Внеклассные мероприятия
план-конспект занятия по алгебре (5 класс)
Внеклассные мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие для старших классов | 75 КБ |
внеурочная деятельность "Веселая математика" 5-6 кл | 392.14 КБ |
"Интеллектуальный марафон" 9 класс | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мылинская СОШ»
Математическая игра
«Умники и умницы»
(старшие классы)
Гомбоева В.Р. учитель математики и информатики
2018-2019 уч.год
Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности.
Задачи мероприятия:
- Обучающая (дидактическая) задача: в увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
- Развивающая задача: развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике, развивать умение работать в группе.
- Воспитательная задача: воспитывать культуру общения, культуру математического мышления, чувство коллективизма и взаимовыручки.
Ход мероприятия
Ведущий:
Сегодня, друзья, мы будем с вами
Царицу наук восхвалять.
Так можем гордо и по праву
Мы математику назвать.
И пусть девизом нашего вечера станут слова Гильберта «Мы должны знать, мы будем знать!»
А теперь представим наше несравненное жюри:
Уважаемое жюри, просим дать клятву на честность и верность (один читает, все клянутся)
Мы, члены жюри математического состязания
Клянёмся судить сегодняшнюю игру честно и справедливо.
И если мы нарушим эту клятву,
Пусть нас извлечёт кубический корень
и подвесит интеграл.
КЛЯНЁМСЯ!!! КЛЯНЁМСЯ!!! КЛЯНЁМСЯ!!!
Сегодня в этом зале встречаются три команды 9а, 9 б, 9 в классов. О себе они расскажут сами.
Конкурс 1. «Фильм, фильм, фильм…»
Командам было дано домашнее задание: придумать рассказ, в который были бы включены названия фильмов, содержащие числительные. Каждая команда читает свой рассказ, задача команды –соперницы: перечислить названия фильмов, которые они сумеют распознать. Оценивается и рассказ (т.е. количество втиснутых фильмов) и количество отгаданных фильмов.
Конкурс 2. «Листая старые страницы, мы вспомним ваши имена»
Вашему вниманию предлагаются портреты великих математиков, внесших значительный вклад в развитие науки. Скажите, о ком идет речь.
Вопрос 1. Основоположник геометрии. Наши учебники геометрии содержат основные понятия, сформулированные этим древнегреческим учёным. (Евклид)
Вопрос 2. Русский математик, основавший свою, отличную от евклидовой, геометрию. (Николай Лобачевский)
Вопрос 3. Кому принадлежат слова «Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики»? (Фридрих Карл Гаусс)
Вопрос 4. Кому принадлежат эти строки: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? (Михаилу Ломоносову)
Вопрос 5. Кто из великих воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю»? (Архимед)
Вопрос 6. Этот ученый ослеп, но целых 20 лет он работал, диктуя своим ученикам, оставил после себя 200 работ. (Леонард Эйлер)
Конкурс 3. «Гонка за лидером» или Математический марафон.
Вопросы для 1 команды:
- Ромб с прямыми углами. (квадрат)
- Результат сложения. (Сумма)
- Что больше 2 см или 23 мм? (23 мм)
- Какую часть часа составляет 20 мин.? ()
- Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой окружности. (радиус)
- Найти корень уравнения х2 = -1. (нет корней)
- График квадратичной функции? (Парабола)
- Утверждение, не требующее доказательства. (Аксиома)
- Самое маленькое трёхзначное число. (Сто)
- Это все математические термины: дискриминант, дискант, дифференциал? (Дискант – высокий детский голос)
- В какой стране впервые появились отрицательные числа: в Индии или Китае? (В Древнем Китае)
- Треугольный платок (косынка)
- Что находят прежде, чем корни, при решении квадратного уравнения? (дискриминант)
- Самая длинная хорда? (диаметр)
- Единица измерения скорости у морских судов. (узлов в час)
Вопросы для 2 команды:
- Утверждение, требующее доказательства. (Теорема)
- Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника? (3)
- Результат вычитания? (Разность)
- Сколько секунд в часе? (3600)
- Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса)
- Чему равна десятая часть тонны? (центнеру)
- График прямой пропорциональности. (прямая)
- Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (3)
- Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)
10. Как называют направленный отрезок? (вектор)
12.Это все математические термины: абсцисса, апофема, атташе. (Атташе – дипломат)
13.Чему равен катет, лежащий против угла в 30 градусов? (половине гипотенузы)
14.Сколько музыкантов в квартете? (4)
15. Площадь квадрата равна 25 кв. см. Чему равен его периметр? (20 см.)
