Интегрированный урок по географии и математики в 6 классе «Масштаб»
методическая разработка по алгебре (6 класс)

Белявская Юлия Николаевна
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии

и математики в 6 классе «Масштаб»

Тип урока: интегрированный (география + математика)

Цели:

  • Развитие познавательного интереса к обучению.
  • Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
  • Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме "Масштаб" и умелое их использование в конкретной ситуации.

Задачи урока:

  • Научить применять понятие "масштаб" для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности.
  • Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности.
  • Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины.
  • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

Оформление доски:

  1. Число
  2. Таблица для темы урока
  3. Стороны горизонта

Ход урока

  1. Организационный  момент

 Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с Юлией Николаевной наш интегрированный урок математики и географии.

Мы вас разбили на группы, выберите пожалуйста, старшего по группе, который будет заполнять оценочный  лист.  Старшие по группе заполните путевые листы. На этом уроке вы получите две оценки по математике и географии.

  1. И начнем, ребята, с небольшого повторения по одному вопросу к каждой группе, где зарабатываем по 1 баллу (заполняем путевой лист):

Задание 5 группам

  1. Что называется отношением двух чисел
  2. Что показывает отношение двух чисел
  3. Что еще показывает отношение двух чисел
  4. Что такое пропорция
  5. Сформулируйте основное свойство пропорции

Далее поиграем в игру «Поле чудес». Не забудьте заполнять путевой лист по 1 баллу при правильном решении напротив фамилии. Поднимаем руки с места не кричим. Решаем примеры и если вы получите правильный ответ, открываем соответствующую букву и т.д .В конце игры получим тему сегодняшнего урока. Итак, начинаем:

1

Найдите 52% от200

ш

2

Выразите в километрах: 32 000 000см

а

3

Составьте соотношения 1см к 4000м

а

4

Решите уравнение: 2,5-a=1,7

б

5

Решите уравнение:  

м

6

Решите уравнение: z:5=6:2

с

7

Решите уравнение:

т

Ребята решают примеры:

  1. 104;
  2. 320000м=320км;
  3. 1см к 4000м это 1:400 000
  4. a=0,8
  5. Х=14
  6. z=15
  7. У=1

И записывают в соответствующие буквы под ответами в таблицу: Таблица на доске.

14

320

15

104

1

1:400 000

0,8

М

А

С

Ш

Т

А

Б

О.Д. Итак, мы получили слово масштаб. Рассмотрим на этом уроке, что такое масштаб, масштаб рассмотрим примеры решения,

Учитель географии: - Ребята, вспомним некоторые вопросы, которые мы рассмотрели на прошлых уроках. Задаю вопрос каждой группе.

  1.  Назовите виды изображения земной поверхности.

Ученики: - Рисунок, фотография, аэрофотосъемка, план, географическая карта.

  1. Учитель географии: - Какие виды изображения дают наиболее правильное представление о местности?

Ученики: - Аэрофотосъемка и географическая карта.

  1. Учитель географии: - Что называется географической картой?

Ученики: - Географическая карта – это чертеж, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков.

Учитель географии: - Что же такое масштаб? Слово «масштаб» немецкое и означает нечто странное – «мерная палочка». Что же такое эта самая «мерная палочка» и какова её роль при составлении карты? Карта – не просто чертёж местности. Это уменьшенный чертёж. Ведь никому не нужна карта, по площади равная изображенной на ней местности. Сложить ее трудно, да и в карман не положишь. Поэтому при вычерчивании карты расстояния на местности уменьшаются. Но уменьшаются не «на глазок», а в определенное количество раз. Масштаб показывает, во сколько раз изображение на карте уменьшено.

Таким образом: масштаб показывает, во сколько раз изображение на карте уменьшено по сравнению с реальными размерами на местности.

  1. Указан ли масштаб на карте, если указан то где?

Ученики: На карте где-нибудь в уголке масштаб обязательно указан. Без него мы не разберемся с расстояниями на карте. Причем существует несколько способов записи масштаба:

- масштаб численный, он указывает во сколько раз изображение уменьшено, например 1:10000;

- масштаб именованный, он расшифровывает численный масштаб, например 1см-100м;

- масштаб линейный, он позволяет производить определение расстояний по карте без вычислений, например 5см ----------10км.

         5.             Какой масштаб мельче 1:1000 или 1:1000000 (тысячный или миллионный)?

Ученики: 1:1 000 000

Очень хочется сказать, ребята, что мельче тысячный, ведь 1000 меньше 1000000, но это неправильно. Мельче миллионный. Почему?

Учитель географии: - Правильно. Изображение, уменьшенное в 1000000 раз должно быть мельче, чем уменьшенное в 1000 раз. Таким образом, карты бывают мелкомасштабные и крупномасштабные. Мелкомасштабные карты - это карты мира и материков, охватывают больше территории, но подробность их не очень велика. Крупномасштабные или топографические карты изображают поверхность земли со всеми деталями.

Учитель математики: - Итак, выяснили, что такое масштаб, и какие виды масштаба бывают. Теперь давайте, сравним географическое определение масштаба с определением масштаба, которое дается в учебнике математики.

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом карты.

Предлагаем провести урок в виде путешествия по маршруту Великого чайного пути

Чайный путь. Рассказ учителя географии.

Великий чайный путь – караванный путь, пролегавший в 16-19 в.в между Азией и Европой. Он охватывал территорию Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет. Общая протяженность пути составила 10 000 км. Великий чайный путь сыграл огромную роль развития человечества и установлении торгово-экономических и культурных связей между народами.

Начинался чайный путь в городе Пекин и расходился на несколько ветвей, одна из ветвей шла до города Москвы и проходила через более чем 150 городов. ПОКАЗАТЬ МАРШРУТ И ГОРОДА.

В Пекине действовала русское купеческое общество, которая играла большую роль в развитии торговли.

Чайный путь изменил жизнь во многих провинциях и губернских городах, а жители получили возможность торговать и обменивать товары .  Более того в этих городах появились рабочие места. Чайная торговля оказалась очень выгодным предприятием. Многие русские, монгольские и китайские купцы сколотили огромные состояния и имели возможность заниматься благотворительностью (строили школы, больницы), влаживали средства в развитие городов, поддерживали и развивали культуру и искусство. Их называли купцы-меценаты.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через Хребет Хамар-Дабан, а так же водные пути через Байкал и по Селенге. На них строились села Кабанск, Мысовая (ныне город Бабушкин). В  Верхнеудинске  (ныне город ______________ ) взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией.

