Мастер класс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
методическая разработка по алгебре (8 класс)
Предмет: геометрия
Класс: 8
Название урока: Гармония в нашей жизни»
Тема урока: «Определение подобных треугольников»
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Вид урока: комбинированный
Базовый учебник: Атанасян Л.С, Бутузов В. Ф, Кадомцев С.Б. Геометрия 7-9.-М:, Просвещение, 2010 г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать» Галилей
Жюль Верн «Таинственной остров» Воздухоплаватели потерпели крушение и попали на маленький клочок земли. Чтобы увидеть. Где они находятся: на острове или материке, им надо подняться на высокую скалу, высоту которой они не могли измерить. Сможем ли мы, изучая геометрию, помочь героям романа?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
Предмет: геометрия
Класс: 8
Название урока: Гармония в нашей жизни»
Тема урока: «Определение подобных треугольников»
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Вид урока: комбинированный
Базовый учебник: Атанасян Л.С, Бутузов В. Ф, Кадомцев С.Б. Геометрия 7-9.-М:, Просвещение, 2010 г
Цели в блоках достижения:
Личностных результатов:
- смыслообразование, самопознание (выявление субъектного опыта; ответы на вопросы к картинкам), самооценивание;
- формирование коммуникативной компетентности (диалог с учителем).
Метапредметных результатов:
Формирование обобщенного представления о межпредметном понятии;
Познавательные
- умение определять понятие, выделять существенные свойства, относить объект к понятию, обобщение
Коммуникативные
- работа в парах;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (ответы на вопросы, работа по схеме);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Предметных результатов:
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;
Ход урока
Этапы урока и содержание | Наглядность | Деятельность учащихся на уроке | Планируемые результаты УУД | ||
I. Подготовительный этап | |||||
Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; | Отрывок из книги Ж.Верна «Таинственный остров» Определение высоты скалы | Слайд№3 | Учащиеся слушают отрывок из произведения и отвечают и сталкиваются с проблемой. | Умение слушать и вступать в диалог. Постановка и формулирование проблемы. | |
Выявление субъектного опыта | Посмотрите на картинки и запишите номера тех картинок, которые имеют что-то общее. | Слайд №4 | Выявляют общий признак | Применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Умение распознавать общие признаки Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | |
Первичное восприятие учебного материала | А сейчас вы должны отгадать ребус. Что у вас получилось? А как вы понимаете это слово? Где в жизни вы встречались с этим понятием? Назовите 2-3 примера | Слайд №5 | Разгадывают ребус Подобие Исходя из своего опыта учащиеся объясняют значение слова «подобие» и приводят примеры и формулируют тему урока, цель и задачи. | Извлечение из текстов математической информации; Самостоятельное формулирование познавательной цели. Умение анализировать. Целеполагание. Прогнозирование. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
Создание обобщающего представления о межпредметном понятии. | Приводятся примеры употребления слова «подобие» в литературе, физике | Слайд № 6,7,8 | Выступают учащиеся с подготовленными сообщениями | Осознание жизненного опыта Анализ объектов и синтез. Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Осознание ответственности за общее дело. | |
Актуализация знаний, УУД | На столах у каждой пары лежат по 3 треугольника.
2.Укажите стороны, лежащие против этих углов. Запишите в тетрадь. Вводится понятие «сходственные стороны». 3.Измерьте сходственные стороны и найдите их отношение: а) что такое «отношение чисел, отношение величин»? б) что показывает отношение? в) что можно сказать о полученных отношениях? Вводится понятие пропорциональных отрезков Записывается равенство 3 отношений. Из этого равенства можно составить 3 пропорции. | Слайд №9 | Работают в парах. Анализируют и обобщают ранее изученный материал. Выделяют существенные свойства. Работают с учебником | Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы. Применение предметных знаний. Умение оценивать правильность выполнения действия. умение обосновывать, отстаивать свое мнение умение обосновывать, отстаивать свое мнение Умение обосновывать, отстаивать свое мнение Взаимооценка; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников | |
II. Основной этап | |||||
Запись в алгоритмизированном виде | Запишем определение подобных треугольников в алгоритмизированном виде и обозначение подобных треугольников, коэффициента подобия. | Слайд №10,11 | Учащиеся записывают тему урока в тетрадях и определение подобных треугольников | Уметь определять понятие, выявлять существенные свойства Знаково-символическая запись | |
Первичное закрепление. Работа с определением | 1.Назовите сходственные стороны треугольников. 2. Назовите равные углы. 3. Назвать равные углы и сходственные стороны 4.Найдите недостающие стороны и углы треугольников и коэффициент подобия | Презентация «Определение подобных треугольников. Самопроверка» Слайд №2,3 | Учащиеся записывают в тетрадях ответы на поставленные вопросы | Структурирование знаний. Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Проявлять интерес к изучению темы. | |
Задание на распознавание | Подобны ли эти треугольники. | Слайд №4 | Решают устные задачи, применяя полученные знания. | Анализ и синтез объектов. Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Самооценка. | |
Модель в окружающем мире | Задача на определение высоты скалы способом Жюль Верна. | Слайд № 5,6 | Применяют изученный материал к задачам практического характера и дают ответ на проблему, поставленную в начале урока | Уметь решать примеры по выбранному правилу; Планирование пути достижения цели; прогнозирование. Ценностно-смысловая ориентация. | |
Подведение итогов урока | Тест со взаимопроверкой | Слайд №7 | Индивидуальная работа и взаимопроверка Учащиеся оценивают ответы друг друга | Взаимооценка; адекватно воспринимать оценку одноклассников | |
Рефлексия | Ответы на поставленные вопросы | Индивидуальная работа | Самооценка |
Рефлексия:
- Я знаю, что такое «сходственные стороны»___________________
- Я знаю, что такое «пропорциональные отрезки»_________________
- Я знаю, что такое «коэффициент подобия»_____________________
- Я знаю, что такое «подобные треугольники»_____________________
- Я умею находить неизвестные элементы в подобных треугольниках (да/нет)__________
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ПОДОБИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
Предмет: геометрия
Класс: 8
Название урока: Гармония в нашей жизни»
Тема урока: «Определение подобных треугольников»
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Вид урока: комбинированный
Базовый учебник: Атанасян Л.С, Бутузов В. Ф, Кадомцев С.Б. Геометрия 7-9.-М:, Просвещение, 2010 г
Цели в блоках достижения:
Личностных результатов:
- смыслообразование, самопознание (выявление субъектного опыта; ответы на вопросы к картинкам), самооценивание;
- формирование коммуникативной компетентности (диалог с учителем).
Метапредметных результатов:
Формирование обобщенного представления о межпредметном понятии;
Познавательные
- умение определять понятие, выделять существенные свойства, относить объект к понятию, обобщение
Коммуникативные
- работа в парах;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (ответы на вопросы, работа по схеме);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Предметных результатов:
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;
Ход урока
Этапы урока и содержание | Наглядность | Деятельность учащихся на уроке | Планируемые результаты УУД | ||
I. Подготовительный этап | |||||
Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; | Отрывок из книги Ж.Верна «Таинственный остров» Определение высоты скалы | Слайд№3 | Учащиеся слушают отрывок из произведения и отвечают и сталкиваются с проблемой. | Умение слушать и вступать в диалог. Постановка и формулирование проблемы. | |
Выявление субъектного опыта | Посмотрите на картинки и запишите номера тех картинок, которые имеют что-то общее. | Слайд №4 | Выявляют общий признак | Применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Умение распознавать общие признаки Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | |
Первичное восприятие учебного материала | А сейчас вы должны отгадать ребус. Что у вас получилось? А как вы понимаете это слово? Где в жизни вы встречались с этим понятием? Назовите 2-3 примера | Слайд №5 | Разгадывают ребус Подобие Исходя из своего опыта учащиеся объясняют значение слова «подобие» и приводят примеры и формулируют тему урока, цель и задачи. | Извлечение из текстов математической информации; Самостоятельное формулирование познавательной цели. Умение анализировать. Целеполагание. Прогнозирование. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
Создание обобщающего представления о межпредметном понятии. | Приводятся примеры употребления слова «подобие» в литературе, физике | Слайд № 6,7,8 | Выступают учащиеся с подготовленными сообщениями | Осознание жизненного опыта Анализ объектов и синтез. Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Осознание ответственности за общее дело. | |
Актуализация знаний, УУД | На столах у каждой пары лежат по 3 треугольника.
