новые подходы к оценке качества обучения
статья по алгебре
Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова И. Г., учитель математики
ГБОУ школа № 57 Приморского р-на
Санкт-Петербурга
Тема выступления.
Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока математики.
Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Они должны основываться на личностных результатах обучающихся. Под ними понимается развитие мышления, творческих способностей, социальной активности, а также уровень общеучебных и предметных умений, навыков, знаний, компетенций. Личные образовательные результаты каждого ученика всегда будут отличаться от достижений других учеников, поэтому к оцениванию учащихся нужно подходить интегративно. Для этого нужно в корне изменить традиционный подход к оцениванию. В отличии от традиционного оценивания необходимо оценивать: непрерывность
Оценивается процесс движения к результату. Очевидным становится право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.
- системность.
Оценивается сформированность системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка направлена на измерение не «книжных», а жизненных знаний и умений их применять их в реальных жизненных ситуациях.
- множественность.
Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, измерение различных форм интеллекта и т.п.
- качественность.
Учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности
- гибкость.
Новый подход предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет, причём широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов.
- естественность.
Объективное оценивание должно проводиться в естественных для обучаемого условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки беседа, интервью, диалог и т.д.
- самооценка.
При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.
Приведу пример одной из форм оценивания обучающегося: Рейтинговая накопительная система оценивания образовательных результатов учащихся. (с использованием технологической карты самооценки)
Позволяет.
- дифференцированный подход к оценке знаний.
- Оценка разного уровня знаний
- Взаимоконтроль.
- Получить оценку за урок практически каждому ученику
- Получают дополнительные задания.
- Слабые учатся выбирать способ решения проблемы (самостоятельно, помощь учителя, соседа по парте, учебник)
- Сильные могут само реализоваться, и получить дополнительные более сложные задания.
- Проявляется интерес к предмету.
- Самостоятельность.
- Исключает тревожность страх ошибиться
- За счет баллов ребенок может улучшить результат.
- Стимул подумать, а не списать
- Уметь принять помощь и оценить.
- Самооценка
- Ситуация успеха.
- Для учителя.
- Оценить практически каждого
- исключить конфликт постановки отметки
- выявить тех кому нужна консультация.
Трудности.
На первых уроках трудности с работой над картой Дети пытаются добавить себе баллы. Сложности с оценкой своих знаний. Повышенная или пониженная самооценка. Повышенный контроль соседа по парте. Но данные проблемы быстро уходят.
Применение данной системы оценивания.
- любой урок по любому предмету.
- оценивание результатов какой-либо главы. (но только если она в рамках одной четверти или полугодия)
- Дополнительно накопление к отметке за четверть за счет дополнительных заданий.
Пример технологической карты. (данная карта на один урок)
Карта урока по теме Разложение многочлена на множители
Ф.И. класс------------------------------------------------------------------------
Я могу ответить на вопросы по теории | баллы |
-я ответил на вопросы без помощи учебника конспекта с ошибками -я ответил на вопросы правильно с помощью учебника конспекта учителя. -я ответил на вопросы правильно и самостоятельно | 1 2 3 |
Я могу составить формулы | |
-составил все формулы с помощью учебника конспекта - составил все формулы самостоятельно, но допустил ошибки - составил все формулы без учебника конспекта без ошибок | 1 2 3 |
Я могу определить истинность равенств. | |
-я допустил более одной ошибки. я допустил одну ошибку. я определил истинность всех равенств - | 1 2 3 |
Я применил свои знания при распределении способов разложения. | |
-я распределил примеры с помощью учителя -я допустил ошибки -я допустил одну ошибку -я сам распределил все правильно | 1 2 3 4 |
Я умею решать примеры используя различные способы разложения | |
-я решил с помощью учителя -я решил самостоятельно. Допустив две ошибки -я решил самостоятельно. Допустив одну ошибку -я решил все примеры верно | 1 2 3 4 |
Я умею решать комбинированные задачи | |
- я решил примеры с помощью учителя(ассистента) -я верно выполнил одно задание -я верно выполнил два задания самостоятельно -я верно решил все задания - | 1 2 3 4 |
Накопительная часть Я выполнил дополнительные задания (баллы в зависимости от уровня сложности) -я отвечал у доски -я был активным участником на уроке -я был ассистентом | 1-3 1 1 1 |
Призовой фонд учителя до4 баллов | |
Критерии 23-20баллов “5”
19-16баллов “4”
15-12 баллов “3”
Мои баллы-------------------------------------
Отметка за урок----------------------------------
Подпись учителя-------------------------------
Ученик становится участником своего оценивания, выдвигая самооценку.
Для того, чтобы оценка была объективной удобно пользоваться универсальной шкалой трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом.
Балльная система позволяет более объективно оценить ученика, найти пробел в знаниях ученика, недостатки в усвоении изученного материала. Главное в этом случае выявить вопросы, которые плохо усвоил ученик, наметить систему мер по ликвидации отмеченных недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются различные подходы к выявлению уровня качества образования, зависимость выбора методики его определения от поставленных целей....
Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения
Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....
Тест как современный подход к оценке качества знаний
Рабта посвещена вопросу оценки качества знаний в современных условиях ФГОС второго поколения....
Новые подходы к оценке качества образования
новые подходы к оценке качества образования...
Новые подходы к оценке качества образования тт
Новые подхлды к оценке качаства образования, текст выступления...
Новый подход к оцениванию качества обучения по биологии
Модульно - рейтинговая система применительно к уроку биологии...
Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...