Решение текстовых задач на смеси и сплавы
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Чехонина Лариса Георгиевна

Урок повторения в 9 классе по теме "Текстовые задачи на смеси и сплавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация88.22 КБ
Файл технологическая карта урока81.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текстовые задач и на смеси и сплавы Подготовила: Чехонина Лариса Георгиевна учитель математики ГБОУ гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Цель урока: Повторить алгоритм решения задач на смеси и сплавы.

Слайд 3

Задачи: 1. повторить основные понятия, необходимые для работы по данной теме 2. повторить разные способы решения 3. закрепить умения и навыки при решении задач.

Слайд 4

1 . Сотая часть числа называется … Математический диктант: 2. Соотнесите проценты и соответствующие им дроби 7% 17 % 70% 0,7% 1,7% 0,17 0,007 0,017 0,07 0,7 3. Частное двух чисел называют … 4. Верное равенство двух отношений называют …

Слайд 5

5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или … 6. В химии определение этого понятия звучит так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами …

Слайд 6

ЗАДАЧА Сколько граммов проявляющей эмульсии нужно добавить к 180 г смеси краски для волос, содержащей 30% красящей основы, чтобы получить смесь, концентрация которой равна 25%?

Слайд 7

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов % содержание вещества Масса раствора (смеси, сплава) Масса вещества 1 способ Первоначальная смесь Эмульсия Новая смесь 30% 25% 180 г ( 180 + x) г x г (0,3 ∙ 180)г (0,25 ∙(180+ x)) г 0,3 ∙ 180 0, 25∙ (180+ x) = Ответ: 36 г

Слайд 8

2 способ эмульсия эмульсия эмульсия кр . основа кр . основа кр . основа 30% 0% 25% 70% 100% 75% 180 г x г ( 180 +x) г 180 ∙ 0 ,7 + x = (180 + x ) ∙ 0,75 Ответ: 36 г

Слайд 9

(M 1 +M 2 ) 30 % (180 г) 0 % (x г) 2 5 % 2 5 - 0 30 -2 5 2 5 5 Ответ: 36 г



Предварительный просмотр:

Тема урока: ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ НА СМЕСИ И СПЛАВЫ

Цель деятельности:

Повторить алгоритм решения задач на растворы, смеси, сплавы и закрепить умения и навыки в решении задач по данной теме.

Термины и понятия:

Процент, отношение, пропорция, концентрация, смесь

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют демонстрировать знания основных понятий, применять полученные знания при решении задач, контролировать процесс и результат математической деятельности.

Познавательные: Умеют  работать с текстом, таблицей, схемой.

Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

Регулятивные:Умеют самостоятельно определять цели своего обучения.

Умеют определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Коммуникативные: Умеют владеть приемами монологической и диалогической речи. Умеют работать индивидуально и в группе.

Личностные: Проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, рассуждений, решений.

Организация пространства

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы:

раздаточный материал; компьютерная презентация в программе Power Point; видеоролик

  1. Организационный момент

Деятельность учителя: приветствует учащихся  и создает эмоциональный фон

Деятельность учащихся: готовятся к уроку, приветствуют учителя

  1. Мотивация к деятельности, постановка проблемы

Цель  деятельности:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Определить тему, цель и задачи урока

- Ребята в  жизни часто мы оказываемся в разных смешных забавных ситуациях и иногда даже очень комичных. Давайте мы вспомним один сюжет из легендарного фильма «Двенадцать стульев».

-Как вы думаете, почему так могло получиться?

- Итак, какова же будет тема нашего урока сегодня?

- Чтобы нам никогда не оказаться в такой ситуации как герои фильма  какую цель мы поставим перед собой сегодня?

- И чтобы нам достигнуть цели, поставим перед собой задачи, какие?

Просмотр видеоролика

- Был неправильно составлен раствор, т.е нарушены пропорции смеси

- Решение задач на смеси и сплавы

- Повторить алгоритм решения задач на растворы, смеси, сплавы

1. повторить основные понятия, необходимые для работы по данной теме
2. повторить разные способы решения
3. закрепить умения и навыки  при решении задач.

  1. Актуализация опорных знаний

Цель деятельности:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Повторить основные понятия,  необходимые для решения задач

Математический диктант с последующей взаимопроверкой:

1. Сотая часть числа называется …(процент)

2. Соотнесите  проценты и соответствующие им дроби

7%        17%                70%                0,7%                1,7%

0,17                0,007                0,017                0,07                0,7

3. Частное двух чисел называют …(отношение)

4. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)

5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)

6. В химии определение этого понятия звучит так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор).

Записывают ответы в тетрадях и затем осуществляют взаимопроверку.

  1. Решение задач

Цель деятельности:

Совместная деятельность:

Повторить различные способы решения на примере одной задачи

- Итак, предмет сегодняшнего разговора определен – задачи на смеси, сплавы. В условиях таких задач речь идет, чаще всего, о растворении друг в друге различных веществ или переливании жидкостей, состоящих из нескольких компонентов, или сплавлении каких-либо металлов. Две науки – математика и химия призваны сегодня, чтобы помогать нам  в решении задач.

- В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, рисунки, таблицы.

Задача:  Сколько граммов проявляющей эмульсии  нужно добавить к 180 г смеси краски для волос, содержащей 30% красящей основы, чтобы получить смесь, концентрация которой равна 25%?

1 способ: табличный (Слайд)

Таблица для решения этим способом имеет вид

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

- Какие вещества, растворы участвуют в задаче? (старая смесь, новая смесь, эмульсия)

- Какими данными мы можем заполнить таблицу??

- Главный вопрос в задаче?

- Что обозначим за х?

- На основе какого утверждения в задаче мы будем составлять уравнение? (Сумма масс красящей основы в двух первых смесях равна массе красящей основы  в полученной смеси)

0,25(180+х)=0,3*180

45+0,25х=54

0,25х=9

Х=36

Ответ: 36 грамм

II способ: модель-схема (Слайд)

- Какие компоненты смеси мы укажем над прямоугольниками?

- Заполним процентное содержание и массу соответствующих растворов.

- На основе какого утверждения можно составить уравнение?

III способ: старинный способ (Слайд)

2010-04-07_110736.png

  1. Работа в группах

Цель деятельности:

Деятельность учителя

Закрепить умения применять алгоритмы решения при решении задачи

- Мы рассмотрели с вами ситуацию из жизни, но подобная задача может встретиться не только в быту. Смеси и сплавы широко используются, например в промышленности.  А теперь Вам предстоит поработать в группах самостоятельно.  Предлагаю вам задачу. первая группа решает задачу 1 способом, вторая – 2 способом, третья – старинным способом.

Задача: Первый сплав содержит 5% меди, второй — 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава.

Деятельность учащихся

Защита решений (выполняют на подготовленных листах с таблицей и схемами):

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание меди (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Первый сплав

5%

Х кг

(0,05х )кг

Второй сплав

13%

(4+х) кг

(0,13(4+х)) кг

Третий сплав

10%

(2х+4) к г

(0,1(2х+4)) кг

1.

0,05х+0,13(4+х)=0,1(2х+4)

Х=6

2*6+4=16(кг) – масса третьего сплава

Ответ: 16 кг

2.

0,95х+0,87(4+x)=0,9(2x+4)

X=6

2*6+4=16 (кг) – масса третьего сплава

Ответ: 16 кг

 3.

Х : (4+х)=3 : 5

Х=6

2*6+4=16 (кг) масса третьего сплава

Ответ: 16 кг

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. - Какие умения вы сегодня тренировали?

- Какие знания вы использовали при выполнении заданий?

- Какой способ решения нравится больше всего, почему?

- Вспомним задачи, которые мы ставили перед собой, мы их выполнили?

2. Выставление оценок.

Домашнее задание: Составить самостоятельно и решить задачу тремя способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач на растворы, сплавы и смеси

Методическая разработка урока в 9 классе...

Урок математики в 11 классе по подготовке ЕГЭ по теме "Решение текстовых задач на смеси и сплавы"

Для многих учащихся представляет большую трудность научиться решать текстовые задачи. Современные школьные учебники 8-11 классов так составлены, что большую их часть занимают выражения, функции, уравн...

Текстовые задачи на смеси и сплавы включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе.

Текстовые задачи на смеси и сплавы включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе. Тренировочная работа составлена по материалам «Открытого ба...

Методы решения текстовых задач на смеси и сплавы

В данной работе я рассмотрела решение текстовых задач на процентные содержания сплавов и различных смесей. Для решения подобных задач  применяются различные методы : от решения на части до примен...

конспект урока по теме: Решение текстовых задач на смеси и сплавы

Актуальность данной темы  в том, что успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ   является   важнейшей ступенью в жизни ученика. Рассматриваются  задачи на вычисление процентного сод...

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...