Взаимосвязь производной и функции
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Игнатюк Светлана Васильевна

презентация +конспект+приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_uroka.pptm405.16 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku.doc59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ И ПРОИЗВОДНЫХ

Слайд 2

2 -2 0 2 5 7 x y y=f(x)

Слайд 3

3 -1 0 2 5 7 8 9 x y y=f(x)

Слайд 4

4 Таблица «Взаимосвязь свойств функции и её производной»

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7 y x -2 0 1 2 3 5 7 8 3

Слайд 8

8 ОТВЕТЫ

Слайд 9

9 - 2 0 1 3 6 8 9 x y y=f(x) ответ : 1

Слайд 10

10 - 2 0 1 3 6 8 9 x y y=f(x) Ответ : 2

Слайд 11

11 - 2 -1 0 2 4 6 9 10 11 x y y=f ‘(x) Ответ : 11

Слайд 12

12 - 2 -1 0 2 4 6 9 10 11 x y y=f ‘(x) Ответ : 2



Предварительный просмотр:

                                              1

Взаимосвязь свойств функций и графиков производных.

Цель:

      Образовательная –повторить с  обучающимся различные взаимосвязи между графиками функций, свойствами производных, графиками производных функции, свойствами функции; научить ориентироваться в разнообразии заданий, связанных с этой взаимосвязью

      Развивающая – развивать познавательный интерес учащихся, умение    выделять главное, сравнивать, анализировать

      Воспитательная – воспитание умения работать в сотрудничестве в парах и группе, оценивать работу товарища.

     Оборудование и материалы для урока:  компьютер, проектор, экран, презентация для сопровождения урока, листы с заданиями для учащихся.

                                                                        Ход  урока.

  1. Постановка цели урока - 2мин

         Вы изучали тему «Исследование функций с помощью производной»: находили критические точки, производную, определяли  свойства и строили график функции.

            Сегодня мы рассмотрим задания, в которых по графику производной функции нужно определить свойства самой функции, и наоборот (по графику функции определить поведение производной). То есть задания типа В8, которые, к сожалению, наш учебник не предлагает, но они включаются в тесты Единого Государственного Экзамена.

          Поэтому нам сегодня необходимо дойти до самой сути взаимосвязи свойств функции и графика её производной. Наша задача  - научиться ориентироваться в разнообразии заданий, связанных с графиками функций и их производных.

  1. Повторение - 4 мин.

-- Давайте вспомним, а какие свойства функции связаны с её производной?      

              (возрастание, убывание, экстремумы функции).        

Рассмотрим график  некоторой функции у=f(х),

будем считать, что она определена на всей числовой прямой.             (слайд 2)

Назовите точки экстремума данной функции.

    ОТВЕТЫ               2 и 5  или           хmax=2,  xmin=5                             (слайд 2)

Напомните  мне необходимое условие существования точек экстремума

  ОТВЕТЫ:   если точка х0  является точкой экстремума, то производная в этой

                        точке равна нулю или не существует.

А как мы определяем характер точек экстремума   (максимум или минимум)            достаточное условие:

 если в точке х0 функция непрерывна и при переходе через х0 

 производная меняет знак с + на –, то х0 – точка максимума  функции;.  

 если в точке х0 функция непрерывна и при переходе через х0

 производная меняет знак с - на +,  то х0 – точка  минимума функции.  

 Определите промежутки возрастания и убывания нашей функции

          на промежутках  (-;2]; [5;+ ∞) функция возрастает,

          на промежутке [2;5] функция убывает.                                          ( слайд 2)

 А как через производную мы определяем, что функция убывает или  возрастает на промежутках

                        признак монотонности функции:

  если f ‘(x)>0 в каждой точке интервала, то функция возрастает на этом интервале.

  если f ‘(x) <0 в каждой точке интервала, то функция  убывает на этом интервале.

2

Итак, давайте ещё раз  кратко повторим эти свойства:

 - если производная больше 0,то…..

                         функция возрастает           

  - производная  меньше 0,то…..

                          функция убывает

  - если производная равна нулю или не существует в некоторых точках …

                          то в этих точках возможны точки экстремума

  - если производная меняет знак при переходе через точку с  + на - , то…

                          то это точка максимума

  - а если с - на +, …

                          то это точка минимума.

III Основная часть  - 15 мин.

1). Можно поставить и обратную связь. Закончите  мою мысль

  • Если функция возрастает, то производная…..

                      больше 0

  • Если функция убывает, то ……..

                      производная меньше 0

  • Если функция имеет точку максимума, то ……

                       в этой точке производная равна нулю или не существует

                     и меняет знак с + на -.

  • Если функция имеет точку минимума, то……..

                    в этой точке производная равна нулю или не существует

                    и меняет знак с – на +.

  • А если график функции имеет точку перегиба ,то…….

                    в этой точке производная равна нулю или не существует,

                   но производная не поменяла свой знак.

Итак, имея график функции, мы можем определить свойства производной функции.

2). Рассмотрим задания, связывающие график функции и свойства производной.

Приготовьте  лист под № 2, задание № 1.         (СЛАЙД –3)

Поработайте в паре, помогите друг другу дойти до самой сути задания.

ПРОВЕРКА через 3 мин.,…ОТВЕТЫ :            (СЛАЙД -3)

      По графику функции у=f(х) укажите:

      1) при каких значениях x производная функции f (x)=0 ;

      2) при каких значениях x производная функции f ‘ (x)<0;

      3) при каких значениях f (x)>0.

   

3

 3). Учтем тот момент, что производная  сама является функцией, значит, у неё имеется свой график.

      Давайте установим  зависимость поведения графика производной от свойств функции. (слайд – 4)

Приготовьте лист № 1.

Рассмотрим таблицу «Взаимосвязь свойств функции и её производной».

Обратите внимание:

- в первой колонке указано свойство функции,

- во второй колонке – необходимо поставить знак производной,

- далее идёт колонка, где вы должны схематично изобразить поведение графика производной функции.

Давайте первое свойство разберём вместе.

Функция возрастает

           Функция возрастает, значит, производная имеет знак    больше 0

Т.к  производная – это функция, которая больше 0, то где будет расположен  её график на интервале (а;b)?                                       (выше оси Х)    

          Главное, чтобы график был выше оси Х.

Попробуйте сами заполнить дальше таблицу, рассуждая аналогично. Не забудьте  о точках максимума, минимума и точах перегиба графика функции.

           ПРОВЕРКА через 5мин…. ОТВЕТЫ….ПОЧЕМУ?

Ответы – слайды 5,6.

                      Давайте  ещё раз уточним цепочку взаимосвязи

                         график производной  -  свойства функции.  

  • Если график производной расположен выше оси Х на интервале, то функция ….                ( возрастает на этом интервале)
  • Если график производной расположен ниже оси Х на интервале, то….

                                 (функция убывает на этом интервале)

  • Если  график производной пересекает ось Х в точке х0, располагаясь сначала выше, потом ниже оси Х, то х0 для  функции  является…..

                                 (точкой максимума)

  • Если  график производной пересекает ось Х в точке х0, располагаясь сначала ниже, потом выше оси Х, то х0 для  функции  является……

                                 (точкой минимума)

  •  Если точка х0 лежит на оси Х , график производной проходит через эту точку и расположен выше или ниже оси Х, то для графика функции эта точка будет являтся  …    (точкой перегиба)

                           Наша задача научиться  выполнять различные задания, связанные с этой взаимосвязью.

4

  1. Закрепление  (5 мин).

  1. Приготовьте  лист  № 2, задание №2                                                   

Функция определена на множестве действительных чисел. На рисунке изображён

график её производной  y=f  ‘ (x).

       1) Сколько точек экстремума имеет функция у=f(x)?

       2) Укажите  точку минимума функции у=f(x)

       3) Исследуйте функцию  y=f(x) на монотонность и укажите количество промежутков, на которых функция возрастает;

       4)Укажите  длину промежутка убывания  функции y=f(x).

ПРОВЕРКА через 5мин…. ОТВЕТЫ….ПОЧЕМУ?

ОТВЕТЫ:    СЛАЙД -7

  1. Тест 5 мин

        Давайте проверим, как вы поняли суть взаимосвязи графиков и свойств функции и её производной. Выполним  разноуровневый тест.

        Каждый возьмите  лист № 3, выполняем задания самостоятельно.

ПРОВЕРКА  через 5мин. Быстрая, только ответы. (слайд 9)

VI. Итог урока ( 1 мин).

           Сегодня на уроке мы установили различные взаимосвязи и рассмотрели разнообразные задания, связанные с графиками функций и графиками производных и их свойствами. Эти задания хороши тем, что на их выполнение можно потратить очень мало времени, т.к. они не требуют решений и вычислений: посмотрел на график – оценил – записал ответ. А на Едином Государственном Экзамене это очень важно быстро и правильно отвечать на вопросы.

         Дома проверьте, как вы разобрались во взаимосвязях графиков функций и производных, решая задания типа В8 на сайте РЕШУЕГЭ.РУ.

 



Предварительный просмотр:

   

Лист  № 1   (теоретический)

Взаимосвязь свойств  функции и графика  её производной

       

Свойства

функции

Знак

производной

Поведение графика

производной функции у=f ' (x)

Функция

иозрастает

на [a;b]

f ' (x)        0

            y

   

    a                            b         x

Функция

убывает

на [a;b]

f ' (x)        0

            y

    a                            b          x

х0 – критическая точка,

где f ' (x) = 0

Знак

производной

Поведение графика

производной функции у=f ' (x)

     x0 = хmax

                       x

             x0

                 у

 

                                                      х

                                 x0

     x0   =  хmin

                     x

             x0

                 у

 

                                                      х

                                 x0

                             

                         

х0 точка

перегиба

графика

функции

                     x

             x0

                 у

 

                                                      х

                                 x0

                     x

             x0

                 у

 

                                                      х

                                 x0

                                             

Лист  № 2

1.  По графику функции у=f(х) укажите:

      1) при каких значениях x производная функции f (x)=0 ;

      2) при каких значениях x производная функции f ‘ (x)<0; 

      3) при каких значениях f (x)>0.

     

2. Функция определена на множестве действительных чисел. На рисунке изображён график её производной  y=f  ‘ (x).

       1) Сколько точек экстремума имеет функция у=f(x)?

       2) Укажите  точку минимума функции у=f(x)

       3) Исследуйте функцию  y=f(x) на монотонность и укажите количество промежутков, на которых функция возрастает;

       4)Укажите  длину промежутка убывания  функции y=f(x).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

Обобщающий урок" Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Обобщающий урок по курсу "Человек". Программа Сонина Н.И.Урок построен по модульной технологии, обучающиеся выполняют практические задания, применяя при этом знания, полученные во время уроков, делают...

Проверочная работа по теме "Производная. Геометрический и физический смысл производной. Исследование функции по графику производной".

Данная  проверочная работа может быть использована как  для проверки знаний после окончания прохождения темы, так и в ходе итогового повторения  при подготовке к ЕГЭ. Работа составлена ...

Таблица для заполнения при изучении темы "Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем"

заполняя таблицы по темам:  Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кр...

Самостоятельная работа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса по теме "Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производная сложной функции"

Самостоятельная работа проверочного характера, составлена в двух вариантах (задания профильного уровня), имеются ответы. Цель: проверка усвоения изученного материала....