Вопросы для 3 команды:
1.Как называются два угла, у которых одна сторона общая, а две другие составляют прямую? (смежные)
2. Как называется отношение прилежащего катета к гипотенузе? (косинус угла)
3. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (хорда)
4.Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла? (гипотенуза)
5. Как называются два вектора, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых? (коллинеарные)
6. Чему равна сумма целых чисел от -10 до 12. (23)
7. Акробатика, комбинаторика, аэробика. Что здесь лишнее? (комбинаторика)
8. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? ( 2)
9. Как называются параллельные стороны трапеции? (основания)
10. Это математические термины: парабола, преамбула, гипербола? (преамбула – не математический термин)
11. Назовите наибольшее натуральное число? (не существует)
12. Чему равно произведение целых чисел от -9 до 9? (0)
13. Назовите спортивный снаряд, название которого совпадает с названием геометрической фигуры (трапеция)
14.Как называется треугольник, в котором все углы тупые? (нет такого треугольника)
15. Какой треугольник называется правильным? (равносторонний)
Конкурс 4. «Заморочки из бочки»
На экране бочка с числами. Команды поочередно называют число из бочки. Учитель нажимает на это число и появляются слова –определения. Нужно по данным определениям отгадать математический термин или понятие, которое является многозначным словом.
Чем быстрее отгадано слово, тем больше очков получает команда (1-3 балла)
Примечание: На экране нажатием мыши появляются три определения математического понятия, остальные учитель продолжает зачитывать на слух.
1. Атомный, выигрышный, инвентарный, телефонный, автомобильный, гостиничный, цирковой, порядковый… (номер)
2. Женская, львиная, тяжёлая, счастливая, левая, правая, большая, меньшая, равная… (доля)
3. Свинцовая, барабанная, правильная, сократимая, обыкновенная, десятичная, периодическая…
(дробь)
4. Бермудский, любовный, равнобедренный, прямоугольный, равносторонний …. (треугольник)
5 . Красная, центральная, жилая, главная, торговая, городская, общая, искомая, найденная … (площадь)
6. Несгораемая, кругленькая, крупная, контрольная, денежная, полученная… (сумма)
7. Известное, художественное, музыкальное, литературное, положительное, отрицательное… (произведение)
8. Семейный, солнечный, порочный, гончарный,
точильный, спасательный, Полярный… (круг)
9. Свой, родной, теплый, развернутый, прямой, острый,тупой,… (угол).
Конкурс 5. «Конкурс капитанов»
На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной - 30 локтей, другой - 20 локтей; расстояние между их основаниями - 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно.
На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?
Конкурс 6. «В шутку и всерьез»
1.В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? (7б – 7д, 12кр – 24д. на 17 дырок)
2.Вовочка твёрдо решил стукнуть старшеклассника Егора по лбу доской прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а длина 60 см. подойдёт ли для этого дела доска прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а площадь 900 кв см? (Да)
3.На педсовет собрались 40 строгих учительниц и все по очереди стали ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 мин. Сколько часов ругали печального третьеклассника? (8 ч)
Конкурс 7. «Замечательные функции»
Вашему вниманию представлены графики некоторых функций. Сопоставьте высказывание с соответствующей функцией.
