Обобщающий урок" Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Обобщающий урок по курсу "Человек". Программа Сонина Н.И.Урок построен по модульной технологии, обучающиеся выполняют практические задания, применяя при этом знания, полученные во время уроков, делают выводы о пользе физических упражнений и физических нагрузок для организма человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_biologii_v_8_klasse_po_programme_n.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок биологии в 8 классе по программе Н.И. Сонина.
Тема модуля. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.
Цель: Обобщить и расширить знания о связи между строением и функциями скелета и мышц. Выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления. Акцентировать внимание школьников на значении мышечной активности, физического труда , занятий спортом для формирования и развития организма подростка.
Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Мышцы», «Правильная осанка», «Работа мышц», информационные листы, хоккейная шайба.
Ход урока.
1.Групповая работа. Задание для первой группы.
Задание для 2 группы.
Тема модуля. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.
Учебный элемент | Тема, цель. Этапы работы | Тема, цель. Этапы работы | Дополнительная информация |
УЭ-I 1-1 1-2 | Тема. Мышцы туловища и их функции. Цель. Знать мышцы туловища и их функции. Этапы работы: 1.Повторить материал. 2.Сопоставить рисунки. 3.Сделать выводы. 4.Подготовить одного выступающего (рассказ с выводами) | Учебник с.108 А) рис. На с.109 Б)информационный лист №1 с рисунками и названиями мышц | Обратить внимание, что на рисунке подписаны мышцы, а на информационном листе №1 названы группы мышц. |
УЭ-II | Тема. Согласованная работа мышц сгибателей и разгибателей. Цель. Доказать согласованную работу мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Этапы работы: 1)Изучить материал по согласованной работе мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. 2) Подготовить рассказ с выводами. | Учебник с.112 информационный лист №2 | Изучить внимательно рисунки в учебнике и на информационном листе №2. |
*Блиц-турнир.
УЭ-III | |||
Исследовательская работа «Выявление гибкости позвоночника» | |||
III-2 III-3 | Цель: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника. Ход работы. 1.Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперед и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры. 2.Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите).Если пальцы ниже её, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись-знак « -«. 3.Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6…+9, а у девушек +7…+9см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника. | ||
III-4 | Подготовить одного ученика для демонстрации исследования | ||
III-5 | Прокомментировать действия этого ученика( 1 выступающий) | ||
III-6 | Сделать выводы. Записать в тетрадь. |
Творческая командировка. Запись в тетрадь краткая.
УЭ-IV IV-1 IV-2 IV-3 | Домашнее задание: Проверить свои знания, ответив кратко на вопросы(предложен материал КИМов ЕГЭ , оценка «3»-3 вопроса, «4»-4вопроса, «5»-за 5 правильных ответов на вопросы): 1.Что относится к опорно-двигательной системе человека? 2.Что происходит при сокращении мышц? 3.Для чего необходима мышечная ткань? 4.За счет чего происходит рост кости в длину? 5.Чем череп человека отличается от черепа приматов? *Индивидуальное исследование: Занимаясь утренней зарядкой, проведите наблюдение: измерьте толщину вытянутой руки в самом широком месте плеча и выпрямленной ноги в самом широком месте голени. Повторяйте такие измерения каждый месяц. Данные занесите в таблицу:
** Индивидуальное исследование : ВЕС 2 (РОСТ) Вы получите индекс своего веса в соответствии со строением вашего тела, конфигурации. Индекс для измерения: мужчины-20-25 единиц, женщины-19-24 единицы. |
Задание для 3 группы.
Тема модуля. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.
Учебный элемент | Тема, цель. Этапы работы | Тема, цель. Этапы работы | Дополнительная информация | |||||||||
УЭ-1 1-1 1-2 | Тема. Мышцы конечностей и их функции. Цель: знать мышцы конечностей и их функции. Этапы работы: 1.Повторить материал. 2.Сопоставить рисунки. 3.Сделать выводы. 4.Подготовить одного выступающего (рассказ с выводами). | А)учебник с.108 Б)рисунок на с.109 В)информационный лист №1 с рисунками и названиями мышц | Обратить внимание, что на рисунке подписаны мышцы, а на информационном листе №1 названы группы мышц. | |||||||||
УЭ-2 2-1 2-2 | Тема. Рефлекторный характер мышечной деятельности. Цель: убедиться в рефлекторном характере мышечной деятельности. Этапы работы: 1.Изучить материал по данной теме. 2Подготовить рассказ с выводами. | А)Учебник с.113 Б)информационный лист №2 | Изучить внимательно рисунки в учебнике и на информационном листе №2. | |||||||||
УЭ-3 3-1 | Задание. Используя вопросы, составить памятку по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата. 1.Почему вредно носить обувь на высоком каблуке? 2.Почеу человеку, страдающему плоскостопием, трудно ходить? 3.Как можно предупредить и вылечить плоскостопие? 4.Как влияет на организм искривление позвоночника? 5.Как это можно предупредить? 6.Назовите признаки правильной осанки. 7.Почему мышцы головы человека, постоянно занимающегося физическим трудом, обладают выносливостью? 8. | |||||||||||
УЭ-4 4-1 4-2 | Домашнее задание. Проверить свои знания, ответив кратко на вопросы(предложен материал КИМов ЕГЭ , оценка «3»-3 вопроса, «4»-4вопроса, «5»-за 5 правильных ответов на вопросы): 1.Что относится к опорно-двигательной системе человека? 2.Что происходит при сокращении мышц? 3.Для чего необходима мышечная ткань? 4.За счет чего происходит рост кости в длину? 5.Чем череп человека отличается от черепа приматов? *Индивидуальное исследование: Занимаясь утренней зарядкой, проведите наблюдение: измерьте толщину вытянутой руки в самом широком месте плеча и выпрямленной ноги в самом широком месте голени. Повторяйте такие измерения каждый месяц. Данные занесите в таблицу:
** Индивидуальное исследование : ВЕС 2 (РОСТ) Вы получите индекс своего веса в соответствии со строением вашего тела, конфигурации. Индекс для измерения: мужчины-20-25 единиц, женщины-19-24 единицы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»
Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....
урок по теме "Строение и значение опорно-двигательной системы"
Урок раскрывает строение и значение опорно-двигательной системы, построен с использованием технологии трезменой системы обучения и ИКТ....
урок по теме "Строение и значение опорно-двигательной системы"
разработка урока с приложениями...
план-конспект урока Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека
Конспект урока содержит структуры сингапурской методики...
Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью
В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять кинезиологические упражнения, ...
Значение занятий по плаванию в физическом развитии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического....
Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ...