деловая игра
план-конспект по алгебре
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по математике
«Производная и её практическое применение»
/деловая игра/
Цели урока:
Обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Производная» (основные формулы и правила дифференцирования, применение производной к исследованию функции, нахождению наибольшего и наименьшего значения функции, физический и геометрический смысл производной).
Развивающие: содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, развитие умений применять знания на практике, находить оптимальные решения, развитие уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения работать в коллективе, умения самооценки и взаимооценки.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к математике, собираться с мыслями и принимать решения, содействовать формированию творческой деятельности учащихся, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, воспитание умения не растеряться в проблемных ситуациях.
Задачи урока:
- возбуждение и поддержание интереса к предмету;
- воспитание ответственного отношения к учению;
- вовлечение учащихся в творческую, поисковую деятельность.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: деловая игра
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Метод обучения – исследовательский метод.
Структура урока:
1. Организационный этап: проверка готовности к уроку.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Актуализация прежних знаний.
4. Работа в группах. На уроке, учащиеся объединяются в пять групп по три человек. Каждая группа получает письмо от организации с заданием.
5. Защита учащимися у доски своих ответов и расчётов. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. В процессе ответа у доски учащиеся отвечают на вопросы учеников других групп.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Ход урока
- Организационный этап: проверка готовности к уроку.
- Нам всем кажется, что в повседневной жизни мы великолепно обходимся без математики. Не правда, ли? Но это совсем не так. Сегодня на уроке мы убедимся в этом.
Начинаем деловую игру по теме «Производная и её практическое применение». Сегодня Ваш класс – научно-расчётный центр. Вы сотрудники этого центра. Центр имеет 5отделов: отдел транспорта, отдел архитектуры, отдел экономики, поисковый отдел и отдел экономической теории. Вам предстоит защитить теоретические знания по теме «Производная», показать умения и навыки применять теоретические знания к решению практических задач.
В научно-расчётный центр пришли письма от различных организаций, которые хотят получить ответы и расчёты на интересующие их вопросы. Вы должны дать полные, обоснованные ответы и расчёты, которые потом будут отправлены заказчикам. Выступающим можно задавать вопросы по теме, помогать искать наилучшие варианты ответов.
- Прежде чем раздать Вам письма, давайте вспомним:
Чему равна производная суммы?
Чему равна производная степенной функции у = х3 ?
В чём заключается геометрический смысл производной?
В чем заключается механический смысл производной?
Производная от скорости по времени есть…?
Что можно сказать о производной в точке экстремума?
В каком случае функция возрастает на некотором промежутке?
В каком случае функция убывает на некотором промежутке?
Если в точке х0 производная меняет знак с плюса на минус, то х0 есть точка…?
Если в точке х0 производная меняет знак с минуса на плюс, то х0 есть точка…?
- Работа в группах.
Сейчас я раздам письма, которые Вы проработаете в своем отделе, после чего представитель от каждого отдела у доски даст расчёты и ответы на вопросы в письмах.
- Отдел транспорта.
Уважаемые сотрудники научно-расчётного центра!
На трассе Артем-Владивосток произошла авария. Для выяснения степени виновности водителя нам необходимо знать:
а) в течении какого времени осуществлялось торможение до полной остановки машины?
б) сколько метров двигалась машина с начала торможения?
в) чему равно ускорение в любой момент времени?
Нами установлено, что тормозной путь определяется по формуле: S (t) =120t-10t3, где t (c), S (м)
С уважением сотрудники транспортной полиции г. Артема.
- Отдел архитектуры.
Уважаемые сотрудники научно-расчётного центра!
Строительная фирма просит Вас помочь в решении следующей проблемы. Нам необходимо провести мост через реку. Мост имеет форму параболы у(х) = рх2. Каким надо сделать уклон насыпи к мосту, чтобы переход с моста на шоссе был плавным? Пролет моста имеет длину L=20 м., стрела провеса f=0,5 м. Предлагаем чертёж нашей работы:
Х
О
f=0,5 м
α
Заранее Вам благодарны.
- Отдел экономики.
Уважаемые сотрудники научно-расчётного центра!
В зоомагазинах используют аквариумы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда, для содержания в них рыб, змей, мышей, хомяков, свинок, ящериц. На завод по изготовлению стеклянной тары обращаются с просьбой изготовить большое количество аквариумов с квадратным дном объёмом 500 л. С целью экономии стекла, просим Вас рассчитать при какой стороне основания площадь поверхности аквариума (без крышки) будет наименьшей?
С уважением сотрудники завода по изготовлению стеклянной тары.
- Отдел поиска.
Уважаемые сотрудники научно-расчётного центра!
Исследователи поверхности суши и подводного пространства океана запустили ракету, которая перемещалась по закону у(х) =3х-х3. Чтобы сделать необходимые выводы, нам надо знать:
а) траекторию движения ракеты;
б) где ракета летит под водой;
в) где ракета летит над водой;
г) в какой точке ракета достигает максимальной высоты и чему она равна;
д) в какой точке ракета погружается на максимальную глубину и чему она равна;
е) в каких точках ракета входит и выходит из воды.
В нашей просьбе просим не отказать.
- Отдел экономической теории.
Уважаемые сотрудники научно-расчётного центра!
Наш цементный завод по договору должен ежедневно поставлять строительной фирме не менее 20 т. цемента. Производственные мощности завода таковы, что выпуск цемента не может превышать 90 т. в день.
При каком объеме производства удельные затраты будут наибольшими (наименьшими), если функция затрат имеет вид: К=-х3+98х2+200х. Удельные затраты составляют .
С уважением сотрудники цементного завода.
5. Защита учащимися у доски своих ответов и расчётов.
Отдел транспорта.
Ответ:
Воспользуемся механическим смыслом производной: производная от координаты по времени есть скорость, то есть S'(t)= V(t)=(120t-10t3)' = 120-30t2.
Так как машина остановилась, то V(t)=0. Имеем:
120-30t2 =0; t=±2 (с). t=-2 не удовлетворяет условию задачи, значит в течении 2 секунд осуществлялось торможение до полной остановки машины.
Найдём путь, пройденный машиной за 2 с.:
S (t) = 120t - 10t3; S (2) =120*2-10*23 =160 (м), значит с начала торможения машина двигалась 160 м.
Производная от скорости по времени есть ускорение, значит:
a (t)=(120-30t2)'= - 60*t
Отдел архитектуры.
Ответ:
Направление подхода к мосту должно совпадать с направлением касательной в конце моста. Нам необходимо найти угловой коэффициент касательной к графику функции у(х) = рх2 в точке (10;0,5).
Парабола проходит через эту точку, значит, её координаты удовлетворяют уравнению у(х) = рх2, то есть 0,5=р102, откуда р = 0,005.
Геометрический смысл производной заключается в том, что значение производной функции y=f(x) в точке х=х0 равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в точке х0, то есть f '(x0)=k=tg α.
Имеем: у'(х) = (рх2)'=(0,005х2)'=0,01х
у'(10)=0,01*10=0,1
k=tg α=0,1
a = arctg 0,1.
Отдел экономики.
Ответ: Пусть сторона квадрата основания будет х дм. х€(0;+∞)
V=x2h, следовательно h=
Sпол = Sбок+Sосн = 4xh+x2 =+x2
Если аквариум вмещает 500 л воды, то объём равен 500 дм3.
Sпол =+x2 = +x2 , S'=2х-
На промежутке (0;+∞) критических точек нет, а стационарная только одна при х=10.
Заметим, что при х<10 S'<0, а при х>10, S' >0. Значит, х=10 – точка минимума на заданном промежутке, а поэтому в этой точке функция достигает своего наименьшего значения. Следовательно, сторона квадрата, служащего основанием аквариума, равна 10 дм.
Отдел поиска.
Ответ:
Нас просят найти траекторию движения ракеты. Для этого надо построить график функции у (х) =3х-х3.
Проведём исследование данной функции:
- D (у) = R, так как у - многочлен.
- Найдём точки пересечения графика с осями координат:
с осью ОУ: х=0, у=0 (0;0)
с осью ОХ: у=0, х=0 или х = ± (0;0), (;0), (-;0)
- у' (х) = (3х-х3)'=3-3х
- у' (х) =0; х=±1
- - + -
-1 1 х
х | (-∞;-1) | -1 | (-1;1) | 1 | (1;+∞) |
у'(х) | - | 0 | + | 0 | - |
у(х) | -2 | 2 | |||
min | max |
Отдел экономической теории.
Ответ:
К=-х3+98х2+200х. Удельные затраты составят =-х2+98х+200
Наша задача сводится к отысканию наибольшего и наименьшего значения функции У= -х2+98х+200. На промежутке [20;90].
У'=-2х+98
-2х+98=0, х=49 - критическая точка функции. Вычисляем значение функции на концах промежутках и в критической точке.
У (20)=1760 У (49)=2601 У (90)=920.
Таким образом, при выпуске 49 тонн цемента в день удельные издержки максимальны, это экономически не выгодно, а при выпуске 90 тонн в день минимально, следовательно можно посоветовать работать заводу на предельной мощности.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия). Выставление оценок.
7. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Сегодня мы выяснили, зачем нужно изучать производную, где можно использовать знания, связанные с производной в жизни. Не зря Н.И. Лобачевский сказал: «… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…».
С помощью производной можно находить:
- скорость, ускорение;
- исследовать функции на монотонность и экстремумы и строить их графики;
- находить наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке;
- решать задачи на нахождение наибольших и наименьших значений величин;
- находить уравнение касательной к графику функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »
Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...
Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"
Знакомство с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...
Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"
Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...
«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры
Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....