Решение текстовых задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике
методическая разработка по алгебре (5, 6, 9, 11 класс)

Описание методов решения задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание методов решения задач103.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа С. Комгарон» муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания

Решение текстовых задач: задач на смеси,  сплавы и растворы  при подготовке к ГИА по математике.

( рекомендации учащимся)

Джатиева Любовь Владимировна

учитель математики

высшей категории

с.Комгарон

2022г

«Нахождение способа решения задачи подобно изобретению,

а изобретение требует воображения, догадки, фантазии.

Поэтому развивайте у себя эти качества»

Теоретические основы решения задач на сплавы и смеси

При подготовке учащихся к сдаче экзаменов ЕГЭ и ГИА по математике постоянно наталкиваешься на «боязнь» учащихся текстовых задач и неумение их решать, хотя у них за плечами все темы школьного курса математики 5-9 классов: «Решение линейных уравнений», «Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений», «Решение квадратных уравнений», «Системы уравнений с двумя неизвестными», «Решение задач с помощью квадратных уравнений и систем уравнений с двумя неизвестными».

Основные затруднения:

а) выделение неизвестной величины, ее связи с другими величинами задачи;

б) составление уравнений, систем уравнений;

в) выбор ответа.

После занятия выпускники должны уяснить, что существует последовательная система работы с задачей, которая приводит к положительному результату.Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.

Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, например:

1) всё, что мы рассматриваем, считается однородным;

2) все процессы происходят мгновенно;

3) полученное вещество состоит из смешиваемых веществ и равно сумме их объемов;

4) величины, получаемые в результате вычислений, не могут быть со знаком минус.

 Ученикам нужно обосновывать необходимость структурного подхода к решению текстовых задач. Научить их  строить наглядную схему процесса решения задач и параллельный пошаговый план работы при решении текстовой задачи.

 Схема решения задачи

  • Анализ условия задачи
  • Составление плана решения
  • Построение математической модели
  • Решение задачи в различных моделях
  • Поиск других решений
  • Описание решения задачи и выделение общей схемы
  • Составление обратных задач и их решение
  • Установление границ применения способа решения задачи для задач с другим содержанием
  • Составление обобщений задачи, ее решения и исследования.

. На первом шаге рассматриваются приемы анализа условия задач.

Приемы анализа текста задачи: «Чтобы узнать, надо знать».

  1. Переформулировка вопроса задачи, замена поставленного вопроса.
  2. Постановка вопроса к данному условию задачи.
  3. Нахождение необходимых для ответа на поставленный вопрос.
  4. Исследование задач с недостающими, лишними , противоречивыми данными
  5. Сравнение условий нескольких задач.

Процесс решения задачи

Задачи на смеси и сплавы бывают двух видов:

  1. Две смеси определенной массы с некоторой концентрацией вещества сливают вместе. Нужно определить массу и концентрацию этого вещества в новой смеси.
  2. В некоторый раствор, с некоторой концентрацией вещества, добавляют, например, чистую воду (с нулевой концентрацией этого вещества). Нужно определить, какой стала концентрация вещества.

В задачах на смеси и сплавы важно уметь определять концентрацию и массу вещества.

Концентрация вещества - это отношение массы или объема вещества к массе или объему всего раствора. Как правило, концентрация выражается в процентах.

Масса раствора равна сумме масс всех составляющих.

Алгоритм решения задач на смеси и сплавы:

  1. Определить, какое вещество влияет на концентрацию раствора (главное вещество).
  2. Следить за весом главного вещества при добавлении других веществ в раствор.
  3. Исходя из данных об изменениях состояния главного вещества - сделать выводы.

Как правило, концентрация выражается в процентах.

Процент – это сотая доля числа. Она может выражаться либо в виде десятичной дроби (0,11), либо в виде процента (11%).

Важно знать:

 1.Масса раствора (смеси, сплава) равна сумме масс всех составляющих.

Если мы смешаем 3 литра апельсинового сока и 77 литров воды, то получим 10

10 литров апельсинового нектара (сделаем предположение, что смешивание происходит в автоматическом режиме, а не вручную).

2.При смешивании нескольких растворов (смесей, сплавов) масса нового раствора становится равной сумме всех смешанных растворов.

Если мы смешаем 6 литров яблочного сока и 66 литров персикового сока – то получится 12 литров яблочно-персикового сока.

И еще одна очевидность (последняя).

3.Масса растворенного вещества при смешивании двух растворов суммируется.

Если мы смешаем 3 литра яблочного сока с 10% мякоти (0,3 л), и 55 литров яблочного сока с 5% мякоти (0,25 л), то получим 88 литров сока с 0,55 л мякоти

(0,3+0,25).

2. Простейшие задачи на смеси и сплавы

Задачи на смеси и сплавы бывают двух основных видов:

  1. Две смеси определенной массы с некоторой концентрацией вещества сливают вместе. Нужно определить массу и концентрацию этого вещества в новой смеси.
  2. В некоторый раствор, с некоторой концентрацией вещества, добавляют, например, чистую воду (с нулевой концентрацией этого вещества). Нужно определить, какой стала концентрация вещества.

Строго говоря, подход к решению от этого не меняется. Во втором случае мы тоже смешиваем две смеси, просто в одной концентрация вещества больше 0, а в другой равна 0.

Пример 1.

В 5% раствор кислоты массой 3,8 кг добавили 1,2 кг чистой воды. Чему стала равна концентрация раствора (в процентах)?

Решение:

  1. Для начала вычислим, сколько кислоты содержится в 5% растворе. Из 3,8 кг 5% - это кислота, а значит в растворе 0,05 * 3,8=0,19 кг кислоты

2.  Далее определим массу нового раствора. Как мы уже знаем – масса раствора равна массе его составляющих, т.е. 3,8 кг + 1,2 кг =5 кг.

3.  Поскольку в чистой воде кислоты нет, то в новом растворе количество кислоты не изменилось – 0,19 кг. Таким образом, концентрация кислоты стала равна 0,19:5=0,038

4. Теперь выразим концентрацию в процентах - 0,038100%=3,8%

Ответ: 3,8

Теперь давай попробуем решить задачу посложнее.

Пример 2.

Смешали 3 кг 5%-го водного раствора щелочи и 7 кг 15%-го. Какова концентрация вновь полученного раствора? Ответ дайте в процентах.

Решение:

Давай попробуем визуализировать ситуацию. 3 кг 5% водного раствора. Значит воды в этом растворе 95%.

Нарисуем:

http://youclever.org/website/youclever/var/custom/file/2014/08/243z-1.pngА теперь второй раствор:http://youclever.org/website/youclever/var/custom/file/2014/08/243z-2.png

После смешивания, вновь получившийся раствор будет весить 3кг + 7 кг = 10 кг. Обозначим количество щелочи в новом растворе за x, а количество воды – (10−x):

Составление уравнения в задаче на смеси и сплавы

Теперь выразим количество щелочи в этих двух растворах в килограммах. В первом растворе –0,053=0,15 кг щелочи

и 3−0,15=2,85 кг воды,

во втором - 0,157=1,05 кг щелочи

и 7−1,05=5,95 кг воды:

Составление уравнения в задаче на смеси и сплавы

Из картинки видно, что количество щелочи в новом растворе равно сумме весов кислоты в старых растворах: x=0,15+1,05=1,2кг кислоты.

Теперь, зная количество щелочи в новом растворе и зная его массу, мы можем легко определить концентрацию:

1,2:10=0,12

​Поскольку ответ просят дать в процентах – умножим на 100%

0,12100%=12%.

Ответ: 12.

Эту визуализацию удобно использовать в любых задачах на растворы, смеси и сплавы.

3. Алгебраический метод

Под алгебраическим методом решения задач понимается такой метод решения, когда неизвестные величины находятся в результате решения уравнения или системы уравнений, решения неравенства или систем неравенств, составленных по условию задачи. Иногда алгебраическое решение задачи бывает очень сложным.

        Задачи на смешивание растворов решают с помощью составления уравнения или системы уравнений. Главное внимание при обучении учащихся способу решения текстовых задач методом составления уравнений должно быть обращено на сознательную отработку этапности решения.

        В процессе решения каждой такой задачи целесообразно действовать по следующей схеме.

1. Изучение условия задачи. Выбор неизвестных величин (их обозначаем буквами х, у и т.д.), относительно которых составляем пропорции. Выбирая неизвестные параметры, мы создаем математическую модель ситуации, описанной в условии задачи.

2. Поиск плана решения. Используя условия задачи, определяем все взаимосвязи между данными величинами.

3. Осуществление плана, т.е. оформление найденного решения – переход от словесной формулировки к составлению математической модели.

4. Изучение полученного решения, критический анализ результата.

        

При решении большинства задач этого вида, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие определенного расположения величин в таблице дает дополнительную информацию, облегчающую процесс решения задачи и её проверки.  

Этапы решения задачи:

 1. Знакомство с текстом задач и выделение основных компонентов в них. Заполнение таблицы.

Таблица для решения задач имеет следующий вид:

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

Масса раствора (смеси, сплава)

            М

% содержание вещества (доля содержания вещества)

m / M * 100%

Масса вещества

     m

 

 

 

Или в таком виде:

1 – й р-р

2 – й  Р-р

Смесь 2 растворов

Масса растворов

Массовая доля раств-го вещества

Масса вещества в растворе

2. Составление уравнения и его решение.

3. Анализ полученных данных, ответ на вопрос задачи.

Рассмотрим примеры решения задач с помощью таблицы.

        

Пример 4.В 500 кг руды содержится некоторое количество железа. После удаления из руды 200 кг примесей, содержащих в среднем 12,5 % железа, содержание железа в оставшейся руде повысилось на 20 %. Определите, какое количество железа осталось ещё в руде?

Решение.

Сначала составим таблицу, в которой напишем массу руды, массу железа, концентрацию (долю железа в руде) до и после удаления примесей.

Масса руды, кг

Масса железа, кг

Концентрация (доля железа в руде)

Руда

500

х

Руда после удаления примесей

500-200=300

х-0,125200= x-25

Пусть х кг – масса железа в руде. Так как масса всей руды равна 500 кг, то концентрация железа в ней равна .

Так как масса железа в 200 кг примесей равна 0,125200=25 (кг), то его масса в руде после удаления примесей равна (х-25) кг. Из того, что масса оставшейся руды равна 500-200=300 кг следует, что концентрация железа в ней равна .

По условию, содержание железа в оставшейся руде повысилось на 20%=1/5. Составим уравнение:

Найдём, что 212,5 кг – масса железа в руде. Найдём остаток железа в руде после удаления примесей: 212,5-25=187,5 (кг).

Ответ:187,5 кг.

Пример 5. Имеются два сплава меди со свинцом. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65%. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Наим-е веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание меди (доля сод-я в-ва)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Первый сплав

15%=0,15

хг

0,15х

Второй раствор

65%=0,65

(200 – х)г

0,65(200–х)=130–0,65х

Получившийся р-р

30%=0,3

200 г

2000,3=60

Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть в первых двух строчках) равна массе меди в полученном сплаве (третья строка таблицы):

Решив это уравнение, получаем х=140. При этом значении х выражение
200 –
х=60. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго 60г.

Ответ:140г. 60г.

Рассмотрим еще несколько примеров решения задач с помощью таблицы.Как правило обе части уравнения умножают на100, при этом избегают решения уравнения с десятичными дробями.

6.  В сосуд, содержащий 5 литров 12–процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Количество раствора

5 л

+7 л

= 12 л

% содержания растворенного вещества

12 %

0 %

х %

Количество растворенного вещества

 5  12 + 0 = 12х

5 12  = 12х   │ : 12

  х = 5Ответ: 5.

7.  Смешали 4 литра 15–процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25–процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Количество раствора

4 л

+6 л

= 10 л

% содержания растворенного вещества

15 %

25 %

х %

4  15 + 6    = 10х  │ : 10

 2  3 +  3  5    =  х  

  х = 21Ответ: 21.

8. Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 20 килограммов изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды?

виноград

изюм

Количество раствора

х кг

20  кг

% содержания растворенного вещества

100 – 90 = 10 %

100 – 5 = 95 %

10х   =   20 95 │ : 10

   х = 190Ответ: 190.

9. Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?

Количество раствора

х  кг

+ (200 – х)  кг

= 200 кг

% содержания растворенного вещества

10 %

30 %

25 %

10х + 30(200 – х)  = 200 25 │ : 10

                                           х + 3(200 – х) = 20  25

                                              х + 600 – 3х = 500

   - 2х = - 100

    х = 50

(200 – 50) – 50 = 100

Ответ: 100.

10. Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?

Количество раствора

х кг

+ у кг

+ 10 кг

= х + у + 10

% содержания растворенного вещества

30 %

60 %

0 %

36 %

Количество раствора

х кг

+ у кг

+ 10 кг

= х + у + 10

% содержания растворенного вещества

30 %

60 %

50 %

41 %

х=4 30 – 60 =60

Ответ: 60.

Задания для самостоятельного решения:

1. (Типовые тестовые  задания ЕГЭ 2012  п/р  А.Л.Семенова, И.В.Ященко). Смешав 70%-й и 60%-й растворы кислоты и добавив 2 кг чистой воды, получили 50%-й раствор кислоты. Если бы вместо 2 кг воды добавили 2 кг 90%го раствора той же кислоты, то получили бы 70%-й раствор кислоты. Сколько килограммов 70%-го раствора использовали для получения смеси?

2.  Первый раствор содержит 40% кислоты, а второй -  60% кислоты. Смешав эти растворы и добавив 5 л воды, получили 20 процентный раствор. Если бы вместо воды добавили 5 л 80 % раствора, то получился бы 70 % раствор. Сколько литров 60 % раствора кислоты было первоначально?

Список использованной литературы.

1. Кузнецова Л.В. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение, 2010.

2. Прокопенко Н.И. Задачи на смеси и сплавы.- М. :Чистые пруды, 2010 (Библиотечка «Первого сентября». Выпуск 31 )

3. Лурье М.В., АлександровБ.И. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.

4.  Малахова Н. А., Орлов В. В. и др. Методика работы с сюжетными задачами: Учебно-методич. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 1992. 46 с.

5.  Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред.школы. – 3-е изд., доработанное. М.: Просвещение, 1989

6.  www.mathege.ru

7. www.fipi.ru

8. www.festival.1september.ru

9. http://www.shevkin.ru/

10. http://mat-ege.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

решение задач на смеси, сплавы, концентрацию

решение задач с помощью метода Пирсона....

Различные способы решение задач на смеси, сплавы, растворы

Задачи на смеси, сплавы, растворы вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ними могут немногие. Задачи данного типа, ранее встречающиеся практически тол...

Презентация по теме: Различные способы решение задач на смеси, сплавы, растворы

Часто при решении задач  большую роль играет наглядный материал. Таким материалом и является данная презентация....

Исследовательская работа по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"

Презентация для защиты исследовательсой работы по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"....

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...

Инновационный продукт "Различные способы решения задач на смеси, сплавы, растворы" (Интеграция математики и химии)

Недостаточно лишь понятьзадачу, необходимо желаниерешить ее. Без сильного желаниярешить трудную задачу невозможно, Но при наличии такового – возможно.Где есть желание, найдется путь!Пойя Д...