Урок с использованием современных гаджетов "Механические задачи"
план-конспект занятия по алгебре (7 класс)
Интегрированный урок алгебра+физика с использованием современных гаджетов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 499.7 КБ |
mehanicheskie_zadachi_konspekt.doc | 148 КБ |
algoritm_resheniya_zadachi.doc | 24 КБ |
domashnee_zadanie.doc | 23.5 КБ |
algoritm_resheniya_zadachi.doc | 24 КБ |
prezentatsiya_mehanicheskie_zadachi.ppt | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока по алгебре и физике
ФИО учителя: Макеева Мария Олеговна, Знаменщикова Галина Дмитриевна
Класс: 7 класс
Предмет: алгебра и физика
Тема урока: Механические задачи.
Тип урока: интегрированный урок повторения по теме «Механические задачи».
Оборудование: проектор мультимедиа, Smart-доска, планшеты, листы деятельности, раздаточный материал.
Цели:
- формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира;
- формирование умений применять математические модели к решению задач по физике;
- обобщение и систематизация материала, полученного на уроках математики и физики, связанного с использование математических методов для решения задач физического содержания.
Задачи:
образовательная:
- повторить взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь;
- повторить единицы измерения этих величин (основные и производные);
- закрепить навык решения физических задач с данными величинами;
- научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;
развивающая:
- развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);
- развитие познавательного интереса к предметам;
- развитие психических процессов (развитие внимания, памяти, речи);
воспитательная:
- сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания;
- развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение ставить цель урока, определять его задачи; составлять план действий на уроке; объективно оценивать правильность выполнения своих действий на уроке. Планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, вносить коррективы в свои действия с учетом сделанных ошибок. Осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные: умение работать в паре, умение слушать и слышать одноклассников и учителя, умение высказывать свое мнение в виде развернутых предложений.
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя ИКТ-технологии, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Знать: единицы измерения, формулы для нахождения расстояния, скорости, времени, алгоритм решения линейных уравнений, определения и понятия по теме урока. Понимать: важность владения различными способами решения задач. Уметь: применять полученные знания в повседневной жизни. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи. Составление плана, осуществление самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. Приёмы саморегуляции. | Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознанное построение речевых высказываний. Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. Взаимоконтроль, взаимопроверка. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Рефлексия собственной деятельности. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость |
Структура урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Скриншоты используемых на уроке ресурсов |
Организационный момент | Положительный настрой на урок. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, объясняет, как работать с листом деятельности (Приложение 1) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала | Определение темы, цели и задач урока. | Мотивация к учебной деятельности. Нацеливает на систематизацию учебного материала и применение имеющихся знаний для решения учебных и практических задач. | Формулируют тему урока, цель, задачи и план своей деятельности. | |
Актуализация ранее изученного материала | Повторение и актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению и получению, и освоению новой учебной информации на уровне «знание» | Учителя по очереди прочитывают задания | Учащиеся выполняют задания, отображаемые на слайдах, отвечают на вопросы учителя, записывают ответы в лист деятельности, обмениваются листами для подсчёта баллов | |
После выполнения теста задаёт вопросы | Работа с планшетом https://testedu.ru/test/matematika/7-klass/linejnoe-uravnenie.html с последующим обсуждением результатов | |||
Контролирует самостоятельную работу | Учащиеся выполняют задания самостоятельно | |||
Изучение и закрепление материала по теме урока. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания». | Учитель предлагает выйти к доске одному ученику и записать формулы для нахождения расстояния, скорости и времени | Один ученик выходит к доске для написания формул. | |
Учитель предлагает решить задачу разными способами (математическим и физическим) у доски. | Приглашается два ученика для решения задачи. | |||
Учитель помогает сделать выводы о полученных в задачах ответах. | Анализируют полученные ответы. | |||
Учитель объясняет мотив использования решения задач разными способами, говорит о том, где используются такие задачи | Принимают к сведению информацию | |||
Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения». | Организует работу учащихся самостоятельно над задачей. | Самостоятельно решают задачу в листах деятельности | ||
Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы учащихся. (Приложение 2) | Получают домашнее задание, задают вопросы учителю. | |
Составление алгоритма решения задач. | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне обобщения и систематизации. | Учитель задаёт наводящие вопросы, раздаёт памятки с алгоритмом. | Учащиеся формулируют математичекий и физический алгоритм решения задач. Используя планшеты, размещают алгоритм на своей странице в социальных сетях | |
Подведение итогов. | Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества деятельности учащихся на уроке. | Учитель задаёт вопросы: «Поднимите руки, кто решил задачу математическим способом…., а кто решил физическим способом. Почему вы выбрали этот способ?» Делает выводы о проведённом уроке, благодарит учащихся. | Отвечают на вопросы учителя | |
По окончании урока школьники оценивают свое эмоциональное состояние по Шкале настроения. Им предлагается выбрать смайлики: Мне всё понравилось, вопросов не осталось – смайлик с улыбкой У меня остались вопросы – смайлик грустный | ||||
Дополнительная информация | ||||
Каким образом данный урок/ занятие будет содействовать реализации новых ФГОС: | На уроке реализуются все виды УУД. Благодаря межпредметной интеграции учащиеся осознанно переносят знания с одного предмета на другой, в результате чего получают целостностную картину мира. Повышается познавательный интерес, развивается логика мышления, формируется умение сравнивать, обобщать классифицировать, анализировать, синтезировать. На уроке учитель: 1. Мотивирует учащихся. 2. Формирует УУД, основываясь на опыт учащихся. 3. Формирует выполнение УУД включением в практику, организует самоконтроль деятельности учащихся на каждом этапе урока. На уроке ученики: 1. Самостоятельно озвучивают тему, цель и задачи урока. 2. Создает алгоритм действий на уроке. 3. Выбирает необходимые ресурсы. 4. Соотносит полученный и запланированный результат, планирует свою дальнейшую деятельность. На данном уроке прослеживается связь с математикой, физикой, информатикой. | |||
Ресурсы, оборудование и материалы |
| |||
Список учебной и дополнительной литературы | Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс» / А.В.Перышкин; сост. Г.А.Лонцова. – 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 269, (3) с. (Серия «Учебно-методический комплект») Алгебра 7 класс Макарычев. | |||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Устный опрос. Восстановление логической связи между единицами измерения. Восстанови текст. Сравнение двух объектов. Организация фронтальной, индивидуальной работы; работы в парах. Практичность теории осуществляется через практические задачи, полезность которых очевидна. Обсуждение домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
по физике и математике в 7 классе
по теме
«Механические задачи»
Тема урока: «Механические задачи» СЛАЙД 2
Цели:
- формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира;
- формирование умений применять математические модели к решению задач по физике;
- обобщение и систематизация материала, полученного на уроках математики и физики, связанного с использование математических методов для решения задач физического содержания.
Задачи:
образовательная:
- повторить взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь;
- повторить единицы измерения этих величин (основные и производные);
- закрепить навык решения физических задач с данными величинами;
- научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;
развивающая:
- развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);
- развитие познавательного интереса к предметам;
- развитие психических процессов (развитие внимания, памяти, речи);
воспитательная:
- сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания;
- развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).
План урока:
- Организационный момент. 3 минуты
- Актуализация имеющихся знаний. 10 минут
- Решение задач. 20 минут
- Физкультминутка 2 минуты
- Домашнее задание 2 минуты
- Составление алгоритма решения задач 5 минут
- Подведение итогов, рефлексия. 3 минуты
Ход урока:
- Организационный момент.
Математик: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы вместе с Галиной Дмитриевной будем работать с вами. Я желаю вам отличного настроения, успехов и продуктивной работы. Вспомните, пожалуйста, последний пройденный материал по физике и по алгебре и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока. А как вы думаете, для чего мы с вами сегодня будем работать по этой теме? каковы цели урока?
Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов) СЛАЙД 1
Физик СТИХ
- Актуализация имеющихся знаний.
- У всех на столе есть лист деятельности, который вы сдадите в конце урока. Подпишем его, запишем дату сегодняшнего урока, фамилию, имя и класс и тему урока.
