Учитель математики Гомбожапова Дарима Сергеевна
учебно-методический материал по алгебре (9, 10, 11 класс)
В школьном курсе задачам на растворы, смеси и сплавы уделяется мало времени, хотя в заданиях ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадах они встречаются.Целью моей работы станет предложение нескольких способов решения конкретных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
несколько способов решения задач на смеси, растворы, концентрацию | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гурульбинская СОШ»
Решение задач
на растворы, смеси и сплавы
практикум по решению задач
из опыта работы Гомбожаповой Д.С.
Содержание
- Общие вопросы по теории
- Несколько решений одной задачи
- Решение задач из ЕГЭ
Введение
В школьном курсе математики практически мало времени уделяется задачам на растворы, смеси и сплавы, хотя в заданиях ОГЭ, ЕГЭ и на олимпиадах по математике они встречаются. При решении задач на растворы, смеси и сплавы можно проверить свои знания по разделам школьной математики, уровень математического и логического мышления, оценить свои способности к математике.
Мною была использована в основном литература для подготовки к ЕГЭ по заданной теме, также несколько вторичных источников и информация, взятая из интернета
Целью моей работы станет предложение нескольких способов решения конкретных задач на концентрацию, смеси и сплавы.
Рассматривая задачи на составление уравнений, остановлюсь прежде всего на тех, решение которых связано с использованием понятий «концентрация» и «процентное содержание». Обычно в условиях таких задач речь идет о составлении сплавов, растворов или смесей двух или нескольких веществ.
- Общие вопросы по теории
Основными понятиями в этих задачах являются:
- масса или объём раствора (смеси, сплава);
- масса или объём вещества входящего в раствор (смесь или в сплав);
- концентрация (объёмная или массовая) вещества;
- процентное содержание вещества;
- доля или часть раствора (смеси, сплава).
Основные допущения, как правило, принимаемые в задачах подобного рода, состоят в следующем:
- все смешиваемые вещества не вступают в химическую реакцию, все получающиеся сплавы или смеси однородны;
- при слиянии двух растворов, имеющих объемы V1 и V2, получается смесь, объем которой равен V1 + V2, т.е.
V0=V1 + V2,
причем это соотношение является именно допущением, поскольку не всегда выполняется в действительности, например, объём смеси спирта и воды на самом деле несколько меньше суммы объёмов спирта и воды. При слиянии двух растворов не объем, а масса смеси равняется сумме масс составляющих ее компонент:
m0=m1+m2;
- закон сохранения объёма или массы имеет место и для отдельных частей (компонентов) раствора, смеси и сплава.
Если первый сплав состоит из нескольких компонентов, например, A, B и C, а второй – из компонентов B, C и D, то новый сплав, полученный при соединении этих двух сплавов, будет содержать компоненты A, B, C, и D, причем массы этих компонентов в новом сплаве равны сумме масс каждого из компонентов, входящих в первый и второй сплавы.
Рассмотрим для определенности смесь трех компонент A, B и C. Объем смеси V0 складывается из объемов чистых компонент:
V0= VA + VB + VC,
а три отношения,
, , ,
показывают, какую долю полного объема смеси составляют объемы отдельных компонент:
VA=cA·V0, VB=cB·V0, VC=cC·V0 .
Отношение объема чистой компоненты (VA) в растворе ко всему объему смеси (V0)
называется объемной концентрацией этой компоненты.
Концентрации – это безмерные величины; сумма концентрации всех компонент, составляющих смесь, очевидно, равна единице:
cA + cB + cC = 1.
Поэтому для того, чтобы структура раствора, состоящего и n компонент, была определена, достаточно знать концентрацию (n-1)-й компоненты.
Если известны концентрации cA, cB и cC компонент, составляющих данную смесь, то ее объем можно разбить на объемы отдельных компонент (рис. 1):
V0= cA·V0+ cB·V0+ cC·V0 . (1)
Объемным процентным содержанием компоненты A называется величина pA=cA·100%,
т.е. концентрация этого вещества, выраженная в процентах.
Очевидно pA + pB +pC=100%.
Если известно процентное содержание вещества A, то его концентрация находится по формуле .
Так, например, если процентное содержание составляет 80%, то соответствующая концентрация равна 0,8. Процентному содержанию 10% соответствует концентрация 0,1 и т.д.
