урок-аукцион "Арифметическая прогрессия"
презентация к уроку по алгебре (9 класс)

урок обобщения материала по теме "Арифметическая прогрессия" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx31.54 КБ
Файл otkrytyy_urok-1.pptx743.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: математика

Класс: 9г

Школа: МОБУ СОШ «Муринский ЦО№1»

Учитель: Мельник А. И.

УМК: Никольский С. М.

Тема урока

Прогрессии

Цель урока

Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме, проверка умения и навыков учащихся, подготовка к ОГЭ.

Развивающая: развитие умения видеть и применять изученные формулы в решении задач; формирование интереса к изучению математики.

Воспитательная: развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умения общаться, умения оценивать свои достижения.

Задачи

Образовательные: повторить теоретический материал по теме, совершенствовать навыки работы учащихся с формулами.

Развивающие: учить детей приёмам мыслительной деятельности, опираясь на их субъектный опыт, мотивируя каждый шаг учебной деятельности. Развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление, грамотную речь. Способствовать формированию интеллектуальных умений и владению мыслительными операциями, анализом и синтезом, умением делать выводы, обобщением. Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. Продолжить формирование умения самоконтроля, взаимоконтроля, развить навыки продуктивного общения со сверстниками.

Воспитательные: воспитывать стремление детей к совершенствованию знаний. Воспитывать культуру учебного труда. Воспитывать навыки коммуникативной деятельности. Формировать объективную самооценку знаний.

Планируемые результаты обучения

Личностные: осознание ценностей математического знания, как важнейшего компонента познания реального мира.

Предметные:

  • Знать определения арифметической прогрессии, характеристические  свойства арифметической прогрессии, формулы п-го члена арифметической прогрессии, формулы для нахождения суммы п первых членов арифметической прогрессии,
  • Уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме из открытого банка ОГЭ
  • Уметь применять формулы при решении заданий на компьютере;
  • Продолжить дальнейшую работу по выработке умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе; умение учиться в общении со сверстниками; умение  высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Компетенции, формируемые на уроке

Общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

УУД

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, осознают необходимость изучения математики, проявляют положительное отношение к урокам математики, интерес к прочному усвоению учебного материала, способам решения учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; стимулирование стремления к саморазвитию, формирование самооценки.

 Регулятивные УУД: целеполагание - как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планирование - как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка - как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; принимают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств её достижения,  используют наряду с основными и дополнительные средства получения информации.

 Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Основные понятия

Арифметическая прогрессии, разность арифметической прогрессии, сумма n-членов прогрессии.

Ресурсы

Тип урока:

Совершенствование умений и навыков.  

 Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая, парная  

Приёмы обучения

Речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность

Необходимое техническое оборудование

Мультимедийное оборудование, раздаточный материал, мел, классная доска, компьютеры

Использование педагогических технологий

На уроке использовался системно - деятельностный метод обучения.

Методический инструментарий

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
  • по виду источника знаний: словесно-наглядно-практический
  • по форме совместной деятельности: групповая работа учащихся, работа учащихся в парах

Методы мотивирования учебной активности учащихся: стихи, апелляция к эмоциям детей, апелляция к жизненному опыту детей, практическое задание.

Методы контроля: самоконтроль и взаимоконтроль.

Средства:

Предметные: письменные и устные упражнения, презентация.

Практические: письменные и устные упражнения.

Интеллектуальные: анализ, синтез.

                                                            Ход урока:

1.Оргмомент.

Слайд №2.  Девиз урока: «Закончился   20 век.

                                          Куда стремится человек?

                                          Изучены космос и моря,

                                          Строенье звезд и вся Земля.

                                          Но математиков зовет

                                          Известный лозунг:

                                          Прогрессио- движение вперед!»

 Откройте тетради. Запишите 29.01.2020 г. Классная работа.

2.Постановка темы и целей урока.

Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы проводим урок-аукцион. Что такое аукцион?

Слайд №3. Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Аукционер - участник аукциона.

Аукционист - человек, ведущий аукцион.

- «Товар» на аукционе – это «лот». Товаром на уроке сегодня будут задания на арифметическую прогрессию, различные по сложности. Чтобы «купить» лот - нужны ваши знания.  На продажу    выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда (группа) в обмен на знания.

- Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

 Какие задачи поставим на урок?

(Закрепить умение применять формулы n-ого члена арифметической прогрессии.)