- И для того чтобы приступить к нашему уроку вспомним с вами ранее изученный материал.
СЛАЙД 3 Ребус
СЛАЙД 4 Ребус
Задание 1. Закончи предложение. СЛАЙД 5
- Длина траектории по которой двигалось тело в течение какого-то промежутка времени, называется … (путь)Физик
- Равенство, в котором неизвестное обозначается буквой, называется … (уравнение) Математик
- Отношение перемещения к промежутку времени – это … (скорость) Физик
- Физическая величина, основной единицей которой является секунда – это …(время) Физик
- Решить уравнение это значит - найти его … Математик
- Процесс изменения положения тела относительно какого-либо другого тела, выбранного за тело отсчёта, с течением времени называется (механическим движением) Физик
- Уравнение вида ax=b , где x – переменная, a и b – любые числа называется … уравнением с одной переменной. Математик
Обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте ответы друг друга, посчитайте количество баллов. Все верно – 5 баллов, 2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла. СЛАЙД 6
Задание 2. Алгоритм решения линейного уравнения:
Математик Давайте вспомним алгоритм решения линейных уравнений.
- Раскрыть скобки
- Перенести из одной части в другую с заменой знаков
- Привести подобные слагаемые
- Решить линейное уравнение
- Записать ответ
Задание 3. Работа с планшетом. Тест по теме линейное уравнение. Математик Пройдите, пожалуйста, по ссылке и выполните тест по теме «Линейные уравнения»
https://testedu.ru/test/matematika/7-klass/linejnoe-uravnenie.html СЛАЙД 7
Задание 4. Физик Перевод единиц. СЛАЙД 8
1. скворец 20,6
2. ласточка 17,5
3. заяц 15
4. акула 2,01
5. жираф 1
- Решение задач.
- Приступим к решению задач. Сегодня мы будем решать с Вами задачи с физической точки зрения и с математической. И в итоге составим алгоритм решения физических задач с помощью линейных уравнений.
-Для этого вспомним формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.
(на доске цветным мелом)
Задача 1. Математик
- Итак, представим себе следующую ситуацию.
Ученик читает условие задачи:
Мимо железнодорожной будки прошел электровоз со скоростью 72 км/ч. Через 15 мин по шоссе, параллельному железной дороге, в том же направлении прошла автомашина "Волга" со скоростью 90км/ч. Через сколько времени "Волга" нагонит электровоз? СЛАЙД 9
Математический способ решения
- Для решения данной задачи нам понадобится.
υ | t | S, км | ||
электровоз | ||||
автомашина |
- Какая физическая величина известна? (скорость)
Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией. (Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который проехали электровоз и автомашина.
- Какой путь S, проехали? (одинаковый)
- Что можно сказать о времени t?
- Как можно выразить 15 мин в часах?
(Учитель на доске)
- Какое время возьмем за х? (наименьшее – время движения автомобиля)
- Тогда какое время был в пути электровоз? (на 0,25 ч больше, т.е. х+0,25 ч)
- Запишем это в таблицу.
υ | t | S | ||
электровоз | 72 км/ч | х+0,25 ч | S1, км | S1= S2 |
автомашина | 90 км/ч | х ч | S2, км |
Пусть х (ч)- время автомашины
90х = 72(х+0.25)
90х -72х = 18
18х = 18
х = 18/18
х = 1 час
Ответ: 1час
Физический способ решения Физик
Дано: υ1=72 км/ч υ2 =90 км/ч t1= t2+15мин S1=S2 | СИ: 20м/с 25м/с t2+900 | Решение: S= υ t S1= υ1 t1 S2= υ2 t2 S1= S2 υ1 t1 = υ2 t2 υ1(t2+900)= υ2 t2 υ1t2+ 900υ1- υ2 t2=0 20м/с×t2 +900×20м/с -25м/с× t2=0 -5м/с×t2=-18000м/с t2=360 Ответ: t2=3600с |
t2 -? |
Проверка и сравнение ответов: СЛАЙД 10
Мы решили с вами, ребята, задачу двумя разными способами, потому что иногда физическую задачу удобно решать математическим способом, а иногда математическую задачу легче решать физическим способом. Такого рода задания предлагают на ГИА в номере 22. Задание оцениваемое в 2 балла.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Теперь будем решать задачи самостоятельно.
Задача 2. Задачу учащиеся решают в листе деятельности любым способом.
СЛАЙД 11
Пассажирский поезд за 2 часа прошел такое же расстояние, какое товарный за 3 часа. Найдите скорость пассажирского поезда, если известно, что скорость товарного на 18 км/ч меньше.
Математический способ решения
Таблица 2
υ, км/ч | t, ч | S, км | |
I | |||
II |
Решение:
υ | t | S | ||
Пассажирский поезд | х | 2 ч | S1 | S1= S2 |
Товарный поезд | х-18км/ч | 3 ч | S2 |
Составляем уравнение
3(х-18) =2х
3х-2х-54=0
х = 54км/ч
Ответ: Скорость пассажирского поезда 54км/ч
Физический способ решения.
Дано: t1=2ч t2=3ч S1=S2 υ1 υ2 = υ1-18км/ч | СИ: 7200с 10800с υ1-5м/с | Решение: S= υ t S1= υ1 t1 S2= υ2 t2 S1= S2 υ1 t1 = υ2 t2 υ1 t1 =(υ1-5м/с) t2 υ1 t1- υ1 t2+5м/с t2=0 7200υ1-10800 υ1= -5м/с×10800с Ответ: υ1=15м/с |
υ1 -? |
V. Домашнее задание (раздать на карточках)
Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.
Задача 2. Составьте по уравнению 5(х-7)=3х условие задачи и решите ее.
VI. Составление алгоритма решения задач.
Давайте сейчас с Вами составим алгоритм решения подобных задач. Этот алгоритм найдёт применение при подготовке к ГИА. Некоторые физические задачи удобнее решать с помощью математики, и наоборот, есть математические задачи, которые с помощью физики решаются довольно просто. Используя планшеты, размещают алгоритм на своей странице в социальных сетях.
VII. Подведение итогов, рефлексия.
Математик. Поднимите руки, кто решил задачу математическим способом…., а кто решил физическим способом. Почему вы выбрали этот способ?
Сегодня на уроке мы с вами определили, какая взаимосвязь существует между такими физическими величинами как скорость, время, путь; повторили единицы измерения этих величин (основные и производные); закрепили навык решения физических задач с данными величинами; научились решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений; Теперь вы сможете посмотреть на физику другими глазами. Физика без математики невозможна. Математика вооружает нас математическим аппаратом, который прошел через все этапы нашего урока: выражение единиц, решение уравнений, устный счёт.
По окончании урока школьники оценивают свое эмоциональное состояние по Шкале настроения. Им предлагается выбрать смайлики:
Мне всё понравилось, вопросов не осталось Смайлик с улыбкой
У меня остались вопросы Смайлик грустный
СЛАЙД 12
Алгоритм решения задачи:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание
Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.
Задача 2. Составьте по уравнению 5(х-7)=3х условие задачи и решите ее.
Домашнее задание
Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.
Задача 2. Составьте по уравнению 5(х-7)=3х условие задачи и решите ее.
Домашнее задание
Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.
Задача 2. Составьте по уравнению 5(х-7)=3х условие задачи и решите ее.
Домашнее задание
Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.
Задача 2. Составьте по уравнению 5(х-7)=3х условие задачи и решите ее.
Домашнее задание
Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.
Задача 2. Составьте по уравнению 5(х-7)=3х условие задачи и решите ее.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработки уроков с использованием современных образовательных технологий
Урок по теме-Япония (модульное обучение), урок по теме- Развитие форм рельефа ( межпредметные связи), урок по теме- Ветер ( проблемное обучение)....
Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.
Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....
Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»
Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....
Урок с использованием современных образовательных технологий.
Урок на тему "Различение частиц НЕ и НИ с использованием современных образовательных технологий"....
Работа к конкурсу ИКТО-2015 в номинации "Урок с использованием современного учебного оборудования"
В материале представлен конспект урока "Линейные уравнения с двумя переменными", презентация....
Конструирование урока с использованием современных цифровых образовательных ресурсов
´Использование ЦОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышл...