Рабочая программа для внеурочной деятельности
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа составлена с целью формирования всесторонне развитой личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_vneurochke_9klass_riskova.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от 30 .08. 2018 г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТА на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ №333 от 03 сентября 2018г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«За страницами учебника алгебры»
Классы 9 ВГ
Количество часов:
всего-35 часов
в неделю – 1 час
Учитель: Рискова Татьяна Викторовна
Составитель:
Рискова Т. В.
учитель математики
Нижневартовск, 2018
I. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника алгебры» предназначена для учащихся 9 классов МБОУ СШ №21. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
II. Цель курса внеурочной деятельности
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
III. Результаты курса внеурочной деятельности.
- Личностные
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
- Метапредметные
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
- Предметные
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
12) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
13) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
14) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
15) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
16) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
17) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
18) выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
19) строить речевые конструкции;
20) изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
21) выполнять вычисления с реальными данными;
22) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
23) выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
IV. Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Функция: просто, сложно, интересно (17 часов) Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками. Историко-генетический подход к понятию «функция». Способы задания функции. Исследования функций. Построение графиков функций. Функционально-графический метод решения уравнений | Самостоятельная работа, работа в парах, в группах. Учебно-поисковая деятельность. Ролевые игры. | Вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей. Уметь читать графики и называть свойства по формулам. Осуществлять анализ объектов путём выделения существенных и несущественных признаки. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Выполнять разные роли в совместной работе. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
Диалоги о статистике (2 часа). Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям | Работа в парах, в группах. Учебно- исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Выполнить перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения. Распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
Орнаменты(3 часа). Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента | Работа в парах, в группах. Учебно - исследовательская деятельность. Проектная деятельность. | Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Вырезать две фигуры, симметричные относительно прямой, из бумаги. Проводить прямую, относительно которой две фигуры симметричны. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ.. Исследовать свойства фигур, симметричных относительно плоскости, используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Описывать их свойства Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать их из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
Быстрый счет без калькулятора (3часа) Приемы быстрого счета. Эстафета "Кто быстрей считает". Математический бой. | Самостоятельная работа, работа в парах, в группах. Перекрестная дискуссия. | Уметь применять вычисли тельные навыки при решении практических задач, других расчетах. Строить монологическую речь в устной и форме, участвовать в диалоге Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя. Задавать уточняющие вопросы педагогу и собеседнику. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
Оригами (3 часа) Техника оригами. Практическое занятие по созданию оригами. | Самостоятельная работа. Творческая деятельность. | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; решать задачи из реальной практики, извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; моделировать геометрические объекты, используя бумагу. |
Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге (5 часов) Нахождение площадей треугольников, четырехугольников, многоугольников, круга, сектора на клетчатой бумаге. Решение других задач на клетчатой бумаге | Самостоятельная работа, работа в парах. Учебно-поисковая деятельность | Вычислять площади квадратов, прямоугольников по соответствующим правилам и формулам. Моделировать фигуры заданной площади, фигуры, равные по площади. Моделировать единицы измерения площади. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Выбирать единицы измерения площади в зависимости от ситуации. Выполнять практико-ориентированные задания на нахождение площадей. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Сравнивать фигуры по площади и периметру. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Выделять в условии задачи данные, необходимые для её решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Исследовать свойства треугольников, прямоугольников путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе, с использованием компьютерных программ. Формулировать утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных фигур. |
Олимпиадные задания (2 часа) Задачи олимпиады «Кенгуру». Игра «Самый умный» | Самостоятельная работа, работа в парах. Учебно-поисковая деятельность. Ролевые игры. Перекрестная дискуссия. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Выполнять разные роли в совместной работе. Различать и оценивать сам процесс деятельности и его результат. Формулировать собственное мнение и позицию. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
V.Календарно-тематическое планирование
№ | По плану | По факту | Тема занятия | Количество часов |
Функция: просто, сложно, интересно 17 часов | ||||
1 | 01.09.18 | 01.09.18 | Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками | 1 |
2 | 08.09.18 | 08.09.18 | Историко-генетический подход к понятию «функция» | 1 |
3,4 | 15.09.18 22.09.18 | 15.09.18 22.09.18 | Способы задания функции | 2 |
5 | 29.09.18 | 29.09.18 | Четные и нечетные функции | 1 |
6,7 | 06.10.18 13.10.18 | 06.10.18 13.10.18 | Монотонность функции | 2 |
8,9 | 20.10.18 27.10.18 | 20.10.18 27.10.18 | Ограниченные и неограниченные функции | 2 |
10,11 | 17.11.18 24.11.18 | 17.11.18 24.11.18 | Исследование функций элементарными способами | 2 |
12,13 | 01.12.18 08.12.18 | 01.12.18 08.12.18 | Построение графиков функций | 2 |
14,15 | 15.12.18 22.12.18 | 15.12.18 22.12.18 | Функционально-графический метод решения уравнений | 2 |
16 | 29.12.18 | 29.12.18 | Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» | 1 |
17 | 12.01.19 | 12.01.19 | Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля достижений» | 1 |
Диалоги о статистике. Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям 2ч. | ||||
18 | 19.01.19 | 19.01.19 | Статистические исследования | 1 |
19 | 26.01.19 | 26.01.19 | Проектная работа по статистическим исследованиям | 1 |
Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента 3ч. | ||||
20 | 02.02.19 | 02.02.19 | Симметрия в орнаментах | 1 |
21 | 09.02.19 | 09.02.19 | Проектная работа: составление орнаментов | 1 |
22 | 16.02.19 | 16.02.19 | Защита проектов | 1 |
Быстрый счет без калькулятора 3ч. | ||||
23 | 16.03.19 | 16.03.19 | Приемы быстрого счета | 1 |
24 | 23.03.19 | 23.03.19 | Эстафета "Кто быстрей считает" | 1 |
25 | 30.03.19 | 30.03.19 | Математический бой | 1 |
Оригами 3ч. | ||||
26 | 06.04.19 | 06.04.19 | Техника оригами | 1 |
27,28 | 13.04.19 20.04.19 | 13.04.19 20.04.19 | Практическое занятие по созданию оригами | 2 |
Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге 5ч. | ||||
29 | 27.04.19 | 27.04.19 | Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге | 1 |
30 | 04.05.19 | 04.05.19 | Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге | 1 |
31 | 11.05.19 | 11.05.19 | Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге | 1 |
32 | 18.05.19 | 18.05.19 | Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге | 1 |
33 | 18.05.19 | 18.05.19 | Решение других задач на клетчатой бумаге | 1 |
Олимпиадные задания 2 ч. | ||||
34 | 25.05.19 | 25.05.19 | Задачи олимпиады «Кенгуру» | 1 |
35 | 25.05.19 | 25.05.19 | Игра «Самый умный» | 1 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Сборник задач по математике на сообразительность: пособие для учителей / П. Ю. Германович — М. : Учпедгиз, 1960. — 224 с.
2. Ларичев, П. А. Сборник задач по алгебре. Часть первая для 6—9 классов / П. А. Ларичев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 194 с.
3. Лоповок, Л. М. Математика на досуге: кн. для учащихся сред. шк. возраста / Л. М. Лоповок. — М. : Просвещение, 1981. — 158 с.
4. Горбачев, Н. В. Сборник олимпиадных задач по математике / Н. В. Горбачёв. — М. : Просвещение, 2004. — 600 с.
5. Депман, И. Я. За страницами учебника математики / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М. : Просвещение, 1989. — 287 с.
6. Зайкин, М. И. Математический тренинг: Развиваем комбинаторные способности / М. И. Зайкин. — М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1996. — 175 с.
7. Генкин, С. А. Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы / С. А. Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин. — Киров: Изд-во «АСА», 1994. — 272 с.
8. Ирина, В. Р. В мире научной интуиции / В. Р. Ирина, А. А. Новиков. — М. : Наука. — 1978. — 191 с.
9. Ионин, Ю. И. Поиск инварианта / Ю. И. Ионин, Л. Д. Курляндчик // Квант. — 1976. — № 2. — С. 32— 35.
10.Кемени, Дж. Введение в конечную математику / Дж. Кемени, Дж. Снелл, Дж. Томпсон. — М. : Иностранная литература, 1963. — 486 с.
11.Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. — М. : Просвещение, 1992. — 192 с.
12.Мышкис, А. Д. О развитии математической интуиции учащихся / А. Д. Мышкис, П. Г. Сатьянов // Математика в школе. — 1987. — № 5. — С. 18—22.
13.Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре; под ред. Л. С. Понтрягина. — М. : Наука, 1983. — "Ценность науки. Математические науки" (пер. с фр. С. Г. Суворова) — 560 с.
14.Тригг, Ч. Задачи с изюминкой / пер. с англ. Ю. Н. Сударева; под ред. В. М. Алексеева. — М. : Мир, 1975. — 302 с.
15.Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М. : Просвещение, 2003. — 93 с. 16.Интерактивная математика : Электронное учебное пособие для 5 – 9 кл. /Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...