Конспект урока "Биквадратное удаление"
план-конспект занятия по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Биквадратное уравнение.
Цели урока: закрепить знания учащихся по решению квадратных уравнений; ввести понятие биквадратного уравнения и объяснить способы его решения; развивать логическое мышление, математическую речь; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: лекционно-практическая.
Средства обучения: тетрадь, компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Перед началом нашего занятия я прошу вас проверить, все ли вы приготовили к уроку. Тема нашего урока звучит так: « Биквадратное уравнение». Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Слайд 1
- Сегодня мы на уроке закрепим ваши знания по решению квадратных уравнений; познакомимся с понятием биквадратного уравнения и объяснением способов его решения.
- Мы будем работать по следующему плану:
- Актуализация знаний.
- Изучение темы «Биквадратное уравнение».
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
II. Актуализация знаний. С лайд2,3
На этапе «Актуализации знаний» мы с вами повторим:
- Квадратное уравнение.
- Виды квадратных уравнений.
- Решение квадратного уравнения.
- Решение неполного квадратного уравнения.
- Теорема Виета и обратная к ней.
- Примеры решения квадратных уравнений.
1)- Итак, ребята, скажите, какое уравнение называется квадратным?
(Ответ: Квадратным уравнением называется уравнение вида ,
где ).
- Какое число называется старшим коэффициентом? свободным членом?
(Ответ: Число а называется старшим коэффициентом уравнения, число с – свободным членом).
- Что называется дискриминантом квадратного уравнения?
(Ответ: Число ).
2)- Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
(Ответ: неполные квадратные уравнения; приведенные квадратные уравнения).
- Какое квадратное уравнение называется неполным?
(Ответ: Квадратное уравнение называется неполным, если у него хотя бы один из коэффициентов (кроме старшего) равен 0: ).
-Какое уравнение называется приведенным? Какой формулой оно задается?
(Ответ: Квадратное уравнение называется приведенным, если старший коэффициент равен 1:).
3)- Ребята, давайте вспомним, по каким же формулам находятся корни квадратных уравнений различных видов.
- По каким формулам находятся корни уравнения квадратного уравнения стандартного вида: ?
(Ответ: ; при D>0; при D=0; действительных корней нет при D<0).
- Как находятся корни приведенного квадратного уравнения вида ?
(Ответ: ; при D>0; при D=0; действительных корней нет при D<0).
- По каким формулам находятся корни квадратного уравнения вида , где коэффициент b представлен в виде произведения числа 2 на k?
(Ответ: ; при ; при ; действительных корней нет при ).
- Какими формулами мы пользуемся, чтобы найти корни уравнения вида ?
(Ответ: если ac>0, то ; если с = 0, то х = 0; если ac<0, то действительных корней нет).
- Уравнения вида ?
(Ответ: х = 0, ).
4)- Ребята, кто из вас может сказать, как звучит теорема Виета?
(Ответ: Если х1 и х2 корни уравнения , то ).
- Как же будет звучат обратная теорема ? Сформулируйте.
(Ответ: Если , то числа х1 и х2 - корни уравнения ).
- Устно мы, находим корни приведенного квадратного уравнения, используя обратную теорему Виета.
5)- А теперь мы рассмотрим примеры квадратных уравнений и решим их разными способами.
- По теореме Виета решите устно уравнение. Вам также даны варианты ответа. Выберите правильный.
а) .
(Ответ: ; х1 = 7, х2 = 2).
б) х2 + х – 56 = 0.
(Ответ: ; х1 = -8, х2 = 7).
6)- Затем решите квадратные уравнения в тетради, а из вариантов ответа мы будем вместе с вами выбирать правильный.
1)
Решение.
Ответ: 4 и 0,2.
2)
Решение.
Ответ: 0 и .
3)
Решение.
Ответ: .
III. Изучение темы «Биквадратное уравнение».Слайд 4,5
- Ребята, мы с вами повторили квадратные уравнения. Это нам понадобится при изучении алгебраических уравнений высших порядков. Биквадратные уравнения являются представителем класса алгебраических уравнений высших порядков.
- Определение: Биквадратным уравнением называется уравнение вида . Биквадратное уравнение решается с помощью замены переменной t = x2. Если вместо х2 подставляем z, то вместо х4 будет t 2. Тогда мы получаем квадратное уравнение: a t 2+b t +c=0. Запишите определение биквадратного уравнения в тетрадь.
- Сейчас мы с вами разберем примеры решения таких уравнений.
Решим биквадратное уравнение: .
Решение.
Произведем замену переменной z = x2. При подстановке новой переменной в уравнение, мы получим квадратное уравнение: t2-13zt+36=0. Решаем данное квадратное уравнение по известным нам формулам: D=b2-4c= =169-144=25, D>0, 2 корня:. Мы с вами получили два корня квадратного уравнения z1 и z2. Нам нужно найти х. Теперь мы возвратимся к замене: z = x2.
