Межпредметные задачи на уроках математики
статья по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Межпредметные задачи на уроках математики
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать… Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. На уроках математики для развития познавательного интереса учащихся я использую всевозможные межпредметные задачи.
Задача
Название задачи: Прыжок льва
Тип задачи: обучающая межпредметная задача
Учебные дисциплины: математика, биология, литература, география.
Класс: 6-7 классы
Текст задачи:
1) Кошки очень прыгучи и грациозны. Прыгнув, они приземляются на все четыре лапы .Как известно, умеют прыгать не только львы, но и все представители семейства кошачьих. Но длина и высота прыжка у львов просто потрясает. Лев может перепрыгнуть препятствие высотой 2,7м. Сможет ли он перепрыгнуть ров шириной 11,5м, если длина его прыжка относится к высоте, как 40: 9?2) М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Мцыри» пишет: «И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте…» Можно ли рассматривать эту информацию, как достоверную с точки зрения зоологии?
3) Персонажем каких фильмов и мультфильмов является лев?
Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:
1 этап. Осмысление условия
1) Осуществить отбор полезной информации
2) Выделить ключевые элементы задачи (высота прыжка 2,7м, длина прыжка относится к высоте, как 40:9,ширина рва 11,5м)
3) Соотнести известные элементы задачи с неизвестными
4) Зафиксировать условие в виде краткой записи
5) Проанализировать второй и третий вопросы задачи.
2 этап. Составление плана решения
- Сопоставить данную задачу с известными классами задач на пропорции и выбрать возможный путь решения (алгебраический или арифметический)
- Разбить данную задачу на подзадачи и сформулировать их
- Лев может перепрыгнуть препятствие высотой 2,7м. Сможет ли он перепрыгнуть ров шириной 11,5м, если длина его прыжка относится к высоте, как 40: 9?
2) М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Мцыри» пишет: «И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте…»
Можно ли рассматривать эту информацию, как достоверную с точки зрения зоологии?
3) Персонажем каких фильмов и мультфильмов является лев?
3 этап. Осуществление плана решения
1)Решение первой подзадачи
Арифметический способ
Так как 9 частей составляют 2,7м, то находим длину одной части
2,7:9=0,3(м)
Зная, что длина прыжка льва 40 частей, получаем
40*0,3=12(м)
Значит, лев сможет перепрыгнуть ров шириной 11,5м.
Алгебраический способ
Пусть длина прыжка льва х метров. Так как высота прыжка относится к длине как 9:40, то составляем пропорцию
;
.
Ответ: лев сможет перепрыгнуть ров шириной 11,5м.
Известен случай, когда лев прыгнул в длину на 12,1 м. Но самым потрясающим у львов является рев, или рык, какого не способен воспроизвести никто другой из семейства кошачьих. При благоприятных метеорологических условиях рев льва можно услышать за 8 км.
2) Досадную неточность Лермонтова можно объяснить отсутствием в России в то время справочной литературы о львах.
Внешний вид льва очень характерен. Это один из немногих хищников с ярко выраженным половым диморфизмом. Самцы не только значительно крупнее самок, но обладают гривой, которая у некоторых подвидов достигает большого развития и покрывает плечи, часть спины и грудь. У львицы гривы не бывает.
3)«Полосатый рейс» и «Невероятные приключения итальянцев в России» - самые популярные фильмы в нашей стране с участием львов.
Львы — популярные персонажи детской анимации. Одним из таких наиболее известных мультипликационных фильмов является выпущенный студией Диснея «Король Лев» и последовавшие за ним через несколько лет вторая и третья части мультфильма. Антропоморфный лев является главным героем японо-испанского мультсериала «Вокруг света с Вили Фогом», снятом по мотивам романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» в 1983 году. Также антропоморфный лев предстает в образе Принца Джона в анимационном фильме 1973 года студии Диснея — «Робин Гуд». О цирковом льве по имени Бонифаций и его «отпуске» в Африку повествует советский мультипликационный фильм «Каникулы Бонифация » (1965 год, режиссёр ФедорХитрук), в основу которого была положена сказка чешского писателя Милоша Мацоурека. Лев по имени Алекс также является одним из главных героев мультипликационных фильмов студии «DreamWorks Pictures» — «Мадагаскар» и «Мадагаскар 2». Лев и его сын львёнок — главные герои мультфильма «Большое путешествие». Также львёнок является героем мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню».
- этап. Изучение найденного решения
Образовательные результаты:
Предметные:
Математика: составление выражения для решения задачи, составление уравнения по условию задачи; выполнение действий с десятичными дробями.
Биология: повторить основные признаки животных, принадлежащих к семейству кошачьих.
Литература: умение применять предметный материал в нестандартной ситуации
Метапредметные:
Познавательные учебные действия:
- развитие навыков работы с разными видами информации;
- развитие умения выдвигать и обосновывать гипотезу;
- умение переносить и применять знания в другую образовательную область.
Коммуникативные учебные действия:
- умение выражать свои мысли;
- использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
- умение выслушать других учеников;
- умение обмениваться знаниями с друзьями
Регулятивные учебные действия:
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- применять для решения задачи знания из разных предметных областей.
- Личностные:
- проявлять находчивость и активность;
- выстраивать аргументацию;
- развивать мышление, любознательность и творческие способности.
Дополнительные вопросы:
- Львы – единственные кошки, которые живут группами. Как называются эти группы?
Львы живут прайдами, насчитывающими до сорока животных. Они живут все вместе на ограниченном участке территории.
- Почему говорят «Голодный, как лев»?
Львы не слишком разборчивы в еде. Они предпочитают объедаться, чем есть каждый день. За один приём пищи самец может проглотить сорок килограммов мяса, а потом поститься всю следующую неделю.
- Почему львов называют самыми ленивыми в Африке?
Львы охотятся, едят и … спят. Больше всего они спят. После удачной охоты, плотно набив желудки, львы могут восемнадцать часов подремать в тени.
Комментарии к задаче
Задача носит межпредметный характер, её компоненты можно отнести к предметным областям математика, биология, литература и география. Решая эту задачу, мы затрагиваем знания, умения и навыки из перечисленных областей.
Математика поможет лучше узнать и запомнить информацию о жизни львов.
Решение межпредметных задач развивает творческие способности учащихся, укрепляет их интерес к учёбе, учит работать с дополнительными источниками информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи на уроках математики (введение)
ВВЕДЕНИЕ «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» Ф. Бекон ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...
Межпредметные задачи на уроках биологии
Формирование научного мировоззрения – одна из ведущих задач воспитания культуры личности. Основной принцип формирования естественно-научного мировоззрения ...
Задачи межпредметного смысла на уроках математики. Задачи природно - экологического содержания для 6 класса
Данная презентация содержит задачи экологической направленности и может быть полезна учителям математики при подготовке уроков и внеклассных мероприятий по ФГОС....
Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности
Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...
Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики
Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики...
Использование межпредметных задач на уроках и в проектной деятельности учащихся
.Использование межпредметных задач на различных этапах урока позволяет провести поэтапную подготовку учащихся к повышению уровня сложности поставленных задач, способам и нестандартным подходам нахожде...