1. Тише едешь, дальше будешь. (2)
2. Баба с возу, кобыле легче. (3)
3. Чем дальше в лес, тем больше дров. (1)
4. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. (2)
5. Большому кораблю — большое плаванье. (1)
6. А воз и ныне там. (4)
7. Долгие проводы — лишние слезы. (1)
8. Подальше положишь — поближе возьмешь. (2)
9. Мал золотник, да дорог. (2)
Конкурс 8. НМО (неопознанный математический объект)
- Древний геометрический инструмент, который был изобретён в Древней Греции, часто используется архитекторами, младшие школьники применяют его не по назначению, а старшими школьниками он почти не используется (циркуль)
2) Здесь находится такой предмет, который когда–то являлся большой роскошью. А технология его изготовления долгое время оставалась под большим секретом (бумага)
3) Этот предмет является необходимым каждому математику. К сожалению, на ЕГЭ им пользоваться запрещено. При его изготовлении используется родственник алмаза (карандаш)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике на 2016-2018 учебный год ориентирована на обучающихся 5-6 класса, составлена на основе:
- федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования ;
- приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО»;
Программа внеурочной деятельности «Юный математик» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы обусловленытем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал, помогает подготовить учащихся 5-6 классов к дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научить ориентироваться в потоке различной информации, обеспечить компетентностный подход в обучении предмету.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели программы: Создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса,
- знакомство детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы,
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
- сформировать умение учиться,
- научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами,
- применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания танграм и решения задач на разрезание.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
- развитие мелкой моторики рук и глазомера,
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
- выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «Математика»,
- расширение коммуникативных способностей детей,
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
- воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
2. Содержание программы
- Решение занимательных задач
Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.
Теория: занимательные задачки (игры - шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практическая часть: способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
- Различные системы счисления
Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия.
Теория : старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян, римские цифры, счёт и цифры индейцев Майя, славянская нумерация, шестидесятеричная (вавилонская) система. Двоичная система счисления. Другие системы счисления.
Практическая часть: перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.
- Числовые головоломки
Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить
Теория: арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми.
Практическая часть: методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.
- Признаки делимости
Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.
Теория: признаки делимости на 2,3 5 и 9 (их доказательство), на 11 и 19.
Практическая часть: устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости.
- Задачи на проценты и части
Цель – знакомство с различными видами задач и различными способами их решения; формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности; интеллектуальное развитие учащихся.
Теория: Задачи о наследстве, задачи на отношения, нахождения суммы дробей вида:
Практическая часть: различные занимательные задачи на вычисления процентов и действия с процентами. Простые проценты, сложные проценты.
- Логические задачи
Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.
Теория: задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?»
Практическая часть: формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
- Комбинаторные задачи
Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.
Теория: основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Практическая часть: Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
- Элементы теории вероятностей
Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений об основных элементах теории вероятностей
Теория: События достоверные, невозможные, случайные.
Практическая часть: Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Выполнение операций над событиями.
9. Принцип Дирихле
Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.
Теория:Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практическая часть: Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
10.Геометрические построения
Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.
Теория:Исторические сведения о развитии геометрии. Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.
Практическая часть: Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Различные способы складывания бумаги. В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами.
3. Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные УУД:
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
- участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах;
- итоговые конференции, выставки творческих работ;
- командные микроолимпиады.
- Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Учебное время | Виды деятельности | Виды и формы контроля | |
лекция | практика | ||||
| |||||
1.1 | Математические игры | 1 | 2,5 | Игры в парах | Индивидуальный контроль |
1.2 | Занимательные задачи со сказочным сюжетом | 0,5 | 2 | Сочинить задачку со сказочным сюжетом | Текущий контроль |
1.3 | Решение старинных задач | 1,5 | 2,5 | Обучение через решение старинных занимательных задач | Фронтальный контроль Самостоятельная работа самопроверка |
| |||||
2.1 | Вводное занятие. История появления числа. Римские цифры. Различные системы счисления | 1 | Рассказ, беседа с использованием ИКТ | ||
2.2 | Двоичная система счисления. Перевод из десятичной системы счисления и обратно. Другие системы счисления. | 0,5 | 1,5 | Коллективная деятельность Устный доклад по теме: «Числа в древности» | Устный опрос Самостоятельная работа. |
2.3 | Сложение и вычитание в двоичной системе счисления | 0,5 | 1 | Практическая работа по инструкции | Математический диктант с проверкой по ключу |
2.4 | Умножение и деление в двоичной системе счисления | 0,5 | 1 | Эвристическая беседа с составлением плана-конспекта | Самостоятельная работа по вариантам |
2.5 | Другие системы счисления | 1 | 1 | Сообщение по теме: «Старинные системы счисления» | Тематический контроль в форме малой контрольной работы |
| |||||
3.1 | Городок величин | 0,5 | 1,5 | Беседа Просмотр презентации: «Числовые ребусы» | Устный счет |
3.2 | Математические ребусы | 0,5 | 1,5 | Лекция с последующим составлением алгоритма решений математических ребусов | Работа по готовым чертежам и рисункам |
3.3 | Математические софизмы | 0,5 | 1,5 | Проведение доказательств математических софизмов | Работа в группах с взаимопроверкой |
| |||||
4.1 | Признаки делимости на 3и9(с доказательством) | 0,5 | 1,5 | Практическая работа исследовательского характера | Устный счет Теоретический опрос |
4.2 | Признаки делимости на 11, 19 | 0,5 | 1,5 | Самостоятельное проведение доказательства | Промежуточный контроль |
4.3 | Решение задач с использованием признаков делимости | 0,5 | 1,5 | Математический марафон | Тест с самопроверкой |
| |||||
5.1 | Решение задач методом «с конца» | 0,5 | 0,5 | Проблемное изложение | Фронтальный контроль |
5.2 | Решение задач на проценты | 1 | 1,5 | Просмотр презентации по теме: «Проценты в нашей жизни» | Работа по образцу Самостоятельная работа в группах |
5.3 | Решение задач на все действия с дробями | 0,5 | 2,5 | Математическая регата | Итоговый контроль |
| |||||
6.1 | Логические предметные ряды | 0,5 | 0,5 | Поиск и проверка закономерностей | Устный контроль Работа по карточкам |
6.2 | Логические таблицы | 0,5 | 1,5 | Исследование в группах | Тематический контроль |
6.3 | Задачи на сравнение | 0,5 | 1 | Проведение аналогий, выводы, обобщения | Работа в парах |
6.4 | Задачи на взвешивание, переливание, перекладывания | 1 | 1,5 | Математическая регата | Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
| |||||
7.1 | Введение в комбинаторику. Перестановки | 1 | 1 | Лекция, беседа | Проверочная работа |
7.2 | Размещения и сочетания | 1 | 1 | Обучение «через задачи» | Тест с взаимопроверкой |
| |||||
8.1 | Основные понятия теории вероятностей | 0,5 | 1,5 | Беседа с иллюстрациями | Обучающая самостоятельная работа |
8.2 | Операции над событиями | 0,5 | 1,5 | Поиск подхода к решению задач | |
| |||||
9.1 | Понятие о принципе | 0,5 | 0,5 | Лекция, составления плана-конспекта | Фронтальный контроль |
9.2 | Решение простейших задач | 0,5 | 1 | Обучение элементам исследования через решение задач | Промежуточный контроль Работа в группах |
9.3 | Раскраска, делимость | 0,5 | 1 | Лекция | Текущий контроль |
| |||||
10.1 | Построение фигур одним росчерком карандаша | 0,5 | 1,5 | Микроисследование в группах | Работа в парах |
10.2 | Танграмы | 0,5 | 1,5 | Составление танграмов | Уровневая групповая работа |
10.3 | Подсчет фигур | 0,5 | 1 | Работа по готовым чертежам | Текущий контроль |
10.4 | Геометрические задачи на «разрезание» | 0,5 | 2 | Выполнение письменно-графических работ | Самостоятельная практическая работа |
10.5 | Геометрические сравнения | 0,5 | 1 | Работа по схемам, таблицам | Разноуровневая групповая работа |
10.6 | Построения с помощью циркуля и линейки | 1 | 2 | Командная микроолимпиада | Итоговый контроль |
Итого: | 22 | 46 |
Учебно-методические средства обучения.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса / Чесноков А.С., Нешков К.И. - М.: Просвещение, 2010 .
- Дидактические материалы по математике для 6 класса / Чесноков А.С., Нешков К.И. - М.: Просвещение, 2010 .
- Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И., Погодин В.Н. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.
- Сборник развивающих задач по математике для учащихся 5-6 классов/ Совайленко В.К., Лебедева О.В. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
- Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся/ Зайкин М.И. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
- Развиваем геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений./ Зайкин М.И. – М.: Просвещение; ВЛАДОС,2009.
- Наглядная геометрия: Учебное пособие для 5 – 6 классов/Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. – Смоленск: Русич, 2009 .
- Математика. Занятия школьного кружка.5-6 кл./О.С. Шейнина, г.М. Соловьёва- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010
- Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике:учеб.-метод. пособие/А.В. Фарков.- 4-е изд., стереотип.-М.: Издательство« Экзамен»,2011.
- Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 1/Авт. – сост. В.В. Трошин-М: Глобус, 2010.
- Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 2/Авт. – сост. В.В. Трошин-М: Глобус, 2010.
- Занимательная математика. 5-11 классы.( Как сделать уроки математики нескучными)/ Авт.- сост. Т.Д. Гаврилова.- Волгоград: Учитель,2009.
- Математические кружки в школе 5-8 классы/Фарков А.В.- М.: Айрис-пресс, 2010.
- За страницами учебника математики/ Депман И.Я., Виленкин Н.Я. – М.: Просвещение, 2009.
- Старинные занимательные задачи./ Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. – М.: «Вита-Пресс», 2008.
- Нестандартные задачи по математике/ Галкин Е.В. – М.: Просвещение, 2009.
- Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках/ Ремчукова И.Б. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Нестандартные уроки математики 5-6 классы\ Григорьева Г.И. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2011.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
«Интеллектуальный марафон» в 9 –х классах
Цели мероприятия:
-Привитие интереса к математике.
-Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся.
-Развитие логического мышления, интуиции и внимания.
-Развитие мышления, наблюдательности, сообразительности у учащихся.
-Развитие культуры коллективного общения, коммуникативности.
-Формирование навыков общения, умения работать в коллективе, духа соперничества
Форма проведения: интеллектуальный марафон
Технология: групповая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, 3 ватмана, 3 набора фломастеров, менеджмет, карточки с номерами столов, карточки с заданиями для тура «ОГЭ не за горами», жетоны, карточки с номерами №1,№2,№3( для жеребьёвки столов), чистые листы бумаги, ручки.
Продолжительность игры: 45 минут
Ход игры:
Ребята входят под музыку Э.Хиль «Дважды два четыре» и выбирают фишку, на которой указан номер стола (№1,№2,№3), после этого рассаживаются за столы. Столы пронумерованы, на каждом столе менеджмет.
Учитель:
Добрый день, ребята. Как ваше настроение? Отлично. Сегодня у нас с вами внеклассное мероприятие по математике. И мы сегодня не одни, с нами наши гости. Улыбнитесь им и друг другу. Мы начинаем нашу игру, которая называется «Интеллектуальный марафон». Объясняю правила игры: в игре участвуют 3 команды по 4 человека в каждой, игра состоит из 5 туров:
1.Презентация команд
2. Разминка «Что мы знаем, что мы помним из прошедших школьных лет…»
3. «Великие и знаменитые»
4. «ОГЭ не за горами»
5. «Угадай слово»
По ходу игры каждая команда получает жетоны, о количестве выданных жетонов буду проговаривать перед каждым туром. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов по ходу всей игры. Каждый представитель команды - победителя награждается оценкой «5» по математике. И напоследок, простые правила поведения. Во время игры вам необходимо:
- вести себя спокойно, но не отсиживаться;
- задания выслушивать до конца;
- не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
- быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
- быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам
Вопросы? Хорошо. Можно начинать?
1 тур. Презентация команд
Перед вами лежат листы ватмана и фломастеры. Оформите, пожалуйста, постер, в котором будет: название, девиз, эмблема и всё то, что расскажет о вашей команде как можно больше
А работать мы будем по такой схеме:
1 мин - на обсуждение данного вопроса
3 мин - на оформление постера.
1 мин – на защиту
Оценивать этот тур будем так. Все команды оценивают соперников, но не себя. (раздача фишек)
2 тур. Разминка «Что мы знаем, что мы помним из прошедших школьных лет…»
Сейчас по очереди каждой команде будет предложено по 10 вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 1 фишку.
