Активные методы обучения на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5 класс)
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно,
но ребенок должен быть еще
и подготовлен к жизни
Д. Дьюи
Задача современной школы состоит в подготовке выпускника, обладающего не только современными знаниями и умениями, но и качествами, которые обеспечивают человека уверенностью в жизни: позволяют быстро приспосабливаться к новым условиям, находить эффективные способы решения сложных задач, демонстрировать творческий подход, креативность, умение создавать эффективные коммуникативные связи с разными людьми. В формировании таких качеств большую роль играет школьная дисциплина «Математика». В новых федеральных государственных образовательных стандартах говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности». Задача учителя современной школы – найти такие педагогические технологии, которые будут способствовать формированию познавательной активности, самостоятельности учащихся, умения рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижение истины. Решать эти проблемы старыми традиционными методами нельзя. На уроках математики необходимо создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий. У многих школьников замечаю равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, ее профессиональной подготовки. Необходима педагогика творчества и сотрудничества, она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека-деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ребенок работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в период, когда у ребенка еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в это время нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке. Что же представляют собой активные методы обучения (АМО)? Замечательно сказал о них немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения Готфрид-Эфраим Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и, хотя криво, да сами». Эти слова хорошо передают смысл активных методов обучения. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока еще нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятие АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения – такие как интерактивный семинар, круглый стол, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе усвоения учебного материала. Система активных методов обучения направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной практической деятельности. Активные методы обучения позволяют детям учиться по способностям, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. 100 Ученик не только активно усваивает новые знания, но и приобщается к опыту творческой активности, учится планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, то есть приобретает умение не только учиться, но и учить. Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя различные приемы работы. Приведу некоторые примеры из своей практики. Прием «Составление логических цепочек» Использование приема позволяет осознать и осмыслить изученный материал и запомнить определения.
Тема урока: Прямая. Отрезок. Луч. Цели: повторить понятия прямой, отрезка, луча; развивать умение решать геометрические задачи. Игра «Собери определение». Задание: закончите каждое определение, выбрав из предложенных вариантов его правильное окончание. Отрезок – это часть прямой… Луч – это часть прямой… Угол – это геометрическая фигура… Варианты ответов: а) образованная двумя лучами, имеющими общую точку; б) линия, имеющая начало и конец; в) ограниченная двумя ее точками; г) состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки; д) образованная тремя лучами с общим началом; е) ограниченная с одной стороны точкой. Учащиеся конструируют определения, приклеивая разрезанные части на лист бумаги (возможно использование интерактивной доски). Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Представленные ниже приемы развивают потребность учащихся к творческой деятельности, самовыражению, самоактуализации через различные виды заданий, инициативу и самостоятельность. Практическая работа «Сумма углов треугольника» (5 класс) Тема урока: Свойства углов треугольника. Цели: вывести свойства углов треугольника; сформировать умение использовать их при решении задач. Задание: Постройте в тетради два разных треугольника. Для каждого треугольника измерьте углы и найдите их сумму. Два человека выполняют эту работу на доске, остальные – в тетрадях. Результаты обсуждаются всем классом. Делается вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусов. 101 Буквенный диктант Такой диктант можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем составляют слово. При использовании приема «буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса, даже из кроссвордов. Этот прием ценен для развивающего обучения, но еще мало разработан как теоретически, так и практически. Например: 5 класс Т – цирковая кличка собаки Каштанки (тетка). Р – полевой цветок народный, для гадания пригодный (ромашка). О – время года, когда листья становятся разноцветными (осень). 3 – свет мой… скажи, да всю правду расскажи (зеркальце). Е – самая плохая оценка (7 букв) (единица). К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел (колобок). О – металл, из которого сделан стойкий солдатик (олово). Из первых букв составляем слово – отрезок. 9 класс О – суша посреди моря (остров). П – параллелограмм, у которого диагонали равны (прямоугольник). 3 – утренняя трапеза (завтрак). А – домашний бассейн для рыб (аквариум). Е – детский юмористический журнал (Ералаш). К – английский писатель, которому обязан своей всемирной известностью Маугли (Киплинг). А – математическое предложение, принимаемое без доказательств (аксиома). Ь – буква, превращающая геометрическую фигуру в топливо (угол – уголь). Л – царствующая особа из земноводных (лягушка). Т – четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны (трапеция). Получаем слово – показатель. Числовой диктант При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во-первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы даем не просто возможность считать, но и подсчитывать 102 вещи (понятия, величины, единицы), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету (т.е. пытаемся расширить кругозор детей). В-третьих, предлагая аналогичные задания для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить работу, а она для них очень интересна. Например: 7 класс 1. Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата. 2. Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, которое принимается без доказательства. 3. К количеству букв в слове, которое обозначает математическое утверждение, принимаемое без доказательства, прибавьте 2 % от 550 (аксиома – 7 букв; 7 + 11 = 18). 4. Количество материков умножьте на количество океанов (6 × 4 = 24). 5. Количество признаков равенства треугольников умножьте на порядковый номер ноты «ля» в октаве (3 × 6 = 18). 6. Из количества букв восьмого месяца в году вычтите количество букв в названии семейства, к которому принадлежит шиповник (август – 6 букв; розоцветных – 11 букв, 6 – 11 = -5). 7. Найдите сумму цифр года Полтавской битвы. Цифровой диктант Этот прием, пришедший в математику из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получает «плюс» за работу на данном этапе урока. Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Круглый стол Это один из методов активного обучения. Характерной особенностью круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Ребята обмениваются знаниями, у них вырабатываются умения излагать мысли, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения; происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также появляются вопросы для обсуждения. Принцип круглого стола «расположение участников лицом друг к другу» способствует росту активности, увеличению числа высказы- 103 ваний, дает возможность участвовать в обсуждении каждому ребенку, включает несловесные средства общения: мимику, жесты, эмоциональные проявления. Во время проведения круглого стола царит деловой шум, многоголосье, что формирует атмосферу сотворчества и заинтересованности. Учитель создает рабочую обстановку, дает возможность высказаться каждому, следит за правильностью рассуждений. Все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий. В моей педагогической практике при изучении темы «Квадратные уравнения» с успехом применяется дискуссия, которая является основной частью круглого стола. Заранее готовятся вопросы, которые можно ставить при обсуждении, а я обеспечиваю широкое вовлечение в разговор как можно большее количество ребят. Необходимо не допускать уход беседы за рамки обсуждаемой проблемы, не торопиться отвечать на вопросы за ученика, а переадресовывать их аудитории. На занятии, проводимом в активной форме, главными являются ученики, а учитель должен пробудить их активность. Моя задача – помочь учащимся найти себя, открыть свои способности. Чтобы воспитать в детях интерес и любовь к математике, надо организовать учебную деятельность так, чтобы развивать у них необходимые для этого умения и навыки. Уроки, групповые занятия, элективные курсы прививают ученикам интерес к исследованию и вооружают их методами научно-исследовательской работы. В этой связи интересными видами заданий могут стать разного рода учебные проблемные ситуации, проектные и практические задачи, задания учебно-исследовательского характера. Например, изучение тем «Применение подобия треугольников к решению задач», «Решение квадратных уравнений с параметром», «Теорема Пифагора» было организовано в форме проектной деятельности, что позволило учащимся проявить активность при самостоятельной постановке задач, планировании действий, поиске источников информации, включая интернет-ресурсы, и работе и ними, а главное – в выборе продукта проектной деятельности. Результатами изучения указанных тем стали не только хорошие знания, но и «Ученический справочник», памятка, алгоритм решения задач по теореме Пифагора. Первые опыты использования активных методов обучения дают положительные результаты. Мои ученики ежегодно принимают активное участие в дистанционных международных и всероссийских творческих конкурсах по математике («Творчонок», «Эврика-2018», «Арифметические и логические головоломки», «Ярмарка талантов», «Одареша»), во Всероссийском конкурсе «Мультитест», организованном институтом школьного образования; Международном конкурсе-марафоне «Матемис-2018», в международных и всероссийских онлайн-олимпиадах «Зимний фестиваль знаний – 2018», «Копилка знаний», «Эрудит», «Точные науки» и многих других. Для предоставления учащимся возможности освоить активные методы обучения математике в условиях реализации ФГОС ООО я постоянно рабо- 104 таю над совершенствованием уровня профессионального мастерства и делюсь накопленным опытом с коллегами по профессиональному сообществу. С целью диссеминации педагогического опыта принимаю участие в различных дистанционных международных и всероссийских конкурсах, олимпиадах, тестированиях, вебинарах и семинарах («Оценка уровня квалификации педагогических работников: учитель математики», «Требования ФГОС нового поколения и их реализация в преподавании математики», «Организация урока в условиях реализации требований ФГОС» и других). Чтобы обучать детей активным методам, активным должен быть сам педагог. Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения, ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит, и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий педагог может развить интерес детей к своему предмету, желание изучать его, а следовательно, добиться хороших знаний. Наши учащиеся в малокомплектных начальных школах получают полноценные знания: после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в старших классах, техникумах, вузах. И как бы ни было нам трудно, мы должны строго придерживаться требований новых образовательных стандартов во благо наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на уроках математики
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - п...
Статья по теме : "Активные методы обучения на уроках математики в условиях ФГОС".
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабоче...
Применение активных методов обучения на уроках математики.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....
Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.
Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе. «Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем ...
Технология активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно – деятельностного подхода.
статья с технологическими картами этапов урока, представленных в виде активных методов обучения....
Активные методы обучения на уроках математики
Методический семинар "Активные методы обучения на уроках математики" на районном МО математиков...