Урок по теме "Квадратные уравнения: основные понятия"
методическая разработка по алгебре (8 класс)
Разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Квадратичные уравнения: основные понятия" УМК Мордкович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadratnye_uravneniya_osnovnye_ponyatiya_konspekt_uroka.docx | 336.7 КБ |
shema.docx | 25.34 КБ |
list_samootsenki.docx | 264.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по алгебре
Тема: «Квадратные уравнения: основные понятия».
Класс: 8 класс.
Урок № 59 (№1).
УМК: Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 12-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 215 с.
Цель:
образовательная: формирование понятий: квадратное уравнение, приведённое квадратное уравнение, неприведённое квадратное уравнение, полное квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, корень квадратного уравнения.
развивающая: развитие умения анализировать учебный материал, развитие умения слушать и вступать в диалог.
воспитательная: воспитание самостоятельности, внимательности, целеустремленности.
Частные задачи:
- повторить понятие «квадратное уравнение»;
- ввести понятие «приведенное квадратное уравнение»;
- ввести понятие «неприведенное квадратное уравнение»;
- ввести понятие «полное квадратное уравнение»;
- ввести понятие «неполное квадратное уравнение»;
- ввести понятие «корень квадратного уравнения»;
- осуществить самоконтроль новых знаний.
Формируемые УУД:
личностные: формирование самооценки на основе успешной деятельности;
регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других, вступать в диалог;
познавательные: ориентироваться в системе знаний; составлять ответы на вопросы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями для исследовательской работы, схема видов квадратного уравнения, лист самооценки).
План урока:
- Организационный этап (1 мин).
- Итоги контрольной работы (4 мин).
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока (1 мин).
- Этап усвоения знаний и способов действий (10 мин).
- Этап первичной проверки понимания изученного (18 мин).
- Этап рефлексии (2 мин).
- Подведение итогов урока (3 мин).
- Этап информации о домашнем задании (1 мин).
Ход урока:
- Организационный этап.
Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.
Форма работы: фронтальная.
Формируемые УУД:
личностные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные: прогнозирование своей деятельности;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие учащихся. Фиксация отсутствующих на уроке. Проверка подготовленности к уроку: наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей. | Приветствие учителя. Дежурные называют отсутствующих в классе ребят. Проверяют наличие учебных принадлежностей. |
- Итоги контрольной работы.
Цель: обобщить знания по предыдущей теме.
Форма работы: фронтальная.
Формируемые УУД:
личностные: смыслообразование;
регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Раздает тетради с проверенными контрольными работами. Предлагает выполнить около доски задание из контрольной работы, с которым справилось минимальное количество учащихся. (если такое есть) | Записывают оценки, полученные за контрольную работы в дневник. Отвечают на поставленные учителем вопросы, выполняют задание по усмотрению учителя. |
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
Цель: организовать целенаправленную работу учащихся, принятие ими цели урока.
Форма работы: фронтальная.
Формируемые УУД:
личностные: формирование интереса к новому материалу;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках? Верно. А как вы думаете, существуют ли другие способы отыскания корней квадратного уравнения? На последующих уроках мы познакомимся с различными способами нахождения корней квадратного уравнения. Но сначала изучим основные понятия квадратных уравнений. Какова же цель нашего сегодняшнего урока? | На прошлых уроках мы говорили о квадратных уравнениях, а именно учились их решать графическим способом. Высказывают свои предположения относительно данного вопроса. Изучить основные понятия, виды квадратных уравнений. |
- Этап усвоения знаний и способов действий.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: квадратные уравнения.
Форма работы: фронтальная, парная.