Вопросы для 1 команды
- Назовите 1% от метра. (1см или 0,01м)
- Утверждение, принимаемое без доказательств. (Аксиома)
- Направленный отрезок. (Вектор)
- Чему равна сумма всех чисел от -200 до 200? (0)
- Сколько разных высот можно провести в параллелограмме? (Две)
- Записывается с помощью цифр. (Число)
- Назовите наибольшее целое отрицательное число. (-1)
- Наименьшее простое число. (2)
- Как называется первая координата точки на плоскости? (Абсцисса)
- Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. (Виет)
Вопросы для 2 команды
- Как называется сотая часть числа? (Процент)
- Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да)
- Первая русская женщина – математик. (Ковалевская)
- Наименьшее натуральное число. (1)
- Как называется функция вида y=kx+в? (Линейная)
- Сколько диагоналей можно провести в треугольнике? (0)
- Чему равно произведение чисел от -200 до 200? (0)
- Как называется вторая координата точки на плоскости? (Ордината)
- Как называется знак корня? (Радикал)
- Чему равен 1 пуд? (16кг)
Вопросы 3 команде
- Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)
- Как называется функция, графиком которой является прямая? (Линейная)
- Раздел математики, изучающий числа и простейшие действия над ними. (Арифметика)
- Чему равна сумма углов параллелограмма? (360˚)
- Стороны треугольника равны 3, 4 и 5 единицам. Определите вид треугольника в зависимости от углов. Как называется такой треугольник? (Прямоугольный; египетский)
- Равенство двух отношений (пропорция)
- Автор учебника геометрии, по которому мы занимаемся на уроках (Атанасян)
- Сколько разных высот можно провести в параллелограмме? (Две)
- Есть у уравнения и растения. (Корень)
- Найдите корни уравнения x²=-9. (Нет корней)
3 тур. «Великие и знаменитые»
История математики богата великими людьми. Их мы узнаем по оставленному наследству. Иногда достаточно лишь намека на формулу или теорему, чтобы произошла однозначная ассоциация с ее автором.
Скажите, кого из ученых – математиков вы можете назвать (Архимед, Виет, Галуа, Гаусс, Герон, Декарт, Евклид, Жирар, Келдыш, Кеплер, Ковалевская, Коши, Лейбниц, Лобачевский, Магницкий, Монж, Ньютон, Орем, Пифагор, Понтрягин, Риман, Тейлор, Фалес, Ферма, Чебышев, Шюке, Эйлер, Якоби и др.)
Внимание! Следующий тур.
По портрету и «штриху» к ученому (либо по научному наследию, либо по биографическому факту) узнать фамилию математика.
Работаем так: вы слушаете ответ, в течение 15 сек обсуждаете ответ на него в команде, а затем по моему сигналу встает тот участник, номер которого совпадает с выбранным вами ответом.
Вопрос №1. Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Пифагор)
Вопрос №2. Прямоугольная система координат связана с именем этого ученого. (Декарт
Вопрос №3. Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученый? (Архимед)
Вопрос №4. С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…
«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» (М.В.Ломоносов)
4 тур. ОГЭ не за горами
Участники №1, №2, №3 вы выполняете по 1заданию ГИА: по одному от каждого модуля «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика»
1.Решите уравнение 3x−7+2(3−x)=−x+8.
2.Два угла треугольника равны 40∘ и 130∘. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.
3. В фирме такси в данный момент свободно 12 машин: 3 черных, 6 желтых и 3 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет желтое такси.
Ответы:
1.4,5
2.170
3.0,5
5 тур. «Угадай слово»
Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл. Кто может дать ответ, поднимает руку. Готовы? Начали.
- За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
- 3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
- В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
- Как муравьев в муравейнике… Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).
- Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
- У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)
- Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
- Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь)
- С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
- Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок).
После этого команды передают решенные задания 4 тура соседнее команде, на слайде ответы, каждая команда получает фишку
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре всех отличился?
Ребята, подсчитайте, сколько жетонов набрала ваша команда.
Мы поздравляем команду – победителя, ребята сегодня показали, что они творческие люди, любящие математику. Обещанные пятерки появятся в ваших электронных дневниках уже сегодня. А тем, кому сегодня чуть – чуть не повезло – сладкий приз, чтобы подсластить горечь поражения. Шоколад, к тому же полезен для ума.
Ребята, спасибо за игру. Всем удачного дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...