Урок-посвящение М.В. Ломоносову "Алгебраические выражения"
методическая разработка по алгебре (7 класс)
Интегрированный урок - посвящение М.В. Ломоносову по теме «Алгебраические выражения». Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом трудно. Однако, что кажется искусственным при описании урока, в реальности хорошо воспринимается обучающимися и оказывает на них серьезное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильнее, чем больше выдумки, поиска, творчества и искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок Ломоносов и математика | 697 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – посвящение М.В.Ломоносову –
Алгебраические выражения
Н.И.Сукова, учитель математики
МОУ ОГ №6 г. Архангельск
В статье описан урок математики, интегрированный
с историей и краеведением и проведенный автором в 7 классе.
Он посвящен М.В.Ломоносову – всемирно известному
ученому, поэту, создателю Московского университета,
которому в 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения.
Рис.1 Портрет
Цели урока:
- Получить новые знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
- Комбинировать различные области знаний – математика, история, краеведение.
Задачи урока:
- Повторить, систематизировать и закрепить основные знания, умения и навыки
по теме – Алгебраические выражения.
- Формировать основные учебные компетенции – учебная, коммуникативная, личностная.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
- Развивать интеллектуальные, творческие, исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.
- Формировать чувство патриотизма, гордости и ответственности.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Введение.
3. Основная часть. Изучение нового материала и повторение уже изученного.
Применение знаний, умений и навыков по алгебре. Получение новых знаний о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
- Самостоятельная работа.
- Работа в парах. Подведение итогов.
- Фронтальная работа с классом.
- Работа в группах. Обсуждение.
4. Домашнее задание.
5. Завершение урока. Рефлексия. Релаксация.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Введение. Рис.2 На уроке
Учитель сообщает тему урока и просит учащихся
сформулировать цели и задачи урока.
Вступительное слово учителя.
Архангельская земля – родина всемирно известного ученого М.В. Ломоносова. Гениальный ученый, поэт, создатель Московского университета, М.В. Ломоносов сделал много открытий почти во всех отраслях знаний, в просвещении, своими трудами прославил русскую науку и Россию.
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о жизни и деятельности нашего прославленного земляка, используя математические задания по теме - Алгебраические выражения.
3. Основная часть.
Самостоятельная работа (12 мин)
Выполнить в тетради следующие задания и выписать ответ:
1. Найти значение числового выражения:
Ответ: 11
2. Вычислить удвоенное произведение чисел 3 и 5 Ответ: 30
3. Вычислить квадрат числа 6 Ответ: 36
4. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:
Ответ: 39
5. Найти значение выражения: при a=5, b=4 Ответ: 41
6. Привести одночлен к стандартному виду и выписать его степень:
Ответ:45
7. Вычислить квадрат одночлена и выписать его степень:
Ответ: 48
8. Найти сумму подобных одночленов и указать коэффициент:
Ответ: 51
9. Вместо буквы М подберите число так, чтобы выполнялось верное равенство:
Ответ: 55
10. Назвать степень одночлена:
Ответ: 57
11. Упростить выражение и выписать коэффициент:
Ответ: 58
12. Найти число N такое, чтобы выполнялось верное равенство:
Ответ: 60
13. Вычислить куб числа 4 Ответ: 64
14. Вычислить сумму квадратов чисел 7 и 4 Ответ: 65
Работа в парах. Подведение итогов.
Взаимопроверка: поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить ответы и выставить оценку.
Ответы: 11, 30, 36, 39, 41, 45, 48, 51, 57, 58, 60, 64, 65.
Нормы оценок: верно выполнено 14-13 заданий оценка «5», 12-10 заданий оценка «4»,
9-7 заданий оценка «3».
Фронтальная работа с классом.
Вопрос к классу: В каком веке жил М.В. Ломоносов? С какого числа начинается запись этого века?
Записать в тетради столбиком ответы, полученные в предыдущей самостоятельной работе и слева приписать число 17.
Перед нами даты – основные этапы биографии М.В. Ломоносова. Идет обсуждение и анализ каждой даты, ведутся записи в тетрадях учащихся:
19.11.1711г. – дата рождения
1730г. – пешком отправляется в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию
1736г. – студент Петербургской Академии наук
1739г. – закончил одну из первых физических диссертаций
1741г. – служба в Петербургской Академии наук
1745г. – Профессор химии Петербургской АН, Академик
1748г. – создана Химическая лаборатория
1751г. – технология изготовления стекла (смальты)
1755г. – учрежден Московский университет
1757г. – Советник Академической канцелярии Рис.3 М.В. Ломоносов
1758г. – Руководитель Исторического собрания, глава Географического департамента Академии наук
1760г. – руководитель Академического университета и гимназии, почетный член Шведской королевской АН
1764г. – почетный член Академии трех художеств,
почетный член Болонской АН, статский советник
15.04.1765г. – дата смерти
Работа в группах.
В нашем городе много мест, связанных с именем
М.В. Ломоносова, назовите их?
Давайте подробнее узнаем об этом. Рис.4 Университет (САФУ)
Класс разбивается на 6 групп по 4-5 человек. Время работы в группе 5-7 минут.
Представители от групп, в произвольном порядке выбирают свои задания.
Выполнить задания и вставить в текст числа вместо пропусков.
Тексты заданий каждой группе.
Группа №1. Проспект М.В. Ломоносова.
Более лет один из центральных проспектов Архангельска носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Славное имя свое он получил в дни подготовки к празднованию
______ - летия со дня рождения великого ученого.
Границы проспекта проходят параллельно реке - Северной Двине, в южной его части города переходит в Ленинградский проспект. На проспекте Ломоносова находится Поморский государственный университет его имени, _______стадиона, областной больничный городок и более _____ зданий.
Протяженность проспекта Ломоносова составляет ____ км.
1. Вычислить степень одночлена:
Ответ: 20
2. Вычислить удвоенный куб числа 5 Ответ: 250
3. Найти число N, чтобы выполнялось верное равенство:
Ответ: 2
4. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:
Ответ: 300
5. Найти многочлен равный разности многочленов:
и Ответ: 5
Рис.5 Ломоносовский пр. Рис.6 Ломоносовский округ Рис.7 Ломоносовская пл. (1854)
Группа №2. Ломоносовский округ.
____августа ________г. образован новый район в городе Архангельске – Ломоносовский.
____ноября ________г. было ликвидировано территориальное деление на районы и определены территориальные границы Ломоносовского округа.
На сегодняшний день Ломоносовский округ – второй по численности район Архангельска после Октябрьского. Население округа составляет – _____ тыс. человек.
На территории округа находятся железнодорожный, морской - речной и автовокзалы, городской рынок, университеты, колледжи, училища, Дворец спорта, центры торговли.
1. Выписать степень многочлена:
Ответ: 20
2. Вычислить:
Ответ: 1939
3. Привести одночлен к стандартному виду и выписать его степень:
Ответ: 15
4. Привести подобные слагаемые и выписать коэффициент:
Ответ: 1991
5. Вычислить утроенное произведение квадрата числа 5 Ответ: 75
Группа №3. Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова.
_____октября _________г. – состоялось открытие Архангельского Большого драматического театра.
________г. – в честь _______- летия М. В. Ломоносова театру было присвоено имя великого земляка. Он стал именоваться Архангельский театр драмы имени
М. В. Ломоносова.
С _________ года, после длительной реконструкции, современное здание театра приглашает зрителей на спектакли, выступления, концерты.
1. Найти многочлен равный разности многочленов:
и Ответ: 27
2. Привести подобные слагаемые и выписать коэффициент:
Ответ: 1932
3. Вычислить:
Ответ: 1961
4. Вычислить удвоенный куб числа 5 Ответ: 250
5. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:
Ответ: 2010
Рис.8 Театр Драмы Рис.9 Библиотека им. М.В. Ломоносова
Группа №4. Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова.
Библиотека объединяет____ библиотек - филиалов г. Архангельска.
Книжный фонд насчитывает более _____тысяч экземпляров книг, аудио и видео - материалов, электронных документов, более_____ наименований периодических изданий - газет и журналов, ведет электронный каталог новых поступлений.
Ежегодно библиотеку посещает более_____ тыс. человек.
Библиотека имеет доступ в Интернет.
В ________году библиотеке исполняется 100 лет.
1. Выписать степень одночлена: Ответ: 17
2. Найти сумму квадратов чисел 6 и 8 Ответ: 100
3. Привести одночлен к стандартному виду и выписать его коэффициент:
Ответ: 140
4. Выписать степень многочлена:
Ответ: 10
5. Вычислить:
Ответ: 2011
Группа №5. Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова.
