Открытый урок в 8 классе на тему «Уравнения, сводящиеся к квадратным»
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
В течение урока решаются квадратные уравнения, уравнения приводящие к квадратным и биквадратные уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_8_klasse.docx | 125.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: «Уравнения, сводящиеся к квадратным»
Учитель математики
Надгериева Джулетта Игнатовна
Новый Урух, 2018г.
Тема урока: «Уравнения, сводящиеся к квадратным»
Задачи урока: сформировать представление о биквадратных уравнениях, познакомить учащихся с методом их решения.
Цели урока:
Образовательные:
-рассмотреть способ решения биквадратных уравнений, сформировать у учащихся умение решать биквадратные уравнения, отрабатывать навыки решения квадратных уравнений.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и принимать мнение своих одноклассников, формировать свое мнение, воспитывать ответственность, учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.
Развивающие:
- учить планировать, оценивать свои действия, развивать умения учащихся анализировать, делать выводы.
Учебные действия:
Личностные УУД:
-мотивация учения, стремление к саморазвитию, формирование познавательного интереса к учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- анализ, классификация, выдвижение гипотез и их обоснование; подведение под понятие, поиск и выделение информации, формулирование познавательной цели.
-Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
Коммуникативные УУД:
-контролирование действий партнёра, умение договорится и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
-учить целеполаганию; умению планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок;
-оценивать правильность выполнения действий, умение составлять план действий, алгоритмизация действий
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), карточки с домашним заданием, плакаты, компьютер, проектор.
Класс поделен на 4 группы по 5 человек.
Структура урока
- Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
- Проверка домашнего задания
- Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала.
- Усвоение новых знаний (работа с учебником)
- Физминутка для глаз.
- Закрепление нового материала.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Постановка домашнего задания.
- Рефлексия деятельности на уроке.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика осознанной потребности включения в учебный процесс, создать благоприятный психологический и эмоциональный настрой на работу
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Эпиграф нашего урока - слова
английского физика Оливера Лоджа:
«Уравнение представляет собой наиболее серьёзную и важную вещь в математике». (Слайд1).
Сегодня на уроке мы постараемся узнать еще больше об уравнении. Для этого вы будете исследователями, свои исследования будете проводить в группах. Желаю вам удачи, хорошего настроения и взаимопонимания!
2. Проверка домашнего задания
Какое домашнее задание было задано?
На экране ответы ко всем уравнениям. Учащиеся проверяют свою работу.
Давайте подведем итог.
Кто справился со всеми уравнениями? Справился только с двумя?
Только с одним? Кто полностью не справился?
От каждой группы отчитывается один учащийся о выполнении домашнего задания.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия изученного материала: понятие квадратных уравнений и неполных квадратных уравнений. Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.
В начале для разминки выполним устные упражнения (Слайд 2)
1) Решить уравнения: х2 = 81, а2 = 16, у2 = 1, в2 = 0, с2 = 23, р2 = - 25, к2 = - 16, х2 = .
2) Что записано на доске? (уравнения) (Слайд3)
6 – х = 0
х2 + 6х - 7 = 0
х2 – 8х + 15 = 0
-Как называется первое уравнение? (неполное квадратное)
-Каким способом решается это уравнение? (вынесение общего множителя)
- Как называются второе и третье уравнения (приведенное квадратное уравнение)
-Назовите способ решения (по теореме Виета). Сформулируйте теорему
3). Математический тест .(Карточки) (Слайд 4)
1.Найдите коэффициенты уравнения 4х2+ х – 1 = 0
а) а = 4; в = -1; с = -1 б) а = 4; в = 1; с = -1 в) а = 1; в = 4; с = -1
2. Решите уравнение: х2 - 5х - 36 = 0.
а) 4; -9; б) -4; 9; в) 4; 9
3. Квадратное уравнение не имеет решения, если:
а) Д < 0; б) Д = 0; в) Д > 0
4. Не решая уравнение 5х2 -27х + 22 = 0, найдите его корни
а)1; 22/5 б) -1; 22/5 в) 1; 22
Учащиеся выбирают свои варианты ответов в процессе обсуждения в группе и проверяют их.
При исправлении ошибок некоторые учащиеся пришли к выводу, что им необходимо повторить формулы корней квадратных уравнений. (Слайд 5)
4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Цель: постановка проблемы и поиск путей ее решения.
Работа в группах.
Учитель с помощью заданий создает проблемную ситуацию, которая подводит учащихся к теме урока.
Учащимся даются карточки с заданиями.
Решить уравнения:
х2 – 64 = 0
х2 – х = 0
3х2 – 5х – 2 =0
2х4 – 5х2 + 7 = 0
Каждая группа показывает результаты своей работы. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что они не знают, как решается 4 уравнение. Учащиеся ставят проблему: как называется данное уравнение и как его решить?
Чтобы определить название уравнения, учащимся предлагается тестовый вопрос:
Уравнение называется: а) линейное б) квадратное
в) биквадратное г) приведенное квадратное уравнение. (слайд 6)
В ходе обсуждения в группах учащиеся делают вывод, что уравнение называется биквадратным.
