Технологическая карта урока на тему "Линейная функция и её график"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
"Линейная функция и её график"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lineynaya_funktsiya_i_eyo_grafik.docx | 64.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: «Линейная функция и её график»
Макарычев Ю.Н. Алгебра – 7
Выполнила:
Афанасьева Дарья Сергеевна
Тема: Линейная функция и ее график.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Цели:
Образовательная:
- Формирование у учащихся понятия линейной функции и ее графика.
Воспитательные:
- Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении заданий;
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Развивающие:
- Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
- Развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли (формулировать ответ или вывод).
Задачи:
- Повторить понятия «функция», «функция прямой пропорциональности и ее график»;
- Дать понятие «линейная функция»;
- Познакомить с графиком линейной функции;
- Раскрыть применение математических знаний о графиках в различных профессиях;
- Показать возможность автоматизации работы с графиками функций.
- Закрепить полученные знания.
План:
- Организационный момент (приветствие учеников, сообщение темы и цели урока).
- Актуализация (примеры применения системы координат)
- Повторение опорных знаний (функция, значение функции, аргумент, область определения функции, функция прямой пропорциональности, коэффициент к, график прямой пропорциональности).
- Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Постановка домашнего задания.
- Рефлексия и подведение итогов.
Оборудование:
- Компьютер, экран, проектор, классная доска, линейка, мел;
- Презентация «Линейная функция и ее график».
Ход урока
Учитель | Ученики | Запись на доске | Запись в тетради | Примечание |
Организационный момент | ||||
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим изучение функций. Цель нашего урока – знакомство с линейной функцией и ее графиком. Откройте пожалуйста тетради, запишите число и тему урока «Линейная функция и ее график». | Приветствуют учителя и садятся | Дата «Линейная функция и ее график» | Дата «Линейная функция и ее график» | 2 мин |
Актуализация знаний | ||||
Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте рассмотрим возможные применения системы координат в жизни на примерах из художественной литературы. В данном отрывке показано применение системы координат на местности. На уроках географии вы наверняка сталкивались с мировой системой координат в ней используются широта и долгота. | Внимательно слушают учителя. | *** Третий сигнал по радио: «Немцы вокруг меня, Бейте четыре, десять, Не жалейте огня!» Майор побледнел, услышав: Четыре, десять, - как раз То место, где его Ленька Должен был быть сейчас… К. Симонов. Сын артиллериста | 3 мин | |
Повторение опорных знаний | ||||
Графики очень разнообразны и используются в различных областях. А значит существует необходимость их изучения, ведь порой от их правильного составления и прочтения зависят человеческие жизни. Из множества существующих функций и их графиков на прошлых уроках мы познакомились с функцией прямой. Давайте вспомним то, что уже знаем. -Что называют функцией? (Кто хочет ответить?) Как еще мы можем называть функцию? (функц. зависимость) | Желающий ученик поднимает руку и отвечает: функцией называется такая зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной. Если желающих нет, отвечает учитель сам. | 3 мин | ||
Посмотрите на экран, вашему вниманию представлены несколько рисунков. Ваша задача определить на каких из них даны функции. | Обсуждают, высказывают своё мнение. | 2 мин | ||
Как называют переменные в функции? | Независимую переменную называют аргументом, а зависимую – функцией и ее значения называют значениями функции. | 1 мин | ||
Какая функция носит название прямой пропорциональности? Что вы можете рассказать о ее графике? | - Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y=kx, где x – независимая переменная, k – не равное нулю число. -График прямой пропорциональности представляет собой прямую, проходящую через начало координат. | 1 мин | ||
Изучение нового материала | ||||
