"Зачем мы изучаем логарифмы"
презентация к уроку по алгебре (11 класс)
В курсе математики средней и старшей школы учащиеся получают большой объём математических знаний. Порой многие понятия курса алгебры и математического анализа 10-11 классов носят абстрактный характер, и учащиеся задаются вопросом: «А где применяются те знания, которые мы получаем на уроках математики?» Многие учащиеся уверены, что логарифмы необходимы только на уроках математики и не могут быть использованы в других областях науки. Цель моей презентации: показать практическую значимость логарифмов в различных областях науки и повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_my_izuchaem_logarifmy.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : Обеспечить формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. Задачи урока: мотивировать усвоение учащимися систематических, осознанных сведений о логарифме; развивать познавательный интерес у учащихся через раскрытие практической необходимости и теоретической значимости темы; развивать логическое мышление, память; воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний, познавательной активности.
Слово «логарифм» происходит от греческих слов logoz - число и ariumoz - отношение . Переводится как «отношения чисел», одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое –геометрической.
Вот тогда-то и нашла воплощение идея логарифмов, ценность которых состоит в сведении сложных действий возведения в степень и извлечения корня к более простым действиям - умножению и делению, а последних к - самым простым – сложению и вычитанию.
Первым эту идею опубликовал в своей книге «Arithmetica integra» (Нюрнберг, 1544) Михаэль Штифель, один из изобретателей логарифмов, который, впрочем, не приложил серьёзных усилий для реализации своей идеи.
В 1614 году шотландский барон (8-й лэрд Мерчистона), математик-любитель Джон Непер опубликовал на латинском языке сочинение «Описание удивительной таблицы логарифмов». В нём было краткое описание логарифмов и их свойств, а также 8-значные таблицы логарифмов синусов, косинусов и тангенсов, с шагом 1'. Термин логарифм, предложенный Непером, утвердился в науке. Теорию логарифмов Непер изложил в другой своей книге «Построение удивительной таблицы логарифмов», изданной посмертно в 1619 году его сыном.
Непер вошёл в историю как изобретатель замечательного вычислительного инструмента — таблицы логарифмов. Это открытие вызвало гигантское облегчение труда вычислителя.
Итак, логарифмы появились как средство для упрощения вычислений, но нужны ли они сегодня , когда вычислительная техника достаточно развита, чтобы справляться с самыми сложными расчетами? Ведь не изучаются же в современной школе такие старинные средства для упрощения вычислений, как простейшие счетные приборы, не изучаются древние алгоритмы умножения и деления чисел, извлечение квадратных кубических корней и пр. Так зачем изучают логарифмы сегодня? Попробуем ответить на этот интересный вопрос.
Логарифмическая спираль Логарифмическая спираль , плоская кривая, описываемая точкой, движущейся по прямой, которая вращается около одной из своих точек О (полюса логарифмической спирали) так, что логарифм расстояния движущейся точки от полюса изменяется пропорционально углу поворота; логарифмическая спираль пересекает под постоянным углом a все прямые, выходящие из полюса.
Первым учёным, открывшим эту удивительную кривую, был Рене Декарт (1638 г.) Спираль в одну сторону развертывается до бесконечности, а вокруг полюса, напротив, закручивается, стремясь к нему, но не достигая. Так почему в качестве примера логарифмической зависимости в природе выбрали именно логарифмическую спираль?
Любопытен оптический эффект. Если вращать рисунок, на котором изображено семейство логарифмических спиралей, то при вращении в одном направлении мы увидим, что спирали будут расширяться, а при вращении в противоположном направлении они будут сужаться.
Особенности логарифмической спирали поражали не только математиков. Её геометрические свойства, в частности инвариантность (сохранение угла), удивляет и биологов, которые считают именно эту спираль своего рода стандартом биологических объектов самой разной природы . Логарифмическая спираль – единственный тип спирали, не меняющей своей формы при увеличении размеров. Это свойство объясняет, почему логарифмическая спираль так часто встречается в природе .
Живые существа обычно растут, сохраняя общее начертание своей формы. При этом чаще всего они растут во всех направлениях – взрослое существо и выше и толще детёныша. Раковины морских животных могут расти лишь в одном направлении. Чтобы не слишком вытягиваться в длину, им приходится скручиваться, причём рост совершается так, что сохраняется подобие раковины с её первоначальной формой. А такой рост может совершаться лишь по логарифмической спирали или её некоторым пространственным аналогам.
Поэтому раковины многих моллюсков, улиток закручены по логарифмической спирали.
Схема строения уха: 1 – наружный слуховой проход 2 – барабанная перепонка 3 – плоскость среднего уха 4 – молоточек 5 – наковальня 6 – стремечко 7- полукружные каналы 8 – «улитка» 9 – евстахиева труба «Улитка» представляет собой спирально закрученную трубку, образованную из 2,5 витков.
По логарифмической спирали закручены рога таких млекопитающих, как архары (горные козлы), клювы попугаев
По логарифмической спирали очерчены не только раковины. Один из распространенных пауков, эпейра , сплетая паутину, закручивает нити вокруг центра по логарифмическим спиралям.
По логарифмическим спиралям выстраиваются цветки в соцветиях подсолнечника. В подсолнухе семечки расположены по дугам, близким к логарифмической спирали.
Шишка хвойного дерева. Распределение чешуек на конической поверхности отличается изяществом, рациональностью и совершенством геометрической формы. Весь конус развивается по двум спиралеобразным виткам.
Как оказалось, и в сельском хозяйстве не обошлось без логарифмов. Например, исследовав рождение телят, оказалось, что их вес можно вычислять и с помощью логарифмов по формуле m = m 0 e kt – закон, по которому происходит рост животных, где m –масса в полмесяца, m 0 -масса при рождении, e – экспонента, k – коэффициент относительной скорости роста, t – период времени.
Почему хищник кружит над добычей? Мы так привыкли, что хищник кружит над своей добычей, что не только не задаемся вопросом, почему он это делает, но и в большинстве случаев, не замечаем, что на самом деле он выписывает функцию, называемую логарифмической спиралью. Тайна того, почему хищные птицы в большинстве случаев летают именно по спирали, была открыта американцем Тукером. Согласно его заявлению, они делают это, чтобы максимально использовать их острое “поперечное” зрение.
Дом, построенный в виде морской раковины в Мехико, основывается на формуле логарифмической спирали. Создатели Наутилуса - так называется проект - попытались создать ощущение четвертого измерения, которое должно возникать, если находиться внутри строения.
Логарифмическая спираль пересекает свои радиус-векторы под постоянным углом. На основании этого ее называют равноугольной. Это свойство находит свое применение в технике. Дело в том, что в технике часто применяются вращающиеся ножи. Сила с которой они давят на разрезаемый материал, зависит от угла резания, т.е. угла между лезвием ножа и направлением скорости вращения. Для постоянного давления нужно, чтобы угол резания сохранял постоянное значение, а это будет в том случае, если лезвия ножей очерчены по дуге логарифмической спирали.
В гидротехнике по логарифмической спирали изгибают трубу, подводящую поток воды к лопастям турбины. Благодаря такой форме трубы потери энергии на изменение направления течения в трубе оказываются минимальными и напор воды используется с максимальной производительностью. Пропорциональность длины дуги спирали разности длин радиус – векторов используют при проектировании зубчатых колес с переменным передаточным числом.
Логарифмические линии в природе замечают не только математики, но и художники, например, этот вопрос чрезвычайно волновал Сальвадора Дали. И однажды, 18 декабря 1955 г. он вынес его на повестку своего публичного выступления, которое проходило в Париже, в главной аудитории Сорбонны. Сальвадор Дали рассказал о том, что происходило в Сорбонне, в своем дневнике:
“… моей навязчивой идеей, настоящей маниакальной страстью, стала картина Я. Вермера “Кружевница”, репродукция которой висела в отцовском кабинете” Сальвадор Дали
« Уже много лет спустя я попросил в Лувре разрешение написать копию с этой картины. Потом я попросил киномеханика показать на экране репродукцию нарисованной моей копии… Я объяснил, что, пока не написал копию, в сущности, почти ничего не понимал в «Кружевнице», и мне понадобилось размышлять над этим вопросом целое лето, чтобы осознать наконец, что я инстинктивно провел на холсте строгие логарифмические кривые…»
Звёзды, шум и логарифмы. Этот заголовок связывает, столь казалось бы, несоединимые вещи. Шум и звёзды объединяются здесь потому, что громкость шума и яркость звезд оцениваются одинаковым образом – по логарифмической шкале.
Сходным образом оценивается и громкость шума. Вредное влияние промышленных шумов на здоровье рабочих и производительность труда побудило выработать приемы
Рассмотрим несколько примеров: тихий шелест листьев оценивается в 1 бел; громкая разговорная речь — в 6,5 бела; рычанье льва — в 8,7 бела; удары молотка о стальную плиту - в 11 бел; самое шумное место – Ниагарский водопад – в 9 бел.
Случайность ли то, что при оценке видимой яркости светил и при изменении громкости шума мы имеем дело с логарифмической зависимостью; между величиной ощущения и порождающего его раздражения? Нет, ученые пришли к выводу о том, что организм как бы «логарифмирует» полученные им раздражения. Здесь действует так называемый
Мы увидели, что область применения логарифмов весьма разнообразна: математика, литература, биология, психология, сельское хозяйство, музыка, астрономия, физика и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
зачем нужно изучать французский язык?
В данном материале речь идет о причинах и мотивах ..к изучению французского языка.Мне не хотелось бы передавать содержание даной публикации,предлагаю вам, друзья ,прочесть и высказать свое ...
Конспект открытого урока в 10 классе по теме "Зачем мы изучаем законы Ньютона?"
На этом открытом уроке мы пытались ответить на вопрос "Зачем мы изучаем законы Ньютона?". Нам было интересно разобраться почему при поступлении в спортивные ВУЗы вступительный экзамен - физика. Как зн...
Рекламный ролик "Зачем надо изучать экономику"
Рекламный ролик, выполненный в виде презентации, имеет цель привлечь внимание школьника к изучению предмета "Технологии бизнеса", а также повысить мотивацию к изучению экономики...
Рекламный ролик "Зачем надо изучать экономику"
Рекламный ролик, выполненный в виде презентации, имеет цель привлечь внимание школьника к изучению предмета "Технологии бизнеса", а также повысить мотивацию к изучению экономики...
Выступление для выпускников профильных классов по теме: "Зачем нужно изучать иностранные языки. Немецкий язык"
Английский язык - самый распространённый язык международного общения (так уж сложилось исторически). Немецкий язык - третий официальный международный язык в Европе после английского и французского и с...
Зачем я изучаю информатику?
Размышления (мини-сочинения) моих учеников на тему "Зачем я изучаю информатику?"...
Презентация "Зачем мы изучаем алгебру?"
Презентацией " Зачем мы изучаем алгебру?" можно воспользоваться на первых уроках в 7 классе, когда только начинается изучение алгебры....