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. Чаепитие стало повсеместным ритуалом. Горячий ароматный напиток изменил образ жизни образованных и необразованных людей, кочующих и оседлых народов. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи – обеду или завтраку. На столы подавались большие самовары  с кипятком, чайники с заваркой, молоко, сливки, баранки, колотый сахар. В каждом провинциальном городке имелось десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал непременным и самым любимым напитком каждой семьи.

Мы решили сделать остановки в пяти городах этого маршрута:

1 остановка- Москва –столица нашей Родины. Рассказ учителя математики.

Слайды Царь-пушка, Царь колокол, Красная площадь

Ребята, у каждой страны есть свой главный город—столица. А вы знаете столицу нашей Родины?  А вы были в Москве?

 — Давайте мы с вами отправимся на экскурсию по главным достопримечательностям Москвы. Что такое достопримечательность? (Ответы детей). Достопримечательность — это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего. 

Московский Кремль . С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль — это значит крепость.

Красная площадь  На Красной площади в праздники проходят военные парады.

  Спасская башня. На ней висят главные часы страны. Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время. — А сейчас я вам предлагаю отправиться дальше. Поехали!

 Царь-Пушка— В Москве много замечательных храмов, музеев, памятников, но все туристы обязательно спешат увидеть два замечательных памятника—Царь-Колокол и Царь-Пушку. Царь-Пушка – средневековое артиллерийское оружие, отлитое из бронзы, массой более 39 т

 Останкинская башня. Вы знаете для чего она нужна? (Ответы детей). Отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и всей страны. Ведь недаром есть такая пословица: «Говорят в Москве, а слышно по всей стране». В Москве еще очень много замечательных достопримечательностей. Я думаю, когда вы станете постарше, вы обязательно побываете в Москве и всё увидите.

Задание:    соотнеси масштабы

Изображение, уменьшенное в 1 000 000раз должно мельче, чем уменьшенное в 1 000раз

2 остановка Томск-центр студенчества России. Рассказ учителя географии.

Город Томск расположен на правом берегу реки  Томи. В 2004 году Томск отметил 400 лет  со дня своего основания.  В канун  400-летия город преобразился, став  интеллектуальной, архитектурной и культурной столицей Сибири.

Сегодня Томск выступает как город исторических традиций, уважения и интереса к старине   и одновременно является городом молодости, где  каждый житель – человек  с большим будущим, а каждый пятый  - студент.  

Зоологический музей расположен в главном корпусе Томского государственного университета. Музей основан в 1887г. В основу легли сборы животных Северного Ледовитого океана, произведенные экспедицией известного полярного исследователя и ученого Нильса Адольфа Эрика Норденшельда во время сквозного плавания из Атлантического в Тихий океан.

Описание достопримечательности Планетарий

Томский планетарий был в числе первых 3-х планетариев, открытых в Советском Союзе. В то время Планетарий работал только в Москве. Планеторий открыт в 1948 году, когда Государственный Университет получил трофейный оптический прибор "Планетарий" знаменитой фирмы "Карл Цейсс Йена". Особенностью Томского планетария является его смотровая площадка.

Памятник рублю 

На Новособорной площади города Томска стоит оригинальный памятник русской денежной единице - двухметровый деревянный рубль весом в 250 кг. Памятник установлен 12 июня 2008 года к проводящемуся ежегодно Томскому карнавалу.

Задание: На топографической карте города Томск, определить расстояние между двумя населенными пунктами, используя масштаб.

3 остановка Иркутск - старейший сибирский город. Рассказ учителя математики

Мы проехали половину пути давайте немного отдохнём

Физминутка: Ветер дует нам в лицо

                        Закачалось деревцо.

                        Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше выше

Слайды

Иркутск - старейший сибирский город, в 2011 году он отпраздновал 350-летний юбилей. Во все времена Иркутск играл важную роль для развития России. Например, отсюда шли торговые пути к великой Китайской стене и здесь находилась главная контора Российско-Американской компании. Все это оказало влияние на развитие города и на его облик, в котором отразились разные эпохи и архитектурные формы.

В Иркутске буквально на каждом шагу можно встретить памятники старины, построенные 1,5 века назад: церкви и храмы, усадьбы и особняки известных иркутских купцов, деятелей и декабристов, жилые и доходные дома. В городе много музеев и театров, уникальных памятников и архитектурных сооружений советского периода. Главные достопримечательности Иркутска находятся в самом центре города.

Иркутский нерпинарий

14 ноября 2014 года появилась новая туристическая достопримечательность - бронзовый макет центральной части города Иркутска 1900-1917 г.г.

Это макет площадью 4 кв.м. выполнен в масштабе 1:500. На нем можно увидеть 20 зданий, храмов и других объектов старинной архитектуры города. Утраченные и существующие ныне. Собор Богоявления, арка Цесаревича Николая, Спасская церковь, костел, часовня Святого Иннокентия - эти и многие другие архитектурные шедевры в точности воссозданы на макете.

Иркутск для режиссера Л.И. Гайдая, который получил все возможные актерские и режиссерские награды в Советском Союзе, Леонида Иовича Гайдай был родным и очень дорогим сердцу городом по многим причинам.

Во-первых, он вырос в нашем городе. А там, где прошло детство, остается часть души.

Тихое предместье,
Улицы в ромашках,
У домов приземистых -
Буйная сирень... 

                            Л.И.Гайдай

Задание ИНДИВИДУАЛЬНО В ТЕТРАДЬ: Решите задачу:  Расстояние от Иркутска до Байкальска 300км. Определите длину отрезка, если масштаб 1:5 000 000

Решение  1:5 000 000=х:30 000 000

Х=30 000 000:5 000 000=6см.

4 остановка  – Улан-Удэ - родная наша столица Бурятии. Рассказ детей.

Слайды

Об Улан-Удэ сложено немало песен, стихов. Послушайте, какое красивое стихотворение сочинил бурятский поэт Владимир Петонов:

Раскинув крылья

Словно птица,

За отступившею тайгой

Поет бурятская столица

Над полноводной Селенгой.

Багульник осыпает росы

По берегам родной реки,

И всюду вьются, словно косы

Индустриальные дымки.

Улан Удэ – столица республики Бурятия. Это красивый современный город. Здесь живут, работают и дружат люди самых разных национальностей: буряты, русские, татары, немцы и многие другие. Город большой, поэтому мы видим на улицах много машин, автобусов, трамваев и такси, на которых горожане добираются до нужного места.

В выходные дни горожане отправляются на отдых в скверы и парки, которые расположены по всему городу. Дети и взрослые катаются на аттракционах, смотрят фильмы в кинотеатрах.

