новые подходы к оценке качества обучения
статья по алгебре

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова И. Г., учитель математики

ГБОУ школа № 57 Приморского р-на

Санкт-Петербурга

Тема выступления.

Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока математики.

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Они должны основываться на личностных результатах обучающихся. Под ними понимается развитие мышления, творческих способностей, социальной активности, а также уровень общеучебных и предметных умений, навыков, знаний, компетенций. Личные образовательные результаты каждого ученика всегда будут отличаться от достижений других учеников, поэтому к оцениванию учащихся нужно подходить интегративно. Для этого нужно в корне изменить традиционный подход к оцениванию. В отличии от традиционного оценивания необходимо оценивать: непрерывность

Оценивается процесс движения к результату. Очевидным становится право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.

  • системность.

Оценивается сформированность системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка направлена на измерение не «книжных», а жизненных знаний и умений их применять их в реальных жизненных ситуациях.

  • множественность.

Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, измерение различных форм интеллекта и т.п.

  • качественность.

Учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности

  • гибкость.

Новый подход предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет, причём широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов.

  • естественность.

Объективное оценивание должно проводиться в естественных для обучаемого условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки беседа, интервью, диалог и т.д.

  •  самооценка.

При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.

Приведу пример одной из форм оценивания обучающегося: Рейтинговая накопительная система оценивания образовательных результатов учащихся. (с использованием технологической карты самооценки)

Позволяет.

  • дифференцированный подход к оценке знаний.
  • Оценка разного уровня знаний
  • Взаимоконтроль.
  • Получить оценку за урок практически каждому ученику
  • Получают дополнительные задания.
  • Слабые учатся выбирать способ решения проблемы (самостоятельно, помощь учителя, соседа по парте, учебник)
  • Сильные могут само реализоваться, и получить дополнительные более сложные задания.
  • Проявляется интерес к предмету.
  • Самостоятельность.
  • Исключает тревожность страх ошибиться
  • За счет баллов ребенок может улучшить результат.
  • Стимул подумать, а не списать
  • Уметь принять помощь и оценить.
  • Самооценка    
  • Ситуация успеха.                                                                                        

  • Для учителя.
  • Оценить практически каждого
  • исключить конфликт постановки отметки
  • выявить тех кому нужна консультация.

Трудности.

На первых уроках трудности с работой над картой Дети пытаются добавить себе баллы. Сложности с оценкой своих знаний. Повышенная или пониженная самооценка. Повышенный контроль соседа по парте. Но данные проблемы быстро уходят.

Применение данной системы оценивания.

  • любой урок по любому предмету.
  • оценивание результатов какой-либо главы. (но только если она в рамках одной четверти или полугодия)
  • Дополнительно накопление к отметке за четверть за счет дополнительных заданий.

Пример технологической карты. (данная карта на один урок)

Карта урока по теме Разложение многочлена на множители

Ф.И. класс------------------------------------------------------------------------

Я могу ответить на вопросы по теории

баллы

-я ответил на вопросы без помощи учебника конспекта с ошибками

-я ответил на вопросы правильно с помощью учебника конспекта учителя.

-я ответил на вопросы правильно и самостоятельно

1

2

3

Я могу составить формулы

-составил все формулы с помощью учебника конспекта

- составил все формулы самостоятельно, но допустил ошибки

- составил все формулы без учебника конспекта без ошибок

1

2

3

Я могу определить истинность равенств.

-я допустил более одной ошибки.

я допустил одну ошибку.

я определил истинность всех равенств

-

1

2

3

Я применил свои знания при распределении способов разложения.

-я распределил примеры с помощью учителя

-я допустил ошибки

-я допустил одну ошибку

-я сам распределил все правильно

1

2

3

4

Я умею решать примеры используя различные способы разложения

-я решил с помощью учителя

-я решил самостоятельно. Допустив две ошибки

-я решил самостоятельно. Допустив одну ошибку

-я решил все примеры верно

1

2

3

4

Я умею решать комбинированные задачи

- я решил примеры с помощью учителя(ассистента)

-я верно выполнил одно задание

-я верно выполнил два задания самостоятельно

-я верно решил все задания

-

1

2

3

4

Накопительная часть

Я выполнил дополнительные задания (баллы в зависимости от уровня сложности)

-я отвечал у доски

-я был активным участником на уроке

-я был ассистентом

1-3

1

1

1

Призовой фонд учителя до4 баллов

Критерии 23-20баллов “5”

                    19-16баллов “4”

                     15-12 баллов “3”

Мои баллы-------------------------------------

Отметка за урок----------------------------------

Подпись учителя-------------------------------

Ученик становится участником своего оценивания, выдвигая самооценку.

Для того, чтобы оценка была объективной удобно пользоваться универсальной шкалой трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом.

Балльная система позволяет более объективно оценить ученика, найти пробел в знаниях ученика, недостатки в усвоении изученного материала. Главное в этом случае выявить вопросы, которые плохо усвоил ученик, наметить систему мер по ликвидации отмеченных недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются различные подходы к выявлению уровня качества образования, зависимость выбора методики его определения от поставленных целей....

Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения

Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....

Тест как современный подход к оценке качества знаний

Рабта посвещена вопросу оценки качества знаний в современных условиях ФГОС второго поколения....

Новые подходы к оценке качества образования

новые подходы к оценке качества образования...

Новые подходы к оценке качества образования тт

Новые подхлды к оценке качаства образования, текст выступления...

Новый подход к оцениванию качества обучения по биологии

Модульно - рейтинговая система применительно к уроку биологии...

Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...