Взаимосвязь производной и функции
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
презентация +конспект+приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dlya_uroka.pptm | 405.16 КБ |
konspekt.doc | 67.5 КБ |
prilozhenie_k_uroku.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 -2 0 2 5 7 x y y=f(x)
3 -1 0 2 5 7 8 9 x y y=f(x)
4 Таблица «Взаимосвязь свойств функции и её производной»
5
6
7 y x -2 0 1 2 3 5 7 8 3
8 ОТВЕТЫ
9 - 2 0 1 3 6 8 9 x y y=f(x) ответ : 1
10 - 2 0 1 3 6 8 9 x y y=f(x) Ответ : 2
11 - 2 -1 0 2 4 6 9 10 11 x y y=f ‘(x) Ответ : 11
12 - 2 -1 0 2 4 6 9 10 11 x y y=f ‘(x) Ответ : 2
Предварительный просмотр:
1
Взаимосвязь свойств функций и графиков производных.
Цель:
Образовательная –повторить с обучающимся различные взаимосвязи между графиками функций, свойствами производных, графиками производных функции, свойствами функции; научить ориентироваться в разнообразии заданий, связанных с этой взаимосвязью
Развивающая – развивать познавательный интерес учащихся, умение выделять главное, сравнивать, анализировать
Воспитательная – воспитание умения работать в сотрудничестве в парах и группе, оценивать работу товарища.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран, презентация для сопровождения урока, листы с заданиями для учащихся.
Ход урока.
- Постановка цели урока - 2мин
Вы изучали тему «Исследование функций с помощью производной»: находили критические точки, производную, определяли свойства и строили график функции.
Сегодня мы рассмотрим задания, в которых по графику производной функции нужно определить свойства самой функции, и наоборот (по графику функции определить поведение производной). То есть задания типа В8, которые, к сожалению, наш учебник не предлагает, но они включаются в тесты Единого Государственного Экзамена.
Поэтому нам сегодня необходимо дойти до самой сути взаимосвязи свойств функции и графика её производной. Наша задача - научиться ориентироваться в разнообразии заданий, связанных с графиками функций и их производных.
- Повторение - 4 мин.
-- Давайте вспомним, а какие свойства функции связаны с её производной?
(возрастание, убывание, экстремумы функции).
Рассмотрим график некоторой функции у=f(х),
будем считать, что она определена на всей числовой прямой. (слайд 2)
Назовите точки экстремума данной функции.
ОТВЕТЫ 2 и 5 или хmax=2, xmin=5 (слайд 2)
Напомните мне необходимое условие существования точек экстремума
ОТВЕТЫ: если точка х0 является точкой экстремума, то производная в этой
точке равна нулю или не существует.
А как мы определяем характер точек экстремума (максимум или минимум) достаточное условие:
если в точке х0 функция непрерывна и при переходе через х0
производная меняет знак с + на –, то х0 – точка максимума функции;.
если в точке х0 функция непрерывна и при переходе через х0
производная меняет знак с - на +, то х0 – точка минимума функции.
Определите промежутки возрастания и убывания нашей функции
на промежутках (-∞;2]; [5;+ ∞) функция возрастает,
на промежутке [2;5] функция убывает. ( слайд 2)
А как через производную мы определяем, что функция убывает или возрастает на промежутках
признак монотонности функции:
если f ‘(x)>0 в каждой точке интервала, то функция возрастает на этом интервале.
если f ‘(x) <0 в каждой точке интервала, то функция убывает на этом интервале.
2
Итак, давайте ещё раз кратко повторим эти свойства:
- если производная больше 0,то…..
функция возрастает
- производная меньше 0,то…..
функция убывает
- если производная равна нулю или не существует в некоторых точках …
то в этих точках возможны точки экстремума
- если производная меняет знак при переходе через точку с + на - , то…
то это точка максимума
- а если с - на +, …
то это точка минимума.
III Основная часть - 15 мин.
1). Можно поставить и обратную связь. Закончите мою мысль
- Если функция возрастает, то производная…..
больше 0
- Если функция убывает, то ……..
производная меньше 0
- Если функция имеет точку максимума, то ……
в этой точке производная равна нулю или не существует
и меняет знак с + на -.
- Если функция имеет точку минимума, то……..
в этой точке производная равна нулю или не существует
и меняет знак с – на +.
- А если график функции имеет точку перегиба ,то…….
в этой точке производная равна нулю или не существует,
но производная не поменяла свой знак.
Итак, имея график функции, мы можем определить свойства производной функции.
2). Рассмотрим задания, связывающие график функции и свойства производной.
Приготовьте лист под № 2, задание № 1. (СЛАЙД –3)
Поработайте в паре, помогите друг другу дойти до самой сути задания.
ПРОВЕРКА через 3 мин.,…ОТВЕТЫ : (СЛАЙД -3)
По графику функции у=f(х) укажите:
1) при каких значениях x производная функции f ‘(x)=0 ;
2) при каких значениях x производная функции f ‘ (x)<0;
3) при каких значениях f ‘(x)>0.
3
3). Учтем тот момент, что производная сама является функцией, значит, у неё имеется свой график.
Давайте установим зависимость поведения графика производной от свойств функции. (слайд – 4)
Приготовьте лист № 1.
Рассмотрим таблицу «Взаимосвязь свойств функции и её производной».
Обратите внимание:
- в первой колонке указано свойство функции,
- во второй колонке – необходимо поставить знак производной,
- далее идёт колонка, где вы должны схематично изобразить поведение графика производной функции.
Давайте первое свойство разберём вместе.
Функция возрастает
Функция возрастает, значит, производная имеет знак больше 0
Т.к производная – это функция, которая больше 0, то где будет расположен её график на интервале (а;b)? (выше оси Х)
Главное, чтобы график был выше оси Х.
Попробуйте сами заполнить дальше таблицу, рассуждая аналогично. Не забудьте о точках максимума, минимума и точах перегиба графика функции.
ПРОВЕРКА через 5мин…. ОТВЕТЫ….ПОЧЕМУ?
Ответы – слайды 5,6.
Давайте ещё раз уточним цепочку взаимосвязи
график производной - свойства функции.
- Если график производной расположен выше оси Х на интервале, то функция …. ( возрастает на этом интервале)
- Если график производной расположен ниже оси Х на интервале, то….
(функция убывает на этом интервале)
- Если график производной пересекает ось Х в точке х0, располагаясь сначала выше, потом ниже оси Х, то х0 для функции является…..
(точкой максимума)
- Если график производной пересекает ось Х в точке х0, располагаясь сначала ниже, потом выше оси Х, то х0 для функции является……
(точкой минимума)
- Если точка х0 лежит на оси Х , график производной проходит через эту точку и расположен выше или ниже оси Х, то для графика функции эта точка будет являтся … (точкой перегиба)
Наша задача научиться выполнять различные задания, связанные с этой взаимосвязью.
4
- Закрепление (5 мин).
- Приготовьте лист № 2, задание №2
Функция определена на множестве действительных чисел. На рисунке изображён
график её производной y=f ‘ (x).
1) Сколько точек экстремума имеет функция у=f(x)?
2) Укажите точку минимума функции у=f(x)
3) Исследуйте функцию y=f(x) на монотонность и укажите количество промежутков, на которых функция возрастает;
4)Укажите длину промежутка убывания функции y=f(x).
ПРОВЕРКА через 5мин…. ОТВЕТЫ….ПОЧЕМУ?
ОТВЕТЫ: СЛАЙД -7
- Тест 5 мин
Давайте проверим, как вы поняли суть взаимосвязи графиков и свойств функции и её производной. Выполним разноуровневый тест.
Каждый возьмите лист № 3, выполняем задания самостоятельно.
ПРОВЕРКА через 5мин. Быстрая, только ответы. (слайд 9)
VI. Итог урока ( 1 мин).
Сегодня на уроке мы установили различные взаимосвязи и рассмотрели разнообразные задания, связанные с графиками функций и графиками производных и их свойствами. Эти задания хороши тем, что на их выполнение можно потратить очень мало времени, т.к. они не требуют решений и вычислений: посмотрел на график – оценил – записал ответ. А на Едином Государственном Экзамене это очень важно быстро и правильно отвечать на вопросы.
Дома проверьте, как вы разобрались во взаимосвязях графиков функций и производных, решая задания типа В8 на сайте РЕШУЕГЭ.РУ.
Предварительный просмотр:
Лист № 1 (теоретический)
Взаимосвязь свойств функции и графика её производной
Свойства функции | Знак производной | Поведение графика производной функции у=f ' (x) |
Функция иозрастает на [a;b] | f ' (x) 0 | y
a b x |
Функция убывает на [a;b] | f ' (x) 0 | y a b x |
х0 – критическая точка, где f ' (x) = 0 | Знак производной | Поведение графика производной функции у=f ' (x) |
x0 = хmax | x x0 | у
х x0 |
x0 = хmin | x x0 | у
х x0 |
х0 – точка перегиба графика функции | x x0 | у
х x0 |
x x0 | у
х x0 |
Лист № 2
1. По графику функции у=f(х) укажите:
1) при каких значениях x производная функции f ‘(x)=0 ;
2) при каких значениях x производная функции f ‘ (x)<0;
3) при каких значениях f ‘(x)>0.
2. Функция определена на множестве действительных чисел. На рисунке изображён график её производной y=f ‘ (x).
1) Сколько точек экстремума имеет функция у=f(x)?
2) Укажите точку минимума функции у=f(x)
3) Исследуйте функцию y=f(x) на монотонность и укажите количество промежутков, на которых функция возрастает;
4)Укажите длину промежутка убывания функции y=f(x).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Производная степенной функции. Применение производной в решении задач физики» 11 класс
Урок соответствует технологии модульного обучения....
Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»
Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....
Обобщающий урок" Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
Обобщающий урок по курсу "Человек". Программа Сонина Н.И.Урок построен по модульной технологии, обучающиеся выполняют практические задания, применяя при этом знания, полученные во время уроков, делают...
план-конспект урока Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека
Конспект урока содержит структуры сингапурской методики...
Проверочная работа по теме "Производная. Геометрический и физический смысл производной. Исследование функции по графику производной".
Данная проверочная работа может быть использована как для проверки знаний после окончания прохождения темы, так и в ходе итогового повторения при подготовке к ЕГЭ. Работа составлена ...
Таблица для заполнения при изучении темы "Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем"
заполняя таблицы по темам: Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кр...
Самостоятельная работа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса по теме "Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производная сложной функции"
Самостоятельная работа проверочного характера, составлена в двух вариантах (задания профильного уровня), имеются ответы. Цель: проверка усвоения изученного материала....