Числовая окружность на координатной плоскости
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Тема урока: Числовая окружность на координатной плоскости
Цель урока:
Образовательные:
- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала ввести понятие числовой окружности на координатной плоскости;
- изучить основные свойства числовой окружности;
- в ходе изучения нового материала сформировать умения и навыки нахождения значений выражений.
Развивающие:
- развитие памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
- развитие грамотной математической речи.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и точность при выполнении заданий;
- формирование культуры учебного труда;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 272.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Числовая окружность на координатной плоскости
Цель урока:
Образовательные:
- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала ввести понятие числовой окружности на координатной плоскости;
- изучить основные свойства числовой окружности;
- в ходе изучения нового материала сформировать умения и навыки нахождения значений выражений.
Развивающие:
- развитие памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
- развитие грамотной математической речи.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и точность при выполнении заданий;
- формирование культуры учебного труда;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Тема предыдущего урока: Числовая окружность.
Тема следующего урока: Синус и косинус (комбинированный).
Структура урока
- Актуализация знаний 5 мин
- Проверка домашнего задания 10мин
- Объяснение нового материала 15 мин
- Закрепление изученного материала 10 мин
- Подведение итогов урока, постановка домашнего задания, рефлексия (5 мин).
Ход урока:
- Актуализация
- Организационный момент: Приветствие учеников, поверка отсутствующих
- АЗ в форме Блиц
Учитель готовит для детей карточки с понятиями. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные термины, не используя однокоренных слов.
- Числовая окружность
- Называние четвертей в единичной окружности?
- Определите знаки в каждой из четверти.
- Проверка домашнего задания.
Проверить домашнюю работу можно проверочной работой в четырех вариантах:
Вариант №1 | ||||||||
1 | Найдите на числовой окружности точки, которые соответствуют данным числам: . | |||||||
2 | Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству . | |||||||
3 | Найдите множество чисел, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки | |||||||
Вариант №2 | ||||||||
1 | Найдите на числовой окружности точки, которые соответствуют данным числам: . | |||||||
2 | Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству . | |||||||
3 | Найдите множество чисел, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки | |||||||
Вариант №3 | ||||||||
1 | Найдите на числовой окружности точки, которые соответствуют данным числам: . | |||||||
2 | Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству . | |||||||
3 | Найдите множество чисел, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки | |||||||
Вариант №4 | ||||||||
1 | Найдите на числовой окружности точки, которые соответствуют данным числам: . | |||||||
2 | Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству . | |||||||
3 | Найдите множество чисел, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки |
- Объяснение нового материала 20 мин
Открываем тетради, подписываем число, тему урока: «Числовая окружность на координатной плоскости»
У каждого из вас в тетради есть три макета числовой окружности. Каждая точка числовой окружности имеет в координатной плоскости свои координаты. Найдём сначала координаты тех точек координатной плоскости, которые получены на макетах числовой окружности.
На первом макете возьмем точку M(π/4) середина I четверти. Опустим перпендикуляр MP на прямую OA и рассмотрим треугольник OMP. Так как дуга AM составляет половину дуги AB, то ∡MOP=45°. Значит, треугольник OMP - равнобедренный прямоугольный треугольник и OP=MP, т.е. у точки M абсцисса и ордината равны: x=y. Так как координаты точки M(x;y) удовлетворяют уравнению числовой окружности x2+y2=1, то для их нахождения нужно решить систему уравнений:
Подставив x вместо y в первое уравнение системы, получим следующее решение:
При решении учитываем, что абсцисса точки M положительна.
Получили, что координаты точки M, соответствующей числу π/4 будут M(π/4)=M(2√2;2√2)
Аналогично можно получить координаты и других точек первого макета числовой окружности, учитывая только знаки координат в каждой четверти.
Полученные результаты запишем в таблицу:
Перейдем на второй макет. Рассуждаем аналогично для точки M, если теперь она соответствует числу π/6
Треугольник MOP прямоугольный. Так как дуга AM составляет третью часть дуги AB, то ∡MOP=30°.
Катет MP лежит против угла 30 градусов в прямоугольном треугольнике, значит, равен половине гипотенузы, т.е. ордината точки M равна
MP=1/2 y=1/2
Абсциссу x точки M найдём, решив уравнение:
При решении учитываем, что абсцисса точки M положительна.
Получили, что координаты точки M, соответствующей числу π/6 будут M(π/6)=M(3√2;1/2)
Аналогично можно получить координаты и других точек второго макета числовой окружности, учитывая только знаки координат в каждой четверти.
На третьем макете возьмем угол в 600 или π/3. Треугольник OKF прямоугольный. Так как дуга AK составляет третью часть дуги AB, то ∡KOF=60°, а ∡OKF=30°,
Катет OF лежит против угла 30 градусов в прямоугольном треугольнике, значит, равен половине гипотенузы, т.е. абцисса точки F равна
OF=1/2 x=1/2
Ординату y точки K найдём, решив уравнение:
При решении учитываем, что ордината точки K положительна.
Получили, что координаты точки K, соответствующей числу π/3 будут K(π/3)=F(1/2, 3√2) . Полученные данные занесем в таблицу:
- Закрепление изученного материала 10 мин
А сейчас выполним несколько заданий с целью закрепления изученного нами материала.
На доске изображаются 4 числовые окружности на координатной плоскости, на которых выполняются задания из №29-34(а, б, в).
- Подведение итогов урока, постановка домашнего задания, рефлексия (3 мин).
Понятие числовой окружности вы изучали для того чтобы перейти к изучению таких важных с точки зрения математики и геометрии понятий как синус, косинус, тангенс и котангенс. Итак, что мы сегодня узнали на уроке нового?
Домашнее задание: №29-34 (г); теория в учебнике, стр. 18-26; разобрать пример из теории.
Рефлексия. “Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления).
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по алгебре и началам анализа в 10 классе (профильный уровень) "Числовая окружность на координатной плоскости"
Вариант 1.1.Найти на числовой окружности точку:А) -2∏/3Б) 72.Како й четверти числовой окружности принадлежит точка 16.3.Найти ко...
Дидактический материал по алгебре и началам анализа в 10 классе (профильный уровень) "Числовая окружность на координатной плоскости"
Вариант 1.1.Найти на числовой окружности точку:А) -2∏/3Б) 72.Како й четверти числовой окружности принадлежит точка 16.3.Найти ко...
Конспект урока алгебры в 10 классе по теме "Числовая окружность на координатной плоскости"
Конспект урока алгебры в 10 классе по теме "Числовая окружность на координатной плоскости" по учебнику автора Мордкович...
Презентация по теме Числовая окружность на координатной плоскости
Родионова Г. М. Числовая окружность на координатной плоскости// Алгебра и начала анализа 10 класс//.Презентация содержит материал : числовая окружность на координатной плоскости, основные ...
урок по теме "Числовая окружность на координатной плоскости"
Представлена разработка урока по теме: "Числовая окружность на координатной плоскости" для аудиатории 10 класса...
Числовая окружность в координатной плоскости
Презентация к уроку математики 10 класса: Числовая окружность в координатной плоскости...