Так как t1=9, то t2=9, следовательно, х1,2=, х1=3 и х2= -3. Так и z2=4, то х2=4, x3,4=, x3=2 и х4= -2.
Итак, мы получили корни биквадратного уравнения. Это х1=3; х2= -3; x3=2 и х4= -2.
Ответ: х1=3; х2= -3; x3=2 и х4= -2.
- Я хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что мы получили 4 корня – это максимальное число корней биквадратного уравнения. Но возможно и так, что корней может быть меньше или вообще биквадратное уравнение не имеет решений. Дальше мы рассмотрим такой пример.
- Теперь запишите решение рассмотренного биквадратного уравнения. У кого какие вопросы есть по данному решению?
- Теперь рассмотрим решение биквадратного уравнения: х4+7х2+44=0.
Решение.
Решаем данное уравнение по предыдущей схеме. Сначала произведем замену t = x2. При подстановке новой переменной в уравнение, мы получим квадратное уравнение: t2+tz+44=0. Решаем данное квадратное уравнение по известным нам формулам: D=b2-4c=49 – 176= - 127, D<0; нет решений. Получили, что дискриминант меньше 0, следовательно, уравнение не имеет решений. Значит и биквадратное уравнение не имеет решений.
Ответ: нет решений.
- Запишите пример в тетрадь. Теперь попытаемся с вами сформулировать ход решения биквадратного уравнения или алгоритм.
(Ответы детей)
- Таким образом, мы получаем алгоритм решения биквадратного уравнения.
Алгоритм.
- Обозначить t = x2.
- Решить полученное квадратное уравнение.
- Возвратиться к замене.
- Решить полученное уравнение.
- Записать ответ.
- Запишите этот алгоритм в тетрадях.
IV. Закрепление изученного материала. Слайд 6
-
№278(б, е),279( г, д)
V. Домашнее задание. Сдайд 7
. Запишите задание на дом.
Д/з: учебник: п12, №№ 278(а, в, д ), 279( а,в)теория: определение биквадратного уравнения, алгоритм.
VI. Подведение итогов. Слайд 8
- Ребята, вы все справились с заданием. Молодцы. Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашего урока.
- Какое уравнение называется биквадратным?
- Расскажите алгоритм решения биквадратного уравнения.
VII. Рефлексия. Слайд 9
- Теперь мы с ваши проведем рефлексию. Щелкните один раз левой кнопкой мыши на синем поле. Вам даны разнообразные фразы, выберите одну из них, которая на ваш взгляд подходит к нашему уроку. Аргументируйте свой ответ. Одним щелчком левой кнопки мыши выберите свою фразу.
Фразы:
- Если я хочу осушить болото, то мне не нужно спрашивать лягушек об их согласии на это.
- Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз.
- Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.
- О, монах, ты идешь трудной дорогой.
- Учиться обучая.
- Ах, как я устал от этой суеты.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Лучше один раз солгать, чем сто раз говорить правду запинаясь.
(Ответы и комментарии детей).
- Мне больше всего понравилась фраза: «Учиться обучая». Потому что на уроке я не только обучаю вас, но и учусь строить свои уроки так, чтобы они нравились и были интересными детям, анализирую каждый проведенный урок и делаю выводы. Я благодарю вас за прекрасный урок. На этом наш урок заканчивается. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Одномерные массивы: решение задач на добавление и удаление элемента»
Конспект урока разработан для учащихся 10 классов изучающих язык программирования Pascal. В конспекте подробно на примерах объясняется, как можно добавить и удалить элементы в одномерном ма...
Интегрированный урок истории и информатики в 9 классе по теме "Берлинская операция 1945 г." с использованием IP-TV трансляции и форм удаленного контроля
Описание этапов и особенностей проведения интегрированного урока истории и информатики....
Одномерные массивы. Вставка, удаление элемента.
Расматриваются алгоритмы вставки и удаления элемента, в том числе и бинарная вставка в отсортированный массив....
Служба Интернет. Удаленный доступ передачи файлов, телеконференция и электронная почта с точки зрения управления
Служба Интернет. Удаленный доступ передачи файлов, телеконференция и электронная почта с точки зрения управления...
Конспект урока по информатике на тему Технология ввода текста. Редактирование текста вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
Конспект урока по информатике на тему: Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Цель урока: научить техноло...
Отрицательные стороны дистанционного образования и on-line обучения в удаленных малокомплектных школах России.
Некоторые ошибки любителей вводить новшества в сферу образования без учета материально-технической и ментальной действительности в российском обществе....
Практическое задание №11 Тема: Сортировка, удаление и редактирование записей
Практическое задание №11Тема: Сортировка, удаление и редактирование записей...