В Улан-Удэ много памятников знаменитым людям, в том числе и нашим землякам. Например, на улице Гагарина есть памятник известному русскому поэту А. С. Пушкину.

В Улан-Удэ много улиц и площадей. Вот площадь Советов – главная площадь города. Здесь расположено здание правительства Республики Бурятия. Президент нашей Республики Вячеслав Владимирович Наговицын вместе с Народным Хуралом решает важные вопросы, распределяет бюджет республики.

 А это площадь Славы. Не зря у площади такое название. Ведь в годы войны многие улан-уденцы защищали нашу Родину от фашистских захватчиков. Их именами названы улицы и парки города. Вечная им память! Вечная им слава!

Задание: Перевести численный масштаб в именованный.

5 остановка Пекин-столица Китая. Рассказ учителя географии.

Слайды

Пекин - столица КНР, политический и культурный центр и центр по международному обмену. Пекин занимает территорию16800 кв. км., население - 11,28 млн. человек. Пекин с его древней и блестящей культурой является одной из древнейших столиц мира и городом важного историко-культурного значения. Туристических объектов в Пекине насчитывается очень много, для иностранцев открыто более 200 объектов.

Гугун Боуюань (Музей «Бывший императорский дворец»), также известный Музей Гугун, был создан 10 октября 1925 г. на основе дворцового Запретного города, который лежит в сердце Пекина и представляет собой самый огромный дворцовый комплекс в мире. Некогда во дворце располагалась резиденция поколений императоров двух могущественных династий — Мин и Цин. Существует легенда, что дворец был поставлен в самом центре земного шара.

Гугун входит в реестр первой категории «важных исторических и культурных памятников, находящихся под охраной государства» и в Список мирового наследия ЮНЕСКО.


Самым высоким строением в городе считается Пекинская телебашня в районе Хайдянь, ее высота составляет 405 метров. В башне находится ресторан и обзорная площадка, сегодня она оборудована и используется Китайским Центральным Телевидением. Под башней — аквариум Подводного Мира Тайпинян. Тут можно увидеть сотни видов рыб и других обитателей рек и морей.


Гробницы династии Мин (город Пекин)

Гробницы династии Мин – мавзолейный комплекс, является частью всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен вдоль склона горы Тяньшоу всего в 50 километрах к северу-западу от Пекина. Китайское название достопримечательности звучит как «Шисаньлин» (Shisanling, дословный перевод – «13 гробниц»). Мемориалы огорожены от посторонних глаз высокой стеной. Попасть к ним можно по специальной священной дороге, с двух сторон которую «охраняют» выточенные из камня люди и животные. Общая площадь объектов – около 40 квадратных километров.

Задание:  топографический диктант. ИНДИВИДУАЛЬНО В ТЕТРАДЬ (рисунок верблюд)

  • 1-с
  • 2-в
  • 1-с
  • 1-в
  • 1-ю
  • 1-в
  • 1-с
  • 1-в
  • 1-ю
  • 1-в
  • 4-ю
  • 1-з
  • 2-с
  • 2-з
  • 2-ю
  • 1-з
  • 2-с
  • 1-з
  • 1-с
  • 1-з

ЗАКРЕПЛЕНИЕ пройденного материала. Тест:

Ф.И. ____________________________

Проверочный тест по теме «Масштаб»

1. На плане местности указан именованный масштаб в 1см - 6 м. Ему соответствует численный масштаб:

а) 1:6;    б) 1:60;     в) 1:600;       г) 1:6000.

2. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:

а) 1:2500;     б) 1:25000;      в) 1:250000;       г) 1:25000000.

3. Длина моста на плане в масштабе 1:800 составляет 2 см, какова его длина на местности:

а) 10 м;     б) 16 м;     в) 80 м;      г) 160 м.

4. Определите,  во сколько раз уменьшено расстояние на планах с масштабом 1: 10 000

а) в 1 000 раз;      б) в 100 раз;     в) в 1 000 000 раз ;         г) в 10 000 раз.

ОТВЕТЫ: 1 –В,    2 – А,    3 – Б,   4- Г.

Итог урока - рефлексия (обратная связь)

  • Что показывает масштаб?
  • Назовите основные виды масштаба
  • Где можно применять масштаб?
  • Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего
  • Почему на уроке тему объясняли учитель математики и географии?
  • Интеграция с какими предметами, кроме географии, была на уроке?

Домашние  задание - Творческое в группе- раздать группам картины с достопримечательностями каждой станции. По желанию.

Размеры   Царь- пушки:

Диаметр  памятника  рублю:

Размеры  Пекинской телебашни:



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (математика + география) "Масштаб"


Цель урока:

1. Ввести понятие масштаба;

2. научить читать масштаб;

3. решать задачи, связанные с понятием масштаба;

4. научить учащихся пользоваться масштабом;

5. показать практическое применение понятия масштаба;

6. формирование вычислительных навыков при решении задач;

7. способствовать воспитанию любви к родному аулу, к Родине.

Форма: урок-беседа.

Методы: диалог, наглядные пособия и слайды.

Оборудование: ИКТ, таблицы, физическая карта Адыгеи и Краснодарского края.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Ребята! Вы должны были повторить некоторые вопросы прошлых уроков и решить задачи № 816, 817, 818. Давайте теперь повторим: что называется отношением двух чисел.

Ученик: - Частное двух чисел называется отношением этих чисел.

Учитель: - Что показывает отношение двух чисел?

Ученик: - Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго.

Учитель: - Что ещё показывает отношение двух чисел?

Ученик: - Отношение показывает ещё, какую часть первое число составляет от второго.

Учитель: - Что такое пропорция?

Ученик: - Равенство двух отношений называется пропорцией.

Учитель: - Сформулируйте основное свойство пропорции.

Ученик: - Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.

Учитель: - Ребята! Теперь проверим домашнее задание. Номера 816 и 817 решают два ученика у доски и объясняют решение.

I ученик: - № 816. Пусть х % крахмала содержится в картофеле, тогда:

80 кг -100 %

14 кг - х % │80/14=100/х

Найдем неизвестный член пропорции:

х =14 * 100/ 80; х = 17,5 %

Ответ: 17,5 %.

II ученик: - № 817. Пусть х кг масла содержится в 80 кг семян льна, тогда:

х кг - 47 %

80 кг -100 % │ х/80=47/100

Найдем неизвестный член пропорции:

х = 80 * 47 / 100; х = 37,6 кг

Ответ: 37,6 кг.

Учитель: - Пока они пишут на доске, давайте устно поработаем.

