разработка урока "Последовательности"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Урок изучения нового материала по алгебре " Последовательности", 9 класс + дидактический материал -таблицы с заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_posledovatelnosti.doc | 77 КБ |
didakticheskiy_material.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
Урок
« Последовательности»
Россамахина И.Ю., учитель математики
высшей квалификационной категории
Томск 2017
Тема: Последовательности
Автор: Россамахина И. Ю., учитель математики
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Класс: 9.
Продолжительность урока: один академический час.
Оборудование и материалы к уроку: наглядный материал, карточки
Цели урока:
- Знакомство учащихся с новыми понятиями.
- Формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
- Применение полученных знаний.
Ход урока:
1.Организационный момент
Сообщить учащимся тему и цель урока.
2.Устный счет, задания на повторение
3.Объяснение новой темы
Учитель:
Прозвучало слово – последовательность, – какие ассоциации, образы возникают у вас?
Встречаемся ли мы в жизни с этим понятием?
(Пример: дома на улице; деление клеток в организме, очередь в магазине...)
Все процессы, явления, происходящие вокруг нас, подчинены определенным законам. Закономерностям подчинены числа, понятия, предметы.
Например, определите закономерность следующих предметов:
- Ромашка, роза, тюльпан, лилия, пион ( цветы). Можно ли продолжить этот список?
- Парта, мел, доска, кровать, тетрадь. Что объединяет эти предметы? Какой предмет лишний?
- Пирамида, призма, куб, додекаэдр, октаэдр, конус. Что объединяет эти предметы? Какой предмет лишний?( все многогранники кроме конуса).Показать эти предметы.
- Картины с осевой симметрией и одна с центральной симметрией ( лишняя с центральной симметрией)
- Москва, Париж, Лондон, Пекин, Томск. Какой город лишний? ( Томск не является столицей)
- ЧеховА. П., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Андерсен Г.Х.
Таким образом можно составить последовательность из фигур, предметов и т.д.
Эту последовательность задают в математике с помощью чисел. При этом последовательность считается заданной, если указан закон, по которому каждому натуральному числу n ставится в соответствие элемент аn
На доске записаны числа. Нужно определить закономерность и продолжить ряд:
- 2,4,6,8,10…( последовательность четных чисел, расположение домов на улице)
- 1,3,5,7,9,11…(последовательность нечетных чисел)
- -12, -9, -6, -3…
- ½,1/3, ¼,1/5, …
- 20,20,25,25,30,30,…
- 36, 7;36,8 ; 36, 9…..38,3..
- 2,5,9,14,20…
- 2, 2, 2,….
Пригласить к доске несколько человек ( желательно мальчиков), построить их в шеренгу, попросить их рассчитаться. На их примере показать понятия последующего, предыдущего членов последовательности и т.д.
Как обозначается последовательность?
Последовательность записывается в виде
а1, а2, а3, а4, а5, ..., аn, …,
Элементы, из которых составлена последовательность, называются ее членами. Каждый член последовательности пронумерован (при помощи нижнего индекса) и имеет, по крайней мере, один предыдущий член (за исключением первого члена а1 последовательности) и один последующий (за исключением последнего элемента в случае конечной последовательности).
Для описания последовательности используются обозначения
{аn} или (аn), где n = 1, 2, ....N где
an есть элемент или член этой последовательности.
Многоточие в конце записи последовательности а1, а2, а3, а4, ... означает, что она является бесконечной (содержит бесконечно много членов).
Если рассматривается не вся последовательность, а лишь первые m членов,
а1, а2, а3, ..., аm,
или {аn}, где n = 1, 2, ..., m,
то говорят о конечной последовательности, содержащей m членов
Например:
а )2, 4, 6, 8, 10, ….бесконечная последовательность
б ) 10, 11, 12,…98, 99 конечная последовательность
в) последовательность трехзначных чисел -конечная
г ) последовательность целых чисел- бесконечная
д)-1,1,-1,1,…. бесконечная
Выполнить два номера из учебника на закрепление данных понятий.
Числовая последовательность считается заданной, если указан способ, позволяющий найти член последовательности любого номера.
Способы задания последовательности: словесный способ, графический способ, аналитический способ, рекуррентный способ
А) Словесный способ.
1) (yn) – последовательность натуральных чисел, кратных 3.
2) В первый день токарь изготовил 12деталей, во второй16, в третий 20. Сколько в четвертый ?
Б) Графический способ.
