" Методика достижения обязательных результатов обучения математики"
материал по алгебре

Савинкова Наталия Николаевна

Практика показывает,чтозначительная часть учащихся не владеет опорными умениями и навыками в необходимой степени, причем , представление учителя бывают очень далеки от реального положения дел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика достижения обязательных результатов обучения

    Сложившаяся в  школе методическая система обучения большинству школьных предметов ориентирована на возможность более высокого уровня усвоения школьного содержание любого предмета. Такая система была естественна в условиях, когда среднее образование получала лишь наиболее подготовленная часть школьников. В изменившихся условиях обучения ориентация на максимум усвоения приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Большая часть школьников, не справляющихся с учебой, теряет интерес к обучению.

    Ориентация на максимум усвоения по всем предметам опасна и для сильного учащегося .Стремление учиться отлично по всем предметам в условиях объективного усложнения содержания обучения приводит к перегрузке школьника, мешают проявления его способностей и дарования в какой-то одной области. Кроме того, обучению одаренного ученика вредит и то, что мы подстраиваемся под «слабого», всё время снижаем уровень требований. Практика показывает, что значительная часть учащихся не владеет опорными умениями и навыками в необходимой степени, причём представление учителя как правило бывают очень далеки от реального положения дел. Часто до проведения проверочных работ при знакомстве с их содержанием реакция наша однозначна: предлагаемые задания оцениваются как простые, и выражается уверенность, что с ними легко справляется большинство учащихся. Получаемые результаты часто убеждают учителя в обратном  и обычно являются для него полной неожиданностью. Учитель с удивлением обнаруживает, что иногда не только слабые ученики, но и те, кого он считает сильными, допускает грубейшие ошибки, свидетельствующие о существенных пробелах в их подготовке. Задача достижения всеми учениками уровня обязательной подготовки стихийно, без целенаправленной работы не решается. Необходимы специальные меры, большое внимание учителя этому вопросу.

     Важные обстоятельства, которые необходимо учитывать в работе, состоит в том, что обязательные результаты обучения должны стать основой дифференциации требования к учащимся. Обязательные результаты обучения - это, безусловно, требования к каждому ученику. Их предъявления непосредственно связывается с оцениванием, если ученик достиг их, то это уже обеспечивает ему получения минимальной положительной отметки, то есть тройки. К тем же ученикам, которые проявляют интерес к математике, и претендует на более высокие оценки следует предъявлять более высокий, по сравнению с обязательными, требования: они должны демонстрировать более высокие результаты в овладение материалом.

    Вытекает два вывода: в ходе обучения математике необходимо создавать условия для более глубокого усвоения материала, для максимального развития учащихся проявляющие интерес к предмету. При этом очевидно, что возможности работы с сильными учащимися существенно расширяются. Поскольку нижний уровень, обеспечивающий выставление положительной оценки зафиксирован, то учитель может свободнее обращаться с более сложным материалом, понимая, что не потребуется обеспечить усвоение этого материала всеми учащимися.

   Овладение основными теоретическими фактами являются необходимым условием для формирования умения решать задачи обязательного уровня. В текущем процессе обучения учитель должен требовать от учащихся владение соответствующей терминологии, усвоение правил, важнейших формулировок и так далее. Усвоения теоретических фактов делает осознанным выполнения различных действий, поэтому повышает эффективность работы по формированию умений, помогает предупреждению типичных ошибок, способствует прочности умений и навыков.

    Необходимо уделять большое внимание формированию мотивации ученика, активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из наиболее действенных средств в этом отношении является ясное понимание учащимися предъявляемых к ним требований. На стенде в классе в начале изучение темы можно вывесить список обязательных задач. Учащимся сообщается, что это те задачи, которые должен научиться решать каждый, чтобы получить положительную оценку. Такой подход делает работу учащихся более целенаправленной, позволяет им самим оценить степень овладения материалом.

