Элективные курсы
элективный курс по алгебре (9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 18 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Программа элективного курса:
«Алгебра плюс:
избранные вопросы математики.
Модуль»
(рассчитана на учащихся 9 класса)
Автор программы: Денещик Т. Б. учитель математики высшей квалификационной категории |
ст. Барабинск
Цель курса: расширение и систематизация у учащихся знаний, необходимых для продолжения
обучения в технических ВУЗах.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о модуле, умения решать уравнения и неравенства, строить графики функций, содержащие модуль;
- развивать у воспитанников математическое мышление и интуицию, а также творческие способности, необходимые для продолжения образования в области математики;
- воспитывать культуру личности через систему математических заданий, встречающихся на ЕГЭ и вступительных экзаменах в ВУЗы.
Требования к учащимся:
1. Уметь:
- решать уравнений с модулем;
- решать неравенства с модулем;
- строить графики функций, содержащих знак модуля.
2. Быть способными:
- к обобщению и систематизации учебного материала;
- к использованию символического и графического математического языка;
- к последовательному изложению мыслей, их аргументации.
3. Владеть учебными умениями:
- самостоятельно работать с книгой;
- выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
- что такое модуль;
- алгоритм решения различных уравнений и неравенств с модулем;
уметь:
- решать различные виды уравнений, неравенств, содержащих модули.
- строить графики, содержащие знак модуля;
- самостоятельно работать с книгой;
- выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.
- использовать символический и графический математический язык;
- последовательно излагать мыслей, аргументировать их.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.
Пояснительная записка.
Данный курс предметно-ориентирован и предполагает углубленное изучение таких тем, как «Модуль в уравнениях и в графиках функций».
Элективный курс расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая её целостности. Он направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся, способствует более осознанному освоению базового курса алгебры. Программа этого курса призвана дополнить содержание основного курса вопросами, необходимыми для продолжения обучения на технические, инженерные профессии в любой отрасли естественнонаучных знаний.
Материал курса связан с понятием модуля числа и аспектами его применения. Рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем, основанные на его определении, свойствах и графической интерпретации.
Среди задач, рассматриваемых при изучении курса алгебры, значительное место занимают задачи на построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. Наблюдения показывают, что такие задачи вызывают у учащихся затруднения, и они допускают ошибки при построении графиков. Алгоритм построения таких графиков рассматривается в данной программе.
Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету и формированию умений решать практические задачи.
Содержание курса:
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Модуль (16 ч) | ||
Понятие модуля числа (2 ч) | ||
1. | Определение модуля числа. Свойства, геометрический смысл модуля. | 1 |
2 | Преобразование выражений, содержащих модуль. | 1 |
Решение уравнений, содержащих модуль (5 ч) | ||
3. | Решение уравнений вида и . | 1 |
4. | Решение уравнений вида и , используя геометрическую интерпретацию. | 1 |
5. | Решение уравнений вида . | 1 |
6. | Уравнения, содержащие два и более модуля. | 1 |
7. | Решение уравнений типа «модуль в модуле» | 1 |
Решение неравенств, содержащих модуль (3 ч) | ||
8. | Решение простейших неравенств. | 1 |
9. | Решение неравенств типа . | 1 |
10. | Решение неравенств типа . | 1 |
Модуль в функциях (6 ч) | ||
11. | Построение графика функции вида . | 1 |
12. | Построение графика функции вида . | 1 |
13. | Построение графиков функций . | 1 |
14. | Построение графиков функций . | 1 |
15. | Решение уравнений и неравенств помощью графика. | 1 |
16. | Практикум | 1 |
Итого: | 16 |
Литература:
- Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Алгебра 8 класс. М.: Просвещение, 2001.
- Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Алгебра 9 класс. М.: Просвещение, 2001.
- Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М., 2006.
- Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А. Избранные вопросы математики. Математика., № 10.
- Дроздова Л.А. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Новосибирск,2006.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н. Математика Типовые примеры на вступительных экзаменах. М.: Аркти, 2000.
- Студенецкая В.Н. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Волгоград.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класс. М.: Просвещение, 2001.
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 18 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Программа элективного курса:
«Алгебра плюс:
избранные вопросы математики.
