Мастер-класс «Использование интерактивной творческой среды "1С: Математический конструктор" на уроках математики"
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Данную работу можно использовать при обобщение опыта работы при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ с использованием инструментальной среды «1С: "Математический конструктор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 991.9 КБ |
master-klass.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Лунино
им. Короткова И.И.
Мастер-класс
«Использование интерактивной творческой среды "1С: Математический конструктор" на уроках математики"
Антонова О.Б. учитель математики
МБОУ СОШ № 2 р.п. Лунино
им. Короткова И.И.
р.п. Лунино, 2019 г.
Тема мастер-класса: Использование интерактивной творческой среды «1С: Математический конструктор» на уроках математики.
Предмет: математика.
Цель мастер-класса: обобщение опыта работы при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ с использованием инструментальной среды «1С: "Математический конструктор», описание возможностей использования данной программы на уроке, демонстрация действий учителя по подготовке дидактических материалов к занятиям в данной среде.
Оборудование и программное обеспечение для выступления: мультимедийный проектор, презентация «Использование интерактивной творческой среды «1С: "Математический конструктор», дидактический материал (в электронном виде).
Содержание мастер-класса:
I. Теоретическая часть
ФГОС ООО требуют включения в учебные планы междисциплинарные программы "Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности", а обязательные результаты включают умение проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике.
Опыт моей работы показывает, что без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников новые требования к результатам школьного образования, которые зафиксированы в Стандарте, не могут быть достигнуты. Поэтому при проведении уроков и внеурочной деятельности особое внимание уделяю таким направлениям, как моделирование, проектирование, анализ информации и математическая обработка данных.
Особую роль в этом процессе играют информационно-компьютерные технологии. Являясь учителем математики и информатики, в практике своей работы использую программные продукты фирмы «1С»: в частности, интерактивную творческую среду «Математический конструктор 3.0». Возможности, которыми обладает данная программная среда, позволяют расширить дидактическую и методическую базу по предмету математика, значительно облегчить подготовку к организации и проведению урока.
Интерактивная творческая среда предоставляет мне, как учителю, широкие возможности для внедрения в преподавание математики деятельностного подхода, основанного на включении в учебный процесс элементов математического эксперимента и исследования. Использование «Математического конструктора» на уроках и внеурочной деятельности стимулирует творческий потенциал учеников, развивает в них навык видеть, формулировать и понимать математические закономерности, существенно влияет на успешность усвоения учебного материала, повышение мотивации обучения и степень эмоциональной вовлеченности учащихся в процесс познания.
Как учитель математики, я понимаю необходимость обновления методов и приемов обучения для повышения эффективности учебного процесса. Компьютер позволяет мне, как учителю, значительно расширить возможности предъявления разного типа информации.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Таким образом, ИКТ позволяет: 1) повысить мотивацию учащихся к обучению; 2) вовлечь учащихся в учебный процесс, способствуя раскрытию их способностей, выработать умение находить, отбирать и оформлять материал; обеспечить четкость в организации работы класса.
II. Практическая часть
Пример 1. В данном примере я хочу показать, как с помощью программы "Математический конструктор" можно построить график кусочной функции. Я работаю по учебнику под редакцией Мерзляка Аркадия Григорьевича. В 9 классе алгебры появляются такие задания и, соответственно, эти задания - это № 23 основного государственного экзамена по математике. Конечно, не все учащиеся могут построить график такой функции, но с помощью данной программы это удается почти всем.
Постройте график функции - x2 - 4x + 1, если х ≥ - 3,
y = - x + 1, если х˂ - 3,
и определите, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки.
Выбираем инструмент Функция и набираем каждую из составляющих кусочной функции. Итак, первая функция - x2 - 4x +1, вторая функция - x + 1. После того, как мы набрали все составляющие кусочной функции, опять выбираем инструмент Функция только теперь выбираем не обычную, а кусочную функцию. Выбираем промежутки и строим график. Выбираем инструмент График. Нам еще понадобится параметр m. Выбираем инструмент Параметр. Дальше строим график. Выбираем значения m, при котором прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки. Таким образом можно проиллюстрировать решение этой задачи.
Интерактивная творческая среда позволяет не только обогатить содержание, но и обеспечить новые активные формы и способы овладения курсом. Этому способствует интуитивно понятный интерфейс, возможность довести решение любой учебной задачи до конца, получив подсказку или пояснение к решению, что позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы или пробелами в знаниях.
Пример 2.
Построить график функции y=|x|x +3|x| - 5x и определите, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки.
1) Выбираем инструмент Функция и набираем функцию, учитывая, что модуль - это функция вычисления abs.
2) Строим график данной функции, выбираем инструмент График и нажимаем на формулу данной функции.
3) Выбираем инструмент Параметр.
4) Строим график y = m, выбрав инструмент График.
5) Определяем, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки.