   Основная организационная форма обучения в нашей школе это урок. На какие моменты при его подготовке следует обратить внимание для достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения?

    Иногда учителя мало обращают внимание такой традиционной формы работы, как закрепление нового материала на достаточно простых типичных задачах. Часто на практике этот этап минуют очень быстро, слишком поспешно переходят к решению более сложных задач со всеми классом. Нельзя допускать быстрого необоснованного перехода к сложным примером. Мнение, что если учить на задачах высокого уровня сложности то низкий будет наверняка достигнут, ошибочно. На уроках должно отводиться специальное время отработке умений решать задачи обязательного уровня. Ученику необходимо пройти через полноценную систему обучающих упражнений и подготовительных и на применение формируемого умения для решения тех или иных задач и более сложных.

    Решение задач обязательного уровня непременно вписывается учащимися в тетрадь, эта запись послужит ученикам образцом, к которому они могут обратиться при выполнении домашнего задания ,при повторении материала ,при подготовке к проверке знаний.

   При организации работы по овладению учащимися основными умениями крайне важную крайне важную роль играет самостоятельная работа школьников, но для того, чтобы она приносила должный эффект необходимо соблюдение ряда условий. Содержание самостоятельной работы в первую очередь определяется содержанием основных опорных умений. Нецелесообразно включать в самостоятельную работу второстепенный материал или предлагать всем учащимся задания развивающего характера.

    Одним из традиционных этапов организации усвоения материала является повторение, которое проводится как целью подготовки к изучению нового материала, так и для поддержания приобретенных учащихся умений и навыков. Необходимый материал должен быть восстановлен в памяти учащихся в таком вид, в каком он будет применяться при подготовке к изучению нового материала. Текущее повторение также следует проводить не стихийно, включая случайные задачи, а ориентируясь на обязательные умения предусмотренные программой.

     Значительная часть учащихся получает прочные умения и навыки только в том случае, если за введением нового материала следует этап специального запоминания правил, многократных повторений и упражнений. При этом объём и количество необходимых упражнений для каждого ученика различны. Поэтому учёт индивидуального темпа продвижения учащихся становится еще одним неприемлемым условием достижения обязательных результатов обучения. Реализовать это условие можно только если уделять серьезное внимание дифференцированному подходу к учащимся, организации индивидуальной работы.

       В настоящее время организация индивидуальной работы на уроке практически исчерпывается двумя случаями: при решении задач сильные ученики работают по индивидуальным карточкам или решают по учебнику более сложные задачи. В другом случае дифференцированный подход касается всех учеников и применяется при проведении письменных работ, когда учащимся предлагаются различные уровни сложности. Стихийно организованная таким образом работа не имеет логического завершения и не приносит желаемого результата. Сильному ученику при решении сложных задач необходимо обсудит своё решение с другим учащимся, получить одобрение своих товарищей по поводу решения сложной задачи.

     Направленность индивидуальной работы должно зависеть от степени достижения учениками уровня обязательной подготовки. Для этого необходимо иметь точную информацию о том, кто из учеников овладел опорными знаниями, а кто нет. Опираясь на эту информацию и следует осуществлять на уроках дифференцированный подход к учащимся. Индивидуальные задания должны составляться с учётом пробелов имеющихся у данного ученика. Основное внимание учителя может быть направлено на сильных и средних учащихся, если слабые, работая индивидуально, выполняют задания тренировочного характера.

       Таким образом на каждом этапе изучения темы основное внимание учителя должно быть обращено на ту группу учащихся, которое в это время в большей степени нуждается в его руководстве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

Методическая разработка "Деятельностный подход как способ формирования обязательных результатов обучения на уроках математики на примере темы «Окружность"

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих по учебнику «Геометрия 7-9» авторы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.В методической разработке представлены материалы по теме «Окружность...

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Задача учителя состоит в том, чтобы создать все условия для того, чтобы ученики получили успешный опыт применения теоретических знаний на практике и осмыслили его. В помощь ему современные технологии ...