Параметры»
(рассчитана на учащихся 9 класса)
Автор программы: Денещик Т. Б. учитель математики высшей квалификационной категории |
ст. Барабинск
Цель курса: расширение и систематизация знаний учащихся, необходимых для продолжения
обучения в технических ВУЗах.
Задачи:
- формировать у учащихся представления о параметре, умения решать уравнения, неравенства, содержащие параметр;
- развивать у воспитанников математическое мышление и интуицию, а также творческие способности, необходимые для продолжения образования в области математики для будущей профессиональной деятельности;
- воспитывать культуру личности через решение заданий, с которыми приходится встречаться на ЕГЭ и вступительных экзаменах в ВУЗы, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к учащимся:
1. Уметь:
- решать уравнения, неравенства с параметрами;
2. Быть способными:
- к обобщению и систематизации учебного материала;
- к использованию символического и графического математического языка;
- к последовательному изложению мыслей, их аргументации.
3. Владеть учебными умениями:
- самостоятельно работать с книгой;
- выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
- что такое параметр;
- алгоритм решения заданий, содержащих параметр;
уметь:
- решать уравнения с параметрами;
- решать типовые задачи с параметром;
- самостоятельно работать с книгой;
- выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.
- использовать символический и графический математический язык;
- последовательно излагать мыслей, аргументировать их.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.
Пояснительная записка.
Данный курс предметно - ориентирован и предполагает углубленное изучение темы «Решение уравнений с параметрами».
Элективный курс расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая её целостности. Он направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся, способствует более осознанному освоению базового курса алгебры. Программа этого курса призвана дополнить содержание основного курса вопросами, необходимыми для продолжения обучения с последующей ориентацией на технические, инженерные профессии в любой отрасли естественнонаучных знаний.
Решение уравнений, содержащих параметр - одни из труднейших разделов школьной математики. Здесь, кроме использования основных алгоритмов решения, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить частные случаи. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для учебно-исследовательской работы.
Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету и формированию умений решать практические задачи.
Содержание курса:
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Параметры (18 ч) | ||
1. | Первоначальные сведения. | 2 |
2. | Решение линейных уравнений, содержащих параметры. | 3 |
3. | Решение линейных неравенств, содержащих параметры. | 3 |
4. | Квадратные уравнения, содержащие параметры. | 4 |
5. | Квадратные неравенства, содержащие параметры. | 4 |
6. | Решение дополнительных задач по всему курсу. | 2 |
Итого: | 18 |
Литература:
- Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Алгебра 8 класс. М.: Просвещение, 2001.
- Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Алгебра 9 класс. М.: Просвещение, 2001.
- Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М., 2006.
- Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А. Избранные вопросы математики. Математика., № 10.
- Дроздова Л.А. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Новосибирск,2006.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н. Математика Типовые примеры на вступительных экзаменах. М.: Аркти, 2000.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класс. М.: Просвещение, 2001.
- Потапов М.Ж., Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. — М., 1992.
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами: Кн. для учителя. — М., 1986.
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 18 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Программа элективного курса:
«Решение нестандартных задач
по математике»
(рассчитана на учащихся 10 класса)
профильный уровень
Автор программы: Денещик Т. Б. учитель математики высшей квалификационной категории |
ст. Барабинск
Цель курса: познакомить учащихся с методами решения нестандартных задач, с приёмами решения задач повышенной сложности по наиболее значимым разделам математики;
Задачи:
- расширить знания учащихся по математике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи повышенной сложности;
- прививать навыки по применению функционально-графического метода при решении задач; создать условия для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы железнодорожной направленности, участия в олимпиадах;
- предоставить учащимся возможность осваивать программу математики повышенной сложности.
Требования к учащимся:
1. Уметь:
- использовать как основные, а также и нестандартные приемы и методы решения задач;
- проводить полное обоснование при решении задач;
2. Быть способными:
- к обобщению и систематизации учебного материала;
- к использованию символического и графического математического языка;
- к последовательному изложению мыслей, их аргументации.
3. Владеть учебными умениями:
- самостоятельно работать с книгой;
- выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей;
- овладеть исследовательской деятельностью.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
- нестандартные приемы решения задач;
уметь:
- применять нестандартные приемы для решения задач;
- самостоятельно работать с книгой;
- выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.
- использовать символический и графический математический язык;
- последовательно излагать мыслей, аргументировать их.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.
Пояснительная записка
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования, является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. Овладение учащимися нестандартными приемами решения задач можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с использованием нестандартных способов решения. Появление этих заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника овладения формулами элементарной математики, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и его математической культуры.
Данный элективный курс, рассчитанный на 7 учебных часов, позволяет расширить содержание базового курса, получить дополнительную подготовку к ЕГЭ, к осознанному выбору будущей профессии.
В ходе изучения данного курса у учащихся отрабатывается умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Учащиеся знакомятся с различными способами решения задачи. Ученики знают, что при выполнении работы они могут выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.
Содержание курса:
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Выражения и преобразования корень п-ой степени; тригонометрические выражения. | 2 |
2. | Уравнения и системы уравнений тригонометрические уравнения;
| 2 |
3. | Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
4. | Решение геометрических задач решение задач по планиметрии; решение задач по стереометрии. | 2 |
Итого: | 7 |
Литература:
- Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А. Избранные вопросы математики. Математика., № 10.
- Дроздова Л.А. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Новосибирск,2006.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н. Математика Типовые примеры на вступительных экзаменах. М.: Аркти, 2000.
- Потапов М.Ж., Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. — М., 1992.
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами: Кн. для учителя. — М., 1986.
- Материалы Единого государственного экзамена по математике прошлых лет.
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 18 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Программа элективного курса:
«Интенсивный курс подготовки к экзамену»
(рассчитана на учащихся 11 класса)
профильный уровень
Автор программы: Денещик Т. Б. учитель математики высшей квалификационной категории |
ст. Барабинск
Цель курса: обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой знаний и умений по математике, необходимых для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в вузе; обратить внимание учащихся на особенности ЕГЭ по математике.
Задачи:
- расширить знания учащихся по математике, научить их правильно и эффективно решать задачи повышенной сложности;
- создать условия для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы железнодорожной направленности, участия в олимпиадах;
- предоставить учащимся возможность осваивать материал программы математики на повышенном уровне.
Требования к учащимся:
- Уметь:
- решать задания B и C на едином государственном экзамене по математике;
- использовать как основные, а также и нестандартные приемы и методы решения задач;
- проводить полное обоснование при решении задач;
- Быть способными:
- к обобщению и систематизации учебного материала;
- к использованию символического и графического математического языка;
- к последовательному изложению мыслей, их аргументации.
- Владеть учебными умениями:
- самостоятельно работать с книгой;
- овладеть исследовательской деятельностью.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
- нестандартные приемы решения задач;
уметь:
- применять нестандартные приемы для решения задач;
- самостоятельно работать с книгой;
- использовать символический и графический математический язык;
- последовательно излагать мыслей, аргументировать их.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.
Пояснительная записка
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования, является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. Овладение учащимися нестандартными приемами решения задач можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с использованием нестандартных способов решения. Появление этих заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника овладения формулами элементарной математики, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и его математической культуры.
Данный элективный курс, рассчитанный на 18 учебных часов, позволяет получить дополнительную подготовку к ЕГЭ, подготовить учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
В ходе изучения данного курса у учащихся отрабатывается умение четко представлять ситуацию о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Учащиеся знакомятся с различными способами решения задачи. Ученики знают, что при выполнении работы они могут выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.
Содержание курса:
Тема | Кол-во часов |
УРАВНЕНИЯ (5 ч) | |
Алгебраические уравнения. | 2 |
Тригонометрические уравнения. | 3 |
ВЫЧИСЛЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ (3 ч) | |
Основные свойства степеней. | 1 |
Основные свойства логарифмов. | 2 |
ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ (4 ч). | |
Показательные уравнения. | 2 |
Логарифмические уравнения. | 2 |
ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ (4 ч) | |
Производная элементарных функций. Касательная к графику. | 2 |
Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке [a;b]. | 2 |
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (2 ч) | |
ЕГЭ 2016-2019. | |
Итого: | 18 |
Литература:
- Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А. Избранные вопросы математики. Математика., № 10.
- Дроздова Л.А. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Новосибирск,2006.
- Крамор В.С., Лунгу К.Н. Математика Типовые примеры на вступительных экзаменах. М.: Аркти, 2000.
- Потапов М.Ж., Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. — М., 1992.
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами: Кн. для учителя. — М., 1986.
- Материалы Единого государственного экзамена по математике прошлых лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...