Молодцы. Переходим к изучению новой функции. Эта функция носит название линейной. Рассмотрим примеры функций. На шоссе расположены пункты А и В удаленные друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении противоположном А, со скоростью 50 км/ч. За t ч мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от А на расстоянии 50t + 20км. Если расстояние обозначить буквой s расстояние (в километрах) от мотоциклиста до пункта А, то зависимость этого расстояния от времени можно выразить формулой s = 50t + 20, где t ≽ 0. Ученик купил тетради по 3 р. За штуку и ручку за 5 р. Обозначим число купленных тетрадей буквой х, а стоимость покупки буквой у. Получим у=3х+5. В этих случаях мы встретили функции, которые задаются формулой у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа. Такие функции называют линейными. Запишите пожалуйста в тетради определение: Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа. | у = кх +в | у = кх +в | 5 мин | |
Давайте обратимся к учебнику № 316. Вам даны функции. Определите, являются ли они линейными и назовите числа к и в. Устно. | 3 мин | |||
Пришло время узнать, как выглядит график данной функции и почему она называется «линейной». Для этого найдем координаты некоторых точек и построим их в системе координат для функции у = 2х + 3. Мы видим, что точки выстраиваются в одну линию, проведя прямую через них, мы получим график данной функции. (Построения выполняются на доске учителем и детьми в тетради) | 5 мин | |||
Как мы видим, графиком линейной функции является прямая. Значит для построения графика достаточно найти координаты двух точек. Проведем сравнение графиков функций у = 2х, у = 2х+1, у=2х+3 и у=2х-2. Для этого построим их графики в одной системе координат. Что вы заметили при построении? График функции у=кх+в, где к≠0, есть прямая, параллельная прямой у=кх. В точке пересечения с осью Оу, ордината равна числу в. Как было сказано, при в=0 формула имеет вид у=кх, и график – прямая проходящая через начало координат. А при к=0 формула принимает вид у=в. В данном случае графиком будет прямая, параллельная оси Ох при в≠0 или сама ось Ох при в=0. [1] Пояснение: у=в, т.к. к=0, то функцию можно записать в виде у=0х+в. Например: у=0х+4. | Графики словно «перемещаются» по оси Оу на в «шагов» от начала координат. | 4 мин | ||
При изменении к меняется наклон графика. Число к называют угловым коэффициентом прямой – графика функции у=кх+в. Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками двух линейных функций, различны, то эти прямые пересекаются, а если угловые коэффициенты одинаковы, то прямые, то прямые параллельные. Если изменять значение в, график будет «скользить» по оси Оу относительно начала координат. Будет меняться точка пересечения с этой осью. (Было сказано ранее) | 3 мин | |||
Закрепление полученных знаний | ||||
Обратимся к учебнику и выполним №314. Один ученик у доски, остальные в тетради. | Ответ: периметр является линейной функцией | Длина прямоугольника х см, а ширина на 3 см меньше. Задайте формулами зависимость периметра прямоугольника от его длины и зависимость площади от длины. Какая из этих зависимостей является линейной функцией? | P=2(x+x-3) =2(2x--3)=4x-6 S=x*(x-3)=x^2-3x | 2 мин |
Давайте выполним задание № 317. | Линейная функция задана формулой у=0,5х+6. Найдите значение у, соответствующее х=-12;0;34. При каком х значение у=-16;0;8? | 2 мин | ||
Выполним № 319 из учебника под буквами а,б,в | Построить график функций, заданных формулами | 3 мин | ||
№ 322 (а,б) | Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функций | 3 мин | ||
Постановка домашнего задания | ||||
Повторить записи в тетради. По учебнику: пункт 16 с. 70 – 74 читать, № 319(ж,з,и), 322(в,г), 328 | 319-графики 322-пересеч.с осями | 1 мин | ||
Рефлексия и подведение итогов | ||||
Давайте проверим на сколько внимательны вы на уроке.
- Линейная функция.
- Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа.
- Коэффициент к – отвечает за угол наклона, в – отвечает за «смещение» по оси Ох. Молодцы. Спасибо за урок. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Геометрические преобразования при построении графика функции"
План- конспект урока. Можно использовать для систематизации и обобщения материала на построение графиков функций, заданных в виде линии и в виде формулы. На примере квадратичной функции, графика квадр...
Технологическая карта урока Функции у = хn (nєN), их свойства и графики
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока "Строение и функции листа"
Технологическая карта урока "Строение и функции листа" в 6 классе ...
Технологическая карта урока по теме "Функция"
Технологическая карта урока по теме "Функция" 7 класс...
Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. "Графика. Алфавит"
Урок разработан по учебнику Т.А. Ладыженской...
Технологическая карта урока по теме: "Функция. Область определения и область значений функции" в 9 классе
Технологическая карта урокаТема: "Функция. Область определения и область значений функции"Класс: 9 Б...
Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе
Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...