II. Устный счет.

Учитель: - Не только поработаем, Но и поиграем в Поле чудес. Решаем примеры и если вы получите правильный ответ, то открываем соответствующую букву и т.д. В конце игры мы получим тему сегодняшнего урока. Итак, начинаем:

1

Найдите 52 % от 200

Ш

2

Выразите в километрах: 32000000 см

А

3

Составьте отношение: 1см к 4000 м.

А

4

Решите уравнение: 2,5-х=2,5

Б

5

Решите уравнение: 7/1=х/2

М

6

Решите уравнение: х:2=3:2

С

7

Решите уравнение: у/1,5=3/4,5

Т

Ребята решают примеры:

1) 200:100 * 52=2 * 52=104;

2) 32000000 см=320000 м=320 км;

3) 1 см к 4000 м это 1:400000

2,5-х=2,5, х=0;

5) 7/1=х/2, х=14;

6) х:2=3:2, х=2 * 3:2=12:2=3

7) у/1,5=3/4,5; у=1,5 *3:4,5=1

и записывают в соответствующие буквы под ответами в таблицу:

14

320

3

104

1

1:400000

0

М

А

С

Ш

Т

А

Б

Учитель: - Итак, мы получили слово масштаб. Тема урока масштаб. Рассмотрим на этом уроке, что такое масштаб, рассмотрим примеры решения задач с помощью пропорции при заданном масштабе. Но сначала дадим слово учителю географии.

III. Объяснение нового материала.

Учитель географии: - Ребята, вспомним некоторые вопросы, которые мы рассмотрели на прошлых уроках. Назовите виды изображения земной поверхности.

Ученик: - Рисунок, фотография, аэрофотосъемка, план, географическая карта.

Учитель географии: - Какие виды изображения дают наиболее правильное представление о местности?

Ученик: - Аэрофотосъемка и географическая карта.

Учитель географии: - Что называется географической картой?

Ученик: - Географическая карта - это чертеж, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков.

Учитель географии: - Что же такое масштаб? Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое эта самая "мерная палочка" и какова её роль при составлении карты? Карта - не просто чертёж местности. Это уменьшенный чертёж. Ведь никому не нужна карта, по площади равная изображенной на ней местности. Сложить ее трудно, да и в карман не положишь. Поэтому при вычерчивании карты расстояния на местности уменьшаются. Но уменьшаются не "на глазок", а в определенное количество раз. Масштаб показывает, во сколько раз изображение на карте уменьшено.

Таким образом: масштаб показывает, во сколько раз изображение на карте уменьшено по сравнению с реальными размерами на местности.

На карте где-нибудь в уголке масштаб обязательно указан. Без него мы не разберемся с расстояниями на карте. Причем существует несколько способов записи масштаба:

- масштаб численный, он указывает во сколько раз изображение уменьшено, например 1:10000;

- масштаб именованный, он расшифровывает численный масштаб, например 1см-100м;

- масштаб линейный, он позволяет производить определение расстояний по карте без вычислений, например 5см ----------10км.

Так как мы можем уменьшать реальные размеры, в какое угодно число раз, то масштаб карты может быть разным. Чем сильнее мы уменьшим расстояние на местности, тем мельче изображение на карте, тем мельче масштаб.

Какой масштаб мельче 1:1000 или 1:1000000 (тысячный или миллионный)? Очень хочется сказать, ребята, что мельче тысячный, ведь 1000 меньше 1000000, но это неправильно. Мельче миллионный. Почему? Что показывает масштаб?

Ученик: - Во сколько раз уменьшено изображение.

Учитель географии: - Правильно. Изображение, уменьшенное в 1000000 раз должно быть мельче, чем уменьшенное в 1000 раз. Таким образом, карты бывают мелкомасштабные и крупномасштабные. Мелкомасштабные карты - это карты мира и материков, охватывают больше территории, но подробность их не очень велика. Крупномасштабные или топографические карты изображают поверхность земли со всеми деталями.

Учитель математики: - Итак, выяснили, что такое масштаб, и какие виды масштаба бывают. Теперь давайте, сравним географическое определение масштаба с определением масштаба, которое дается в учебнике математики.

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом карты.

То же самое определение. Отношение 1:100000=1/100000 означает, что карта сделана в масштабе одна стотысячная. Рассмотрим примеры решения задач с помощью пропорции при заданном масштабе после физкультпаузы.

IVФизкультпауза: Ветер

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова "тише, тише" дети приседают, на "выше, выше" - выпрямляются. )

Буратино

Буратино потянулся, 
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.)

Лошадка

(упражнение для рук)

Вот помощники мои, 
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок - чок -чок, чок - чок -чок,
Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед, то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. )

Мы топаем ногами, 
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ - топ- топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп - хлоп - хлоп.
Мы руки разведем 
И побежим кругом.

V. Закрепление знаний.

Учитель математики: - Длина отрезка на карте 3 см. Найдем длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб 1:1000000.

Решение: Обозначим длину отрезка на местности (в сантиметрах) буквой х и найдем отношение отрезка на карте к длине отрезка на местности 3:х, которое и будет равно масштабу карты, т.е. 3:х=1:1000000.

Решив уравнение, получим х=31000000=3000000, но 3000000 см = 30000 м = 30 км.

Ответ: длина отрезка на местности 30 км.

Учитель математики: - Длина отрезка на местности 4,5 км. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1:100000?

Решение: Обозначим длину отрезка на карте буквой х и составим пропорцию: х:4,5=1:100000, решив уравнение, получим х=4,5:100000= 0,000045, но 0,000045 км = 0,045 м =4,5 см.

Ответ: длина отрезка на карте 4,5 см.

VI. Практическая работа.

Учитель математики: - Давайте обратимся к карте Республики Адыгея. (Приложение 1.)

Адыгея родная моя. 
Моя песня - сестра синих гор и полей
Сердцу милые с детства края.
Я родился и рос в колыбели твоей,
Адыгея родная моя:
Сафер Яхутль

Учитель математики: - Задача. Расстояние от аула Хатажукай до города Майкоп 58,5 км. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1:1500000?

Ученик: - Выразим 58,5 км в сантиметрах: 58,5 км = 5850000 см. Обозначим длину отрезка на карте через х и составим пропорцию: х:5850000=1:1500000, решим уравнение:х=5850000:1500000= 3,9 (см)

Ответ: длина отрезка на карте 3,9 см.

Учитель математики: - Хорошо. Теперь следующая задача. Обратимся теперь к карте Республики Адыгея и Краснодарского края. (Приложение 2.) Найдем расстояние от г.Майкоп (столица Республики Адыгея ) до г.Краснодар (центр Краснодарского края), если на карте соответствует отрезок длиной 17 см. Масштаб 1см -5,5 км.

Ученик: - Это именованный масштаб. Обозначим длину отрезка на местности через х, тогда: 1 см - 5,5 км

17 см - х км │ 1/17 = 5,5/х;

найдем х: х = 17 * 5,5 = 93,5 (км)

Ответ: расстояние от г.Майкоп до г.Краснодар 93,5 км.

Учитель математики: - Найдем расстояние от г.Майкоп до г.Туапсе (город на побережье Черного моря), если на карте это расстояние равно17 см. Масштаб 1:550000.

Ученик: - Обозначим это расстояние через х и составим пропорцию:

17:х = 1:550000,

решим это уравнение: х = 17550000 = 9350000 см =93500 м =93,5 км.

Ответ: расстояние от г.Майкоп до г.Туапсе 93,5 км.

Учитель математики: - Найдем расстояние от аула Хатажукай до поселка Головинки (поселок на побережье Черного моря), если это расстояние на карте равно 25,3 см. масштаб 1:650000. Округлить полученное расстояние до десятых.

Ученик: - Обозначим это расстояние через х и составим пропорцию:

25,3:х = 1:650000, решим это уравнение:

х = 23,5 * 650000= 16445000 см =164450 м =164,45 км  примерно 164,5 км.

Ответ: расстояние от аула Хатажукай до поселка Головинки равно 164,5 км.

Учитель математики: - Расстояние между Краснодаром и Майкопом 93,5 км. Определить масштаб карты.

Дети по карте Республики Адыгея и Краснодарского края (приложение 2) находят длину соответствующего отрезка и решают задачу, делая записи в тетради.

Ученик: - Длина отрезка между Краснодаром и Майкопом на карте 7,6 см, тогда составим пропорцию:

7,3 см - 93,5 км

1 см - х км │7,3/1 = 93,5/х.

Решим уравнение и получим: х = 93,5/7,3=13. Итак, масштаб карты 1см -13 км.

Ответ: масштаб карты 1см -13 км.

Учитель математики: - Расстояние между Майкопом и Москвой 1669 км. Какой длины отрезок соответствует этому расстоянию на карте, сделанной в масштабе 1:6500000.

Ученик: - Выразим 1669 км в сантиметрах: 1669 км = 1669000 м =166900000 см. Обозначим это расстояние через х и составим пропорцию: х:166900000 =1:6500000,

решим это уравнение: х = 166900000:6500000 = 25,7 (см)

Ответ: длина отрезка на карте 25,7 см.

Учитель географии: - Ребята! Знаете ли вы, что: (приложение 3)?

Учитель математики: - Итак подведем итог. Для этого проведем тест:

На плане местности указан именованный масштаб в 1см - 6 м. Ему соответствует численный масштаб:

а) 1:6;

б) 1:60;

в) 1:600;

г) 1:6000.

(Ответ: в) 1:600)

Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:

а) 1:2500;

б) 1:25000;

в) 1:250000;

г) 1:25000000.

(Ответ: а) 1:2500)

3. Длина моста на плане в масштабе 1:800 составляет 2 см, какова его длина на местности:

а) 10 м;

б) 16 м;

в) 80 м;

г) 160 м.

(Ответ: б) 160 м)

VII. Домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание и на этом заканчивается урок.

МАСШТАБ

Цели урока:

Повторить понятия «отношение», «пропорция», «отношение расстояний»;

Ввести понятие «масштаб»;

формировать у учащихся практические умения и навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых задач;

способствовать развитию умения делать выводы

Развивать познавательный интерес  учащихся

Воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, карта России, карточки с планом местности, линейка.

Ход урока

    Начинает учитель математики:

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Пропорции». Рассмотрим их применение в одной из областей жизни. Докажем, какое важное практическое применение имеет материал сегодняшнего урока.

Итак, начнем с повторения пройденного.

Решение устных упражнений.

Что называется отношением?  (Частное двух чисел.)

Что показывает отношение? (Во сколько раз одно число больше другого, если делят большее число на меньшее, или какую часть одно число составляет от другого, если делят меньшее число на большее.)

Яблоко весит 50 граммов, а арбуз – 5 кг.  Найдите отношение массы яблока к массе арбуза.  5кг = 5 000 г ;    50 : 5 000 = 1 : 100 .

Каково основное условие составления отношений?

(Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).

Найдите отношение чисел

8 и 2; 1 и 10;       величин: 2см и 4см;   3см и 6 м;      5см и 4,5км

Во сколько раз число   8,4 больше числа 4,2?

Изучение нового материала

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.

Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше чем расстояние на местности. 

Передаем слово учителю географии:

Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте, каждый штрих – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей

Посмотрите на карту России - нашей Родины. Чтобы вам удобнее было работать. Откройте атласы. Найдите столицу нашей родины – Москву и главный город нашей республики – Якутск. Давайте найдем расстояние от Москвы до Якутска (используя линейку). Какое расстояние у вас получилось? Скажите, а в действительности это такое же расстояние? Нет. Какое расстояние от Москвы до Якутска в действительности мы вычислим чуть позже.

На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде. Например, расстояние в 1 километр на карте – это отрезок в 1 сантиметр.

 Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности?

Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего расстояния на местности эта величина называется масштабом.

Запись   в тетрадях:

На карте

1см

На местности

1км = 100000см

Масштаб

1 : 100000

Обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1 : 100000 называется численным.

Закрепление нового понятия

Работа по Атласу

Рассматриваем разные карты, определяем их масштабы.

Вывод: каждая карта имеет свой масштаб.

Практическая работа по карте: определить расстояние между городами Москва и С-Петербург.

На карте

3 см

На местности

600 км

Масштаб

1 : 20 000 000

Практическая работа.

Знакомство с контурной картой. Определяем нанесенные города и вычисляем расстояние между городами Якутск - Москва - Иркутск - Якутск.

На карте

1см

На местности

1км = 100000см

Масштаб

1 : 100000

Таблица

 

Якутск-Москва

Москва-Иркутск

Иркутск-Якутск

На карте

22,3 см

19 км

8 км

На местности

4 500 км

3 800 км

1 600

Масштаб

1:20 000 000

в 1 см 200 км

 

Снова начинает учитель математики:

А теперь соединим точки и получим треугольник.

- получится разместить этот треугольник в тетрадь?

-нет, надо уменьшить размеры сторон в 2 раза.

Самостоятельная работа:

Выполняем работу в тетради: строим подобный треугольник.

- вычисляем соответствующий масштаб.

Выводы урока:

- Отношения рассматриваются в одних измерениях.

- Масштабы карт различные.

- Можно самим устанавливать масштаб.

Домашнее задание: стр.134, п.23, выполнить измерения по карте и узнать расстояния на местности (по карточкам)

МАСШТАБ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК 

(ГЕОГРАФИЯ,  МАТЕМАТИКА)

6 класс

Тема: «МАСШТАБ».

 

Триединая цель урока:

 

обучающая: организация работы учащихся по повторению известных  им из географии понятий  «масштаб», решение математических задач по данной теме;

развивающая установление интеграционных связей между понятием «масштаб» в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях;

 воспитательная: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческих понятий «целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества.

 

Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.

 

Время урока: 2 часа.

 

Оборудование:  Мультимедийное сопровождениегеографические карты, атласы, глобус, карточки по географии, рисунок глобуса для рефлексии, карта от капитана Флинта  и ее копии,  письмо от правнука капитана.

 

Оформление доски.

  1. Словарь урока: интеграция  (лат.  integration – восстановление, восполнение) – процесс  сближения и связи наук 

ХОД  УРОКА.

1.Организационный момент:

а) до начала урока разделить учащихся на группы по 4 человека и рассадить их в классе для работы по группам;

б) приветствие учащихся;

 

2.Мотивационное начало урока.

а) учитель географии:

    Ребята, перед уроком многие из вас интересовались, почему решили провести уроки географии и математики вместе. А объяснить это поможет нам  словарь урока, который объясняет значение слова «интеграция» (разбирает с классом значение этого слова).

Учитель знакомит учащихся с целями, стоящими на данном уроке, постоянно акцентируя внимание учащихся на решение задач урока знаниями по географии и математике.

б) учитель математики :

   Обратите, ребята, внимание на доску,  основные этапы урока сегодня предложены в виде мудрых мыслей. Чем же сегодня нам предстоит заниматься на уроке? (Дети зачитывают по очереди записанные на доске афоризмы и объясняют их значение для данного урока )

в) учитель географии объясняет критерии выставления оценок за работу на уроке  (максимальное количество баллов  для группы – 7)

г) учитель математики:

    Как вы думаете, ребята, почему ученые разных стран мира  – физики, химики, математики – легко понимают друг друга, несмотря на то, что говорят они на разных языках? (спросить и выслушать ответы детей) Ответ прост: у этих  наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту. Вот почему, начиная  изучать математику, мы прежде всего, знакомимся с ее языком – цифрами и математическими символами.

д) учитель географии:

      География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, так же как математика без цифр и уравнений.

Путь к современным картам был долгим и трудным.

«Ни одной науке не обходились так дорого знания как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью»  – эти слова принадлежат бесстрашному исследователю Арктики  Георгию Яковлевичу Седову. Уже пораженный болезнью севера – цингой – он упрямо продолжал свой путь к Северному полюсу. Он не достиг, к сожалению, Северного полюса, но доказал, что к нему можно продвинуться ближе, чем полагали до него. Так на карте Севера исчезло еще одно белое пятно.

За ним пошли другие, и они тоже платили своими жизнями за то, чтобы подробнее были карты Земли.

Язык карты должен быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте соответствовало вполне определенное расстояние на Земле.

Отношением длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности  называется…

 

3.Вход в урок:

Учитель математики: подождите, подождите, Людмила Степановна, не спешите, попросим ребят самих определить это понятие. А для этого выполним буквенный диктант: выслушав загадку, учащиеся записывают в тетрадь только первую букву слова – отгадки.

Учителя по очереди зачитывают детям загадки:

 

1.На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион (муравейник)

 

2.Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеей, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту  (аист)

 

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет (сосулька)

 

4.Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал (шарик воздушный)

 

5.То я  в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

 

6.Листья клена пожелтели:

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи (август)

 

7.Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубе - летом (белка)

В результате отгадывания загадок узнаем  понятие «масштаб».

4. Повторение ранее изученного.

Учитель математики: запишем  это понятие как тему урока «Масштаб» в тетрадях по математике. Знакома ли вам, ребята, эта тема? Где вы с нею уже встречались? Что вы уже знаете по данной теме?

Учитель географии: Какое определение масштаба мы давали на уроках географии?

Какие виды масштаба вы знаете?

Записывают  в тетрадь:

–       численный;

–       именованный;

–       линейный.

Учитель математики: для успешной работы на уроке нам нужно вспомнить и вопросы из математики, а именно:

– определение отношения;

– определение пропорции;

– основное свойство пропорции;

– виды пропорциональной зависимости между величинами;

– соотношения между единицами длины: 1 км = ? м = ? см.

Как вы думаете, почему после изучения  темы «Отношения и пропорции» по математике у нас по теме «Масштаб» проходит интегрированный урок?

Учитель географии: а сейчас, ребята, для того, чтобы вспомнить материал по теме «Масштаб», известный  вам с уроков географии, выполним соответствующие задания, работая в группе.

Каждая группа получает задания на карточках, выполняет эти задания каждый член группы, но группа, обсуждая, записывает в сигнальный лист контрольный ответ.

(вид контрольного листа прилагается) 

ЗАДАНИЯ.

1.Выпишите масштабы географических карт атласа, выделив крупномасштабную карту и мелкомасштабную.

Ответы:

1 : 80 000 000                                        1 : 125 000 000

1 : 25 000 000                                        1 : 250 000 000

Мелкомасштабная    1 : 250 000 000

Крупномасштабная  1 : 25 000 000

2.Определите, какой  из  масштабов наибольший:

1 вариант   1 : 5 000                              2 вариант       1 : 50 000

                    1 : 50 000                                                    1 : 70 000

                    1 : 10 000                                                    1 : 100 000

                    1 : 100 000                                                    1 : 3 000

Ответ:         1 : 5 000                             Ответ:              1 : 3 000

3.Определите, какой из масштабов наименьший:

1 вариант    1 : 1 000 000                      2 вариант        1 : 25 000

                     1 : 250 000                                                 1 : 125 000 000

                     1 : 50 000                                                   1 : 300 000

                     1 : 500 000                                                 1 : 50 000

Ответ:          1 : 1 000 000                      Ответ:             1 : 125 000 000

4.Переведите численный масштаб в именованный:

1 вариант     1 : 250 000                       2 вариант         1 : 20 000 000

                      1 : 500 000                                                1 : 1 000 000

                      1 : 125 000 000                                         1 : 600 000

                      1 : 8 000 000                                             1: 12 500 000

Ответы:        1 см – 25 км                                            1 см – 200 км

