Статья Использование игр и игровых форм на уроках математики
учебно-методический материал по алгебре (7 класс)
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Домнина Екатерина Игоревна,
учитель математики
ГБОУ ШКОЛА №643 Санкт- Петербурга
«Использование игр и игровых форм на уроках математики»
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
(В.А. Сухомлинский).
В современной школе немаловажная роль отводится дидактическим играм, формирующим умение решать. Игра обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.
Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра формирует навыки, доводит действия до автоматизма, развивает творческие способности. В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, то есть развивают творческие способности.
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры.
создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры(даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит учащегося, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением, и трудом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Организация игровой формы урока
При организации игровой формы урока необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
6. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и кружок красного с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это служит средством активизации детей в игре.
В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике.
На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат.
На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.
Методические требования к проведению урока – игры.
При организации уроков - игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики:
- Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание. Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры (заинтересовать математикой, подготовить детей к организации кружка и так далее).
- Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
- Какие материалы понадобятся для игры.
- Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры.
- На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, чтобы дети пожелали еще раз вернутся к этой игре.
- Как обеспечить более полное участие детей в игре.
- Как организовать наблюдение за учениками, чтобы выяснить заинтересовала ли их игра.
- Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей.
- Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой математический материал.
- Какие выводы следует сообщить детям в заключении, после игры(лучшие моменты игры, наиболее активные участники, недочеты в игре и так далее).
Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Нечего скрывать, что сейчас очень много учащихся со средними и низкими способностями, имеющими большие пробелы в знаниях. Поэтому для того, чтобы ликвидировать огромные пробелы, необходима большая и кропотливая работа по их устранению. Именно игровые ситуации на уроках оказывают неоценимую помощь в их устранении.
Дидактическая игра может проводиться на любом этапе урока, как в качестве устного счета, так и как самостоятельная работа с последующей проверкой, а также для закрепления пройденного материала.
Литература:
В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
Н.Н. Порожнета. Еще одна технология закрепления и повторения. – журнал «Математика в школе», №1, 1997.
Предметные недели в школе. МАТЕМАТИКА: Составитель Гончарова Л.В., 2002.Активные формы работы на уроках математики.
Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
Гончар Д.Р. Устный счет и память: загадки, приемы развития, игры;
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти;
Вильям В. Аткинсон. Память и забота о ней. – Д.: Сталкер, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультминутка в игровой форме на уроках математики
Физкультминутка в игровой форме на уроках математики...
«Использование игр и игровых форм на уроках математики»
Сегодня главное в образовании - развитие, формирование общей культуры человека, способного, в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Важнейшим условием достижения нового качес...
План самообразования"Применение игровых форм на уроках математики"
"Применение игровых форм на уроках математики"...
Статья Использование ИКТ и игровых технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности
В статье описан опыт использования приложения Kahoot и Plickers на уроках английского языка...
физкультминутка в игровой форме на уроках математики
Очень полезный материал для физкультминутки на уроках математики в 5-6 классах....
Презентация на тему "Игровые формы на уроках математики"
Применение игровых технологий на уроках математики.Формирование и развитие познавательных интересов – часть проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процес...
Статья на тему "Применение игровых технологий на уроке математики в 5-6 классах"
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке математики в 5– 6 классах как средство формирования знаний, умений и навыков; роль игр в развитии внимания и мышления учащихся; кл...