Отрицательные стороны дистанционного образования и on-line обучения в удаленных малокомплектных школах России.
статья по теме
Некоторые ошибки любителей вводить новшества в сферу образования без учета материально-технической и ментальной действительности в российском обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otritsat_storony.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Отрицательные стороны дистанционного образования и on-line обучения в удаленных малокомплектных школах России.
К основным направлениям создания и использования инновационных технических и программных средств обучения относится дистанционное образование, on-line обучение.
Давайте последовательно разберемся по немногим аспектам этого вопроса.
- Тип обучения – область применения в учебных заведениях разного типа.
Положительные стороны этого обучения красочно расписаны в интернете, но они работают лишь тогда, когда ученик (студент) хочет учиться, а не иметь диплом любой ценой. Сколько же истинно желающих учится мы имеем в школах и в других учебных заведениях? Этот вопрос к социологии и интернет-опросникам, но не более 25- 50% точно.
Возникает дальнейший вопрос – что делать тем, кто хочет получить образование любой ценой, в том числе и с помощью дистанционного обучения? Выход один – платить за зачеты и контрольные работы или преподавателям ( увеличивая число взяточников в стране), или умным сокурсникам (одноклассникам). Второй выход тоже чреват моральным падением: с одной стороны умный учащийся знает, что он может за свои «мозги» получить деньги – и это хорошо, а с другой стороны, он знает, что, имея деньги, можно не учиться самому. У нашего «умницы» опять на лицо нравственный кризис – одному можно все за деньги, а другому – только своим трудом и еще и работай на низкоинтеллектуального студента (ученика).
На выходе из этой ситуации мы получаем, что половина студентов ничего не решали и не учили, но сдали контрольные, а вторая половина (а то и только треть) – обучились по этой программе. Т.е. 25-50% обученность по курсу (программе), но имеют дипломы все. Все формальности соблюдены. Все это было бы не так страшно, если бы обучали только по программе «вязания спицами», а не врачей, пожарников, электриков и другие специальности, которые несут ответственность за жизнь людей или дорогостоящее оборудование.
Какой же выход из этой ситуации?
1.Нужно очень жестко прописать профессии и дисциплины, по которым дистанционное ( как и заочное) образование недопустимо. Не на бумаге, а на деле. Потому, как получают зачеты в медицинских ВУЗах знают все, и это не «сплетни и клевета», это сарафанное радио народа. Загруженность преподавателей ВУЗов и невозможность реальная обучить столько студентов, сколько на них приходится – это вопрос к трудовому кодексу и к финансированию образования. Хотим иметь липовых специалистов по всем направлениям – будем вводить дистанционное образование и экономить на заработной плате преподавателей и учителей.
2. Ученикам и студентам из разряда «умниц» разрешить сдачу экзаменов и обучение по дистанционным программам, так как это дешевле и фактически они эти программы уже освоили, занимаясь самостоятельно. Как их выявить и как принимать у них зачеты? Обязательные ГОСы по дисциплине (выездные, индивидуальные) на выходе и собеседование по предмету с опытным экзаменаторов на входе.
3. Т.е. количество дисциплин, по которым можно преподавать дистанционно – это очень малая часть обучения, применимая лучше, как дополнительный материал к предмету.
2. Технические характеристики оборудования.
Следующий немаловажный момент – это качество Интернет соединения. Усиленно спускающие дистанционное обучение и on-line обучение на страну забывают о том, что они живут в крупных городах, где качество Интернета высокое за счет телевизионных антенн или прямого кабельного подключения. Выехали бы эти господа на 30-50 км от города по всей территории России и посмотрели бы на свой Интернет. Живя в 130 км от Воронежа и 30 км от телевизионной вышки, без высокопроводного кабельного подключения, мы, учителя сельских малокомплектных школ, мучаемся по пол-дня с заполнением электронных журналов и отправкой электронной почты. Наше время на выход в Интернет никто не учитывает. Это с нашей-то учительской ответственностью, а что можно говорить об ученике, который просто не захочет ждать долго открывающуюся страницу или отсутствия он-лайн связи.