Формируемые УУД:
личностные: формирование математической компетентности;
регулятивные: планирование, прогнозирование;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;
познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Итак, мы определили цель сегодняшнего урока. Давайте сформулируем тему урока. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока. Откройте учебник на с. 133 п. 24. Давайте поработаем с рабочим словарем и выясним, с какими понятиями мы должны познакомиться сегодня на уроке. С понятием квадратного уравнения мы с вами уже встречались, давайте вспомним какое уравнение называется квадратным? Верно. Как называются коэффициенты a, b, c? Почему коэффициент а не может быть равен нулю? Правильно. А многочлен – называют квадратным трехчленом. А теперь предлагаю провести небольшую исследовательскую работу в парах. Рассмотрите следующие группы квадратных уравнений. И с помощью учебника выясните по какому признаку разделены эти уравнения и как они называются: I. ; . II. + 3х + 7 = 0; . III. ; . IV. ; ; . Верно. Давайте составим схему по выявленным нами видам квадратных уравнений. Какие виды квадратных уравнений нам встретились в данном задании? Какие квадратные уравнения называются приведенными/ неприведенными? Какие квадратные уравнения называются полными/ неполными? После составления схемы, раздается в печатном виде учащимся в качестве памятки. Виды квадратных уравнений мы определили, а теперь давайте выясним, что же называется корнем квадратного уравнения. Где мы с вами уже встречались с корнями квадратного уравнения? Как вы думаете что называется корнем квадратного уравнения? Хорошо, а теперь давайте сравним ваше определение с определением, которое приводит нам автор учебника. Близко ли то определение, которое дали мы и определение, приведенное автором? Как вы думаете сколько корней может иметь квадратное уравнение? Верно. Квадратное уравнение может иметь либо два корня, либо один корень, либо вообще не иметь корней. И на прошлых уроках мы выявляли этот факт с помощью построения графика функции. На следующих уроках мы научимся определять количество корней уравнения без графической иллюстрации. А теперь давайте выполним ряд упражнений на применение полученных знаний. | Формулируют тему урока «Основные понятия квадратных уравнений». Открывают тетради, записывают дату, классная работа и тему урока. Открывают учебник на указанной странице. Сегодня на уроке мы должны познакомиться со следующими понятиями: 1. Квадратное уравнение; 2. Приведенное квадратное уравнение; 3. Неприведенное квадратное уравнение; 4. Квадратный трехчлен; 5. Полное квадратное уравнение; 6. Неполное квадратное уравнение; 7. Корень квадратного уравнения; Уравнение вида , где a, b, c – некоторые действительные числа, причём называется квадратным уравнением. а - первый (старший коэффициент); b – второй коэффициент; с – свободный член. Если коэффициент , то уравнение не будет являться квадратным.
Внимательно рассматривают предоставленные уравнения, выделяют признак, по которому они разделены на группы и с помощью учебника определяют виды этих уравнений. I. Приведенные квадратные уравнения т.к. коэффициент а = 1. (Полные т.к. коэффициенты a, b, c отличны от нуля). II. Неприведенные квадратные уравнения т.к. коэффициент а 1. (Полные т.к. коэффициенты a, b, c отличны от нуля). III. Полные квадратные уравнения т.к. коэффициенты b, c отличны от нуля. IV. Неполные квадратные уравнения т.к. присутствуют не все 3 слагаемых т.е. один из коэффициентов b, c равен нулю.
Приведенные и неприведенные квадратные уравнения, полные и неполные квадратные уравнения. Квадратное уравнение является приведенным, если его коэффициент а = 1 и неприведенным, если коэффициент а 1. Квадратное уравнение является полным, если его коэффициенты b, c отличны от нуля и неполным, когда один из коэффициентов b, c равен нулю. С корнями квадратного уравнения мы встречались при решении уравнений графическим способом. Отвечают на поставленный учителем вопрос. Открывают учебник на с. 134 и читают определение, приведенное автором учебника. Отвечают на поставленный учителем вопрос. Высказывают свои предположения. |
- Этап первичной проверки понимания изученного.
Цель: проверить правильность понимания и осознанности изученного материала.
Форма работы: фронтальная, самостоятельная.
Формируемые УУД:
личностные: формирование математической компетентности;
регулятивные: планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;
познавательные: структурирование знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Откройте задачник на с. 149. Выполним № 24.1 – устно. Является ли квадратным уравнение: а) ; б) ; в) ; г) Какое уравнение называется квадратным? Какие из приведенных уравнений будут являться квадратными? Верно. Следующий №24.7 выполняем письменно. Составьте квадратное уравнение, у которого: а) старший коэффициент равен 8, коэффициент при х равен 5, свободный член равен 1; б) старший коэффициент равен -12, коэффициент при х равен 3; в) старший коэффициент равен 1, свободный член равен 4; г) старший коэффициент равен 9, коэффициент при х равен -2, свободный член равен 3. Чем отличаются эти два задания. В чем сложность их выполнения? Есть ли среди полученных уравнений приведенные? Полным или неполным оно является? К каким видам относятся уравнения а) и г)? К какому виду квадратных уравнений относится уравнение под буквой б)? Верно. Теперь выполним №24.9 (а, б) – письменно. Какие уравнения называются приведенными? Какие из следующих квадратных уравнений являются приведенными? Какое преобразование надо выполнить, чтобы неприведенное квадратное уравнение стало приведенным? Выполните это преобразование. а) ; б) ;
Назовите коэффициенты данного уравнения? Полным или неполным является данное уравнение?
Назовите коэффициенты данного уравнения? Полным или неполным является данное уравнение? Какое преобразование надо выполнить, чтобы неприведенное квадратное уравнение стало приведенным? В чем сложность выполнения данного задания? И чем оно отличается от предыдущего упражнения? Следующий номер №24.14 (а, б) – выполняем письменно в тетради. Докажите, что а) число 3 является корнем уравнения б) число -7 не является корнем уравнения Когда значение переменной будет являться корнем квадратного уравнения? Верно. Подставим значение переменной в квадратное уравнение и что у нас получится? Какой отсюда можно сделать вывод? Подставим значение переменной в квадратное уравнение и что у нас получится? Какой отсюда можно сделать вывод? В чем возникла сложность выполнения данного задания? Следующий номер № 24. 16 (а, б) выполняем письменно в тетрадях: а) б)
Как будем решать заданное уравнение? Какой общий множитель можно вынести за скобку? Верно. Вынесем общий множитель за скобку и что у нас получится? Сколько корней имеет полученное уравнение? Что запишем в ответ? Как будем решать заданное уравнение? Какой общий множитель можно вынести за скобку? Верно. Вынесем общий множитель за скобку и что у нас получится? Сколько корней имеет полученное уравнение? Что запишем в ответ? А теперь предлагаю выполнить номер № 24. 18 (а, б) – письменно. а) б) Как будем решать заданное уравнение? Разложим на множители левую часть данного уравнения, что у нас получится? Верно. Сколько корней имеет полученное уравнение? Что запишем в ответ? Разложим на множители левую часть данного уравнения, что у нас получится? Верно. Сколько корней имеет полученное уравнение? Что запишем в ответ? Чем отличаются два последних задания? В чем сложность их решения? | Открывают ученик на указанной странице. И приступают к выполнению задания. Уравнение вида , где a, b, c – некоторые действительные числа, причём называется квадратным уравнением. Квадратными будут являться уравнения под буквами а) и в). Выполняют письменно в тетради, опираясь на определение квадратного уравнения. а) ; б) ; в) ; г) ; К приведенным среди полученных уравнений относится уравнение в). Данное уравнение является неполным, т.к. коэффициент b = 0. Уравнения а) и г) являются неприведенными т.к. коэффициент а 1 и полными т.к. коэффициенты b, c отличны от нуля. Уравнение б) являются неприведенными т.к. коэффициент а 1 и неполным т.к. коэффициент с = 0. Приведенными называются уравнения, если коэффициент а = 1. Внимательно читают условие задачи. Выполняют письменно задание в тетради, опираясь на определение приведенного уравнения, один человек выполняет около доски. а) ; - является приведенным т.к. коэффициент а =1. Коэффициенты данного уравнения соответственно равны: a = 1, b = -4, c = 35. Данное уравнение является полным т.к. коэффициенты b, c отличны от нуля. б) ; - является неприведенным т.к. коэффициент а 1. Коэффициенты данного уравнения соответственно равны: a = -15, b = 4, c = -2. Данное уравнение является полным т.к. коэффициенты b, c отличны от нуля. Необходимо все уравнение разделить на -15, чтобы коэффициент а получился равный 1. Получим: Выполняют письменно в тетради, один человек решает около доски. Значение переменной будет являться корнем квадратного уравнения, если при подстановке трехчлен обращается в нуль. а) 3;
Следовательно, число 3 – корень данного квадратного уравнения. б) -7;
Следовательно, число -7 – не является корнем данного уравнения. Отвечают на поставленный учителем вопрос. Выполняют задание самостоятельно в тетради, один ученик решает около доски. а) Заданное уравнение будем решать вынесением общего множителя за скобки. За скобку можно вынести: x. При вынесении общего множителя за скобку получим: Полученное уравнение имеет 2 корня: или ; или Ответ: 0; -5. б) Заданное уравнение будем решать вынесением общего множителя за скобки. За скобку можно вынести: x. При вынесении общего множителя за скобку получим: Полученное уравнение имеет 2 корня: или ; или Ответ: 0; 4,5. Выполняют задание самостоятельно в тетради, один ученик решает около доски. а) Данное уравнение будем решать разложением многочлена на множители, с помощью формулы разность квадратов: Разложив на множители получим: Полученное уравнение имеет два корня: или ; или Ответ: -3; 3. б) Разложив на множители получим: Полученное уравнение имеет два корня: или ; или Ответ: -; . Отвечают на поставленный учителем вопрос. |
- Этап рефлексии.
Цель: осуществление самооценки действий.
Форма работы: индивидуальная.
Формируемые УУД:
личностные: формирование правильной самооценки; умение признавать свои ошибки;
регулятивные: контроль, коррекция.
коммуникативные: поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята, у каждого на столе лежат листы самооценки. Подпишите лист и дополните предложения, оценивая свою деятельно на уроке: Я научился … Было интересно … Было трудно … Могу похвалить себя за то, что ... Могу похвалить одноклассников за то, что … Больше всего мне понравилось... Мне показалось важным … Для меня было открытием то, что … |
- Подведение итогов урока.
Цель: обобщение изученного на уроке материала.
Форма работы: фронтальная.
Формируемые УУД:
личностные: саморегуляция достижений;
регулятивные: оценивание собственной деятельности;
коммуникативные: умение вести диалог;
познавательные: систематизирование и обобщение.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Изучили ли мы все понятия, которые встречались в рабочем словаре? Какое уравнение называется квадратным? Какое квадратное уравнение называется приведенным/ неприведенным? Какое квадратное уравнение называется полным/ неполным? Верно. Когда значение переменной будет являться корнем квадратного уравнения? Сколько корней может иметь квадратное уравнение? Правильно. На следующих уроках мы и научимся определять количество корней и вычислять их значения без графического изображения. | Сегодня на уроке познакомились с новыми понятиями: полное/ неполное квадратное уравнение, приведенное/ неприведенное квадратное уравнение, что называют корнем уравнения и т.д. Да, все. Уравнение вида , где a, b, c – некоторые действительные числа, причём называется квадратным уравнением. Уравнение является приведенным, если его коэффициент а = 1 и неприведенным, если коэффициент а 1. Уравнение является полным, если его коэффициенты b, c отличны от нуля и неполным, когда один из коэффициентов b, c равен нулю. Значение переменной будет являться корнем квадратного уравнения, если при подстановке трехчлен обращается в нуль. Квадратное уравнение может иметь 2 корня, либо 1 корень, либо вообще не иметь корней. |
- Этап информации о домашнем задании.
Цель: повторение, закрепление изученного материала.
Форма работы: фронтальная.
Формируемые УУД:
личностные: воспитание волевых качеств;
регулятивные: умение учитывать ориентиры данные учителем;
коммуникативные: умение вести диалог.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Откройте дневники запишите домашнее задание: С. 133, п.24. № 24. 16 (в, г); № 24. 18 (в,г); № 24. 9 (в, г); | Открывают дневники и записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Виды квадратных уравнений:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квадратные уравнения. Основные понятия
Цель урока: формирование основных понятий, связанных с квадратными уравнениями Задачи:- обучающие: направить деятельность учащихся на расширение знаний по квадратным уравнениям, познакомить...
Презентация по теме "Системы линейных уравнений .Основные понятия."
Презентация "Системы линейных уравнений.Основные понятия."...
Урок алгебры "Квадратные уравнения. Основные понятия" 8 класс
Цель урока: проверить знание учащимися определений по изучаемой теме;применять изученные алгоритмы для решения неполных квадратных уравненийи рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений...
Системы уравнений. Основные понятия.
Презентация по алгебре на тему "Системы уравнений. Основные понятия" для 9 класса (учебник Мордковича)...
Тест по алгебре (8 класс) по теме "Квадратные уравнения. Основные понятия."
Тест по алгебре (8 класс) по теме "Квадратные уравнения. Основные понятия." Материал подготовлен на основе учебника "Алгебра. 8 класс. Мордкович А.Г."...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – изучения нового материала по теме: «Решение уравнений. Основные понятия.»
Урок – изучения нового материала по теме: «Решение уравнений. Основные понятия.»...
Технологическая карта урока по теме «Квадратные уравнения. Основные понятия»
laquo;Квадратные уравнения. Основные понятия» УМК А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский и др.. М.: Изд. «Вентана-Граф», 2017г....