Таким же способом определяются и массовые концентрация и процентное содержание, а именно, как отношение массы чистого вещества A в сплаве к массе всего сплава. О какой концентрации, объемной или массовой, идет речь в конкретной задаче, всегда ясно из ее условия.
Встречается сравнительно немного задач, в которых приходится пересчитывать объемную концентрацию на массовую или наоборот. Для того чтобы это сделать, необходимо знать плотности компонент, составляющих раствор или сплав. Рассмотрим для примера двухкомпонентную смесь с объемными концентрациями компонент c1 и c2 (c1+c2=1) и плотностями компонент ρ1 и ρ2 . Масса смеси может быть найдена по формуле
M=V1·ρ1+ V2·ρ2=V0·c1 ·ρ1+ V0·c2 ·ρ2,
в которой V1 и V2 – объемы составляющих смесь компонент. Объемные концентрации выражаются друг через друга следующим образом
c1=1-c2 и c2=1-c1 .
Массовые концентрации компонент находятся из равенств
,
,
которые определяют связь этих величин с объемными концентрациями.
Как правило, в условиях задач рассматриваемого типа встречается один и тот же повторяющийся элемент: из двух или нескольких смесей, содержащих компоненты A1, A2, A3, …, An, составляется новая смесь путем перемешивания исходных смесей, взятых в определенной пропорции. При этом требуется найти, в каком отношении компоненты A1, A2, A3, …, An войдут в получившуюся смесь. Для решения таких задач удобно ввести в рассмотрение объем или массу каждой смеси, а также концентрации составляющих их компонент A1, A2, A3, …, An. С помощью концентраций нужно «расщепить» каждую смесь на отдельные компоненты, как это сделано в формуле (1), а затем указанным в условии задачи способом составить новую смесь. При этом легко подсчитать, какой объем (какая масса) каждой компоненты входит в получившуюся смесь, а также полный объем (полную массу) этой смеси. После этого определяются концентрации компонент A1, A2, A3, …, An в новой смеси.
- Несколько решений одной задачи
Задача. Смешали 10%-й раствор серной кислоты с 30%-м раствором той же кислоты. В результате получили 600 г 15%-го раствора серной кислоты. Сколько нужно было взять того и другого раствора?
Решим эту задачу разными способами. Чаще всего при решении пользуются алгебраическим способом. В данном случае можно предложить четыре таких решения.
Первое решение. Пусть нужно взять x г 10%-го раствора, тогда придётся взять (600-x) г 30%-го раствора. Так как в результате смешивания получается 15%-ный раствор, составляем уравнение
0,1x+0,3(600-x)=0,15·600.
Решив это уравнение, получаем ответ: 10%-го раствора - 450 г, 30%-го раствора – 150 г.
Второе решение. Обозначение: требуется взять x г 10%-го раствора, y г 30%-го раствора. На основании условий задачи приходим к простой системе
Решая её любым способом либо подстановкой, либо сложением мы найдем те же 450 г и 150 г.
Третье решение. По условию задачи в 600 г раствора должно содержаться 90 г чистой серной кислоты (0,15·600=90). Предположим, что мы взяли бы все 600 г 10%-го раствора. В нём содержалось бы только 60 г серной кислоты (0,1·600=60), т.е. необходимо ещё 30 г. Недостающее количество серной кислоты можно получить, если часть 10%-го раствора заменить более насыщенным 30%-м. Каждый грамм (в силу однородности раствора) 10%-го раствора содержит 0,1 г чистой серной кислоты, а 1 г 30%-го раствора содержит 0,3 г чистой серной кислоты. Таким образом, при замене одного грамма 10%-го раствора на 1 г 30%-го содержание кислоты в растворе увеличивается на 0,2 г. Всего недостает 30 г. Так как 30:0,2=150, значит надо 150 г 10%-го раствора заменить на 150 г 30%-го. Отсюда получаем: 10%-го раствора – 450 г, 30%-го – 150 г.
Четвертое решение. Для наглядности рассуждений воспользуемся изображенной на рисунке 5 схемой. В силу однородности растворов в каждой доле полученного 15%-го раствора должно содержаться 15 частей чистой кислоты (это число 15 стоит в центре схемы). Следовательно, каждая доля 10%-го даёт недостачу в 5 частей (- 5), а каждая доля 30%-го раствора даёт избыток в 15 частей (+15). При смешивании избыток и недостаток должны погаситься, поэтому исходные растворы следует брать в отношении, обратном к данному 5:15, т.е. 15:5 или 3:1. Разделив 600г в данном отношении, мы получим искомый ответ: 450г и 150г. Фактически, данный способ позволил решить более общую задачу: каково должно быть соотношение 10%-го и 30%-го растворов, чтобы при смешивании получился 15%-ый раствор.