Построить множество точек (n; yn)
Задание: Задать графически последовательность в пункте 1
В) Аналитический способ.
Указать формулу n- го члена последовательности.
Например: а) 1, 4, 9, 16,……, n2
б ) a(n )= 2n+3
Задание: 1. Последовательность задана формулой: . Запишите первые 5 членов последовательности. (По одному ученику у доски с полным объяснением, остальные в тетради)
2. Задайте формулу n-го члена последовательности пунктов 1 и 2 (Проговариваем устно, записывают в тетрадь)
Г) Рекуррентный способ.
3. Задайте формулу n-го члена последовательности …, 28, 36, 44, 52, 60…
А можно найти следующий член последовательности? А дальше?
Вывод: Если будем знать n-1 член последовательности, то можно будет найти и n-ный.
Такой способ задания последовательности называется рекуррентным. (К схеме на доске добавляется запись рекуррентный)
В нашем примере yn =yn-1 + 8
Задание:
Каких данных нам для этого не хватает? А если последовательность задана формулой
yn = yn-1 + yn-2?
Вывод: Для рекуррентного задания последовательности необходимо:
- знать один или два первых члена последовательности
2) указать правило для вычисления следующих членов последовательности.
Наиболее ценными для решения практических задач являются 2 последних способа: аналитический и рекуррентный. И мы сейчас поработаем с этими способами
Проверочная работа в тетради с последующей проверкой у доски
Перед Вами таблицы 1 и 2. Задание: в первой строчке этих таблиц - по данным формулам задать первые 5 членов последовательности, во второй строчке этих таблиц -по первым членам последовательности задать соответствующую формулу
Таблица № 1: Аналитический способ Задание: Заполнить таблицу
x1, x2, x3, x4, x5 | хn | Решение: | |
| x1= x2= x3= | x4= x5= | |
|
|
Таблица № 2: Рекуррентный способ Задание: Заполнить таблицу
x1, x2, x3, x4, x5 | х1, х2, хn | Решение: | |
| x1= x2= x3= | x4= x5= | |
|
|
Инструкция: Возьмите листы с таблицей №3.
Подпишите их. Задание: в 1 и 2 строчках этих таблиц: по данным формулам задать первые 5 членов последовательности, а в 3 и 4 строчках этих таблиц: по первым членам последовательности задать соответствующую формулу.
Задания выполняются самостоятельно. После выполнения, проверяем решения.
Таблица № 3: Самостоятельная работа Задание: Заполнить таблицу
x1, x2, x3, x4, x5 | Аналитический способ | Рекуррентный способ | Решение: |
|
| x1= | |
|
| x1= | |
500; 530; 560; 590; 620; … |
|
|
|
4,9; 14,7; 24,5; 34,3; … |
|
|
|
Критерии оценки: 4 «+» оценка «5»; 3 «+» оценка «4»; 2 «+» оценка «3»
6. Подведение итогов урока
- Что такое последовательность?
- Какие существуют способы задания последовательностей? Какой из способов позволяет определить член последовательности зная только его номер? Зная предыдущий?
- Где применяются знания о числовых последовательностях?
В конце урока мы с вами познакомимся еще с одной интересной зависимостью и с ученым, открывшим ее. Сообщение о числах Фибоначчи.
Домашнее задание: выполнить номера из учебника, знать основные понятия
Предварительный просмотр:
Таблица № 1: Аналитический способ Задание: Заполнить таблицу
x1, x2, x3, x4, x5 | хn | Решение: | |
| x1= x2= x3= | x4= x5= | |
|
|
Таблица № 2: Рекуррентный способ Задание: Заполнить таблицу
x1, x2, x3, x4, x5 | х1, х2, хn | Решение: | |
| x1= x2= x3= | x4= x5= | |
|
|
Таблица № 3: Самостоятельная работа Задание: Заполнить таблицу
x1, x2, x3, x4, x5 | Аналитический способ | Рекуррентный способ | Решение: |
|
| x1= | |
|
| x1= | |
500; 530; 560; 590; 620; … |
|
|
|
4,9; 14,7; 24,5; 34,3; … |
|
|
|
Таблица № 4: Дополнительное задание: Заполнить таблицу
x1, x2, x3, x4, x5 | Аналитический способ | Решение: | |
| x1= x2= x3= | x4= x5= | |
|
| ||
x1, x2, x3, x4, x5 | Рекуррентный способ | Решение: | |
| x1= x2= x3= | x4= x5= |
15 штук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....