Технологическая карта урока на тему "Линейная функция и её график"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Афанасьева Дарья Сергеевна

 "Линейная функция и её график"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineynaya_funktsiya_i_eyo_grafik.docx64.56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: «Линейная функция и её график»

Макарычев Ю.Н. Алгебра – 7

Выполнила:

Афанасьева Дарья Сергеевна

Тема: Линейная функция и ее график.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

Цели:

Образовательная:

  • Формирование у учащихся понятия линейной функции и ее графика.

Воспитательные:

  • Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении заданий;
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Развивающие:

  • Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
  • Развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли (формулировать ответ или вывод).

Задачи:

  • Повторить понятия «функция», «функция прямой пропорциональности и ее график»;
  • Дать понятие «линейная функция»;
  • Познакомить с графиком линейной функции;
  • Раскрыть применение математических знаний о графиках в различных профессиях;
  • Показать возможность автоматизации работы с графиками функций.
  • Закрепить полученные знания.

План:

  1. Организационный момент (приветствие учеников, сообщение темы и цели урока).
  2. Актуализация (примеры применения системы координат)
  3. Повторение опорных знаний (функция, значение функции, аргумент, область определения функции, функция прямой пропорциональности, коэффициент к, график прямой пропорциональности).
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Постановка домашнего задания.
  7. Рефлексия и подведение итогов.

Оборудование:

  • Компьютер, экран, проектор, классная доска, линейка, мел;
  • Презентация «Линейная функция и ее график».

Ход урока

Учитель

Ученики

Запись на доске

Запись в тетради

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим изучение функций. Цель нашего урока – знакомство с линейной функцией и ее графиком.

Откройте пожалуйста тетради, запишите число и тему урока «Линейная функция и ее график».

Приветствуют учителя и садятся

Дата

«Линейная функция и ее график»

Дата

«Линейная функция и ее график»

2 мин

Актуализация знаний

Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте рассмотрим возможные применения системы координат в жизни на примерах из художественной литературы.

В данном отрывке показано применение системы координат на местности. На уроках географии вы наверняка сталкивались с мировой системой координат в ней используются широта и долгота.

Внимательно слушают учителя.

***

Третий сигнал по радио:

«Немцы вокруг меня,

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!»

Майор побледнел, услышав:

Четыре, десять, - как раз

То место, где его Ленька

Должен был быть сейчас…

                               К. Симонов. Сын артиллериста

3 мин

Повторение опорных знаний

Графики очень разнообразны и используются в различных областях. А значит существует необходимость их изучения, ведь порой от их правильного составления и прочтения зависят человеческие жизни. Из множества существующих функций и их графиков на прошлых уроках мы познакомились с функцией прямой. Давайте вспомним то, что уже знаем.

-Что называют функцией?

(Кто хочет ответить?)

Как еще мы можем называть функцию? (функц. зависимость)

Желающий ученик поднимает руку и отвечает: функцией называется такая зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.

Если желающих нет, отвечает учитель сам.

3 мин

Посмотрите на экран, вашему вниманию представлены несколько рисунков. Ваша задача определить на каких из них даны функции.

Обсуждают, высказывают своё мнение.

2 мин

Как называют переменные в функции?

Независимую переменную называют аргументом, а зависимую – функцией и ее значения называют значениями функции.

1 мин

Какая функция носит название прямой пропорциональности?

Что вы можете рассказать о ее графике?

- Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y=kx, где x – независимая переменная, k – не равное нулю число.  

-График прямой пропорциональности представляет собой прямую, проходящую через начало координат.

1 мин

Изучение нового материала

Молодцы. Переходим к изучению новой функции. Эта функция носит название линейной.

Рассмотрим примеры функций.

На шоссе расположены пункты А и В удаленные друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении противоположном А, со скоростью 50 км/ч. За t ч мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от А на расстоянии 50t + 20км. Если расстояние обозначить буквой s расстояние (в километрах) от мотоциклиста до пункта А, то зависимость этого расстояния от времени можно выразить формулой s  = 50t + 20, где t  0.

Ученик купил тетради  по 3 р. За штуку и ручку за 5 р. Обозначим число купленных тетрадей буквой х, а стоимость покупки буквой у. Получим у=3х+5.