Работать вы будете в группах. Каждая группа может заработать смайлы за которые вы получите оценки:

Слайд №4.

«5» 50-66 смайлов

«4»-40-59 смайлов

«3»- 30-39 смайлов

У вас на партах лежать оценочные листы. Впишите свои фамилии.

Фамилия имя ученика

Стартовый капитал

ЛОТ

Найди соответствие.

Дополнительные баллы

Итоговая оценка

Консультант

Спикер

Исполнитель

Исполнитель

Исполнитель

3. Устный счет:

Чтобы участвовать в торгах вам необходимо приобрести «Стартовый капитал». Каждой команде нужно выполнить задание. За которое команда получит «Смайлы».  У каждой команды есть возможность исправить ошибки другой команды и получить дополнительные «Смайлы»

 Чья команда набирает большее количество смайлов, получает возможность выбрать ЛОТ.

Слайд №5. «СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ»

ЗАДАНИЕ №1.  Последовательность  задана формулой:

Укажите номер члена этой последовательности, если он равен 144? 225? 100? Ответ: 144-12; 225-15; 100-10;

Являются ли членами этой последовательности числа 48? 49? 168? Ответ: 48- нет; 49-да; 168-нет.  6 смайлов.

Слайд №6. ЗАДАНИЕ №2 О последовательности  известно, что

Найдите первые три члена этой последовательности. Ответ: 2; 7; 22

Каким членом последовательности будут числа:31,46,151? Ответ: 11,24,49 6 смайлов.

Слайд №7 ЗАДАНИЕ № 3 О последовательности  известно, что

Найдите третий  , пятый, восьмой член этой последовательности  Ответ 13, 19, 28

Каким членом последовательности будут числа: 34;154;304? Ответ: 10,50,100 6 смайлов.

Дополнительные задания:

 1. Найдите, для каждой последовательности, следующие два члена:

                   - 2; 6; 10; 14; 18; … 22;26.

                  - 11; 8; 5; 2; -1; … -4; -7

                 - 5; 5; 5; 5; 5; …5;5     6 смайлов

2.) Найдите член арифметической прогрессии, обозначенный буквой:

        - …; 6; х; 10; 12; … 8

        -  …; 11; х; 19; 23; …15

        -  …; 7; х; 13; 16; …10   3 смайла.

Итак, подведем итоги.

Слайд №8.

ЛОТ №1 8 заданий по 7,5 смайлов за каждое. Всего 60смайлов.

ЛОТ №2  6 заданий по 10смайлов за каждое. Всего 60 смайлов.

ЛОТ№3   3 задания по 20 смайлов за каждое. Всего 60 смайлов.

  Слайд №9ЛОТ №1

а1

d

аn

n

7

4

55

13

2

2

80

40

56

-3

26

11

2

12

50

5

9

2

21

7

-5

-2

-19

8

-4,5

0.5

-3

4

3.6

-3

-11,4

6

Слайд №10. ЛОТ№2

ЛОТ№2

  1. Дано:  Найти: . (-3)
  2. Дано: . Найти: d, (-1)
  3. Дано: Найти номер члена прогрессии, равного 34. (41)
  4. Является ли число 53 членом арифметической прогрессии -31; -28; ...

если да, то определите его порядковый номер. (29)

  1. Дано: .  Найти: .(0,5)
  2. Дано: (8,5)

Слайд №11.ЛОТ№3

Решить и объяснить решение

1) В угловом секторе стадиона в первом ряду 7 мест, а в каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в 26 –ом ряду?

Решение: а1 = 7; d = 2; a26 = 7+2*25 = 57    Ответ: в 26 ряду 57 мест.

2) Отдыхающий, следуя совету врача, в первый день загорал 5 минут. А в каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 минут. На какой день время пребывания на солнце будет равно 40 минут?

Решение: а1 = 5; d = 5; an = 40.      an = а1 + d (n-1).    40 = 5 + 5(n-1) = 5 + 5n – 5 = 5n.     n = 8.    

Ответ: на 8 день.

3): Студенты должны выложить плиткой мостовую. В 1 день они выложили 3 м. Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 2 м больше, чем в предыдущий. Сколько м уложат студенты за 15 дней.

Решение: а1 = 3; d = 2; a15 = ?.   a15 =  а1 + 14  d = 3 + 14*2 = 31   Ответ:  31 метр.

Слайд №12

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

  Мы  знаем,  что  любая  последовательность  имеет  вид

А

4; 7; 10;…;31

2

  Пусть  в  этой  последовательности  

   а1=4; а2=7; а3=10; … ; аn=31  ,    

т.е.  пусть  мы  имеем  последовательность

В

предыдущему,  сложенному  с  числом  3

3

  В  этой последовательности -5; - 2; 1;…. каждый  последующий  член  равен

С

равен  предыдущему, сложенному  с  числом

(-4)

4

  А  в  последовательности  

14; 10; 6; 2; -2; -6  и  т.д.

каждый  последующий  член

Д

  а1; а2; а3; …;аn  

5

Слово  «прогрессия»  происходит  от  латинского  слова  

Е

начиная  со  второго,  равен  предыдущему  члену,  сложенному  с  одним  и  тем  же  постоянным  для  данной  последовательности  числом

6

  Арифметической  прогрессией  называется  последовательность,  каждый  член  которой

Ж

разностью  прогрессии  и  обозначается  буквой   d

7

  Постоянное  число,  которое  прибавляется  к  каждому  предшествующему  члену прогрессии,  называется  

З

«прогресс»-  движение  вперёд  («успех»,  «постоянное  усиление»).  Термин  и  обозначение         ввели  французские  математики  

Ланьи  (1692)  и  Безу  (1797)

 Тест на соответствие.   Выполняет каждый ученик индивидуально  . найдите соответствие вопроса и ответа. Эти тесты я проверю и на следующий урок объявлю результаты.    

 Ответы: 1-Д; 2-А; 3-В; 4-С; 5-З; 6-Е; 7-Ж. (на интерактивной доске).

Оценивание: «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки, «2» - более 2 ошибок.

 Оценка за тест заноситься в контрольный лист.

Подведем итоги. Подсчитайте сколько смайлов заработала каждая команда.?

  1. Рефлексия урока.  Оцените урок по 10-бальной системе.

-У вас на партах листочки с тестами. Ответьте на вопросы .

1. Результатом своей личной работы считаю, что я …

А. разобрался в теории; Б. Научился решать задачи.

2. Что вам не хватало на уроке при решении задач?

А. знаний; Б. времени; В. Желания; Г. Решал нормально.

3. Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?

А. одноклассники; Б. учитель; В. Учебник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арифметическая прогрессия « ПРОГРЕССИО-ВПЕРЕД »

Слайд 2

Девиз урока: «Закончился 20 век. Куда стремится человек ? Изучены космос и моря, Строенье звезд и вся Земля. Но математиков зовет Известный лозунг: Прогрессио - движение вперед!»

Слайд 3

Аукцион: Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену Аукционер - участник аукциона Аукционист - человек, ведущий аукцион. « Товар » на аукционе – это « лот ». Товаром на уроке сегодня будут задания на арифметическую прогрессию, различные по сложности. Чтобы «купить» лот - нужны ваши знания. На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда (группа) в обмен на знания.

Слайд 4

Аукцион: «5» - 50-66 смайлов «4»- 40-59 смайлов «3»- 30-39 смайлов

Слайд 5

Аукцион: Фамилия имя ученика Стартовый капитал ЛОТ Найди соответствие. Дополнительные баллы Итоговая оценка Консультант Спикер Исполнитель Исполнитель Исполнитель

Слайд 6

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ ЗАДАНИЕ №1 Последовательность задана формулой: Укажите номер члена этой последовательности, если он равен 144? 225? 100? Ответ: 144-12; 225-15; 100-10; 6 смайлов

Слайд 7

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ ЗАДАНИЕ №2 О последовательности известно, что Найдите первые три члена этой последовательности. Ответ: 2; 7; 22 6 смайлов

Слайд 8

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ ЗАДАНИЕ №3 О последовательности известно, что Найдите третий , пятый, восьмой член этой последовательности Ответ : 13, 19, 28 Каким членом последовательности будут числа: 34;154;304? Ответ: 10,50,100 6 смайлов

Слайд 9

Дополнительные задания: 1. Найдите для каждой последовательности следующие два члена: - 2; 6; 10; 14; 18; … Ответ : 22;26 - 11; 8; 5; 2; -1; … Ответ : -4;-7 - 5; 5; 5; 5; 5; … Ответ : 5;5 6 смайлов 2.) Найдите член арифметической прогрессии, обозначенный буквой: - …; 6; х; 10; 12; … Ответ : 8 - …; 11; х; 19; 23; … Ответ : 15 - …; 7; х; 13; 16; … Ответ : 10 3 смайла 6 смайлов 6 смайлов 6 смайлов 6 смайлов 6 смайлов 6 смайлов

Слайд 10

Итак, подведем итоги

Слайд 11

ЛОТ №1 8 заданий по 7,5 смайлов за каждое. Всего 60 смайлов. ЛОТ №2 6 заданий по 10смайлов за каждое. Всего 60 смайлов. ЛОТ№3 3 задания по 20 смайлов за каждое. Всего 60 смайлов.