- Решения задач из ЕГЭ
Задача 1. В сосуд, содержащий 180 г 70% -го водного раствора уксуса добавили 320 г воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.
Решение. Масса уксусной кислоты не изменилась и равна
m1=0,7·180=126 (г).
Получившийся раствор имеет массу
180 г + 320 г = 500 г
Концентрация получившегося раствора уксусной кислоты равна
k==25,2% Ответ. 25,2%.
Задача 2. Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 150 г 70% -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 6 % раствор уксусной кислоты?
Решение. Количество воды необходимое для доливания в сосуд обозначим через x.
процентное содержание уксусной кислоты в растворе | Масса раствора г | Масса уксусной кислоты г | |
Исходный раствор | 70% | 150 | 0,7·150=105 |
Новый раствор | 6% | 150 + x | 0,06(150 + x) |
Так как масса уксусной кислоты осталась прежней, составляем и решаем уравнение
0,06(150 + x) = 105,
9 + 0,06x = 105,
0,06x = 96,
x = 1600.
Ответ. 1,6 кг воды.
Задача 3. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20% раствора этой же кислоты. Найти концентрацию соляной кислоты в получившейся смеси.
Решение. Обозначим: x – концентрация кислоты в смеси, y кг – масса каждого раствора.
Концентрация соляной кислоты в растворе | Масса раствора кг | Масса соляной кислоты кг | |
I раствор | 0,12 | у | 0,12у |
II раствор | 0,2 | у | 0,2у |
Смесь | x | 2у | x·2у |
По закону сохранения массы для отдельных компонентов имеем, масса соляной кислоты в смеси равна сумме масс этого вещества, входящих в первый и второй растворы
2xy=0,12y+0,2y.
Из y≠0 следует
2x=0,12+0,2=0,32
x=0,16.
Выражаем в процентах: 16%.
Ответ. 16%
Задача 4. Смешали 8кг 18% раствора некоторого вещества с 12 кг 8% раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора.
Решение. Пусть x – концентрация смеси из двух растворов.
Концентрация вещества | Масса раствора кг | Масса вещества кг | |
I раствор | 0,18 | 8 | 0,18·8=1,44 |
II раствор | 0,08 | 12 | 0,08·12=0,96 |
Смесь | x | 20 | x·20 |
По закону сохранения массы для отдельного вещества получаем уравнение
20x=1,44+0,96
20x=2,4
x=0,12
или в процентах:12%.
Ответ. 12%
Задача 5. Имеется три сосуда. В первый сосуд налили 4 кг 70% сахарного сиропа, а во второй – 6 кг 40% сахарного сиропа. Если содержимое первого сосуда смешать с содержимым третьего сосуда, то получим в смеси 55% содержание сахара, а если содержимое второго сосуда смешать с третьим, то получим 35% содержание сахара. Найдите массу сахарного сиропа в третьем сосуде и концентрацию сахара в нём.
Решение. Обозначения: x кг - масса сахарного сиропа в третьем сосуде, y – концентрация сахара в нём.
Концентрация сахара | Масса раствора кг | Масса сахара кг | |
Раствор I сосуда | 0,7 | 4 | 0,7·4=2,8 |
Раствор II сосуда | 0,4 | 6 | 0,4·6 = 2,4 |
Раствор III сосуда | y | x | xy |
1 смесь (содержимое I + III сосуда) | 0,55 | 4+x | 0,55(4+x) |
2 смесь (содержимое II +III сосуда) | 0,35 | 6+x | 0,35(6+x) |
По условию задачи составляем уравнения:
для 1 смеси
0,55(4+x)=2,8+ xy,
для 2 смеси
0,35(6+x)=2,4+ xy.
Итак, получаем систему уравнений:
Масса сахарного сиропа в третьем сосуде равна 1,5 кг, а массовое процентное содержание равно 15%.
Ответ. 1,5 кг, 15%.
Задача 6. Имеются два сплава, состоящие из золота и меди. В первом сплаве отношение масс золота и меди равно 8:3, а во втором - 12:5. Сколько килограммов золота и меди содержится в сплаве, приготовленном из 121 кг первого сплава и 255 кг второго сплава?
Решение. Эту задачу можно решить без составления уравнений.
Доля вещества | Масса сплава кг | Масса вещества кг | ||||
золото | медь | всего | золото | медь | ||
I сплав | 8 | 3 | 11 | 121 | можно не вычислять | |
II сплав | 12 | 5 | 17 | 255 | можно не вычислять | |
III сплав | - | - | - | 376 |
(кг) масса золота в I сплаве,
(кг) масса золота в II сплаве,
121+255=376 (кг) масса III сплава,
88+180=268 (кг) масса золота в III сплаве,
376-268=108 (кг) масса меди в III сплаве.
Ответ. 268 кг золота и 108 кг меди.
Задача 7. При смешивании 5%-го раствора кислоты с 40%-ным раствором той же кислоты получили 140г 30%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято?
Решим задачу при помощи схемы. Число 30 ставим в центр схемы. Число 5 ставим в верхнем левом углу схемы, число 40 в правом верхнем углу. Каждая доля 5%-го раствора даёт недостачу в 25 частей (-25), а каждая доля 40%-го раствора даёт избыток в 10 частей (+10). Так как при смешивании недостаток и избыток должны гаситься, то растворы будем брать в отношении обратном к данному 25:10, т.е. 10:25 или 2:5.
5%-го: 140:7·2=40 (г),
40%-го: 140:7·5=100 (г).
Ответ. 40г и 100г.
Задача 8. Имеется два сосуда с 24%-м раствором спирта и 64%-м раствором спирта соответственно. Как можно получить 40%-ый раствор спирта, имея в распоряжении только кружку неизвестной ёмкости и пустой сосуд для смешивания?
Решаем при помощи схемы. Из схемы видно, чтобы получить 40%-ый спирт надо взять растворы в отношении 24:16 или 3:2, т.е. необходимо зачерпнуть 3 кружки из сосуда с раствором 24%-м спирта и 2 кружки из сосуда с 64%-м спирта.
Ответ. 3:2.
Заключение
Знание некоторых способов решения задач на концентрацию, смеси и сплавы поможет мне в подготовке к сдаче ЕГЭ по математике, химии и в продолжении образования, а также в профессиональной деятельности. В процессе решения задач на растворы, смеси и сплавы в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия
Список использованной литературы
1. ЕГЭ Математика. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, и ответами. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов-М., Издательский дом «Экзамен», 2014
2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому
государственному экзамену. Математика. Составители: Л.Д.Лаппо, М.А. Попов и др. - М.,: «Экзамен», 2017
3. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Авт. –
сост. В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова. – Волгоград: «Учитель»,
2007. – 205 с.
4. Сборник задач по математике с решениями. 7-11 кл. Под ред.
М.И.Сканави. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»; ООО
Издательство «Мир и Образование», 2003.
5.ОГЭ 2017 . Математика. 9 класс. Тематические тестовые задания. С.С. Минаева, Н.Б. Мельникова – М.,: «Экзамен», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя биологии Леонтьевой Марины Сергеевны МОУ Хорошенская ООШ Красноярского района Самарской области
Ведущей идеей моей педагогической системыработы является формирование в процессе обучения через активизацию познавательной деятельности учащихся коммуникативных, социальных, информац...
Эссе Учителя физики Жугиной Ольги Сергеевны – участницы конкурса «Учитель года 2011»
ЭССЕ Учителя физики Жугиной Ольги Сергеевны – участницы конкурса «Учитель года 2011» города Черкесска. Часть своей души отдаю им… Учитель – свеча, которая светит другим, сго...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя математики Волковой Александры Сергеевны
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя математики Волковой Александры Сергеевны...
План самообразования учителя математики Рытовой Татьяны Сергеевны на 5 лет
Индивидуальный план профессионального развития учителя математики Рытовой Татьяны Сергеевнына 2016-2021г. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настольк...
Самоанализ деятельности учителя математики Шляховой Татьяны Сергеевны МБОУ СОШ № 3
Представлен самоанализ работы в должности учителя математики...
Современные образовательные технологии на уроках математики учителя математики и информатики МАОУ "СОШ №55 г. Улан-Удэ" Борисовой Ольги Сергеевны
Современные образовательные технологии на уроках математики...