Урок планирование конспект урока 11 класс логарифм
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Урок изучения новой темы Логарифм, дать понятие логарифма, свойства логарифма, решение примеров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_logarifm_11_klass.doc | 746 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Понятие логарифма и его свойства» (слайд №1)
Цель урока: (слайд№2)
Формирование активно-познавательной деятельности учащихся путем проведения индивидуально-самостоятельной работы и применения опережающих заданий, применение различных способов в подготовке к ЕНТ.
Задачи: (слайд№3)
Образовательная: ввести понятие логарифма и его свойств. Выработать навыки самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях.
Развивающая: развивать интеллектуальные способности, речь, память, любовь и интерес к математике, обеспечить развитие у учащихся самостоятельности мышления в учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, формировать умения слушать друг друга; добросовестно относиться к учебному труду, сопереживать успехам и неудачам товарищей.
Тип урока: Комбинированный
Форма проведения урока: Индивидуальная и фронтальная.
Метод: Объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: Плакат на тему: “Логарифмы и его свойства”, компьютер, карточки-задания для индивидуальной самостоятельной работы, учебник.
Эпиграф урока: (слайд на титульном листе)
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”
(М.В. Ломоносов)
Основная часть урока:
- Организационный момент (психологический настрой)
- Вступительное слово учителя:
Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте ребята, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте удачи, присаживайтесь.
Тема нашего урока: “Понятие логарифма и его свойства”. Сегодня мы дадим понятие логарифма числа, узнаем свойства логарифма, закрепим умения применять эти понятия при выполнении различных заданий.
Эпиграфом урока являются слова М.В. Ломоносова: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. На доске: дата, тема, эпиграф урока.
- Формирование новых знаний и понятий.
Учитель: Вы знакомы с шестью действиями над числами А+В, А-В, А*В, А/В, А², . (слайд № 4,5)
Эти действия образуют три пары взаимно обратных действий. А для того чтобы решить уравнение =в , где а>0 и а > 1(слайд№6) придумали седьмое действие, которое называется логарифмом.
=х, где b>0 , а>0, а > 1 , =в (слайд№7)
1). Дать определение логарифма. (Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию a называют показатель степени, в которую нужно возвести число a, чтобы получить число b).
Есть в математике тема одна,
Логарифмом называется она,
Логарифм появился, чтобы легче считать,
Логарифм – ПОКАЗАТЕЛЬ,
Это надо знать!
(слайд №8)
Из определения логарифма числа следует, что =в (где в>0, а>0 и а > 1) это равенство принято называть основным логарифмическим тождеством. (слайд № 9)
(слайд №10) Число, тема урока
Например: (слайд № 11)
основание будет 4, то логарифм 16 есть 2, так как 4² = 16; Вместо того, чтобы писать: „логарифм числа 16 по основанию 4" пишут сокращенно так:
помещая внизу знака log то число, которое служит основанием.
-"- 64 -"- 3 -"- 4³ = 64;
-"- 4 -"- 1, -"- 4¹= 4;
-"- 1/4 -"- -1, -"- 4־¹ = ¼
Сделать запись: логарифм числа 16 по основанию 4 но это записать необычным способом: я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.(слайд №12)
Учитель: Также существуют десятичные и натуральные логарифмы. (слайд № 13,14)
lg x –это десятичный логарифм. Логарифм по основанию числа е называется натуральным логарифмом и обозначается ln x.
(слайд № 15) Если возьмем за основание 10, то логарифм 10 есть1 так как 10¹ = 10
-"- 100 -"- 2 -"- 10²=100
-"- 1000 -"- 3 -"- 10³ = 1000
-"- 0,1 -"- -1 -"- 10־¹= 1/10
-"- 0,01 -"- -2 -"- 10־²= 1/100
Ln13, ln29, ln0,05 это примеры натуральных логарифмов.
Теперь перейдем к рассмотрению свойств логарифма, которые позволяют преобразовывать логарифмические выражения, решать логарифмические уравнения и неравенства.