2.Укажите стороны, лежащие против этих углов. Запишите в тетрадь. Вводится понятие «сходственные стороны». 3.Измерьте сходственные стороны и найдите их отношение: а) что такое «отношение чисел, отношение величин»? б) что показывает отношение? в) что можно сказать о полученных отношениях? Вводится понятие пропорциональных отрезков Записывается равенство 3 отношений. Из этого равенства можно составить 3 пропорции. | Слайд №9 | Работают в парах. Анализируют и обобщают ранее изученный материал. Выделяют существенные свойства. Работают с учебником | Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы. Применение предметных знаний. Умение оценивать правильность выполнения действия. умение обосновывать, отстаивать свое мнение умение обосновывать, отстаивать свое мнение Умение обосновывать, отстаивать свое мнение Взаимооценка; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников | |
II. Основной этап | |||||
Запись в алгоритмизированном виде | Запишем определение подобных треугольников в алгоритмизированном виде и обозначение подобных треугольников, коэффициента подобия. | Слайд №10,11 | Учащиеся записывают тему урока в тетрадях и определение подобных треугольников | Уметь определять понятие, выявлять существенные свойства Знаково-символическая запись | |
Первичное закрепление. Работа с определением | 1.Назовите сходственные стороны треугольников. 2. Назовите равные углы. 3. Назвать равные углы и сходственные стороны 4.Найдите недостающие стороны и углы треугольников и коэффициент подобия | Презентация «Определение подобных треугольников. Самопроверка» Слайд №2,3 | Учащиеся записывают в тетрадях ответы на поставленные вопросы | Структурирование знаний. Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Проявлять интерес к изучению темы. | |
Задание на распознавание | Подобны ли эти треугольники. | Слайд №4 | Решают устные задачи, применяя полученные знания. | Анализ и синтез объектов. Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Самооценка. | |
Модель в окружающем мире | Задача на определение высоты скалы способом Жюль Верна. | Слайд № 5,6 | Применяют изученный материал к задачам практического характера и дают ответ на проблему, поставленную в начале урока | Уметь решать примеры по выбранному правилу; Планирование пути достижения цели; прогнозирование. Ценностно-смысловая ориентация. | |
Подведение итогов урока | Тест со взаимопроверкой | Слайд №7 | Индивидуальная работа и взаимопроверка Учащиеся оценивают ответы друг друга | Взаимооценка; адекватно воспринимать оценку одноклассников | |
Рефлексия | Ответы на поставленные вопросы | Индивидуальная работа | Самооценка |
Рефлексия:
- Я знаю, что такое «сходственные стороны»___________________
- Я знаю, что такое «пропорциональные отрезки»_________________
- Я знаю, что такое «коэффициент подобия»_____________________
- Я знаю, что такое «подобные треугольники»_____________________
- Я умею находить неизвестные элементы в подобных треугольниках (да/нет)__________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачет по геометрии "Подобие треугольников" и "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника"
Материал содержит задания, которые можно использовать в качестве одной из форм проверки усвоения темы "Подобие треугольников" и "Соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника". Зада...
Презентация к мастер-классу по теме "Изучение математики на примере темы "Проценты"
Данная презентация была разработана к проведению мастер-класса по математике в рамках участия в конкурсе "Учитель года Дона"....
урок математики в 8 классе «Подобие треугольников. Решение практических задач»
Урок геометрии (конспект и презентация) по теме "Подобие треугольникоов. Решение практических задач "...
Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».
Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...
Модульное обучение в изучении геометрии (на примере прохождения темы «Треугольники» в 7 классе)
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.Н...
Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач
Конспект урока закрепления темы: Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач....
Подобие треугольников и применение подобия к решению задач.
Подобие треугольников и применение подобия к решению задач....