Получается, что при m=-1 и m = 16 функция y=|x|x +3|x| - 5x имеет с графиком две общие точки.
Задачи для самостоятельного решения
1. Постройте график функции - x2 - 2x + 3, если х ≥ - 2,
y = - x + 1, если х˂ - 2,
и определите, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки.
2)Построить график функции y = и определите, при каких значениях k прямая y = k имеет с графиком ровно одну общую точку.
Заключение
Таким образом, я считаю, что "1С:Математический конструктор" - это интерактивная творческая среда, предназначенная для создания интерактивных чертежей (моделей) по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент.
Она разработана с учетом требований, предъявляемых российской школой и российской традицией преподавания математики.
Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в образовании далеко не единственны.
Я считаю, что в данной работе все цели и задачи, поставленные ранее, были успешно выполнены.
Литература
- Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 31 с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2
- Дубровский, В. Н. "1С: Математический конструктор - новая программа динамической геометрии".
- Бахтина Е.Ю., Крупа Т.В "Творческие конструктивные среды для обучения и разработки" фирма "1С: Математический конструктор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса : обобщение опыта работы при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ с использованием инструментальной среды « 1С: "Математический конструктор » , описание возможностей использования данной программы на уроке.
ФГОС ООО требуют включения в учебные планы междисциплинарные программы "Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности", а обязательные результаты включают умение проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике.
Б ез организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников новые требования к результатам школьного образования, которые зафиксированы в Стандарте, не могут быть достигнуты. Поэтому при проведении уроков и внеурочной деятельности особое внимание нужно уделять таким направлениям, как моделирование, проектирование, анализ информации и математическая обработка данных.
Особую роль в этом процессе играют информационно-компьютерные технологии , какие как, например, программные продукты фирмы «1С»: «Математический конструктор 3.0». Возможности, которыми обладает данная программная среда, позволяют расширить дидактическую и методическую базу по предмету математика, значительно облегчить подготовку к организации и проведению урока.
Рабочая область Математического конструктора
Пример 1 . Постройте график функции - x 2 - 4 x + 1, если х ≥ - 3, y = - x + 1, если х ˂ - 3, и определите, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки.
1)Выбираем инструмент Функция и набираем каждую из составляющих кусочной функции. Итак, первая функция - x 2 - 4 x +1 , вторая функция - x + 1. После того, как мы набрали все составляющие кусочной функции, опять выбираем инструмент Функция только теперь выбираем не обычную, а кусочную функцию. Выбираем промежутки и строим график. 2) Выбираем инструмент График . 3) Выбираем инструмент Параметр . Дальше строим график. 4) Выбираем значения m , при котором прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки. Таким образом можно проиллюстрировать решение этой задачи.
Пример 2 . Построить график функции y =| x | x +3| x | - 5 x и определите, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки. 1) Выбираем инструмент Функция и набираем функцию, учитывая, что модуль - это функция вычисления abs . 2) Строим график данной функции, выбираем инструмент График и нажимаем на формулу данной функции.
3) Выбираем инструмент Параметр . 4) Строим график y = m , выбрав инструмент График .
5) Определяем, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки. Получается, что при m =-1 и m = 16 функция y =| x | x +3| x | - 5 x имеет с графиком две общие точки.
Задачи для самостоятельного решения Постройте график функции - x 2 - 2 x + 3, если х ≥ - 2, y = - x + 1, если х ˂ - 2, и определите, при каких значениях m прямая y = m имеет с графиком ровно две общие точки. 2)Построить график функции y = и определите, при каких значениях k прямая y = k имеет с графиком ровно одну общую точку.
Заключение Таким образом, я считаю, что "1С:Математический конструктор" - это интерактивная творческая среда, предназначенная для создания интерактивных чертежей (моделей) по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент. Она разработана с учетом требований, предъявляемых российской школой и российской традицией преподавания математики.
Используемые ресурсы Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 31 с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2 Дубровский, В. Н. "1С: Математический конструктор - новая программа динамической геометрии". Бахтина Е.Ю., Крупа Т.В "Творческие конструктивные среды для обучения и разработки" фирма "1С: Математический конструктор. Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Использование сказки для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики"
Данный материал может быть взят за основу любого урока....
Мастер-класс "Использование электронного учебного комплекса как средство повышенияэффективности современного урока"
Методическая разработка включает подробный конспект мастер-класс и сопроводительную презентацию к нему...
Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика показала, что использование социоигр...
«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»
quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....
Мастер - класс "Использование произведений искусства для приема "Нестандартный вход" на уроках русского языка по ФГОС
Использование произведений искусства для приема "Нестандартный вход" на уроках русского языка по ФГОС...
Мастер-класс «Использование кейс-технологии в проектной деятельности учащихся на уроках информатики»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.Буклет «Программа празднования 75-летия Дня Победы в г. Данков»....
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...