Подготовка учащихся 7-9 классов к олимпиаде по математике.
олимпиадные задания по алгебре (7, 8, 9, 10 класс)
Задачи с кратким решением для подготовки к региональной олимпиаде по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podg_k_olimpiade.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи с кратким решением и ответом для подготовки к региональной олимпиаде по математике.
7 класс
- Решите ребус, при этом помните, одинаковые буквы означают одинаковые цифры, разные буквы – разные цифры; первая цифра каждого числа должна быть отличной от нуля.
СТО · СТО = СЕКРЕТ.
Ответ: 897 · 897 = 804609.
Решение.
Так как 100000 – самое маленькое шестизначное число, то СЕКРЕТ > Значит, С ≥ 3. Следовательно, СЕКРЕТ > 300000, откуда СТО > . Продолжая рассуждения по аналогии, получаем, что СЕКРЕТ > 700000, откуда СТО > . Значит, С ≥ 8.
Теперь обратим внимание на последние цифры. Чисел СТО и СЕКРЕТ. Произведение О·О кончается на Т. Поэтому возможны варианты: (О; Т) это (2; 4), (3; 9), (4; 6), (7; 9) (8; 4) (9; 1). Осталось к каждому из чисел ТО = 42, 93, 64, 97, 48, 19 слева приписать цифру 8 или 9 , возвести в квадрат и проверить данное равенство.
2. Дано некоторое число из 1959 цифр, делящееся на 9. Пусть a -и сумма цифр этого числа, b – сумма цифр числа a , с – сумма цифр числа b . Чему равно число с ?
Ответ: 9.
Решение.
Число a не превышает 1959 9 = 17631, число b не превышает 5 9 = 45. Следовательно, с = 9 (каждое из чисел a, b и с должно делиться на 9).
3. Аня, Ваня и Саня рисовали чёртиков на чистых тетрадных листочках. Экономная Аня нарисовала больше чёртиков, чем Ваня и Саня вместе, и израсходовала на это меньше всех листочков, а расточительный Ваня нарисовал меньше всех чёртиков, но извёл больше листочков, чем Аня вместе с Саней. Больше 5 чёртиков на листочек не влезает. Докажите, что Аня изрисовала не меньше 6 листочков.
Доказательство:
Пусть у Ани было n листочков. Тогда у Сани их было не менее n + 1, а у Вани - не менее 2n + 2. Значит, Ваня нарисовал не менее 2n + 2 чертиков, а Саня – не менее 2n + 3 чертиков. Следовательно, Аня нарисовала не менее 4n + 6 чертиков. Но поскольку у Ани было лишь n листочков, то она не могла нарисовать больше 5n чертиков. Значит, 4n + 6 ≤ 5n, откуда n≥ 6.
4. Найти сумму:
Ответ: .
Решение.
Так как , то
- Решите задачу:
Часовая и минутные стрелки часов совпадают в полночь. В какое время новых суток часовая и минутная стрелки впервые совпадут снова, если стрелки часов движутся без скачков?
Ответ: в 1 ч
Решение.
Очевидно, совпадение стрелок произойдет вскоре после часа ночи. Пусть часовая стрелка сдвинется к этому моменту на (1+а) делений часов, где а <1. Так как минутная стрелка движется в 12 раз быстрее часовой, то она за то же время сдвинется на (12+12а) делений. До момента совпадения минутная стрелка в сравнении с часовой пройдет лишний круг, т.е. ее путь больше пути часовой стрелки на 12 делений. Получаем уравнение: (12+12а) - (1+а) = 12. Отсюда находим, что а = Следовательно, совпадение стрелок произойдет в 1в 1 ч
- Имеется неограниченный запас монет в 1,2,5, 10, 20, 50 копеек и в 1 рубль. Докажите, что если можно заплатить m копеек n монетами, то n рублей можно уплатить m монетами.
Доказательство.
Пусть m= x+2y+5z+10t+20u+50v+100w и n= x+y+z+t+u+v+w. Умножив второе равенство на 100, получим, 100n= 100x+50·2y+20·5z+10·10t+5·20u+2·50v+1·100w, что вместе с первым равенством и дает требуемый результат.
8 класс
- Вычислите произведение
Ответ: .
Решение: Упростим это выражение: Полученное произведение можно сократить на 2 После этого имеем: .
- Что больше: или ?
Ответ: .
Решение:
Обозначим число 111111 через a . Тогда первая дробь , вторая – . Составим разность этих дробей и определим её знак
- Полукруг касается катета BC прямоугольника треугольника ABC в точке M (смотри рисунок). Докажите, что AM биссектриса угла BAC
Доказательство:
Поскольку OA=OM,то . По теореме о внешнем угле, Поскольку
- Под куполом цирка летают, красные, синие и зелёные воздушные шары – по 150 каждого цвета. Внутри каждого синего шара находится ровно 13 зелёных, внутри каждого красного – ровно 5 синих и ровно 19 зелёных. Докажите, что какой- то зелёный шарик не содержится ни в одном из 449 остальных шаров.
- Из пункта A в B, удалённой от A, на расстоянии 40 км, одновременно отправились два туриста: первый – пешком со скоростью 6 км/ч, второй на велосипеде. Когда второй турист обогнал первого на 5 км, первый сел на попутную машину, ехавшую со скоростью 24км/ч. Через два часа после отправления из A первый турист догнал второго и прибыл в B раньше его. Найдите скорость туриста, ехавшего на велосипеде.
Ответ: 9 км/ч
Указание:
Для решения необходимо сделать рисунок на котором отметить пункты начала и конца движения, а также пункты, в которых оказались соответственно первый и второй туристы к тому моменту, когда второй турист обогнал первого на 5 км, а также точку, в которой первый турист догнал второго. После чего составляется система уравнений
- Имеется неограниченный запас монет в 1,2,5, 10, 20, 50 копеек и в 1 рубль. Докажите, что если можно заплатить m копеек n монетами, то n рублей можно уплатить m монетами.
Доказательство.
Пусть m= x+2y+5z+10t+20u+50v+100w и n= x+y+z+t+u+v+w. Умножив второе равенство на 100, получим, 100n= 100x+50·2y+20·5z+10·10t+5·20u+2·50v+1·100w, что вместе с первым равенством и дает требуемый результат.
9 класс
- Статистика знает всё. В городе Урюпинске 47,7% всех детей считают, что их нашли в капусте, 15,1% что их принёс аист, а оставшиеся 37,2% детей вообще не знают откуда взялись. Аналогичная статистика среди мальчиков такова: соответственно 33%, 20% и 47% . Сколько процентов Урюпинских девочек считают, что их принёс аист, если 63% из них полагают, что были найдены в капусте.
Ответ: 10%
Указание: для удобства данные можно занести в таблицу
капуста | аист | не знают | |
… | … | … | |
x - мальчиков | … | … | … |
y- девочек | … | … | … |
Используя данные составить линейное уравнение.
- На сколько нулей может оканчиваться число
Ответ: 0;1;2
Указание: Заметить, что при n=4 данное число оканчивается не нулём, при n=1 – одним нулём, при n=3 – двумя нулями. Проанализировать оставшиеся случаи и сделать выводы.
- Внутри треугольника ABC взята точка K таким образом, что AK =1, KC=, Найдите длину отрезка BK.
Ответ: .
Указание:
Воспользоваться теоремой синусов для треугольников .
- Доказать, что
Решение: Данное выражение представим в виде в виде . Известно, что сумма нечётных степеней делится на сумму оснований, а разность любых целых степеней делится на разность оснований. Тогда выражение, стоящее в первой скобке делится на 333+7=340, т.е. на 10. Выражение во второй скобке делится на 777-7=770, т.е. на 10.
Наконец, выражение в третьей скобке , кратно 10, так как 2401-1=2400. Итак, данное выражение делится на 10
- На очень большом столе лежат две кучи спичек . В первой куче а во второй – . Два игрока по очереди берут спички из куч. Одним ходом разрешается брать k спичек, из другой – m так. Чтобы выигрывает взявший последнюю спичку. Кто выиграет при правильной игре?
Ответ: выигрывает первый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по математике
Данный план позваляет учителю скоординировать свою работу по подготовке к ГИА по математике в течении учебного года....
План подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по математике
Данный материал позволит учителю математики в течение учебного года планировать подготовку к ЕГЭ с учащимися 11-х классов...
Приёмы и методы подготовки учащихся 9-ых классов к ОГЭ по математике
Дидактические материалы предоставлены Стаховским Т.В...
Подборка олимпиадных заданий с ответами для подготовки учащихся 9-11 классов к олимпиадам по обществознанию разного уровня..
Подборка заданий может быть использована для подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию.Содержит задания разных типов. и разного уровня сложности. Они могут быть использованы и для соста...
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».
Материал подготовлен к семинару «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...
Подготовка учащихся физико–математических классов к олимпиадам по физике
Из опыта применения эвристического подхода к решению задач...
Педагогический проект «Географическая школа: школа подготовки подготовка учащихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников»
В настоящее время одно из ключевых направлений работы средней школы – создание условий для выявление одарённых обучающихся и их мотивация на углублённое изучение отдельных предметов. Важнейший и...