А что означает приставка «би»? Этот вопрос был задан на предыдущем уроке в качестве творческого задания.
Би…- часть сложных слов, обозначающая: состоящий из двух частей, имеющий два признака, взятый дважды. Значит «би» - это два, т.е. как бы дважды квадратное уравнение.
Учащиеся от каждой группы предлагают варианты формулировки темы урока. Предложенные формулировки корректируются, и учащиеся записывают тему урока «Решение уравнений, сводящихся к квадратным». (слайд 7)
5.Усвоение новых знаний (работа с учебником).
Цель: применить умение самостоятельно добывать знания.
§30 п. 3 стр. 127.
Учащиеся читают определение биквадратных уравнений, проговаривают его друг другу, изучают алгоритм решения биквадратных уравнений и записывают его:
- Ввести новую переменную t = х2.
- Решить получившееся квадратное уравнение.
- С учетом замены решить следующие уравнения.
- Записать ответ.
ax4+bx2+c=0 , a≠0
Пусть х2=t, t≥0
at2+bt+c=0
t1=… t2=…
Обратная замена. (слайд 8)
Учащиеся разбирают решение задачи в группах, сильные ученики разъясняют непонятные моменты своим товарищам.
х4 – 17х2 + 16 = 0.
Для того, чтобы решить это уравнение, вводим новую переменную t = х2. Т.к. х4 = (х2)2 = t2, то заданное уравнение можно записать в виде
t2 – 17t + 16 = 0.
Д = (-17)2 – 4* 1* 16 = 289 – 64 = 225 > 0 – 2 решения
t1 = = 16 t2 = = 1
С учетом замены имеем:
х2 = 16 х2 = 1
х1 = 4; х2 = - 4; х3 = 1; х4 = -1.
Ответ: 4; -4; 1; -1.
6.Физминутка для глаз.
Физминутка с музыкальным сопровождением. Включает в себя различные упражнения, помогающие снять напряжение и утомление глаз. (слайд 9)
7.Закрепление нового материала.
Цель: зафиксировать во внешней речи усвоение нового способ комментированием.
Решение биквадратных уравнений из №468(неч.), 469(неч.)
Учащиеся по двое работают на доске, комментируя решение, остальные решают в тетрадях. Учащиеся одной группы помогают друг другу.
8.Самостоятельная работа (дифференцированная) с проверкой по эталону.(слайд 10)
Цель: проверить свое умение применять полученные знания по изученной теме.
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он усвоил способы решения биквадратных уравнений и научился их применять. Признак того, что вы закончили работу над частью «А» - «поднятая рука». Получаете ключ для выполнения самопроверки к этой части. Если задание «А» выполнено правильно, получаете следующее задание и т.д.
А. 1) x4+5x2+9=0;
2) x4-3x2+9=0;
3) y4-81 =0;
Б.1) Решить уравнение: 4x4 - 37x2+9=0;
2) Решить уравнение, не используя алгоритм:
.
В. Решить уравнение
После выполнения работы учащиеся в группах обсуждают решения, исправляют допущенные ошибки.
9.Постановка домашнего задания с комментированием.
Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, научиться применять новые знания.
Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию и записывают в дневник
1).№468(чет.), 469(чет.)
2).Задание по выбору. Решить уравнения (с подробным объяснением):
х4-2x2-8=0
| |
х4-7х2+12=0
| |
х4-8х2-9=0
| |
х4-11х2+18=0
|
10.Рефлексия деятельности на уроке
Цель: организовать осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценку результатов деятельности; зафиксировать достижение поставленной цели и спланировать коррекционные действия.
А теперь вспомним эпиграф нашего урока. Согласны ли вы с тем, что уравнение действительно важная и серьезная вещь? Ответьте на вопросы:
- Какой новый вид уравнений мы узнали?
- К какому уравнению приводится биквадратное уравнение?
Оцените свою работу на уроке, заполните лист самооценки.
Лист самооценки и взаимооценки в работе групп.
Критерий | Моя | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы | |||
Я умею выслушивать мнение других ребят, принимать другую точку зрения | |||
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | |||
Я готов(а) принимать новые идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока математики по теме: "Уравнения" 5 класс
план конспект открытого урока математики 5 класс по теме : "Уравнения" + презентация...
Урок по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным"
Урок математике в 8 классе по УМК Дорофеева Г. В....
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Решение задач на тему: уравнения, сводящиеся к квадратным
Решение задач на тему: уравнения, сводящиеся к квадратным...
Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения.
Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения...
конспект урока по алгебре 8 класс по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения"
Конспект содержит историческую справку, материал для актуализации темы, разнообразные задания для работы в группах и индивидуально...
Конспект урока алебры в 8 классе по теме "Уравнения,сводящиеся к квадратным"
Конспект урока алгебры 8 класс по теме "Уравнения, сводящиеся к квадратным"...