Общие аспекты организации работы по подготовке обучающихся к ГИА-9. Черненькая Е.А. МБОУ СОШ №1.
статья по алгебре на тему
Общие аспекты организации работы по подготовке обучающихся к ГИА - 9.
Черненькая Е.А., МБОУ СОШт №1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие аспекты организации работы по подготовке обучающихся к ГИА-9.
Учитель математики МБОУ СОШ №1 г. Климовска
Черненькая Елена Александровна
Необходимость сдачи выпускниками основной школы экзамена по математике в новой форме (ОГЭ) поставила перед учителями ряд вопросов:
- как обучать в новых условиях;
- как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что «мы таких задач не решали»?
Актуальны слова Л.Г. Петерсон: «Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю».
На первый план выходит личность ученика, его отношение к миру, способность к культурному общению и рефлексии, адекватной самооценке и саморазвитию, нацеленность на созидание и добро.
Современный урок - это прежде всего интересный урок. Лишь при этом условии можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения новой темы, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока, его эмоциональная окраска. Обязательно применение различных форм медиаобразования (рефераты, тематические сообщения обучающихся) и ИКТ технологогий (презентации, математические тренажеры, графопостроитель)
Не секрет, что многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Что это значит для дальнейшего обучения - понимают все учителя математики. Экзамен по алгебре - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса, и я начинаю целенаправленно готовить учащихся к такому виду экзамена еще с 5 класса, введя тестовые задания разного уровня сложности в работы учащихся. Работая последние годы в среднем звене школы, принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, ребят с разным темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях, я была вынуждена решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении т.к. не всегда справляются с учёбой. Выход из этой ситуации - дифференцированный подход к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует помнить, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабление учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. Скорее, выделение элементарного уровня овладения математическими умениями позволяет формировать умения применять известные способы и приёмы решения задач в усложнённых и новых ситуациях, а также поднимать уровень, соответствующий повышенным оценкам, естественным образом (личностно – ориентированный подход).
В начале каждого учебного года в 5-9 классах провожу стартовые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. По остаточным знаниям детей условно разделяю детей на группы в соответствии с тремя уровнями подготовки. Чтобы достичь хороших результатов на каждом уроке провожу обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7- м – хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 –м- решение квадратных уравнений. Это глобальные темы, которые нельзя запускать. В 5-7 классах применяю рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами. Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке – лекции. Ребята имеют отдельную тетрадь, в которую записывают предписания и образец выполнения задания. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма очень часто (каждый урок или через урок) провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами или объясняю ещё раз, вызывая к доске. При организации работы в группах, в парах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке моя работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации.
(технология сотрудничества). Оценивая учащихся, даю возможность получить более высокую отметку и поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (или с моей помощью), а затем решить аналогичное задание на уроке. Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная (технологии здоровьесбережения, создание комфортной психологической обстановки).
Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не может привести стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. Алгоритмизация охватывает не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она является целесообразной. Система алгоритмов позволяет усовершенствовать учебный процесс на этапе формирования навыков в решении типовых задач и создаёт широкие возможности для активной самостоятельной работы учащихся (элементы проектной и исследовательской деятельности на уроках).
В 8 и 9 классах учащихся знакомлю с демоверсиями КИМ прошлых лет.
В 9 классе разрабатываю систему подготовки учащихся к экзамену за курс основной школы.
В календарно-тематическое планирование уроков алгебры за 9-й класс вношу темы, которые нужно повторить.
Повторение провожу как на уроках, так и после уроков через системные консультации. На уроке, создав микроклимат в классе, отрабатываю алгоритмизацию действий; удерживая интерес учащихся к предмету, формирую мотивацию к обучению. Учащиеся хорошо усваивают обязательный минимум материала по математике, если пользуются методическими приемами:
- решение задач по образцу;
- рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи;
- составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения;
- правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы;
- использование элемента соревнования, игровые моменты.
Провожу тематический контроль с помощью тестирования.
Провожу уроки обобщения и систематизации знаний. Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать процесс повторения учащимися учебного материала завершенным. Основное назначение этих уроков заключается в усвоении учащимися связей и отношений между понятиями, теориями, в формировании целостного представления у учащихся об изученном материале, его значимости и применения в конкретных условиях. Обобщение и повторение ориентированы на то, чтобы учащиеся успешно сдали экзамены по математике.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности.
- Составление планирования таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
- Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.
- В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
- Продумывать систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике
- Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными обучающимися на уроках математики и внеклассных мероприятиях
В статье идет речь о работе с одаренными детьми на уроках математики...
Организация работы по подготовке к ГИА по обществознанию
Систематизация опыта работы по подготовке учащихся 9-ых классов к ГИА по обществознанию. Описание данного опыта работы....
Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по ОРКСЭ
Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по ОРКСЭ...
Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой аттестации по новой форме.
В помощь классному руководителю - учителю-предметнику...
Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)
Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой атт...
Организация работы по подготовке обучающихся к успешному участию в физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях по ориентированию на местности (трейл-ориентированию).
Анализ собственных мероприятий и зарубежного опыта по подготовке трасс трейл-ориентирования для детей и новичковпозволил нам сформулировать рекомендации по обучению школьников основам ориентирования н...
Презентация на тему: "Особенности организации работы по сопровождению обучающихся, попавших в "группу риска" по результатам социально-психологического тестирования в общеобразовательной организации".
В презентации дан сравнительный анализ социально-психологического тестироания обучающихся за 2022-2023 , 2023-2024 учебный год. Представлен алгоритм работы педагога-психолога с детьми, имеющими фактор...