме "Арифметическая прогрессия". Презентация выполнена с использованием исторического материала Липецкой области....

Урок алгебры 9 класс "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

1) Обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме . 2) отработка умений и навыков применения формул п-го члена прогрессий, суммы п первых членов, свойств членов прогрессий. 3) разв...

Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"

Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 9 классе "Арифметическая и геометричексая прогрессии"

Урок предполагает ситематизацию и обобщениезаний учащихся по темам "Арифметическая  прогрессия " и "Геометрическая прогрессия" в 9-ом классе (учебник Макарычев Ю.Н.)...

Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.

Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...

Урок алгебры 9 класс по теме "Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии".

  Целями данного урока являются:  1. обобщение и систематизация знаний по теме, контроль  теоретического материала, закрепление навыков применения формул при решении задач....