- Подготовка к ЕНТ (повторение свойств степени) (слайд №16)
Для этого следует вспомнить свойства степеней. Учащиеся по очереди называют свойства степеней. Учитель записывает их в столбик, во второй столбик записать свойства логарифма, рядом показать примеры (слайд№17, 18)
Свойства степеней | Свойства логарифма | Примеры |
=1 | =0 | =0 |
=а | =1 | =1 |
*= := | = + = - | = +=5+6=11 = = -3 - 3 = -6 |
)ⁿ= | =p | |
= | = | = |
= Степени логарифма и показатель степени числа можно сократить | ==2 =2*1=2 | |
формула перехода к новому основанию логарифма |
Показать свойства логарифма по таблице: (слайд № 19,20)
логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел;
логарифм частного равен разности логарифмов делимого и делителя или логарифм дроби равен разности логарифмов числителя и знаменателя;
логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания степени;
логарифм числа в по основанию а равен 1 деленное на логарифм числа а по основанию в;
показатель степени логарифма и показатель степени основания логарифма можно сократить;
Есть еще одна формула перехода к новому основанию логарифма. (Если а, в, с – положительные числа, причем а и с отличны от 1, то имеет место равенство ).
4. Сообщения учащихся о применении логарифмов. (слайд № 21, 22)
Учитель: Только ли в математике применяются свойства логарифма? Совершим небольшой экскурс в историю математики. Ученики делают сообщение на тему “Изобретение логарифма”.
Учитель: Зачем возиться с логарифмами?
Учитель: Посмотрим, как физики и астрономы связаны с логарифмами.
5.Закрепление темы урока:
“ Видит око, да ум ещё дальше”. Выполним задания на применение свойств логарифмов: (слайд № 23)
Вычислить: у доски №230(3,4)
+ - = (2)
- + = (1)
у доски №239(1,3,5)
Х=; у =; =2.
Ответ: 3; 4; 9\4
Самостоятельно выполнить задания (устно) (слайд № 24)
Эмоциональная пауза. (слайд №25-26)
Учитель: Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.
“Потяни за ниточку”, а вот такое задание встречается в заданиях ЕНТ вычислить: ; (слайд№27)
6. Самостоятельная работа на закрепление темы: (слайды 28-30)
Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Перед вами тесты из сборников по ЕНТ, в которых встречается тема нашего урока:
ТЕСТЫ
1. Найдите логарифм числа 8 по основанию 2.
1) 4; 2) 3; 3) 6; 4) 2.
2. Найдите логарифм числа по основанию 3.
1) –3; 2) 3; 3) 9; 4) 6.
3. Найдите логарифм числа 81 по основанию 3.
1) 5; 2) 4; 3) 8; 4) 27.
4. Найдите число x: = – 1
1) 4; 2) –3; 3) 1/3; 4) 3.
5. Найдите число x: =0
1) 5; 2) 1; 3) 25; 4) 1/5.
6. Найдите число x : = 3
1) 3; 2) 9; 3) 81; 4) 1/3.
7. Вычислить:
1) 4;2) 12; 3) 2; 4) 8.
8. Вычислить.
1) 5; 2) – 5; 3) – 2; 4) 1.
9. Вычислить:
1) – 2; 2) 2; 3) – 7; 4) 7.
10. Вычислить:
1) 0; 2) 1; 3) –1; 4) 3.
11. Вычислить:
1) 0; 2) 1; 3) – 2; 4) 6.
12. Вычислить:
1) 2; 2) 1/2; 3) – 2;4) 0.
13. Вычислить: 2
1) 2; 2) 4;3) 8; 4) 6.
14. Вычислить: 10
1) 100; 2) 10; 3) 1/10; 4) 1.
15. Вычислить: ++
1) 0; 2) 2; 3) 1; 4) 4.
16. Вычислить: -2
1) – 4,91; 2) – 4,7; 3) – 3; 4) 2.
Проверь себя: (слайд № 31)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
7. Домашняя работа: §15 выучить определение логарифма, его свойства, № 230(1,2), №239 (четные), из сборников тестов ЕНТ выбрать задания связанные с темой урока. (слайд № 32)
8. Итог урока. Рефлексия: Продолжите фразу: (слайд №33)
“Сегодня на уроке я узнал…”___________________________________________________________
“Сегодня на уроке я научился…”________________________________________________________
“Сегодня на уроке я повторил…”_______________________________________________________ “ Сегодня на уроке я закрепил…”________________________________________________________
Сообщить учащимся оценки. (слайд № 34)
Урок закончен. ( слайд №35)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
“Конспект урока “ CHRISTMAS CELEBRATIONS”. Урок-обобщение в 6 классе ”.
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока презентация к уроку "Земноводные" в 7 классе
Материал содержит интересную презентацию и содержательный конспект урока....
Конспект урока алгебры для 10 класса "Логарифмы и их свойства".
Урок направлен на формирование понятия логарифма, изучение его основных свойств и развитие умения применять эти свойства при решении заданий....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....