Разработка интегрированного урока математика-география "Атмосфера в диаграммах и графиках"
методическая разработка по алгебре (7 класс)
Урок разрабатывался совместно с учителем географии для демонстрации педагогического опыта на семинаре по теме "Методические аспекты использования инновационных педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС ОО" в рамках работы инновационной площадки "ФИРО". Используется технология проблемного обучения. Организована работа в группах как на уроке, так и в подготовительный период.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №40»
Интегрированный урок
математики и географии
"Атмосфера в диаграммах и графиках"
Провела в рамках районного семинара на площадке «ТЕМП»:
учитель математики I квалификационной категории Лоренц О. А.
г.Сатка 2018 г.
Интегрированный урок математики, географии
"Атмосфера в диаграммах и графиках "
Цели урока:
- повторить построение столбчатых, круговых диаграмм, графиков;
- научить учащихся строить диаграммы количества осадков, график температуры воздуха, график розы ветров;
- развивать интерес к родному краю, коммуникативные навыки, внимание, умение структурировать информацию, развивать память, логическое мышление, математические способности.
Оборудование: ПК, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный этап.
Учитель математики: Настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте
себя по голове, по лицу, пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и
быть внимательными, как разведчики. Крепко обнимите и полюбите себя.
Откройте глаза и повторяйте за мной:
Я очень хочу учиться! Я готов к успешной работе! Я замечательно работаю! Проверьте готовность рабочего места
- Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности:
Учитель математики: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычность его заключается в том, что у нас, во-первых, много гостей, а во-вторых, это
интегрированный урок, мы будем с вами изучать и географию, и математику. Это, на мой взгляд, очень интересно, ведь математика - прежде всего наука, помогающая нам с вами овладевать знаниями по другим предметам, и в этом мы еще не раз сегодня убедимся.
Учитель географии: Мы изучили тему «Атмосфера». Но сегодняшний урок –интегрированный (слайд №1, интегрированный урок). Как вы понимаете это словосочетание?(ответы учеников). Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Атмосфера», а поможет нам в этом математика.
III. Актуализация знаний.
Учитель географии: Вы получили задание по поиску информации, используя сведения службы «Гисметео», и на протяжении 10 дней вели наблюдения за климатическими показателями в разных регионах нашей страны (Москва, Сочи, Сатка, Якутск).
В ваших дневниках наблюдений и на подготовленных карточках собраны данные о температуре воздуха, направлении ветра, атмосферном давлении и о количестве осадков в этих городах.
(постановка проблемы!!!)
Учитель математики: Как вы обрабатывали результаты ваших наблюдений?
(таблицы)
- Как наглядно их представить, применяя знания из математики? (ответы: графики, диаграммы - один из способов наглядного представления разных числовых данных)
-А что такое диаграмма?(ответы: в переводе с греческого обозначает «изображение», «рисунок», «чертёж») (слайд №2 о диаграммах)
- Вспомним, какие виды диаграмм вы знаете? (ответы: кругов., столбч. и линейн.)
Учитель географии: Да, более наглядного представления данных, чем диаграммы, просто нет! Какая же можно сформулировать тему урока? (тема урока «Атмосфера в диаграммах и графиках»)
- Открываем тетради. Записываем число и тему урока (слайд с темой)
- Что такое - атмосфера?(ответы: Атмосфера – воздушная оболочка Земли)
Из каких газов состоит атмосфера?
Газы | Процент содержания в воздухе |
азот | 78 % |
кислород | 21% |
Другие газы | 1% |
Учитель математики: Обратимся за помощью к математике. Какая диаграмма нам поможет представить наглядно эту информацию? (ответ: круговая)
- Как строится круговая диаграмма? (распределяются величины по секторам, круговая диаграмма отображает соотношение целого и его частей)
(Чертят в тетради?)
Учитель географии: Что нам показывает эта диаграмма?..
- Из каких частей состоит атмосфера? (ответы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы)
- Какими показателями характеризуется состояние тропосферы? ( ___)
а вот чтобы показать количество атмосферных осадков, необходимо построить диаграмму, но не круговую, а… столбчатую по своим данным из дневника наблюдений.
IV. Применение знаний в новой ситуации.
Учитель математики: Как построить столбчатую диаграмму? (строятся в прямоугольной системе координат, т.е. строим прямой угол, указываем на горизонтальной стороне, например, время наблюдения (часы, дни) рисуем столбики, а на вертикальной стороне отмечаем значения наблюдаемой величины, предварительно выбрав единицу измерения, высота столбиков пропорциональна значениям наблюдаемой величины, о ширине столбиков; о линейных).( Слайд № примеры диаграмм).
Учитель географии: Обратимся к вашим наблюдениям
Количество атмосферных осадков, мм
март | |||||||||||
ГЕСМЕТЕО | |||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
Сочи | |||||||||||
Москва | |||||||||||
Сатка | |||||||||||
Якутск |
Учитель математики: Построить столбчатую диаграмму атмосферных осадков
(РАБОТАЮТ на ватмане)
V. Физкультурная минутка. (2 минуты)
Учитель математики: А сейчас отвлекитесь от работы – немного отдохнем!
Гимнастика для глаз:
- Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза. Проделайте это 4 раза.
- Голову держим прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (4 раза).
Учитель географии: ПО СТОРОНАМ СВЕТА:
Учитель географии: Что такое ветер?
О графике розы ветров…(ответы)
На столах карточки с данными о направлении ветров в ваших городах
(СТРОЯТ на ватмане)
Учитель географии: В ваши дневники наблюдений вы заносили данные о температуре воздуха в определённое время. Как можно наглядно представить ваши наблюдения? (ответ: построить графики)
Учитель математики: Поясните, пожалуйста, как построить график изменения температуры (ответ: строятся в прямоугольной системе координат, по горизонтали день наблюдений, по вертикали температуру в градусах).
(РАБОТАЮТ на ватмане)
VI. Подведение итогов:
Учитель географии: Ребята, каждой группе нужно представить результат вашей совместной работы. Ответьте на вопросы по построенным диаграммам.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НА СЛАЙДЕ
VII. Контроль и проверка знаний.
Учитель математики: Ребята, чем мы занимались на уроке?
– В чем заключается практическая значимость диаграмм, графиков?
Учитель географии: Какие есть другие формы представления информации? (Графики, рисунки, тексты, схемы, карта.)
VIII. Домашнее задание (кроссворд по теме: «Атмосфера в диаграммах и графиках», творчество приветствуется).
IX. Итог урока. Руководители групп выставляют оценки каждому участнику работы по его вкладу в создание диаграмм и графиков.
Рефлексия. (слайд с текстом)
- На сегодняшнем уроке я:
- узнал…
- понял…
- научился…
- Лучше всего у меня получилось…
- Основные трудности вызвали…
Спасибо за урок!
Подготовка к уроку:
Списки групп с руководителем распечатать, таблицы распечатать.
Вопросы для защиты:
- Какого числа температура в городе была максимальной, минимальной?
- Наблюдался ли рост температуры или её падение?
- Какого направления ветер преобладал в городе в этот промежуток времени?
- В какой день выпало наибольшее количество осадков?
Общие вопросы
1) В каком городе выпало наибольшее количество осадков за период наблюдения
2) В каком городе в этот промежуток времени было теплее, где холоднее
3) Самый «ветрянной» город?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики 7 класс "Диаграммы и графики"
Уурок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы». Творческое название темы урока «Кто мы? Какие мы?».Данный урок разработан с учётом поурочного планирования по учебникуЛ.П.Босова «Инфо...
Урок информатики 7 класс "Диаграммы и графики"
Презентация к уроку...
Презентация к уроку на тему: "Постороение диаграмм и графиков"
Презентация выполнена в офисной программе Power Point. Предназначена для преподавателей информатики. Данная работа окажет помошь в подготовке к уроку...
Презентация к урок по информатике "Построение диаграмм и графиков" 9 класс
Презентация предназначена для проведения открытого урока по информатике в 9 классе...
Методическая разработка интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе "Исследование графика квадратичной функции»
Технологическая карта интегрированного урока в 8 классе...
Урок по теме "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
Разработка урока информатики в 8 классе по теме "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"....
Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»
Цель урока: формирование знаний по теме на основе математики и информатики одновременно....