- Тип обучающихся по здоровью.
Еще один малоучитываемый аспект дистанционного обучения – слабость общего здоровья современных подростков и молодых людей. Не для кого не секрет, что здоровье нынешнего молодого поколения слабое, и ни какими дополнительными часами по ОБЖ и физкультуре этого не исправить. Не исправит этого и очередная диспансеризация – эта беготня за подписями врачей.
Гиподинамия – как болезнь общества, нарушающая здоровье граждан, еще больше усилится за счет сидения за компьютером большее количество число часов при дистанционном обучении. И родительским внушением «Не сиди долго за компьютером» или учительскими нормами работы за компьютером по ТБ – этого не решить. Мало того, самых работоспособных и желающих учиться детей, мы таким образом, еще больше испортим, т.е. подорвем физически их здоровье. Сами знаете, как незаметно летит время за экраном ПК, особенно когда «охота пуще неволи».
- Что важнее – экономия денежных средств бюджета, погоня за модой или качество обучения?
Наше государство как-то любит внедрять модные вещи в свой быт, не задумываясь о том, что все новое – это хорошо забытое старое, и что русскому хорошо – то немцу смерть.
Вдумайтесь в само слово – дистанционное , т.е. отдаленное, не близкое, не родное. Почему-то забываем о простом психолого-педагогическом правиле: ребенок начинает зачастую учиться уже потому, что рядом есть заинтересованный взрослый. Никакой текст, никакая картинка, никакой выдающийся лектор не заменит заинтересованного в личном развитии ребенка родителя или педагога. Только живой пример, произнесенное живое (эмоциональное, теплое даже на уровне физики) слово обучают. Поставьте у ребенка телевизор с лучшими записями – не научится говорить! Спросите психологов, как профессионалов, что лучше –живой, хотя и не всегда знающий, но борющийся за тебя, как личность человек или профессиональный диктор с экрана. Даже лучшие образцы мирового кинематографа запоминаются хуже, чем случай из реальной жизни. О том, что мы видели не на дистанции, а рядом с нами – мы будем помнить и рассказывать другим - всю жизнь.
Не надо переоценивать роль обучающих компьютерных программ, особенно, если за этим прячется равнодушие за интеллект и нравственность ребенка или молодого человека. Дистанционное обучение – для «умников» (в ущерб их здоровью), но не для большинства детей, и % этого обучения должен быть минимален и не для всех дисциплин. А для основной массы детей, особенно общеобразовательных школ, так же как и техникумов и училищ - только очное обучение. И это до тех пор, пока желание учиться будет больше, чем внешние награды и «должен» родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное образование как инновационная форма обучения
В данной работе даны причины возникновения, основные формы организации, необходимые средства, области применения, достоинства и недостатки дистанционного образования как инновационной формы обучения....
Методическая разработка интеллектуальной on-line игры для выпускников основной школы «Развитие гражданского общества в современной России».
Интеллектуальная игра разработана для учащихся 9 класса, проводится с помощью ВКСУрок является вторым и заключительным в теме.Цель данной игры - применение на практике теоретических знаний...
Дистанционное обучение английскому языку в малокомплектных школах
Данный учебный материал предназначен для учителей, обучающих английскому языку дистанционно. Материал знакомит с дистанционным курсом "Читаем с удовольствием"....
Личностно ориентированное обучение в условиях малокомплектной школы
Действенные современные подходы в педагогической деятельности...
Дистанционное образование как инновационная форма обучения математике
Дистанционное образование как инновационная форма обучения математике....
Дистанционное обучение английскому языку в малокомплектных школах
Одной из главных задач концепции образования сельских школ Российской Федерации является доступность образования сельских школьников, повышение качества их образования, воспитание конкурентоспособных ...
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Учитель малокомплектных школ должен иметь богатый опыт организации внеклассной работы по математике. Проводить занимательные часы, математические утренники, кружковую работу по математике, олимпиады, ...