Урок-посвящение М.В. Ломоносову "Алгебраические выражения"
методическая разработка по алгебре (7 класс)

Интегрированный урок - посвящение М.В. Ломоносову по теме «Алгебраические выражения». Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом трудно. Однако, что кажется искусственным при описании урока, в реальности хорошо воспринимается обучающимися и оказывает на них серьезное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильнее, чем больше выдумки, поиска, творчества и искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – посвящение М.В.Ломоносову –

 Алгебраические выражения

Н.И.Сукова, учитель математики

МОУ ОГ №6 г. Архангельск

В статье описан урок математики, интегрированный

с историей и краеведением и проведенный автором в 7 классе.

Он посвящен М.В.Ломоносову – всемирно известному

ученому, поэту, создателю Московского университета,

которому в 2011 году  исполняется 300 лет со дня рождения.                                              

                                                                                                                Рис.1  Портрет

Цели урока:                                                                                          

- Получить новые знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

- Комбинировать различные области знаний – математика, история, краеведение.

Задачи урока:

- Повторить, систематизировать и закрепить основные знания, умения и навыки

по теме – Алгебраические выражения.

- Формировать основные учебные компетенции – учебная, коммуникативная, личностная.

- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.

- Развивать интеллектуальные, творческие, исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.

- Формировать чувство патриотизма, гордости и ответственности.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Введение.

3. Основная часть. Изучение нового материала и повторение уже изученного.

Применение знаний, умений и навыков по алгебре. Получение новых знаний о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

- Самостоятельная работа.

- Работа в парах. Подведение итогов.

- Фронтальная работа с классом.

- Работа в группах. Обсуждение.

4. Домашнее задание. 

5. Завершение урока. Рефлексия. Релаксация.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Введение.                                                   Рис.2  На уроке

Учитель сообщает тему урока и просит учащихся

сформулировать цели и задачи урока.

Вступительное слово учителя.

     Архангельская земля – родина всемирно известного ученого М.В. Ломоносова. Гениальный ученый, поэт, создатель Московского университета, М.В. Ломоносов сделал много открытий почти во всех отраслях знаний, в просвещении, своими трудами прославил русскую науку и Россию.

     Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о жизни и деятельности нашего прославленного земляка, используя математические задания по теме - Алгебраические выражения.

 

3. Основная часть.

Самостоятельная работа (12 мин)

Выполнить в тетради следующие задания и выписать ответ:

1. Найти значение числового выражения:

                                                                                                   Ответ: 11

2. Вычислить удвоенное произведение чисел 3 и 5                                                  Ответ: 30

3. Вычислить квадрат числа 6                                                                                     Ответ: 36 

4. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:                    

                                                                                                      Ответ: 39

5. Найти значение выражения:            при  a=5,   b=4                                  Ответ: 41

6.  Привести одночлен к стандартному виду и выписать его степень:

                                                                                              Ответ:45

7. Вычислить квадрат одночлена  и выписать его степень:

                                                                                                                     Ответ: 48

8. Найти сумму подобных одночленов и указать коэффициент:

                                                                                               Ответ: 51

9. Вместо буквы М подберите число так, чтобы выполнялось верное равенство:

                                                                                               Ответ: 55

10. Назвать степень одночлена:

                                                                                                                     Ответ: 57

11. Упростить выражение и выписать коэффициент:

                                                                                                     Ответ: 58

12. Найти число N такое, чтобы выполнялось верное равенство:

                                                                                                  Ответ: 60

13. Вычислить куб числа 4                                                                                          Ответ: 64

14. Вычислить сумму квадратов чисел 7 и 4                                                             Ответ: 65

Работа в парах. Подведение итогов.

Взаимопроверка: поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить ответы и выставить оценку.

Ответы: 11, 30, 36, 39, 41, 45, 48, 51, 57, 58, 60, 64, 65.

Нормы оценок: верно выполнено 14-13 заданий оценка «5», 12-10 заданий оценка «4»,

9-7 заданий оценка «3».

Фронтальная работа с классом.

Вопрос к классу:  В каком веке жил М.В. Ломоносов? С какого числа начинается запись этого века?

Записать в тетради столбиком ответы, полученные в предыдущей самостоятельной работе и слева приписать число 17.

Перед нами даты – основные этапы биографии М.В. Ломоносова. Идет обсуждение и анализ каждой даты, ведутся записи в тетрадях учащихся:

19.11.1711г. – дата рождения                                                                                      

1730г. – пешком отправляется в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию                                                                          

1736г. – студент Петербургской Академии наук

1739г. – закончил одну из первых физических диссертаций

1741г. – служба в Петербургской Академии наук

1745г. – Профессор химии Петербургской АН, Академик

1748г. – создана Химическая лаборатория

1751г. – технология изготовления стекла (смальты)

1755г. – учрежден Московский университет

1757г. – Советник Академической канцелярии                                       Рис.3  М.В. Ломоносов

1758г. – Руководитель Исторического собрания, глава Географического департамента Академии наук

1760г. – руководитель Академического университета и гимназии, почетный член Шведской королевской АН

1764г. – почетный член Академии трех художеств,

почетный член Болонской АН, статский  советник

15.04.1765г. – дата смерти

Работа в группах.

