Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики
статья по алгебре (7 класс)
Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики | 88.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать… Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. На уроках математики для развития познавательного интереса учащихся я использую всевозможные межпредметные задачи.
Задача 2
Название задачи: Жемчужина планеты
Тип задачи: обучающая межпредметная задача
Учебные дисциплины: Математика, география
Класс: 6кл
Текст задачи: В нашей стране есть озеро, которое называют жемчужиной планеты. Как оно названо на карте?
1)Байкал – самое глубокое озеро. Его глубину смогли измерить только 29 лет назад. В каком году это было?
2)Средняя глубина озера Байкал составляет
7,444•198 - 7,444•98(м) . Удвойте эту величину и прибавьте 153,2м и вы узнаете его максимальную глубину.
В озере водятся ценные породы рыб. Например, омуль, осётр, байкальский хариус. Байкал знаменит необыкновенно чистой водой. В нём воды в 23 раза больше, чем в Ладожском озере. (Запасы воды в Байкале гигантские — 23 615,39 км³; это около 19 % мировых запасов озерной пресной воды — во всех пресных озёрах мира содержится 123 тыс. км³ воды)
3) Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Сколько нужно времени, чтобы проплыть это расстояние на катере? (Скорость для катера выберите сами)
Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:
1 этап. Осмысление условия
1) Осуществить отбор полезной информации
2) Выделить ключевые элементы задачи 3)
Расстояние: 620км, выбираем скорость катера 31км/ч
3) Соотнести известные элементы задачи с неизвестными
4) Зафиксировать условие в виде краткой записи
5) Проанализировать второй и третий вопросы задачи.
2 этап. Составление плана решения
- Сопоставить данную задачу с известными классами задач на движение и выбрать возможный путь решения
- Разбить данную задачу на подзадачи и сформулировать их
1)Байкал – самое глубокое озеро. Его глубину смогли измерить только 29 лет назад. В каком году это было?
2)Средняя глубина озера Байкал составляет
7,444•198 - 7,444•98(м) . Удвойте эту величину и прибавьте 153,2м и вы узнаете его максимальную глубину.
3) Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Сколько нужно времени, чтобы проплыть это расстояние на катере? (Скорость для катера выберите сами)
3 этап. Осуществление плана решения
1)Решение первой подзадачи
Арифметический способ
2012 – 29 = 1983
То есть в 1983 году впервые смогли измерить глубину озера.
2) 7,444•198 - 7,444•98 = 7,444•(198 – 98) = 7,444•100 = 744,4(м)
Значит, средняя глубина озера 744,4метра.
744,4•2 + 153,2 = 1642(м). Такова максимальная глубина Байкала.
3) Чтобы найти время, расстояние делим на скорость:
620: 31 = 20(ч) потребуется, чтобы проплыть по всему озеру на быстроходном катере.
4 этап. Изучение найденного решения
Дополнительные вопросы, которые можно задать в этой задаче:
- Узнайте, сколько рек впадает в Байкал и сколько из него вытекает.
(В Байкал впадают 336 рек , однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Самые крупные из них — Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Из озера вытекает одна река – Ангара)
2) Сколько озёр на Земле имеют глубины более1000 метров?
Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 метров: Танганьика (1470 м) и Каспийское море (1025 м). (По некоторым данным подледниковое озеро Восток имеет глубину более 1200 м, однако надо учитывать, что это подледниковое «озеро» не озеро в том смысле, к которому мы привыкли, так как над водой четыре километра льда и оно представляет собой некую замкнутую ёмкость, где вода находится под огромным давлением, а «поверхность» или «уровень» воды в разных частях этого «озера» отличается более чем на 400 метров. Таким образом, понятие «глубина» для подледникового озера Восток кардинально отличается от глубины «обычных» озёр).
Какова температура воды в озере Байкал?
Вода в Байкале холодная. Температура поверхностных слоёв даже летом не превышает +8…+9 °C, в отдельных заливах — +15 °C. Температура глубинных слоёв — около +4 °C. Максимальная зафиксированная температура в неглубоких заливах — +23 °C
Образовательные результаты:
- Предметные:
Математика: составление выражения для решения задачи, составление уравнения по условию задачи; выполнение действий с десятичными дробями, применение свойств арифметических действий.
География: Применение предметного материала в нестандартной ситуации; повторение темы «Байкал»; понимание значения озера Байкал для планеты.
- Метапредметные:
Познавательные учебные действия:
- развитие навыков работы с разными видами информации;
- развитие умения выдвигать и обосновывать гипотезу;
- умение переносить и применять знания в другую образовательную область.
Коммуникативные учебные действия:
- умение выражать свои мысли;
- использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
- умение выслушать других учеников;
- умение обмениваться знаниями с друзьями
Регулятивные учебные действия:
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- применять для решения задачи знания из разных предметных областей.
- Личностные:
- проявление эмоционально-положительного интереса к рассматриваемым вопросам;
- проявлять находчивость и активность;
- выстраивать аргументацию;
- развивать мышление, любознательность и творческие способности.
Комментарии к задаче
Задача носит межпредметный характер, её компоненты можно отнести к предметным областям математика и география. Решая эту задачу, мы затрагиваем знания, умения и навыки из обеих областей.
Математика помогает лучше узнать и запомнить информацию по географии Байкала.
Решение межпредметных задач развивает творческие способности учащихся, укрепляет их интерес к учёбе, учит работать с дополнительными источниками информации, позволяет учителю применять дифференцированный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...
Развитие познавательных интересов и творческих способностей на уроках информатики.
В данном материале содержатся примеры творческих заданий для развития познавательных интересов учащихся на уроках информатики....
Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики
Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....
Авторская концепция "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"
Одна из важнейших проблем сегодня – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению. ...
Презентация к авторской концепции "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"
Основные пути, позволяющие развивать познавательную активностьучащихся}элементы занимательности на уроках}творческая работа}разнообразные формы проведения уроков}дидактический материал}индивидуа...
Применение современных информационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися...