Организация работы над проектами на уроках математики
статья по алгебре (5 класс)
В данной статье раассмотрены вопросы совместной работы учителя и ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_nad_proektami_na_urokah_matematiki.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы над проектами на уроках математики
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на проектирование. Следует отметить, что проекты в 5–6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников. 105 Общеизвестно, что к концу 7 – началу 8 класса интерес учащихся к предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60 % учащихся к 8 классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными. При организации проектной деятельности на уроках математики необходимо включить в проекты задания прикладной направленности. Наиболее привлекательным для учителя математики в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: – появляется возможность осуществления приблизительных, прикидочных действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем; – зарождаются основы системного мышления; – формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов; – развиваются творческие способности, воображение, фантазия; – воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности. Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. И главное – это то, что метод проектов сочетается с любым УМК и другими учебными средствами. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, алгоритмов и теорем. В этом случае урок приобретает новую форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания. 106 За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: «оригинальность», «научность», «актуальность» и т.п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается в 5–6 классах. Общие направления, по которым можно формулировать конкретные темы проектов: 5–7 классы 1. Знакомимся: треугольник. 2. 4 = 100? (Системы счисления.) 3. В каких единицах будем измерять? 4. На все 100! (Проценты.) 5. Геометрические формы вокруг нас. 6. «Когда-то многие считали, что нуль не значит ничего…» 7. Дроби. 8. Такие разные «+» и «–». 9. Гулливер и лилипуты (масштаб). 8–9 классы 1. Теорема Пифагора – сокровище геометрии. 2. Длина, площадь, объем – что общего? 3. Кривые второго порядка. 4. Многоликая степенная функция. 5. Особые представители последовательностей – арифметическая и геометрическая прогрессии. Метод проектов является отличным дополнением к традиционным методам обучения математике. В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, самообучение происходит за счет эксплуатации памяти, а метод проектов: – развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; – развивает творческие способности и самостоятельность; – ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; – творческий по самой своей сути, так как предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; 107 – позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность. С помощью метода проектов возможно научить: – выявлять и формулировать проблемы; – проводить их анализ; – находить пути их решения; – работать с информацией; – находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; – применять полученную информацию для решения поставленных задач. В ходе реализации проектов, конечно же, происходит формирование универсальных учебных действий, которые являются результатами образовательной деятельности, например: – регулятивные: умение составлять план и последовательность действий; – познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, со слушателями, участниками группы; – личностные: проявление интереса и активности в выборе решения. Именно работа над проектом ставит ребенка в такую ситуацию, когда ему нужно новую информацию анализировать, отбирать самую главную, перерабатывать и предъявлять окружающим. Поэтому в проектной деятельности успешно формируются информационные компетенции. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должно помочь ученикам приобрести вышеперечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Литература 1. Андреасян И.М. Учимся учить: учебное пособие. Минск: Лексис, 2003. 136 с. 108 2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с. 3. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с. 4. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Про-пресс, 1998. 120 с. 5. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатика и образование. 1996. N 1, 2. С. 34–38. 6. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: пер. с англ. М.: Генезис,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики»
Выступление на ГМО учителей математики «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики». Сегодня это очень актуальная тема. Учитель, применяющий индивидуальный подход к каждому ребе...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ С ДВУМЯ, ТРЕМЯ КЛАССАМИ
Выпускная квалификационная работа...
Работа в паре на уроке математики: цели, технология организации (из опыта работы)
Текст выступления на Всероссийском семинаре "Технология развития критического мышления в аспекте требований ФГОС" 12.12.2018 г....
Организация работы в группе на уроке математики
Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практика показы...
Проектная деятельность на уроках литературы. Организация работы над проектом по теме: "А.М. Горький. "На дне"
Цели проекта: расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;приобщение к культуре исследования;воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к само...
Организация работы в группе на уроке математики
Организация работы в группе на уроке математики...