Урок, посвященный Великой Победе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок, построенный на основе краеведческого материала, рассказывает о вкладе односельчан в разгром немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Otkrytyy_urok_8_klass.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ « Новоклёнская СОШ» в с. Староклёнское

Открытый урок

Тема: « Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

8 класс

Учитель: Михалёва С.И.

2010-2011 учебный год

Тема: « Однородные члены предложения и знаки

препинания при них»

Цель: Методические приемы, направленные на формирование пунктуационного навыка постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Воспитание любви к селу, чувства гордости за его прошлое.

Методические приёмы: выборочное списывание, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа со схемами.

Ход урока

Слово учителя

Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно.  Обычный, потому что мы будем говорить о знакомых вещах: об однородных членах предложения и пунктуации при них, но и особенный - мы попытаемся оглянуться назад, заглянуть в прошлое. Всего 71 день отделяет нас от самой важной даты, даты, которую готовится отметить не только наша страна, но и всё человечество – День Победы. И ключевыми словами нашего урока станут: мужество, героизм, патриотизм.

У доски работают двое обучающихся. Один выполняет фонетический разбор слова доблесть, второй вместе с классом записывает словарные слова.

Словарный диктант:

Доблесть, мужество,  героизм,  патриот, патриотизм, артиллерия, кавалерия, постамент, солдат, обелиск.

-Как вы понимаете значение слова патриотизм?

- Используя данные слова, составьте предложение с однородными членами, запишите его и выполните синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения:

Мужество, стойкость и героизм помогли советскому народу одержать победу над фашистской Германией. ( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными членами предложения)

-Какие члены предложения называются однородными?

-Проверка фонетического разбора.

Война… Какой страшной ценой была завоевана Победа! Все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Не были в стороне и наши земляки – односельчане. Пожалуй, не осталось семьи в Старокленске, из которой не ушли бы на фронт отец, муж, сын, брат. Они самоотверженно воевали и внесли достойный вклад в дело разгрома фашизма. Из 200 тамбовчан Героев Советского  Союза – двое наши земляки. Многие ветераны и участники войны награждены орденами и медалями.

Обратимся к первому тексту (материал урока распечатан на каждого ученика)

- Выразительно прочитайте текст. Найдите и выпишите предложения с однородными членами, расставьте знаки препинания, объясните.

349 человек ушли на фронт из нашего села. Среди защитников Родины - наших односельчан были не только пехотинцы но и летчики артиллеристы танкисты саперы связисты моряки и партизаны. Славные подвиги наших земляков  яркий пример стойкости мужества и самоотверженного служения Родине непревзойдённый образец патриотизма для нашей молодёжи. 168 человек призванных на фронт не вернулись с поля боя домой.

 - Расскажите о знаках препинания, которые ставятся при однородных членах предложения.

Самостоятельная работа

- Прочитайте текст и выберите для себя задание.

Памятники это история родного края. В них увековечена боевая и трудовая слава далёких и близких наших предков образы и героические подвиги наших земляков. Священным  местом  для жителей села стал памятник погибшим односельчанам  построенный в 1967году. На стенах памятника значится 168 имен -  солдат не вернувшихся с войны домой. Зимой и летом осенью и весной приходят сюда благодарные потомки.

Задания:

-на «3» - списать, расставить пропущенные знаки препинания

- на «4» - списать, расставить знаки препинания, графически объяснить постановку знаков препинания при однородных членах

- на «5» - мини-сочинение « …Не ради славы, ради жизни на земле».

Самостоятельная работа проверяется, и все обучающиеся получают оценки за урок.

Слово учителя:

Мы говорим о войне, смотрим фильмы, читаем книги, но события тех лет кажутся нам бесконечно далекими до них не дотянуться, не дотронуться, а потому и не прочувствовать в полной мере. И поэтому мне бы хотелось показать вам письмо с фронта настоящее, не отксеренное,  не сочиненное. Ему почти 70лет, я не знаю, может быть, солдат писал его в перерыве между боями, а, может быть, ночью в землянке, когда товарищи спали. Это единственное письмо да ещё похоронка, которые остались от моего дедушки,  рядового  Ожерельева И.Ф. , с фронта он не вернулся: умер от ран в госпитале, похоронен в Киеве в братской могиле. А дома его ждали мать, жена и трое сыновей. Я хочу, чтобы рассматривая это письмо, передавая его друг другу, вы не просто руками, а сердцем, душой прикоснулись к тому времени.

181 солдат ( чуть больше половины ) вернулся в родное село. Они трудились, строили мирную жизнь и умирали кто-то от ран и болезней, полученных на войне, кто-то от старости. Сейчас в нашем селе остался только один участник «живой свидетель» той страшной войны. Это Карамнов Василий Антонович. Василий Антонович – единственный из староклёнцев, кто принимал участие в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой. Он награждён медалью « За оборону Москвы». Также наш земляк участвовал в освобождении Белоруссии, награждён медалью «За отвагу» и есть у него ещё одна награда -  медаль «За взятие Кенигсберга»

А теперь обратимся к высказыванию, написанному на доске

«Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, - не прошли даром и увенчались полной победой над врагом».

- Прочитайте, объясните знаки препинания.

- Какие члены предложения называются однородными?

-Какие знаки препинания ставятся при однородных членах?

А закончить наш урок мне хотелось бы словами маршала Жукова: « Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для Победы над врагом нашей Родины» 

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему « Вклад моей семьи в дело разгрома фашизма»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер, посвященный Великой Победе

Тем, кто ушел в бой за Родину     ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции ,посвященной великой Победе

Сценарий музыкально-литературной композиции,посвященной великой Победе...

Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств

Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств....

Классный час, посвященный Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!» (10 класс)

Цель: Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом, о составе Содружества Независимых Государств и его отношении ко Дню Победы 1945 года.  ...

Конспект классного часа, посвященный Великой победе.

Рассказ о роли жителей Шатковского района в военное время, о Тани Савичевой....

Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне

В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечеств...