Конспект урока по теме "Признак делимости на 3 и на 9"
план-конспект урока по алгебре (6 класс)
Учебная задача урока: В совместной деятельности с учащимися сформулировать признаки делимости на 3 и на 9.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Признаки делимости на 3 и на 9»
Характеристика урока
Тема урока: «Признаки делимости на 3 и на 9»
Тип урока: комбинированный
Учебная задача урока: В совместной деятельности с учащимися сформулировать признаки делимости на 3 и на 9.
Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
- Знает
- признаки делимости на 3 и на 9.
- Умеет
- определять числа, кратные 3 и 9,
- использовать признаки делимости для решения задач.
- Понимает
- различия в понятиях «цифра» и «число»,
-что для определения кратности числа трем или девяти, надо найти сумму цифр числа.
Учебные действия, формируемые на уроке:
- Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
- Регулятивные: Составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий.
- Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь доказывать собственное мнение.
- Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; выдвигать гипотезы и обосновывать их.
Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ
Форма работы: фронтальная, групповая
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура урока:
- Мотивационно-ориентировочная часть (5 мин.)
- Операционно-познавательная часть (35 мин.)
- Рефлексивно-оценочная часть (5 мин.)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
| ||
Актуализация знаний (фронтальная работа со всем классом) | ||
| Учащиеся называют числа, повторяя формулировки признаков делимости на 2, 5, 10. - Число делится на 2, если запись этого числа оканчивается четной цифрой; - Число делится на 5, если запись этого числа оканчивается цифрой 5 или 0; - Число делится на 10, если запись этого числа оканчивается цифрой 0. | |
| 4) Натуральные числа – это числа, которые применяются для пересчета предметов 5) 1 6) Назвать нельзя, т.к. натуральных чисел бесконечное множество 7) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 8) Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка 9) Кратным натурального числа а называют натуральное число, которое делится на а без остатка | |
Мотивация (фронтальная работа со всем классом) | ||
223546589(3) -39 986442984(3,9) -54 876538530 (3,9) -45 098755575 (3) - 51 543658797 875537436 (3) - 48 987753420 (3,9) - 45 986563425 (3) – 48
|
На 5 делятся: 876538530, 098755575, 987753420, 986563425; На 10 делятся: 876538530, 987753420,
| |
Учебная задача: найти и сформулировать признаки делимости на другие числа, в частности на 3 и на 9. | ||
| ||
Тема урока: «Признаки делимости на 3 и 9» Класс делится на 5 групп | ||
Каждая группа получает карточку с 8 числами, например, 46658976 (69), 98766454 (63), 57908508 (60), 32365698 (60), 87876990 (61), 90761076 (36), 75298798 (54), 64059705 (36),
Выясним, можно ли разложить 225 яблок в 3 ящика поровну? Рассуждение вместе с классом: Сколько сотен, десятков и единиц в данном числе? Если мы возьмем одну сотню и разложим в 3 корзины поровну – сколько яблок останется лишними? Значит, с каждой сотни по 1 яблоку, т.е. с 2 сотен – 2 яблока. Если мы возьмем 1 десяток и разложим в 3 корзины поровну – сколько останется лишних яблок? Т.е. с наших 2 десятков – 2 яблока. И еще у нас 5 яблок. Итого не разложенными в корзины у нас остается: 2+2+5 яблок, всего 9 яблок, которые мы легко распределим по 3 корзинам. Вывод: А в 9 ящиков? Посмотрите внимательно на наши рассуждения, что интересного вы заметили? Какой вывод можно сделать?
Выясним, действительно ли число 64059705 делится на 9: От 60 000 000 в остатке От 4 000 000 в остатке От 50 000 остается От 9 000 ничего не остается От 700 остается От 5 остается Какое число в остатке? Остаток от деления делится на 9? А какова сумма цифр этого остатка? |
Отсюда предположение, что если сумма цифр числа делится на 3, то и само число делится на 3. 2 сотни, 2 десятка и 5 единиц. 1 яблоко. 1 яблоко с каждого десятка. 225 яблок можно разложить в 3 корзины. Тоже можно. Остаток от деления числа на 3 делится на 3, значит и все число делится на 3.
Отсюда предположение, что если сумма цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9. 6 000 000 400 000 5 000 0 70 5 6405075 6405075:9=711 675 - делится 6+4+5+7+5=27 27 тоже делится на 9! | |
Усвоение новых знаний и способов действий
С.14№ 61 Какие из чисел 75 432, 2 772 825, 5 402 070 делятся на 3? Какие из них делятся на 9? Ответ обоснуйте |
7+5+4+3+2=21, следовательно число делится на 3, 2772825 2+7+7+2+8+2+5=33, следовательно число делится на 3, 5402070 5+4+0+2+0+7+0=18, следовательно число делится на 3и на 9. | |
Какие цифры надо поставить на место звездочек, чтобы полученные числа делились на 3? А чтобы они делились на 9? Ответ обоснуйте | 2) Чтобы полученные числа делились на 3, надо на место звездочек подставить цифры: 2*5: цифры 2,5,8 46*: цифры 2,5,8 *14: цифры 1,4,7 Т.к. сумма цифр полученных чисел делится на 3. Чтобы полученные числа делились на 9, надо на место звездочек подставить цифры: 2*5: цифру 2 46*: цифру 8 *14: цифру 4 Т.к. сумма цифр полученных чисел делится на 9. | |
Прочитайте задачу. Как вы понимаете ее вопрос? | 3) Вопрос задачи в том, можно ли поделить данное число на 3. Решить ее можно устно, используя признаки делимости на 3. 25 конфет нельзя поделить на три подарка, т.к. 2+5=7,число не делится на три 75 конфет можно разложить в три подарка, т.к. 7+5=12, число кратно трем 63 конфеты можно разложить в три подарка, т.к. 6+3=9, число кратно трем | |
III. Рефлексивно-оценочная часть | ||
| - Сформулировать признаки делимости на 3 и 9 - Да - Анализируя различные числа, сформулировали признаки и доказали их. - Если сумма цифр числа кратна 3, то число делится на 3. Если сумма цифр числа кратна 9, то число делится на 9 - Сможем. Число 975 делится на 3, но не делится на 9, т.к. сумма цифр этого числа равна 21. | |
Задание на дом: Выучить теорию по тетради и учебнику § 1 , п.3 , стр 13-14 № 67 С.14,№86, 87 С.16 Решение: № 67 В каждом стойле коровника 9 коров. Может ли быть, что всего в коровнике 542 коровы? 288 коров? Число 542 не делится на 9: 5+4+2= 11. Значит, 542 коровы в коровнике быть не может. Число 288 делится на 9, т.к. 2+8+8=18. Значит, 288 коров может быть в коровнике № 86 На 3 делятся числа: 240, 246, 252, т.к. сумма цифр этих чисел кратна 3: 2+4+0=6, 2+4+6=12, 2+5+2=9. На 9 делится число 252, т.к. Если сумма его цифр кратна 9: 2+5+2=9 Числа 242, 244, 248, 250 не делятся ни на 3, ни на 9, т.к. сумма их цифр не делится ни на 3, ни на 9: 2+4+2=8; 2+4+4=10; 2+4+8=14; 2+5+0=7 №87 В запись *723 надо подставить 6, т.к. число 6723 делится на 9: 6+7+2+3=18 В запись 5*36 надо подставить 4, т.к. число 5436 делится на 9: 5+4+3+6= 18 В запись 111* надо подставить 6, т.к. число 1116 делится на 9: 1+1+1+6=9 |
Домашняя работа № 89 90,92
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Конспект урока математики "Делимость чисел"
Урок обобщения и закрепления материала.- обобщение изученного материала по теме: “делимость чисел”;- отработка навыков применения признаков делимости, нахождения НОД и НОК чисел;- развитие логического...
конспект урока Признаки делимости
разработка урока по теме «Признаки делимости на 25, 50 », (5- 6 класс)...
План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.
Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Конспект урока "Признаки делимости на 6,7,8"
Признаки делимости 6,7,8. Открытый урок...
Разработка урокапо географии Тывы "Реки Тывы"
Комбинированный урок...