Межпредметные задачи на уроках математики
статья по алгебре (6 класс) по теме

Ивашова Надежда Валентиновна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья74 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные задачи на уроках математики

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

                                                                                                      В.Сухомлинский

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать… Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. На уроках математики для развития познавательного интереса учащихся я использую всевозможные межпредметные задачи.

Задача

Название задачи: Прыжок льва

Тип задачи: обучающая межпредметная задача

Учебные дисциплины: математика, биология, литература, география.

Класс:  6-7 классы

Текст задачи:

1) Кошки очень прыгучи и грациозны. Прыгнув, они приземляются на все четыре лапы .Как известно, умеют прыгать не только львы, но и все представители семейства кошачьих. Но длина и высота прыжка у львов просто потрясает. Лев может перепрыгнуть препятствие высотой 2,7м. Сможет ли он перепрыгнуть ров шириной 11,5м, если длина его прыжка относится к высоте, как 40: 9?2)  М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Мцыри» пишет: «И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте…»  Можно ли рассматривать эту информацию, как достоверную с точки зрения зоологии?

3)  Персонажем каких фильмов и мультфильмов является лев?

Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:

1 этап. Осмысление условия

1) Осуществить отбор полезной информации

2) Выделить ключевые элементы задачи (высота прыжка  2,7м, длина  прыжка относится к высоте, как 40:9,ширина рва 11,5м)

3) Соотнести известные элементы задачи с неизвестными

4) Зафиксировать условие в виде краткой записи

5) Проанализировать второй и третий вопросы задачи.

2 этап. Составление плана решения

  • Сопоставить данную задачу с известными классами задач на пропорции и выбрать возможный путь решения (алгебраический или арифметический)
  • Разбить данную задачу на подзадачи и сформулировать их
  1. Лев может перепрыгнуть препятствие высотой 2,7м. Сможет ли он перепрыгнуть ров шириной 11,5м, если длина его прыжка относится к высоте, как 40: 9?

      2) М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Мцыри» пишет: «И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте…»

  Можно ли рассматривать эту информацию, как достоверную с точки зрения зоологии?

      3) Персонажем каких фильмов и мультфильмов является лев?

3 этап. Осуществление плана решения

1)Решение первой подзадачи

      Арифметический способ

Так как 9 частей составляют 2,7м, то находим длину одной части

 2,7:9=0,3(м)

Зная, что длина прыжка льва 40 частей, получаем

40*0,3=12(м)

 Значит, лев сможет перепрыгнуть ров шириной 11,5м.

 Алгебраический способ

 Пусть длина прыжка льва х метров. Так как высота прыжка относится к длине как 9:40, то составляем пропорцию  

;

.

Ответ:  лев сможет перепрыгнуть ров шириной 11,5м.

Известен случай, когда лев прыгнул в длину на 12,1 м. Но самым потрясающим у львов является рев, или рык, какого не способен воспроизвести никто другой из семейства кошачьих. При благоприятных метеорологических условиях рев льва можно услышать за 8 км.

2) Досадную неточность Лермонтова можно объяснить отсутствием в России в то время справочной литературы о львах.

  Внешний вид льва очень характерен. Это один из немногих хищников с ярко выраженным половым диморфизмом. Самцы не только значительно крупнее самок, но обладают гривой, которая у некоторых подвидов достигает большого развития и покрывает плечи, часть спины и грудь. У львицы гривы не бывает.

3)«Полосатый рейс» и «Невероятные приключения итальянцев в России» - самые популярные фильмы в нашей стране с участием львов.

  Львы — популярные персонажи детской анимации. Одним из таких наиболее известных мультипликационных фильмов является выпущенный студией Диснея «Король Лев» и последовавшие за ним через несколько лет вторая и третья части мультфильма.       Антропоморфный лев является главным героем японо-испанского мультсериала «Вокруг света с Вили Фогом», снятом по мотивам романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» в 1983 году.   Также антропоморфный лев предстает в образе Принца Джона в анимационном фильме 1973 года студии Диснея — «Робин Гуд». О цирковом льве по имени Бонифаций и его «отпуске» в Африку повествует советский мультипликационный фильм «Каникулы Бонифация » (1965 год, режиссёр ФедорХитрук), в основу которого была положена сказка чешского писателя Милоша Мацоурека. Лев по имени Алекс также является одним из главных героев мультипликационных фильмов студии «DreamWorks Pictures» — «Мадагаскар» и «Мадагаскар 2». Лев и его сын львёнок — главные герои мультфильма «Большое путешествие». Также львёнок является героем мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню».

  1. этап. Изучение найденного решения

Образовательные результаты:

Предметные:

 Математика: составление выражения для решения задачи, составление уравнения по условию задачи; выполнение действий с десятичными дробями.

Биология: повторить основные признаки животных, принадлежащих к семейству кошачьих.

Литература: умение применять предметный материал в нестандартной ситуации

Метапредметные:

Познавательные учебные действия:

- развитие навыков работы с разными видами информации;

- развитие умения выдвигать и обосновывать гипотезу;

- умение переносить и применять знания в другую образовательную область.

Коммуникативные учебные действия:

- умение выражать свои мысли;

- использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

- умение выслушать других учеников;

- умение обмениваться знаниями с друзьями

 Регулятивные учебные действия:

- соотносить учебные действия с известным правилом;

- применять для решения задачи знания из разных предметных областей.

  1. Личностные:

 - проявлять находчивость и активность;

 - выстраивать аргументацию;

- развивать мышление, любознательность и творческие способности.

             Дополнительные вопросы:

  1. Львы – единственные кошки, которые живут группами. Как называются эти группы?

Львы живут прайдами, насчитывающими до сорока животных. Они живут все вместе на ограниченном участке территории.

  1. Почему говорят «Голодный, как лев»?

Львы не слишком разборчивы в еде. Они предпочитают объедаться, чем есть каждый день. За один приём пищи самец может проглотить сорок килограммов мяса, а потом поститься всю следующую неделю.

  1. Почему львов называют самыми ленивыми в Африке?

Львы охотятся, едят и … спят. Больше всего они спят. После удачной охоты, плотно набив желудки, львы могут восемнадцать часов подремать в тени.

Комментарии к задаче

Задача носит межпредметный характер, её компоненты можно отнести к предметным областям математика, биология, литература и география. Решая эту задачу, мы затрагиваем знания, умения и навыки из перечисленных областей.

 Математика поможет лучше узнать и запомнить информацию о жизни львов.

 Решение межпредметных задач развивает творческие способности учащихся, укрепляет их интерес к учёбе, учит работать с дополнительными источниками информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках математики (введение)

ВВЕДЕНИЕ «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» Ф. Бекон   ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...

Межпредметные задачи на уроках биологии

     Формирование научного мировоззрения – одна из ведущих задач воспитания культуры личности.   Основной  принцип формирования естественно-научного мировоззрения ...

Задачи межпредметного смысла на уроках математики. Задачи природно - экологического содержания для 6 класса

Данная презентация содержит задачи экологической направленности и может быть полезна учителям математики при подготовке уроков и внеклассных мероприятий по ФГОС....

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...

Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики

Развитие познавательного интереса учащихся  и межпредметные задачи на уроках математики...

Использование межпредметных задач на уроках и в проектной деятельности учащихся

.Использование межпредметных задач на различных этапах урока позволяет провести поэтапную подготовку учащихся к повышению уровня сложности поставленных задач, способам и нестандартным подходам нахожде...