___ июля_______ г. Приказом областного управления народного образования № ______ средняя школа № 19 была реорганизована в Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова. В ______ году лицею исполнилось 20 лет.
Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова — среднее общеобразовательное учреждение в городе Архангельске, в котором происходит обучение с ____по 11 класс. Набор учащихся в лицей производится по результатам сдачи абитуриентом экзаменов. В лицее в данный момент есть четыре отделения: Гуманитарное, Физико-Математическое, Химико-Биологические и Техническое.
1. Выписать степень многочлена:
Ответ: 2
2. Найти значение числового выражения:
Ответ: 1990
3. Найти число N такое, чтобы выполнялось верное равенство:
Ответ: 481
4. Вычислить:
Ответ: 2010
5. Вычислить куб числа 2 Ответ: 8
Рис.10 Ломоносовская гимназия Рис.11 Лицей Рис.12 Поморский университет
(1811)
Группа №6. Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Учебное заведение основано в 1932г., в________ г. присвоено имя М. В. Ломоносова.
В ПГУ ____ факультет, 66 кафедр,_____ научных центров и лабораторий.
Расположены филиалы в городах Северодвинске, Коряжме и Нарьян-Маре.
В настоящее время в университете обучаются свыше ________ студентов, аспирантов, слушателей, трудятся более 1500 человек. Материальная база ____ учебных корпусов, 8 общежитий.
Подготовка кадров осуществляется по 8 укрупненным группам специальностей.
1. Найти значение числового выражения:
Ответ: 1957
2. Вычислить куб одночлена и выписать его степень:
Ответ: 21
3. Записать куб числа 3 Ответ: 27
4. Вычислить: Ответ: 14000
5. Привести подобные слагаемые и указать коэффициент:
Ответ: 13
Обсуждение.
Уполномоченные в группах учащиеся знакомят весь класс с материалами своих заданий.
4. Домашнее задание.
Выполнить работу над ошибками, допущенными на уроке.
Найти новые места на карте г. Архангельска, связанные с именем М.В. Ломоносова и составить свою математическую задачу.
5. Завершение урока.
Вопрос к классу: Назовите направления деятельности М.В. Ломоносова?
Ученик читает стихотворение,
написанное М.В. Ломоносовым:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха,
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Рис.13 Памятник М.В. Ломоносову
Заключительное слово учителя:
Надеюсь, что наша поморская земля, взрастившая всемирно известно ученого М.В. Ломоносова – человека, имя которого составляет эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения многих областей знаний, даст российской и мировой науке новых ученых.
Воплощайте идеи М.В. Ломоносова, служите интересам России и Севера!
Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке …
Теперь я знаю …
Мне на уроке …
Рис.14 На уроке было интересно
Релаксация.
Активно на уроке работали …
Старались …
Жду большей активности от …
Спасибо всем за работу.
Рис.15 Гостям всегда рады
Оборудование:
- Интерактивная доска, компьютер, проектор.
- Раздаточные материалы.
Литература:
1. Барашков Ю. Путеводитель-фотоальбом «Мы любим тебя, Архангельск», 2009г.
2. Колоденко Т.В. Рекомендательный указатель «Имя Ломоносова на карте Архангельска», МУК «Централизованная библиотечная система г. Архангельска» - Архангельск,
2008г. – 59 стр.
3. Никольский С.М. Алгебра-7, учебник для ОУ, М.: Просвещение,2009.-272с.
4. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок, посвященный Великой Победе
Урок, построенный на основе краеведческого материала, рассказывает о вкладе односельчан в разгром немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны....
Интегрированный урок, посвященный А.С. Пушкину (английский язык+ литература).
Нельзя воспитывать толерантное отношение к чужой цивилизации, культуре, национальным традициям, обычаям, если отсутствует уважение к своей собственной культуре, к своей стране. Известно, что каж...
Открытый урок посвященный Дню космонавтики
Урок посвящен дню космонавтики по теме " Действия с десятичными дробями". Урок-соревнование....
Урок-посвящение по творчеству поэта-барда - В.Высоцкого в 11 классе.
Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в ...
Единый урок, посвященный Содружеству независимых государств.
Материал посвящен Содружеству независимых государств, истории создания, особенностям, толерантности....
Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества
Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...
Интегрированный урок географии и истории. "Путешествие по «Золотому кольцу» России". Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
Урок, посвященному 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, его жизни и деятельности...