Рабочая программа для внеурочной деятельности
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Рискова Татьяна Викторовна

Рабочая программа составлена с целью формирования всесторонне развитой личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_vneurochke_9klass_riskova.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от 30 .08. 2018  г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТА                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «30» августа  2018г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ №333 от 03 сентября  2018г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«За страницами учебника алгебры»

Классы 9 ВГ

Количество часов:

всего-35 часов

в неделю – 1 час

Учитель:      Рискова Татьяна Викторовна

Составитель:  

Рискова Т. В.

учитель математики

Нижневартовск, 2018


I. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника алгебры» предназначена для учащихся 9 классов МБОУ СШ №21. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

        Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

II. Цель курса внеурочной деятельности

             Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

        

III. Результаты курса внеурочной деятельности.

  1. Личностные
  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы  развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  3. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
  1. Метапредметные
  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач;
  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
  1. Предметные
  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
  6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
  7. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
  8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
  9. знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
  10. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
  11. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

12)   вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки    при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

13)     геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

14)    анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

15)    решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

16)    извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

17)    извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

18)    выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

19)    строить речевые конструкции;

 20)        изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и  др.;

21)   выполнять вычисления с реальными данными;

22)  проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью   компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

23)   выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

IV.         Содержание курса внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Функция: просто, сложно, интересно (17 часов)

 Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками. Историко-генетический подход к понятию «функция».

Способы задания функции. Исследования функций. Построение графиков функций.

Функционально-графический метод решения уравнений

Самостоятельная работа, работа в парах, в группах. Учебно-поисковая деятельность. Ролевые игры.

Вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей.

Уметь читать графики и называть свойства по формулам.

 Осуществлять анализ объектов путём  выделения существенных и несущественных признаки.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Выполнять разные роли в совместной работе.

Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Диалоги о статистике

 (2 часа). Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям

Работа в парах, в группах. Учебно- исследовательская деятельность. Проектная деятельность.

Выполнить перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения.

Распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

Орнаменты(3 часа). Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента

Работа в парах, в группах. Учебно - исследовательская деятельность. Проектная деятельность.

Распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Вырезать две фигуры, симметричные относительно прямой, из бумаги. Проводить прямую, относительно которой две фигуры симметричны. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ.. Исследовать свойства фигур, симметричных относительно плоскости, используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Описывать их свойства

Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать их из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

Быстрый счет без калькулятора (3часа)

Приемы быстрого счета. Эстафета "Кто быстрей считает". Математический бой.

Самостоятельная работа, работа в парах, в группах. Перекрестная дискуссия.

Уметь применять вычисли тельные навыки при решении практических задач, других расчетах. 

 Строить монологическую речь в устной и форме, участвовать в диалоге

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Задавать уточняющие вопросы педагогу и собеседнику. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

Оригами (3 часа)

Техника оригами. Практическое занятие по созданию оригами.

Самостоятельная работа. Творческая деятельность.

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

решать задачи из реальной практики, извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; моделировать геометрические объекты, используя бумагу.

Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге (5 часов)

Нахождение площадей треугольников, четырехугольников, многоугольников, круга, сектора  на клетчатой бумаге. Решение других задач на клетчатой бумаге

Самостоятельная работа, работа в парах. Учебно-поисковая деятельность

Вычислять площади квадратов, прямоугольников по соответствующим правилам и формулам. Моделировать фигуры заданной площади, фигуры, равные по площади. Моделировать единицы измерения площади. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Выбирать единицы измерения площади в зависимости от ситуации. Выполнять практико-ориентированные задания на нахождение площадей. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Сравнивать фигуры по площади и периметру. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Выделять в условии задачи данные, необходимые для её решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников. Исследовать свойства треугольников, прямоугольников путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе, с использованием компьютерных программ. Формулировать утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных фигур.

Олимпиадные задания (2 часа)

Задачи олимпиады  «Кенгуру». Игра «Самый умный»

Самостоятельная работа, работа в парах. Учебно-поисковая деятельность. Ролевые игры. Перекрестная дискуссия.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи.

Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Выполнять разные роли в совместной работе.

Различать и оценивать  сам процесс деятельности  и его результат.

Формулировать собственное мнение и позицию. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

V.Календарно-тематическое планирование

По плану

По факту

Тема  занятия

Количество часов

Функция: просто, сложно, интересно 17 часов

1

01.09.18

01.09.18

Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками

1

2

08.09.18

08.09.18

Историко-генетический подход к понятию «функция»

1

3,4

15.09.18

22.09.18

15.09.18

22.09.18

Способы задания функции

2

5

29.09.18

29.09.18

Четные и нечетные функции

1

6,7

06.10.18

13.10.18

06.10.18

13.10.18

Монотонность функции

2

8,9

20.10.18

27.10.18

20.10.18

27.10.18

Ограниченные и неограниченные функции

2

10,11

17.11.18

24.11.18

17.11.18

24.11.18

Исследование функций элементарными способами

2

12,13

01.12.18

08.12.18

01.12.18

08.12.18

Построение графиков функций

2

14,15

15.12.18

22.12.18

15.12.18

22.12.18

Функционально-графический метод решения уравнений

2

16

29.12.18

29.12.18

Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний»

1

17

12.01.19

12.01.19

Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля достижений»

1

Диалоги о статистике. Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям 2ч.

18

19.01.19

19.01.19

Статистические исследования

1

19

26.01.19

26.01.19

Проектная работа по статистическим исследованиям

1

Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента 3ч.

20

02.02.19

02.02.19

Симметрия в орнаментах

1

21

09.02.19

09.02.19

Проектная работа: составление орнаментов

1

22

16.02.19

16.02.19

Защита проектов

1

Быстрый счет без калькулятора 3ч.

23

16.03.19

16.03.19

Приемы быстрого счета

1

24

23.03.19

23.03.19

Эстафета "Кто быстрей считает"

1

25

30.03.19

30.03.19

Математический бой

1

Оригами 3ч.

26

06.04.19

06.04.19

Техника оригами

1

27,28

13.04.19

20.04.19

13.04.19

20.04.19

Практическое занятие по созданию оригами

2

Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге 5ч.

29

27.04.19

27.04.19

Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге

1

30

04.05.19

04.05.19

Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге

1

31

11.05.19

11.05.19

Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге

1

32

18.05.19

18.05.19

Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге

1

33

18.05.19

18.05.19

Решение других задач на клетчатой бумаге

1

Олимпиадные задания 2 ч.

34

25.05.19

25.05.19

Задачи олимпиады «Кенгуру»

1

35

25.05.19

25.05.19

Игра «Самый умный»

1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Сборник задач по математике на сообразительность: пособие для учителей / П. Ю. Германович — М. : Учпедгиз, 1960. — 224 с.

2. Ларичев, П. А. Сборник задач по алгебре. Часть первая для 6—9 классов / П. А. Ларичев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 194 с.

3. Лоповок, Л. М. Математика на досуге: кн. для учащихся сред. шк. возраста / Л. М. Лоповок. — М. : Просвещение, 1981. — 158 с.

4. Горбачев, Н. В. Сборник олимпиадных задач по математике / Н. В. Горбачёв. — М. : Просвещение, 2004. — 600 с.

5. Депман, И. Я. За страницами учебника математики / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М. : Просвещение, 1989. — 287 с.

6. Зайкин, М. И. Математический тренинг: Развиваем комбинаторные способности / М. И. Зайкин. — М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1996. — 175 с.

7. Генкин, С. А. Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы / С. А. Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин. — Киров: Изд-во «АСА», 1994. — 272 с.

 8. Ирина, В. Р. В мире научной интуиции / В. Р. Ирина, А. А. Новиков. — М. : Наука. — 1978. — 191 с.

 9. Ионин, Ю. И. Поиск инварианта / Ю. И. Ионин, Л. Д. Курляндчик // Квант. — 1976. — № 2. — С. 32— 35.

10.Кемени, Дж. Введение в конечную математику / Дж. Кемени, Дж. Снелл, Дж. Томпсон. — М. : Иностранная литература, 1963. — 486 с.

11.Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. — М. : Просвещение, 1992. — 192 с.

12.Мышкис, А. Д. О развитии математической интуиции учащихся / А. Д. Мышкис, П. Г. Сатьянов // Математика в школе. — 1987. — № 5. — С. 18—22.

13.Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре; под ред. Л. С. Понтрягина. — М. : Наука, 1983. — "Ценность науки. Математические науки" (пер. с фр. С. Г. Суворова) — 560 с.

14.Тригг, Ч. Задачи с изюминкой / пер. с англ. Ю. Н. Сударева; под ред. В. М. Алексеева. — М. : Мир, 1975. — 302 с.

15.Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М. : Просвещение, 2003. — 93 с. 16.Интерактивная математика : Электронное учебное пособие для 5 – 9 кл. /Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...