В нашем городе много мест, связанных с именем

М.В. Ломоносова, назовите их?

Давайте подробнее узнаем об этом.                                      Рис.4  Университет (САФУ)

                                 

Класс разбивается на 6 групп по 4-5 человек. Время работы в группе 5-7 минут.

Представители от групп,  в произвольном порядке выбирают свои задания.

Выполнить задания и вставить в текст числа вместо пропусков.

Тексты заданий каждой группе.

Группа №1. Проспект М.В. Ломоносова.

     Более     лет один из центральных проспектов Архангельска носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Славное имя свое он получил в дни подготовки к празднованию

      ______ - летия со дня рождения великого ученого.

     Границы проспекта проходят параллельно реке - Северной Двине, в южной его части города переходит в Ленинградский проспект. На проспекте Ломоносова находится Поморский государственный университет его имени, _______стадиона, областной больничный городок и более _____ зданий.

     Протяженность проспекта Ломоносова составляет ____  км.

1. Вычислить степень одночлена:

                                                                                                       Ответ: 20

2. Вычислить удвоенный куб числа 5                                                           Ответ: 250

3. Найти число N, чтобы выполнялось верное равенство:

                                                                                      Ответ: 2

4. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:

                                                                                     Ответ: 300

5. Найти многочлен равный разности многочленов:

 и                                                                                               Ответ: 5

   Рис.5  Ломоносовский пр.             Рис.6  Ломоносовский округ            Рис.7  Ломоносовская пл. (1854)

Группа №2. Ломоносовский округ.

      ____августа ________г. образован новый район в городе Архангельске – Ломоносовский.

     ____ноября ________г. было ликвидировано территориальное деление на районы и определены территориальные границы Ломоносовского округа.

     На сегодняшний день Ломоносовский округ – второй по численности район Архангельска после Октябрьского. Население округа составляет – _____ тыс. человек.

     На территории округа находятся железнодорожный, морской - речной и автовокзалы,  городской рынок, университеты, колледжи, училища, Дворец спорта, центры торговли.

1. Выписать степень многочлена:                                                                

                                                                                     Ответ: 20

2. Вычислить:

                                                                                     Ответ: 1939

3. Привести одночлен к стандартному виду и выписать его степень:

                                                                                                      Ответ: 15

4. Привести подобные слагаемые и выписать коэффициент:

                                                                                        Ответ: 1991

5. Вычислить утроенное произведение квадрата числа 5                           Ответ: 75

Группа №3. Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова.

     _____октября _________г. – состоялось открытие Архангельского Большого драматического театра.

     ________г. – в честь _______- летия М. В. Ломоносова театру было присвоено имя великого земляка. Он стал именоваться Архангельский театр драмы имени

М. В. Ломоносова.

     С _________ года, после длительной реконструкции, современное здание театра приглашает зрителей на спектакли, выступления, концерты.

1. Найти многочлен равный разности многочленов:

 и                                                                                  Ответ: 27

2. Привести подобные слагаемые и выписать коэффициент:

                                                                                     Ответ: 1932

3. Вычислить:

                                                                                    Ответ: 1961

4. Вычислить удвоенный куб числа 5                                                           Ответ: 250

5. Привести одночлен к стандартному виду и выписать коэффициент:

                                                                                                       Ответ: 2010

                         Рис.8  Театр Драмы                      Рис.9  Библиотека им. М.В. Ломоносова

 

Группа №4. Центральная городская библиотека им. М. В. Ломоносова. 

     Библиотека объединяет____ библиотек - филиалов г. Архангельска.

     Книжный фонд насчитывает  более _____тысяч экземпляров  книг, аудио и видео -  материалов, электронных документов, более_____ наименований периодических изданий -  газет и журналов, ведет  электронный каталог новых  поступлений.

     Ежегодно  библиотеку посещает более_____ тыс. человек.

     Библиотека имеет доступ в Интернет.

     В ________году библиотеке исполняется 100 лет.

1. Выписать степень одночлена:                                                                    Ответ: 17

2. Найти сумму квадратов чисел 6 и 8                                                          Ответ: 100

3. Привести  одночлен к стандартному виду и выписать его коэффициент:

                                                                                              Ответ: 140

4. Выписать степень многочлена:

                                                                                Ответ: 10

5. Вычислить:

                                                                                     Ответ: 2011

             Группа №5. Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова.