                      1 см – 5 км                                              1 см – 10 км

                      1 см – 1250 км                                        1 см – 6 км

                      1 см – 80 км                                            1 см – 125 км

5. При помощи линейного масштаба определите: (карточки прилагаются)

1 вариант: Расстояние Москва-Париж (по карте полушарий) (2700 км)

2 вариант: Расстояние Саратов-Киев (по карте России) (1050 км)

6. Используя именованный масштаб карты: (по атласу)

1 вариант: определите протяженность Уральских гор ( по карте России)  (1750 км)

2 вариант: определите протяженность Скандинавских гор с запада на восток (по карте России) (1500 км)

Учитель математики:

а) рисуя на бумаге изображения предметов, мы чаще всего изменяем их внешние размеры. Чтобы рисунок большого предмета поместился на листе бумаги, а маленького стал виден лучше, большие предметы изображают в уменьшенном виде, а маленькие увеличивают. При этом рисунок должен давать представление о настоящих размерах предметов.  На планах, чертежах  делают специальную запись, которая показывает отношение длины какого-нибудь отрезка на плане к его настоящей длине, т.е. и в данном случае употребляется известное вам с уроков географии понятие «масштаб».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.

Учитель географии:

Скажите, ребята, отличаются ли определения масштаба в географии и математике?

Учитель математики:

Сегодня на уроке вы уже решали географические задачи на масштаб, а теперь посмотрим, как это определение используется в математике.

РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧ.  Коллективное решение задач (тексты задач предлагаются учащимся на карточках), обратить внимание на правильное оформление задач.

1.        Длина отрезка на карте 5 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.

Решение.  Пусть х см длина отрезка на местности, тогда

                                 Карта                                Местность

                                 5 см                                        х см

                                 1 см                                        1 000 000 см

                                                                                                               

    5 : 1 = х : 1 000 000,  х = 5 * 1 000 000,

    х =  5 000 000,  5 000 000 см = 50 км

    50 км длина отрезка на местности

                                       Ответ: 50 км.

2.        Расстояние между двумя городами равно 600 км. Определить расстояние между изображением этих городов на карте с масштабом  1 : 5 000 000.  (ответ: 12 см)

3.        Расстояние между двумя пунктами на местности, равное 190 км, изображено на карте отрезком 19 см. Определить масштаб карты. (ответ: 1 : 1 000 000)

Какой вывод, ребята, можно сделать после решения этих задач?

Во время работы с учителем математики библиотекарь приносит  бандероль.

 

6. Закрепление ранее изученного.

Учитель географии: раскрывает бандероль и достает из нее книгу  Р.Стивенсона «Остров сокровищ», бумажный свиток и письмо от правнука старого пирата.

Текст письма.

Уважаемые дети!

       Не имея возможности присутствовать у вас на уроке, я решил написать вам письмо, в котором прощу оказать мне небольшую услугу.

Дело в том, что я  правнук капитана Флинта, который, как известно, был пиратом. Как и полагается пиратам, мой прадед любил сокровища. Один клад был найден. Перипетии поисков этого клада описаны в книге Стивенсона «Остров сокровищ», экземпляр которой я вам высылаю в подарок.

Но совсем недавно, роясь в бумагах Флинта, я обнаружил старую карту, где отмечен клад, до которого добраться очень не просто. Того, кто захочет этим кладом завладеть – поджидают  страшные опасности.

Тщательно изучив дневник капитана, я нашел лишь несколько строк, которые описывают безопасный путь до клада. Вот они: «От Бухты Русалочьей двигаться на с-в 4км 200м, затем обогнув горную гряду с запада дойти до развилки меду двумя грядами. затем стать спиной к горам и идти на с-в вдоль полосы гор. Обогнув горы  нужно двигаться на ю-в  еще 4 км».Это самый короткий путь, чтобы не встретится с опасностями. Так как я плохо учился в школе, то сам не могу отыскать этот путь на карте.

Вот я и прошу вас, дорогие ребята, помогите мне его найти и обозначить.  Тому, кто решит задачу, будет награда.

 С уважением, Джонатан Флинт.

 

P.S. Карта прилагается.

Прочитав это письмо, учитель достает весьма обтрепанный бумажный свиток, разворачивает его и перед ребятами предстает большая разноцветная карта нового Острова сокровищ. Края карты неровные, бумага старая. Сразу видно, что документ побывал в пиратских приключениях.

Учащиеся в группах приступают к решению задачи,  каждой группе предлагается копия карты  (приложение), затем ее коллективное обсуждение и выяснение, как проложить безопасный курс на карте.

Учитель математики: ну а тем «кладоискателям», которым не посчастливилось отыскать безопасный путь к кладу, помогут наши последующие уроки.

Учитель географии: оценивает деятельность учащихся  при решении задач по географии, дает ей качественную и количественную оценку.

Резервные задания: Задача: Клоун решил найти отношение Массы Мышки к массе слона. Мышка весит 50 г, а слон 5т. «Составим отношение: 50/5 , - сказал клоун – Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун?

Ответ: нет, не прав. Клоун использовал величины, выраженные в разных единицах измерения. Надо сделать так: 50/5 000 000 +1/ 100 000.

 

7. Подведение итогов урока.

а) подача домашнего задания  учителями математики и географии с комментариями:

– математика:  пункт 23, № 840, № 844, № 846 (а);

– география:    начертить план своей квартиры, используя масштаб 1 : 100.

б) рефлексия урока:

Учитель математики:

Ребята, подходит к концу наш интегрированный урок, и теперь каждому стало понятно, что же это такое. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

– нужен ли нам был такой урок?

– что каждый из вас приобрел на уроке сегодня и понял для себя?

Учитель географии : не появилось ли у кого-то из вас желание изменить свою картинку, с помощью которой мы украшали нашу планету в начале урока, изменилось ли ваше настроение  после урока.(учащиеся и учителя меняют свои картинки)

Анализ урока учащимися.

 

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

 

  Данный урок построен на деятельной основе с использованием групповых форм работы и игровой технологии.

Красной нитью через весь урок прошла  работа по сближению географии и математики в использовании понятия « масштаб».

Главная цель урока – адаптация понятия «масштаб» к решению математических задач достигается за счет самостоятельной работы групп и осмысления этого понятия  при решении  задач и в игре по отысканию координат клада.

В ходе  урока учащиеся смогли увидеть целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам, увидеть межпредметные связи между математикой и географией.