Слайд 12

ЛОТ №1 а 1 а 1 d а n n 7 7 4 55 13 2 2 2 80 40 56 56 -3 26 11 2 2 12 50 5 9 2 21 7 -5 -5 -2 -19 8 -4.5 0.5 -3 4 3.6 3.6 -3 -1 1 . 4 6

Слайд 13

ЛОТ№2 Дано: Найти: . Дано: . Найти: d , Дано: Найти номер члена прогрессии, равного 34. Является ли число 53 членом арифметической прогрессии -31; -28; ... если да, то определите его порядковый номер. Дано: . Найти: . Дано: Ответ : -3 Ответ : -1 Ответ : 41 Ответ : ДА, 29 Ответ : 0.5 Ответ : 8.5

Слайд 14

ЛОТ№ 3 1) : В угловом секторе стадиона в первом ряду 7 мест, а в каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в 26 – ом ряду? Решение: а 1 = 7; d = 2; a 26 = 7+2*25 = 57 Ответ: в 26 ряду 57 мест. Решить и объяснить решение

Слайд 15

ЛОТ№ 3 2) : Отдыхающий, следуя совету врача, в первый день загорал 5 минут. А в каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 минут. На какой день время пребывания на солнце будет равно 40 минут? Решение: а 1 = 5; d = 5; a n = 40. a n = а 1 + d ( n -1). 40 = 5 + 5( n -1) = 5 + 5 n – 5 = 5 n . n = 8. Ответ: на 8 день. Решить и объяснить решение

Слайд 16

ЛОТ№ 3 3): Студенты должны выложить плиткой мостовую. В 1 день они выложили 3 м. Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 2 м больше, чем в предыдущий. Сколько м уложат студенты за 15 дней. Решение: а 1 = 3; d = 2; a 15 = ?. a 15 = а 1 + 14 d = 3 + 14*2 = 31 Ответ: 31 метр. Решить и объяснить решение

Слайд 17

Тест на соответствие найдите соответствие вопроса и ответа № п/п Вопросы 1 Мы знаем, что любая последовательность имеет вид 2 Пусть в этой последовательности а 1 =4; а 2 =7; а 3 =10; … ; а n =31 , т.е. пусть мы имеем последовательность 3 В этой последовательности -5; - 2; 1;…. каждый последующий член равен 4 А в последовательности 14; 10; 6; 2; -2; -6 и т.д. каждый последующий член 5 Слово «прогрессия» происходит от латинского слова 6 Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой 7 Постоянное число, которое прибавляется к каждому предшествующему члену прогрессии, называется Ответы А 4; 7; 10;…;31 В предыдущему, сложенному с числом 3 С равен предыдущему, сложенному с числом (-4) Д а 1; а 2; а 3; …; а n Е начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же постоянным для данной последовательности числом Ж разностью прогрессии и обозначается буквой d З «прогресс»- движение вперёд («успех», «постоянное усиление»). Термин и обозначение ввели французские математики Ланьи (1692) и Безу (1797)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 9 классе "Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии".

Это урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся  с  понятием арифметическая прогрессия,  изучить свойства арифметической прогрессии,  способы ее задания.З...

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»

Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...

Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.

Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....

Геометрическая прогрессия - прогрессия размножения

Материалы для обобщения изученной темы "Геометрическая прогрессия", представлена в виде интегрированного урока с применением информационных технологий, содержат презентацию, конспект и все необходимые...

Конструирование системы задач по теме: «Прогрессии. Арифметическая прогрессия»

Цель: Конструирование системы задач по теме: «Прогрессии. Арифметическая прогрессия» прогрессия»для использования на уроках (дифференцированный подход).  Задачи:1. Образовательные:1) обобщение ...

Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

Открытый урок алгебры в 9 классе.  Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...