В этих случаях мы встретили функции, которые задаются формулой  у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа. Такие функции называют линейными.

Запишите пожалуйста в тетради определение:

Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа.

у = кх +в

у = кх +в

5 мин

Давайте обратимся к учебнику № 316. Вам даны функции. Определите, являются ли они линейными и назовите числа к и в. Устно.

3 мин

Пришло время узнать, как выглядит график данной функции и почему она называется «линейной». Для этого найдем координаты некоторых точек и построим их в системе координат для функции у = 2х + 3.

Мы видим, что точки выстраиваются в одну линию, проведя прямую через них, мы получим график данной функции. (Построения выполняются на доске учителем и детьми в тетради)

5 мин

Как мы видим, графиком линейной функции является прямая. Значит для построения графика достаточно найти координаты двух точек.

Проведем сравнение графиков функций у = 2х, у = 2х+1, у=2х+3 и       у=2х-2. Для этого построим их графики в одной системе координат.

Что вы заметили при построении?

График функции у=кх+в, где к≠0, есть прямая, параллельная прямой у=кх.

В точке пересечения с осью Оу, ордината равна числу в.

Как было сказано, при в=0 формула имеет вид у=кх, и график – прямая проходящая через начало координат. А при к=0 формула принимает вид у=в. В данном случае графиком будет прямая, параллельная оси Ох при в≠0 или сама ось Ох при в=0. [1]

Пояснение: у=в, т.к. к=0, то функцию можно записать в виде у=0х+в.

Например: у=0х+4.  

Графики словно «перемещаются» по оси  Оу на в «шагов» от начала координат.

4 мин

При изменении к меняется наклон графика.

Число к называют угловым коэффициентом прямой – графика функции у=кх+в.

Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками двух линейных функций, различны, то эти прямые пересекаются, а если угловые коэффициенты одинаковы, то прямые, то прямые параллельные.

Если изменять значение в, график будет «скользить» по оси Оу относительно начала координат. Будет меняться точка пересечения с этой осью. (Было сказано ранее)

3 мин

Закрепление полученных знаний

Обратимся к учебнику и выполним №314. Один ученик у доски, остальные в тетради.

Ответ: периметр является линейной функцией

Длина прямоугольника х см, а ширина на 3 см меньше. Задайте формулами зависимость периметра прямоугольника от его длины и зависимость площади от длины. Какая из этих зависимостей является линейной функцией?

P=2(x+x-3) =2(2x--3)=4x-6

S=x*(x-3)=x^2-3x

2 мин

Давайте выполним задание № 317.

Линейная функция  задана формулой у=0,5х+6. Найдите значение у, соответствующее х=-12;0;34. При каком х значение у=-16;0;8?

2 мин

Выполним № 319 из учебника под буквами а,б,в

Построить график функций, заданных формулами

3 мин

№ 322 (а,б)

Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функций

3 мин

Постановка домашнего задания

Повторить записи в тетради. По учебнику: пункт 16 с. 70 – 74 читать, № 319(ж,з,и), 322(в,г), 328

319-графики

322-пересеч.с осями

1 мин

Рефлексия и подведение итогов

Давайте проверим на сколько внимательны вы на уроке.

  1. С какой функцией мы сегодня познакомились?

- Линейная функция.

  1. Какая функция называется линейной?

- Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа.

  1. Какие коэффициенты есть в данной функции и за что они отвечают?

- Коэффициент к – отвечает за угол наклона, в – отвечает за «смещение» по оси Ох.

Молодцы. Спасибо за урок.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Геометрические преобразования при построении графика функции"

План- конспект урока. Можно использовать для систематизации и обобщения материала на построение графиков функций, заданных в виде линии и в виде формулы. На примере квадратичной функции, графика квадр...

Технологическая карта урока "Строение и функции листа"

Технологическая карта урока "Строение и функции листа" в 6 классе ...

Технологическая карта урока по теме "Функция"

Технологическая карта урока по теме "Функция" 7 класс...

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. "Графика. Алфавит"

Урок разработан по учебнику Т.А. Ладыженской...

Технологическая карта урока по теме: "Функция. Область определения и область значений функции" в 9 классе

Технологическая карта урокаТема: "Функция. Область определения и область значений функции"Класс: 9 Б...

Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе

Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...