Групповые формы работы развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность своей группы, умение, прислушиваясь к мнению каждого, выбрать верное, общее решение.

Украсил урок гуманитарный фактор, а именно применение в ходе урока стихов, афоризмов, рефлексия с помощью рисунков, игровая ситуация.

При проведении урока были выдержаны все основные компоненты современного урока:

– организация класса и психологический настрой на работу;

– постановка целей всего урока и его отдельных этапов;

– мотивационный: определение значимости изучаемого материала;

– коммуникативный: общение учащихся в группах, доброжелательные отношения 

   учителей и учащихся;

– содержательный: подбор материала для урока в соответствии с психофизиологически-

 ми  особенностями учащихся данного возраста;

– технологический: как оптимальный для данного класса, выбор групповой формы

   работы;

– контрольно-оценочный: оценка  индивидуальной и групповой деятельности учащихся   

   для стимулирования  активности учащихся;

 – аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности на уроке самими

    учащимися, рефлексия.

Урок учащимся понравился, это они отметили при подведении итогов урока, учителя, его  

проводившие, остались уроком довольны тоже.



Предварительный просмотр:

ОСТАНОВКА:  г. МОСКВА

Соотнести масштаб и карты (соединить стрелками)

Карта мира

1 : 252 000 000

Карта Австралии

1 : 60 000 000

Карта Африки

1 : 27 000 000

Карта острова Мадагаскар

1 : 78 000 000

Карта города Москва

1 : 25 000

Карта Садового кольца

1 : 12 000

ОСТАНОВКА  г. УЛАН-УДЭ

Перевести численный масштаб в именованный:

1 : 1 000

1 : 5 000 000

1 : 50 000 000

ОСТАНОВКА:  г. МОСКВА

Соотнести масштаб и карты (соединить стрелками)

Карта мира

1 : 252 000 000

Карта Австралии

1 : 60 000 000

Карта Африки

1 : 27 000 000

Карта острова Мадагаскар

1 : 78 000 000

Карта города Москва

1 : 25 000

Карта Садового кольца

1 : 12 000

ОСТАНОВКА  г. УЛАН-УДЭ

Перевести численный масштаб в именованный:

1 : 1 000

1 : 5 000 000

1 : 50 000 000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок математики и географии в 6 классе Учителя: Семенова О.Д., Белявская Ю.Н .

Слайд 2

Устный счет Найдите 52% о т 200 - Ш Выразите в километрах: 32 000 000 см - А Составьте отношение 1 см к 4 000 - А Решите уравнение: 2,5 – а = 1,7 - Б Решите уравнение: 7/2 = Х/4 - М Решите уравнение: Z : 5 = 6 : 2 – С Решите уравнение: У/1,5 = 3 / 4,5 - Т

Слайд 3

Виды изображения земной поверхности

Слайд 5

Численный – 1: 1 000 Именованный – В 1 сантиметре 10 метров Численный и именованный масштаб

Слайд 6

Какой масштаб мельче 1: 1 000 (тысячный) или 1 : 1 000 000 (миллионный)?

Слайд 7

Масштаб - отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

Слайд 8

Путешествие по маршруту Великого Чайного пути

Слайд 10

Чайный путь по территории Бурятии

Слайд 11

Церемония чаепития

Слайд 12

1 остановка – город Москва

Слайд 13

Помощь

Слайд 14

Помощь

Слайд 15

Помощь

Слайд 16

Чем больше число в знаменателе, тем меньше масштаб. 1:1 000 000 000 мельче, чем 1: 1 000 Вывод:

Слайд 17

2 остановка – город Томск

Слайд 18

Определите расстояние от Кузовлево до Позднеево в метрах, используя топографическую карту города Томск.

Слайд 19

М 1:350 000 В 1 сантиметре 3 500 метров Расстояние отрезка на карте – 9 см 3 500 м Х 9 см = 31 500 м Ответ: Расстояние от Кузовлево до Позднеево 31 500 м Решение

Слайд 20

Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше Физминутка

Слайд 21

3 остановка – город Иркутск

Слайд 22

Расстояние от города Иркутска до города Байкальска 300 км. Определите длину отрезка на карте, если масштаб 1:5 000 000 Задание:

Слайд 23

1:5 000 000 = Х:30 000 000 Х=30 000 000:5 000 000=6 см Ответ: Длина отрезка на карте 6 см Решение

Слайд 24

4 остановка – город Улан-Удэ

Слайд 25

1: 1 000 1: 5 000 000 1: 50 000 000 Задание: перевести численный масштаб в именованный

Слайд 26

1:1 000 В 1 сантиметре 10 метров 1: 5 000 000 В 1 сантиметре 50 километров 1: 50 000 000 В 1 сантиметре 500 километров Ответы:

Слайд 27

5 остановка – город Пекин

Слайд 28

Определите животное Задание: топографический диктант

Слайд 29

1 В 2 А 3 Б 4 Г Тест на закрепление знаний

Слайд 30

Выберите одну из предложенных достопримечательностей и выполните чертеж в масштабе Царь-пушка Памятник рублю Пекинская телебашня Домашнее задание

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и математике "Масштаб"

Преподаватели:   учитель географии Михаленко Елена Валентиновна          (1 квалификационная категория), учитель математики Кузнецова Ирина Алекс...

Интегрированный урок по географии и математике в 6 классе по теме «Путешествие по маршруту «город Чита»

Место урока в теме: Тема является 1 уроком в разделе «Математика вокруг нас», обучающиеся уже знакомы с темой отношение двух чисел и темой масштаб по географии.Характеристика класса: Урок рассчитан дл...

интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс

Интегрированный урок по предмету географии и биологии  на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...

Интегрированный урок по географии с математикой

Урок мастер-класс был представлен на форуме учителей РТ "Преподавание истории Тувы и географии Тувы"....

Конспект интегрированного урока (химии, географии, биологии) в 8 класс по теме: «Атмосферный озон. Вред и польза».

Цель.Сформировать у учащихся целостное представление об атмосферном озоне.Задачи.Образовательная. Изучить аллотропные видоизменения химического элемента кислорода. Определить виды озона исходя из его ...

Интегрированный урок информатика - география в 9 «А» классе

Интегрированный урок информатика - география в 9 «А» классе Тема урока по информатике: «Использование информационных ресурсов для разработки учебного проекта» Тема у...

Интегрированный урок по географии и математике в 6 классе

В общей системе уроков, данный урок представляет: урок повторения раннее изученного материала на уроке географии, его применение на уроках математики.Его цель – развитие познавательного интереса к обу...