     ___ июля_______ г. Приказом областного управления народного образования № ______ средняя школа № 19 была реорганизована в Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова. В ______  году лицею исполнилось 20 лет.

     Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова  — среднее общеобразовательное учреждение в городе Архангельске, в котором происходит обучение с ____по 11 класс. Набор учащихся в лицей производится по результатам сдачи абитуриентом экзаменов. В лицее в данный момент есть четыре отделения: Гуманитарное, Физико-Математическое, Химико-Биологические и Техническое.

1. Выписать степень многочлена:                                                                    

                                                                                                    Ответ: 2

2. Найти значение числового выражения:

                                                                                                      Ответ: 1990

3. Найти число N такое, чтобы выполнялось верное равенство:

                                                                                Ответ: 481

4. Вычислить:

                                                                                   Ответ: 2010

5. Вычислить куб числа 2                                                                               Ответ: 8

Рис.10  Ломоносовская гимназия            Рис.11  Лицей              Рис.12 Поморский университет

                   (1811)

        Группа №6. Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

     Учебное заведение основано в 1932г., в________ г. присвоено имя М. В. Ломоносова.

В ПГУ ____ факультет, 66 кафедр,_____ научных центров и лабораторий.

     Расположены филиалы в городах Северодвинске, Коряжме и Нарьян-Маре.

     В настоящее время в университете обучаются свыше ________ студентов, аспирантов, слушателей, трудятся более 1500 человек. Материальная база ____ учебных корпусов, 8 общежитий.

     Подготовка кадров осуществляется по 8 укрупненным группам специальностей.

1. Найти значение числового выражения:

                                                                                        Ответ: 1957

2. Вычислить куб одночлена и выписать его степень:

                                                                                                         Ответ: 21

3. Записать куб числа 3                                                                                  Ответ: 27

4. Вычислить:                                                                                   Ответ: 14000

5. Привести подобные слагаемые и указать коэффициент:

                                                                           Ответ: 13

Обсуждение.

Уполномоченные в группах учащиеся знакомят весь класс с материалами своих заданий.

4. Домашнее задание.

Выполнить работу над ошибками, допущенными на уроке.

Найти новые места на карте г. Архангельска, связанные с именем М.В. Ломоносова и составить свою математическую задачу.

5. Завершение урока.

Вопрос к классу: Назовите направления деятельности М.В. Ломоносова?

Ученик читает стихотворение,

написанное М.В. Ломоносовым:

 

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха,

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

                                                                                             

                                                                                           Рис.13  Памятник М.В. Ломоносову

Заключительное слово учителя:

     Надеюсь, что наша поморская земля, взрастившая всемирно известно ученого М.В. Ломоносова – человека, имя которого составляет эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения многих областей знаний, даст российской и мировой науке новых ученых.

     Воплощайте идеи М.В. Ломоносова, служите интересам России и Севера!

Рефлексия.                                                                  

Продолжите фразу:                                                      

Сегодня на уроке …                                                    

Теперь я знаю …                                                        

Мне на уроке …                                                          

                                                                 Рис.14  На уроке было интересно

 Релаксация.

Активно на уроке работали …

Старались …

Жду большей активности от …

Спасибо всем за работу.

                                                                           

                                                                    Рис.15   Гостям всегда рады

Оборудование:

 - Интерактивная доска, компьютер, проектор.

 - Раздаточные материалы.

Литература:

1. Барашков Ю. Путеводитель-фотоальбом «Мы любим тебя, Архангельск», 2009г.

2. Колоденко Т.В. Рекомендательный указатель «Имя Ломоносова на карте Архангельска», МУК «Централизованная библиотечная система г. Архангельска» - Архангельск,

2008г. – 59 стр.

3. Никольский С.М. Алгебра-7, учебник для ОУ, М.: Просвещение,2009.-272с.

4. Интернет-ресурсы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок, посвященный Великой Победе

Урок, построенный на основе краеведческого материала, рассказывает о вкладе односельчан в разгром немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны....

Интегрированный урок, посвященный А.С. Пушкину (английский язык+ литература).

Нельзя воспитывать толерантное отношение к чужой цивилизации, культуре, национальным традициям, обычаям, если отсутствует уважение к своей собственной культуре, к своей стране.  Известно, что каж...

Открытый урок посвященный Дню космонавтики

Урок посвящен дню космонавтики по теме " Действия с десятичными дробями". Урок-соревнование....

Урок-посвящение по творчеству поэта-барда - В.Высоцкого в 11 классе.

Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в ...

Единый урок, посвященный Содружеству независимых государств.

Материал посвящен Содружеству независимых государств, истории создания, особенностям, толерантности....

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...